kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности внимания детей с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важную роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер психики ребенка играет внимание, оно обеспечивает эффективность обучения детей. В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны и представляют сложную систему. Мыслительные процессы опираются на восприятие и память, сложные формы памяти не возможны без участия мышления, выполнение любого познавательного действия сопровождается вниманием, соответственно внимание включается во все психические процессы и является важной характеристикой познавательной сферы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности внимания детей с интеллектуальными нарушениями»

СОДЕРЖАНИЕ



Особенности внимания умственно отсталых детей


Введение..........................................................................................................

I. Специфика развития внимания умственно отсталых детей...................

II. Экспериментальные методики исследования внимания..…..................

III. Коррекция нарушений внимания умственно отсталых детей.............

Заключение.....................................................................................................

Список литературы.........................................................................................

Приложения.....................................................................................................



3

4

7

11

16

17

18





























ВВЕДЕНИЕ


Важную роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер психики ребенка играет внимание, оно обеспечивает эффективность обучения детей. В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны и представляют сложную систему. Мыслительные процессы опираются на восприятие и память, сложные формы памяти не возможны без участия мышления, выполнение любого познавательного действия сопровождается вниманием, соответственно внимание включается во все психические процессы и является важной характеристикой познавательной сферы.

Дети с интеллектуальной недостаточностью чаще всего страдают от рассеянности, низкой устойчивости, малого объема, недостаточного развития своего внимания, что приводит к их дезадаптации, влияет на выполнение учебной и трудовой деятельности. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению, это главное условие осуществления познавательной деятельности. Состояние внимания влияет на всю деятельность ребенка. А так как при умственной отсталости все процессы внимания нарушены и отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности в целом, вот поэтому данная проблема является одной из самых актуальных проблем в специальной психологии и педагогики.

В отечественной психологии имеется ряд работ, посвященных изучению процессов внимания детей с интеллектуальной недостаточностью — Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, И.Л. Баскакова, Б.И. Айзенберг, С.В. Лиепинь, Н.С. Осипова, Г.М. Понорядова, У.В. Ульенкова, Л.И. Переслени, С.А.Сагдулаев, Н.П. Вайзман, Д.С. Гуровец. Исследования этих специалистов показывают, что при интеллектуальной недостаточности все свойства внимания нарушены, но в, то, же время выявлены возможности коррекции недостатков внимания.

Внимание имеет огромное значение в развитии и воспитании ребенка.

При интеллектуальной недостаточности ни одно из свойств внимания не остается тем или иным образом, не задетым патологическим отклонением в развитии психики, что приводит к тому, что учащиеся с интеллектуальной недостаточности не в состоянии усваивать новые знания и навыки наравне со своими нормально развивающимися сверстниками. Интеллектуальная недостаточность затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности.








I. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ


Умственная отсталость (психическое недоразвитие) представляет собой «совокупность этиологических различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких, не прогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта». У детей с отклонениями в умственном развитии часто отмечается несовпадение биологического и календарного (паспортного) возраста. Структурно-функциональная организация нервной системы находится на более раннем этапе развития, не соответствующем календарному возрасту.

Впервые в отечественной психологии особенности развития как произвольного, так и непроизвольного внимания умственно отсталых детей описал Л.С. Выготский. Многие психологи в своих работах отмечали особенности познавательной сферы младших школьников с умственной отсталостью, в частности отмечали недостаточную сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных свойств внимания: объема, концентрации, распределения. Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др. считают нарушения внимания одним из характерных симптомов умственной отсталости. В своих работах Г.Е. Сухарева охарактеризовала внимание умственно отсталых детей как трудно привлекаемое, плохо фиксируемое и легко рассеивающееся.

Отмечается снижение устойчивости внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью. У одних детей с умственной отсталостью наблюдалось максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и его постепенное снижение. У других — сосредоточение внимание наблюдается после осуществления какой-либо деятельности. У третьих сосредоточение внимания периодично.

У школьников с недостатками умственного развития нарушено и непроизвольное (пассивное), и произвольное (активное) внимание. В то время, как у младших школьников с нормально протекающим развитием в начальной школе на первый план выходит произвольное внимание, то у их ровесников с интеллектуальными отклонениями по-прежнему доминирует непроизвольное.

Непроизвольное внимание умственно отсталых школьников также имеет свои особенности. Известно его несоответствие внешнему выражению - создается впечатление, что ученик обдумывает задачу, о чем говорит выразительность его позы, а между тем его внимание сосредоточено на самой позе и ее выразительности, а не на задаче.

Внимание умственно отсталых детей адинамично - его трудно привлечь именно к нужным объектам. Внимание плохо фокусируется на объекте, как-бы скользит по поверхности и не достигает достаточной степени концентрации внимания.

Установлено, что объем внимания у умственно отсталых первоклассников низкий, так как ограничивается 1 - 2 объектами. У третьеклассников он несколько выше (2 - 3 объекта). Исследования показали зависимость объема внимания умственно отсталых учеников от наличия смысловых связей между предъявляемыми объектами. При восприятии изображенных предметов, логическая взаимосвязь между которыми понятна учащимся, внимание у первоклассников повышается. У третьеклассников значительно возрастает объем внимания при восприятии не только изображений предметов, логически связанных между собой, но и букв, образующих слова, т.е. при восприятии более абстрактного материала. Вместе с тем объем внимания учащихся младших классов с нарушением интеллекта значительно ниже объема внимания их нормально развивающихся сверстников, особенно при выполнении заданий, в которых требуется более высокий уровень обобщения и осмысления.

Для младших умственно отсталых учеников периодом наиболее оптимального проявления устойчивости внимания при выполнении однообразной работы является временной промежуток в 6 - 10 минут.

Средний уровень устойчивости внимания школьников с нарушением интеллекта ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников, но при этом большинство из них могут относительно долго интенсивно выполнять несложную однообразную работу.

Младшие школьники с умственной отсталостью испытывают значительные трудности в деятельности, требующей распределения внимания (например, им сложно одновременно слушать педагога и записывать «по ходу»). В дальнейшем, в процессе специального коррекционного обучения для умственно отсталых третьеклассников выполнение одновременно двух заданий становится более доступным.

Особенности такого качества внимания, как переключение, у умственно отсталых школьников мало изучены, однако имеющиеся материалы позволяют сделать некоторые выводы. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью, особенно младшего школьного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения. Установлено, что переключение внимания учеников с интеллектуальной недостаточностью во многом зависит от характера предъявляемых объектов. Замечено, что младшие школьники успешнее выполняют задания, требующие переключения внимания при работе с более конкретным материалом (например, с изображением предметов), чем с абстрактным.

Большое количество видов деятельности, используемых учителем на уроке, приводит к быстрой утомляемости учащихся и происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи. Отвлекаемость характерна для возбудимых детей, которым присуща живость, подвижность, назойливость, часто двигательная расторможенность в сочетании с неустойчивостью внимания. Такая чрезмерная отвлекаемость ведет к невозможности выполнить задание, которое доступно и понятно обычному ребенку. Для концентрации внимания требуются волевые усилия и определенная затрата энергии, что вызывает трудности.

В работах С.В. Лиепинь анализируются различия в свойствах внимания у школьников-олигофренов с разной структурой дефекта. Так, у учащихся с неосложненной формой олигофрении наблюдается наименьшее отставание от нормы в показателях объема внимания, устойчивости и его распределения, а также в динамике развития этих свойств.

У умственно отсталых школьников с преобладанием процессов возбуждения констатировано существенное отставание в показателях качества устойчивости и распределения внимания по сравнению с учащимися, имеющими неосложненную форму олигофрении. Общая характеристика внимания возбудимых олигофренов при создании им оптимальных условий такая же, как у умственно отсталых школьников с неосложненной структурой дефекта. Вместе с тем при предъявлении им объектов, связанных между собой по смыслу, объем их внимания более узкий. У них также отмечается низкая динамика развития внимания.

Самый низкий показатель устойчивости внимания имеют умственно отсталые ученики с преобладанием процессов торможения. Большинство учащихся данной клинической группы не способны к распределению внимания. Для заторможенных учащихся характерна чрезвычайная старательность в выполнении простых действий, которые они способны выполнять часами, ни на что, не отвлекаясь и не реагируя.

В целом, показатели внимания у возбудимых учеников лучше, чем у заторможенных детей. И у тех и у других объем внимания существенно отстает от нормы именно в тех случаях, когда требуется более высокий уровень обобщения и осмысления при восприятии.

Таким образом, внимание младших школьников с умственной отсталостью характеризуется недостаточной произвольностью, дефицитарностью основных свойств внимания: объема, концентрации, распределения. У одних детей с умственной отсталостью наблюдается максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и его постепенное снижение в дальнейшем. У других детей сосредоточение внимание наблюдается во время осуществления какой-либо деятельности. У третьих сосредоточение внимания периодично. Теоретический анализ литературы показал своеобразие развития внимания школьников с умственной отсталостью, что обусловливает необходимость его эмпирического изучения и разработки и реализации мер психологического воздействия, способствующих оптимизации развития этого психического процесса.





II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ


Для исследования внимания детей с нарушением интеллекта используются следующие методики, позволяющие выявить сформированность таких параметров, как объем, устойчивость, переключаемость и распределение внимания. Сложность методик подбирается с учетом возраста испытуемых.

Методика №1 исследование объема внимания.

Цель: определить объем внимания.

Материал и оборудование: 8 карточек (приложение 1), 8 бланков для заполнения каждому, секундомер, карандаш.

Описание работы и порядок работы: испытуемому на короткое время (1 сек.) предъявляется по одной все 8 карточек с изображением от 2 до 9 точек. Каждая карточка показывается 2 раза. После того испытуемый отмечает на аналогичном, пустом бланке расположение точек; на воспроизведение карточек с 2-5 точками дается 10 секунд, 6-7 точек - 15 секунд; 8-9 точек- 20 секунд.

Инструкция испытуемому: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках, в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Обработка результатов: объемом внимания считается максимальное число точек, которые ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочное самое большое количество точек).

Результаты оцениваются в баллах следующим образом:

  • 10 баллов и выше - объем внимания равный 7 единицам и выше (очень высокий результат);

  • 9 баллов - объем внимания 4-6 единиц (высокий результат);

  • 7 баллов - объем внимания 2-3 единицы (ниже нормы);

  • 3 балла - меньше 2 единиц (низкий результат).

Методика №2 оценка устойчивости и переключения внимания (Корректурная проба, тест Бурдона).

Цель: определить устойчивость и переключаемость внимания.

Материал и оборудование: стандартные бланки теста «Корректурная проба» (приложение 2) для каждого учащегося, образец, секундомер.

Описание методики и порядок работы: работа проводится со стандартным бланком теста « Корректурная проба» индивидуально (можно и в группе). У испытуемого должно быть желание выполнить задание. Перед выполнением задания экспериментатор обращается к испытуемым со словами: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскиваете буквы «К» и «Н» и обозначить их. Букву «К» зачеркнуть, букву «Н» обвести кружком. Задание необходимо выполнить быстро и точно». Работа начинается по команде экспериментатора. Время работы - 5 минут.

Обработка результатов. Рассчитать продуктивность внимания:

  • продуктивность внимания (количество просмотренных букв за 5 минут);

  • точность выполнения:


А = Е / (Е + 0) — где Е- количество правильно вычеркнутых букв, О - количество ошибок.

Если испытуемый не допускает ни одного пропуска, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда меньше единицы.

  • 9-1 - высокий уровень;

  • 7-0,8 - выше среднего;

  • 5-0,6 - средний;

  • 3-0,4 - ниже среднего;

  • 0,2 -низкий.

Методика № 3 «Найди и вычеркни».

Цель: диагностика переключения и распределения внимания.

Оборудование: рисунок с изображением простых фигур (приложение 3), часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров внимания, простые карандаши.

Ход работы: перед началом работы школьнику показывают таблицу, в которой находятся геометрические фигуры: квадраты, ромбы, круги и треугольники, затем объясняют, что в квадраты ребенку придется ставить значок галочку (V), в треугольники он будет ставить черточку (-), в ромб будет ставить точку (.), а в круг - плюс (+). Ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 секунд) ему говорят «начинай» и «стоп». Экспериментатор отмечает на рисунке ребенка то место, где даются соответствующие команды.

Общий показатель переключения и распределения внимания определяется по формуле:


D = N / (N + n) — D - показатель переключения и распределения внимания; N- количество фигур, которые просмотрел ребенок; n - количество ошибок.

Оценка результатов:

  • 75 - 1,0 - высокий уровень;

  • 5 - 0,75 - средний уровень;

  • 0,5 - низкий уровень.

Методика № 4 Изучение переключения внимания.

Необходимый материал: таблицы Шульте, которые представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в случайном порядке в клетках.

Испытуемый должен показать и назвать в заданной последовательности (как правило, возрастающей от единицы до двадцати пяти) все цифры.

Ход выполнения задания: испытуемому предлагается подряд четыре-пять неидентичных таблиц Шульте. Психолог регистрирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности.

Методика № 5 «Рисование треугольников».

Цель: Выявление индивидуальных особенностей переключаемости произвольного внимания учащихся с умственной отсталостью.

Обследуемому дается листок бумаги для выполнения задания, затем следует инструкция: «Будь очень внимателен! Сейчас я дам тебе два письменных задания, а ты должен их правильно выполнить».

Первое задание - нарисовать 3 строки треугольников уголком вверх. Обследуемому ребенку на отдельном листке показывается образец (/\ /\ /\ /\), после ознакомления с ним образец убирается.

После выполнения испытуемыми первой части задания обследователь предлагает через 2-3 строчки рисунка продолжать рисовать треугольники, но уголком вниз. Обследуемому так же, как при выполнении первого задания, предъявляется образец (\/ \/ \/ \/), убирающийся после ознакомления с ним.

Критерии оценки результатов:

  • отсутствие нарушений переключаемости внимания: правильное выполнение задания - 5 баллов;

  • негрубо выраженные нарушения переключаемости внимания в виде ошибок при рисовании первых трех фигур второго задания, затем правильное выполнение задания - 4 балла;

  • слабая степень нарушения переключаемости внимания: единичные случаи «застревания» на предыдущем действии, ошибки, исправляемые по ходу выполнения задания - 3 балла;

  • отчетливо выраженные нарушения переключаемости внимания: отдельные ошибки при выполнении 1-го задания, ошибочное выполнение 2-го задания, кроме первых трех треугольников - 2 балла;

  • сильная степень нарушения переключаемости внимания: ошибки при выполнении 1-го и 2-го задания, отказ от выполнения 2 задания - 1 балл.

Методика № 6 «Тест Тулуз-Пьерона".

Цель - выявление скорости переработки информации и уровня концентрации внимания.

Стимульным материалом являлся бланковый лист ответов к тесту (Приложение 5).

На доске экспериментатором был перерисован квадратик-образец и 10 квадратиков с тренировочной строки с бланка ответов к тесту Тулуз-Пьерона. Детям предлагалось сравнить квадратики тренировочной строки с квадратиками-образцами. Эта часть работы выполнялась с помощью экспериментатора. Остальную часть тренировочной строки дети выполняли самостоятельно. Когда квадратик не был похож на образцы, его подчеркивали. Когда квадратик был похож на какой-нибудь из образцов, тогда его зачеркивали вертикальной черточкой. Затем детям давалась следующая инструкция: «Теперь, когда я скажу: «Начали!» - мы будем выполнять само задание. Работать будем точно по времени, на каждую строчку будет отведена одна минута. За одну минуту всю строчку сделать не успеем. Не надо торопиться, надо работать внимательно.

Как только пройдет минута, я скажу: «Стоп, пошла вторая строчка. Вы сразу начинаете заполнять вторую строчку.

Работаете, работаете, пройдет еще минута, и я скажу: «Стоп, пошла третья строчка». Сразу переносите руку и начинаете делать третью строчку. И так мы сделаем 10 строчек. Сравнивать нужно с этими же квадратиками-образцами, делать все то же самое, что вы только что делали: также зачеркивать и подчеркивать».

С помощью секундомера фиксировалось время.

Обработка результатов тестирования осуществлялась с помощью наложения на бланк ключа, изготовленного из прозрачного материала. На ключе кружками выделены места, внутри которых должны оказаться зачеркнутые квадратики. Для каждой строчки подсчитывалось:

  • общее количество обработанных квадратиков (включая и ошибки);

  • количество ошибок.

За ошибку считалось:

  • неверная обработка (когда внутри маркера квадратик подчеркнут, а вне его – зачеркнут);

  • любые исправления и пропуски (когда квадратик вообще не обработан).

Обработка данных, полученных с помощью методик, проводилась на основе учета следующих показателей: скорость выполнения теста; точность выполнения теста.

Скорость выполнения теста рассчитывалась по формуле, где общая сумма обработанных знаков делилась на количество рабочих строк.

Высокий уровень скорости переработки информации имеет результат больше 45;

Уровень выше среднего - результат имеет от 37 до 44;

Средний уровень - результат от 28 до 36;

Уровень ниже среднего - результат от 20 до 27;

Низкий уровень - скорость переработки информации ниже 19.

Показатель внимательности рассчитывался по формуле, где вычислялось отношение правильно обработанных знаков к общему числу обработанных знаков.

  • Высокий уровень - коэффициент точности выполнения теста составляет 0,98 и больше;

  • Уровень выше среднего - результат находится от 0,96 до 0,97;

  • Средний уровень - результат составляет от 0,92 до 0,95;

  • Уровень ниже среднего - результат находится от 0,9 до 0,91;

  • Низкий уровень - показатель ниже 0,89.


III. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ВНИМАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.


Так как для умственно отсталых детей, как правило, характерно отсутствие интереса к учению, они легко отвлекаются и быстро устают, коррекционная работа с ними требует более широкого, чем с обычными детьми, включения методов, вызывающих интерес к учению: использование развивающих игр, создание занимательных ситуаций, игровых упражнений и т.д.

1. Упражнение «Заколдованное слово».

Цель: развитие произвольного внимания, мышления.

Форма занятия групповая.

Психолог объясняет задание: Ребята, сейчас вам сначала надо без ошибок переписать зашифрованные слова, а затем их отгадать:

НАЛИМА (малина); УДАГАР (радуга); РАТЕКА (ракета).

2. Игра «Найди два одинаковых предмета».

Цель: развитие зрительного внимания, быстроты реакции, речи.

Форма занятия групповая.

Детям предлагаются карточки с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Надо как можно быстрее найти эти два одинаковых предмета и объяснить свой выбор.

В качестве поощрения используются фишки (медальки «Самый быстрый», «Самый внимательный» и т.д.), которые даются детям, которые быстро и правильно справились с заданием.

3. Упражнение «Сказочный лес».

Цель: развитие концентрации внимания и речи.

Форма занятия групповая.

Психолог предлагает отправиться школьникам в сказочный лес, где растут необычные деревья разной формы. Выбирается 1 ребенок (который пойдет по лесу), а другие дети, по команде психолога «замирают» в разных позах изображая «сказочные деревья». (Деревья не должны шевелиться и менять позу!). Ребенок идет по лесу и рассказывает, на что похожи деревья. Затем роли меняются.

4. Игра «Где чей домик?».

Цель: развитие устойчивости внимания.

Форма занятия индивидуальная.

Ребенку дается рисунок с изображением 5-7 разных зверей и таким же количеством домиков. Задача ребенка - определить, где чей домик не прорисовывая линии.

На первом этапе, если ребенок не справляется, психолог разрешает пользоваться карандашом, но в дальнейшем задание выполняется без прорисовки пути.

5. Упражнение «Что звучало?».

Цель: развитие слухового внимания.

Форма занятия индивидуальная или групповая.

Психолог показывает ребенку разные звучащие предметы (музыкальные инструменты, пищащие игрушки, свистульки и т.д.), а затем прячет их за ширму и воспроизводит звуки, но ребенок уже не видит сам предмет. Задача учащегося - отгадать, какой предмет издавал звук.

6. Упражнение «Какое слово повторяется?»

Цель: развитие произвольного внимания, мышления.

Форма занятия индивидуальная.

Психолог дает ребенку на листочке слова «склеенные» между собой и объясняет, что нужно их разделить и найти повторяющееся слово:

КАШАСОЛНЦЕЛИСТЮЛАКАШАЗЕМЛЯРЫБАВОДАХОРОВОДКАШАДЕТИПАРТАШКОЛАКАШАЛЕС

7. Игра «Что посадим в огороде».

Цель: развитие моторно-двигательного внимания.

Форма занятия групповая.

Психолог говорит: Ребята, я хочу посадить огород. Помогите мне выбрать, что надо сажать, а что нет. Затем говорит: «Я хочу посадить…..(капусту)», или «Стулья будут расти?». А дети должны ответить. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

На первоначальных занятиях рекомендуется сопровождать вопросы иллюстрациями (картинка моркови, капусты, стула и т.д.).

8. Упражнение «Что я видел».

Цель: тренировка объема внимания.

Форма занятия индивидуальная.

Психолог в отсутствие ребенка кладет на стол от 5 до 7 разных предметов (количество предметов зависит от уровня развития ребенка) и накрывает их непрозрачной салфеткой. Затем приглашается ребенок. На короткое время психолог убирает салфетку и показывает ребенку лежащие под ней предметы, затем опять накрывает их и предлагает ребенку перечислить предметы, которые он видел.

Данное упражнение необходимо повторять со сменой предметов и постепенным увеличением их количества. Затем можно будет предлагать ребенку описать внешние признаки спрятанных предметов (синий карандаш, зеленый ластик и т.д.).

9. Упражнение «Лишние числа».

Цель: развитие концентрации и распределения внимания.

Форма занятия индивидуальная.

Психолог предлагает ребенку считать вслух от 1 до 15 (в дальнейшем счет усложняется и увеличивается), но он не должен называть числа, включающие 3 или кратное трем. Вместо тройки он должен говорить «Лишнее число».

Например: 1,2, «Лишнее число», 4,5, «Лишнее число», 7,8….

10. Игра «Быстрая реакция».

Цель: развитие навыка переключения внимания.

Форма занятия групповая или индивидуальная.

Психолог говорит: Когда я говорю слово «Лес» - мы идем по лесу, когда говорю слово «Нос» - мы дотрагиваемся до носа, «право» - делаем шаг вправо, «ухо» - дотрагиваемся до уха и т.д.

Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, выполняя действия.

11. Игра «Светафор».

Цель: развитие зрительного внимания, быстроты реакции.

Форма занятия групповая.

Дети становятся в круг или в линию на некотором расстоянии от психолога, у которого в руках три кружочка с цветами светофора: красный - «Остановились», желтый - «Приготовились», зеленый - «Пошли».

Психолог поднимает разные кружочки в разном порядке, а дети выполняют нужные действия. Кто ошибается - выбывает из игры.

Игру хорошо сопровождать легкой веселой музыкой.

12. Упражнение «Назови пары слов».

Цель: развитие переключения внимания, сосредоточенности.

Форма занятия индивидуальная.

Психолог предлагает ребенку поочередно назвать два неодушевленных и два одушевленных слова. Например: «воздух» - «вода»; «цыпленок» - «утенок»...

Варианты игры: назвать одно слово неодушевленное, два одушевленных. Назвать одно слово - предмет мебели, два - животные, три - растения. Назвать два числа и три геометрические фигуры.

Варианты подбираются в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

13. Упражнение «Что изменилось?».

Цель: развитие произвольного внимания, слухового восприятия, мышления.

Форма занятия индивидуальная.

Психолог проговаривает с ребенком несложные задачи: «Мама послала сына в магазин купить хлеб, молоко, сахар и сыр. Мальчик купил в магазине сыр, молоко, хлеб и спички». Он все купил правильно? Что изменилось? И т.д.

14. Упражнение «Пишущая машинка».

Цель: развитие активного и волевого внимания, переключения внимания, осуществление контроля и самоконтроля.

Форма занятия групповая.

Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Карточку с буквой можно прикрепить на грудь ребенку. Затем придумывается слово или простая фраза. По сигналу дети начинают «печатать»: выходит первая буква, к ней подходит вторая... Когда слово будет составлено полностью, все дети хлопают в ладоши.

15. Упражнение «Найди половинку».

Цель: развитие устойчивости внимания.

Форма занятия индивидуальная.

Психолог дает ребенку лист, на котором нарисованы 5-7 пар разных предметов в хаотичном порядке. Задача ребенка - логически их соединить - цветы-ваза; чашка-блюдце; стол-стул и т.д.

16. Игра «Зеркальная комната».

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Формирование чувства уверенности, умения выполнять действия по команде.

Форма занятия групповая.

Психолог говорит детям: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в комнату, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы - зеркалами».

17. Упражнение «Нарисуй по образцу».

Цель: развитие кратковременной памяти и увеличение объема внимания.

Форма занятия индивидуальная.

Психолог показывает ребенку рисунок, на котором изображены 4-7 геометрических фигур (количество со временем увеличивается) и предлагает их запомнить, а затем нарисовать точно также на отдельном листе бумаги.

18. Игровое упражнение «Ладошки».

Цель: развитие устойчивости внимания.

Форма занятия групповая.

При выполнении игрового упражнения «Ладошки» участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т. е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки дети, поднявшие ладошки не вовремя или не поднявшие их в нужный момент, выбывают из игры.

19. Упражнение «Найди отличия».

Цель: развитие устойчивости внимания и концентрации.

Форма занятия индивидуальная или групповая.

Психолог дает ребенку два почти одинаковых рисунка и предлагает их внимательно рассмотреть и найти отличия.

Если работа ведется в групповой форме, то выигрывает тот, кто быстро и правильно нашел все отличия.

20. Игра «Четыре стихии».

Цель: развитие произвольного внимания и концентрации движений.

Форма занятия групповая.

Психолог рассаживает детей на стульчики по кругу и объясняет правила: если он говорит слово «земля» - руки опускаются вниз, «вода» - вытягиваем руки вперед, «огонь» - встать и обойти стульчик, «воздух» - поднять руки вверх.

Данную игру также можно проводить на свежем воздухе во время прогулки.

21. Игра «Волшебная цифра».

Цель: развитие концентрации внимания и произвольности, слухо-моторной координации.

Форма занятия групповая.

Психолог говорит детям, что если они будут хорошо знать цифры, то попадут в Страну Знаний. Для каждого он сообщает волшебную цифру. На коврик вразброс кладутся цифры по всему залу (по числу участников) Игроки запоминают свою цифру. Когда психолог подаст сигнал, дети бегут к коврику и ищут свою цифру, затем обегают коврик справа и возвращаются к месту старта.

22. Упражнение «Выкладываем по образцу».

Цель: развитие произвольного внимания.

Форма занятия индивидуальная или групповая.

Психолог показывает ребенку игру «Мозаика». На игровом поле уже выложен узор. Учащемуся дается пустое мозаичное поле и предлагается выполнить задание по образцу.

23. Игра «Воспроизведение геометрических фигур».

Цель: развитие концентрации и объема внимания, зрительной памяти.

Форма занятия групповая или индивидуальная.

На столе психолога лежат разные геометрические фигуры. Ребенку дается чистый лист бумаги и карандаши. Психолог предлагает рассмотреть разные геометрические фигуры в течение 10 секунд, запомнить их, и потом на листе бумаги по памяти нарисовать эти фигуры.

После просмотра плакат (фигуры) убираются и дети рисуют по памяти.

24. Упражнение «Летает-не летает» или «Съедобное - не съедобное».

Цель: развитие концентрации переключения внимания и мышления.

Форма занятия групповая.

Учащиеся садятся или становятся полукругом, а ведущий (психолог) называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что внимание играет большую роль в развитии личности не только нормально развивающегося ребенка, но и ребенка с умственной отсталостью.

В настоящее время внимание рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как особое свойство личности. Существуют многочисленные определения внимания, в которых объединяющим началом является понимание его как важнейшего фактора в организации деятельности человека. Основными свойствами внимания являются устойчивость, переключение, распределение, объем, концентрация, отвлечение и рассеянность.

В младшем школьном возрасте происходит активное формирование всех психических функций ребенка, в том числе и его внимания. Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду.

Имеющиеся в специальной психологии данные свидетельствуют о своеобразии развития внимания умственно отсталых учащихся. Установлено, что у младших умственно отсталых учеников доминирующим является непроизвольное внимание. Вместе с тем вышеназванные авторы отмечают, что у школьников с недостатками умственного развития нарушено и непроизвольное (пассивное), и произвольное (активное) внимание. Кроме того, внимание адинамично - его трудно привлечь именно к нужным объектам. Число и своеобразие предметов и явлений, которые занимают умственно отсталого ребенка, очень ограниченны в сравнении с нормально развивающимися. Внимание плохо фокусируется на объекте, как-бы скользит по поверхности и не достигает достаточной степени концентрации внимания. Трудность, а иногда невозможность длительной сосредоточенности сказывается прежде всего на деятельности, требующей умственного напряжения.

Это связано с тем, что дети с интеллектуальными нарушениями при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Невнимательность детей с нарушением интеллекта всех возрастов обусловлена слабостью их волевой сферы. Большое значение имеет также несформированность интересов детей с интеллектуальными нарушениями. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения.

Таким образом, внимание детей с интеллектуальными нарушениями имеет свои особенности, отражающие основные свойства, и характеризуется их нарушением. К особенностям внимания таких детей относятся:

 малая устойчивость,

 трудности распределения,

 сужение объема внимания,

 низкий уровень сосредоточенности,

 замедленная переключаемость,

 слабость целенаправленного внимания.

Исследования специальных психологов выявили положительные тенденции развития внимания детей с нарушением интеллекта при проведении психокоррекционной работы. Следовательно существует необходимость разработки программ направленных на коррекцию нарушений внимания у детей с умственной отсталостью.



































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. Баскакова, И.Л. Внимание школьников-олигофренов: Учеб. пособие / И.Л. Баскакова. - Изд-во МГПИ, 1982. - 70 с.

  2. Гальперин, П.Я.. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая - М.: Изд-во МГУ, 1974. - 101 с.

  3. Забрамная, С.Д. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование» / С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова. - М.: В. Секачёв, 2001. - 80 с.

  4. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. М.: Образование Плюс, 2006. 120 с.

  5. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов / под. ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл: Академия, 2007. 511 с.

  6. Лиепинь С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ / С.В. Лиепинь //Дефектология. 1985. №4. с. 47-51.

  7. Лиепинь С. В. Сравнительные исследования объема внимания учащихся 1-3 классов вспомогательных и массовых школ / С.В. Лиепинь // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М., 1976. с. 63-67.

  8. Лурия, А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1975. 105 с.

  9. Певзнер, М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности / М.С. Певзнер, Л.И. Ростягайлова, Е.М. Мастюкова. М.: Педагогика, 1992. 104 с.

  10. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. М.: Академия, 2002. 160 с.

  11. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Просвещение», 1986. - 192 с.

  12. Ульенкова, У.В. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов / У.В. Ульенкова, Л.А. Метиева. // Дефектология. - 2003. - № 2. - с. 18-25.








Приложение 1

Стимульный материал к методике №1
















Приложение 2


Стимульный материал к методике №2 «Корректурная проба (тест Бурдона)





Приложение 3


Стимульный материал к методике № 3 «Проставь значки»




Приложение 4

Таблица Шульте

















Приложение 5

Тест Тулуз-Пьерона






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Особенности внимания детей с интеллектуальными нарушениями

Автор: Антощук Евгения Анатольевна

Дата: 11.01.2020

Номер свидетельства: 535302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках письма и развития речи"
    ["seo_title"] => string(130) "aktivizatsiiauchiebnopoznavatielnoidieiatielnostiobuchaiushchikhsiasintielliektualnyminarushieniiaminaurokakhpismairazvitiiariechi"
    ["file_id"] => string(6) "258030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448438425"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Адаптированная программа для детей с нарушением интеллекта"
    ["seo_title"] => string(62) "adaptirovannaiaproghrammadliadietieisnarushieniiemintielliekta"
    ["file_id"] => string(6) "338804"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470635273"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми "
    ["seo_title"] => string(64) "osobiennosti-orghanizatsii-raboty-s-umstvienno-otstalymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "161317"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422201012"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Развитие учебной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями через дидактические игры."
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_uchebnoi_deiatelnosti_u_detei_s_intellektualnymi_narusheniiami_cherez_d"
    ["file_id"] => string(6) "482480"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1540793836"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Доклад на тему: "Особенности развития двигательных возможностей и формирование трудовых приемов у детей с нарушением интеллекта""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_temu_osobennosti_razvitiia_dvigatelnykh_vozmozhnostei_i_formirovanie_t"
    ["file_id"] => string(6) "565531"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607173371"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства