Особенности профориентационной работы с обучающимися, воспитанниками с умственной отсталостью в начальной школе
Особенности профориентационной работы с обучающимися, воспитанниками с умственной отсталостью в начальной школе
Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1- 4 классах. Актуальность данной работы заключается в том, что подготовка школьников с умственной отсталостью к осознанному выбору своей профессиональной деятельности является важнейшей задачей школьного обучения и воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности профориентационной работы с обучающимися, воспитанниками с умственной отсталостью в начальной школе»
Особенности профориентационной работы с обучающимися, воспитанниками с умственной отсталостью в начальной школе
Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1- 4 классах. Актуальность данной работы заключается в том, что подготовка школьников с умственной отсталостью к осознанному выбору своей профессиональной деятельности является важнейшей задачей школьного обучения и воспитания. Поэтому важно, чтобы профессиональное самоопределение было бы сознательным, соотнесено с возможностями здоровья и требованиями к нему отдельных профессий, что адаптация в мире труда способствует самореализации и нахождению своего места в обществе.
Профориентационная работа в начальной школе имеет пропедевтический характер. Она предполагает: формирование у младших школьников с умственной отсталостью добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни, человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно- полезной, трудовой деятельности.
Основной нашей задачей, учителей начальных классов, осуществляющих профориентационную работу, является использование всех возможностей воспитательно-образовательного процесса, чтобы максимально приблизить ребенка с умственной отсталостью к профессиональной деятельности, учитывая при этом возрастные особенности.
В младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий.
Обучающиеся 1 - 4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения, учащихся в старших классах.
Для реализации поставленной цели и задач немаловажную роль играет форма организации занятий, которая определяется возрастными и индивидуальными особенностями младших школьников с умственной отсталостью.
Так как в начальных классах ведущим видом деятельности продолжает оставаться игра, то целесообразно в профориетационной работе использовать профориентационные игры, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время - «Угадай профессию», «Кто использует в работе?», «Ассоциация» и т. д. Рассказ о содержании профессии, который должен длится не более 4 - 5 минут, с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др. Беседы с обучающимися с умственной отсталостью в начальных классах желательно также строить с элементами игры. Например, в беседе «Что из чего делается?» вопросы записываются на лепестках большой ромашки. Живой интерес вызывает беседа - рассказ вещей о себе («Меня зовут карандаш» «Меня зовут стеклянная банка» и т.п.): кто производит эти предметы, какие материалы необходимы для их изготовления, для чего они нужны (кто пользуется этими предметами?) и т.д. Экскурсии. Знакомимся с профессией библиотекаря, организовываем встречи детей с людьми данной профессии на протяжении всей начальной школы.
Профориентация через учебные предметы.
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.
Эта работа осуществляется на всех предметах начальной школы:
1. При обучении грамоте, знакомясь со звуками и буквами, называем профессии на данную букву, отгадываем загадки, знакомимся с пословицами о труде. Продолжая работу по русскому языку и чтению, на этапе чистописания прописываем букву и профессии, пословицы и поговорки. В словарной работе объясняем вид деятельности данной профессии (пилот, капитан…). На уроках чтения ведём анализ произведений, поведения героев, отношения их к труду. Например, Н. Носов «Горка» и др.
2. На уроках математики знакомство с профессиями проходит во время решения текстовых задач (задачи на движения, на нахождение массы и др.). Учащимся очень нравятся ролевые игры: «Продавец-покупатель» при изучении таблицы умножения.
3. На уроках ручного труда уже заложен в содержание программы материал профориентационной направленности. Также на этом предмете закладывается отношение к труду, старательности, самоопределение к той или иной деятельности.
4. На уроках мир природы и человека, речевой практики выделяем ряд уроков, содержание которых дополняем материалом профориентационной направленности.
Профориентационная работа в начальной школе обучающихся с умственной отсталостью, даёт возможность детям:
знать и понимать:
роль трудовой деятельности в жизни человека;
влияние технологических процессов и трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей;
назначение и сферы применения различных машин, технических устройств и инструментов;
владеть способами познавательной деятельности:
сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий на основе наблюдений;
оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей;
планировать свою деятельность (под руководством педагога).