Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации учителям- дефектологам для работы с детьми с кохлеарными имплантами на индивидуальных занятиях»
Методические рекомендации
в работе с детьми с кохлеарными имплантантами
на индивидуальных занятиях
Стремительное развитие высоких технологий, достижения медицинской науки привели к созданию высококачественных современных слуховых аппаратов, отечественных и зарубежных, что, несомненно, существенно повлияло на успешность обучения устной речи детей с нарушением слуха – глухих и слабослышащих. Однако полноценная компенсация с помощью современных СА возможна не при всех потерях слуха.
В настоящее время на помощь глухим детям приходит операция по кохлеарной имплантации. После операции, после настроек процессора ребёнок получает возможность слышать всё разнообразие звуков окружающего мира и звуков речи, в т. ч. высокие звуки, которые дети с большой потерей слуха не слышат или плохо слышат даже в мощных слуховых аппаратах. Ребёнок с КИ может услышать точно или почти точно любое слово. Но это лишь огромные возможности, которые предоставляет имплант. Реализация же этих возможностей зависит от условий обучения и условий жизни каждого ребёнка.
Важно понимать, что после операции дети не становятся нормально слышащими, они становятся слабослышащими, но с гораздо большим, чем у слухопротезированных слабослышащих, частотным диапазоном, т. е. возможностью лучше слышать структуру слова, звуки, составляющие слова, лучше слышать окончания слов и т. д. (10). КИ обеспечивает возможность слышать и тихие звуки, но это не обозначает, что ребёнок будет сразу понимать речь и говорить.
Чтобы ребёнок с КИ мог понимать речь и говорить, ему надо:
1. Научиться анализировать речь и другие звуки, а в его памяти должны накопиться образы разных звуков и слов.
2. Овладеть системой родного языка - знать значение слов, правила изменения и соединения слов в предложении.
3. Научиться произносить разные звуки речи и соединять их в слова и предложения.
4. Научиться общаться с другими людьми с помощью речи. Это очень важно, потому что многие дети с нарушенным слухом часто не используют слова и фразы в жизни для общения, хотя знают и произносят их на занятиях с педагогом (1, 2).
Процесс полноценного возвращения глухого ребёнка в мир звуков и родной речи достаточно длительный. Темпы обучения устной речи, её слуховому восприятию и пониманию у каждого ребёнка различны и зависят от многих причин.
Наиболее важными являются возраст имплантации, уровень развития остаточного слуха со слуховым аппаратом и речи на момент имплантации, интенсивность занятий с педагогом и родителями после имплантации, наличие у ребёнка дополнительных нарушений (2).
В настоящее время издана специальная литература на тему кохлеарной имплантации, публикуются научные статьи по вопросам изучения и обучения детей с КИ в журналах «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «ВЕС», рекомендации и пособия для родителей детей с КИ. Всё это оказывает существенную помощь в работе учителям -дефектологам, ведущим индивидуальную работу по РСВ и ОП в школе-интернате для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся, помогает глубже вникнуть в методику работы с учащимися, имеющими недостатки слуха, скорректировать и перестроить её с учётом особенностей новой категории детей, поступающей для обучения в учебное заведение данного типа, детей, перенёсших операцию по КИ.
После того, как появились качественные слуховые аппараты, а потом и КИ, стали интенсивно развиваться слуховые методы для развития речи детей с недостатками слуха. Детей с КИ стали обучать речи на основе слухового восприятия, так же как при естественном развитии речи у нормально слышащего ребёнка. Одним из таких слуховых методов является метод, разработанный в Санкт-Петербургском НИИ уха, горла и носа для слуховой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации (Королёва, 2008). Девиз этого метода: «Слушай, думай, говори, слушай весь день».
Слуховое развитие ребёнка после кохлеарной имплантации, как отмечает И. В. Королёва, происходит в двух ситуациях:
- в естественных условиях, дома, на улице, в гостях и пр. В этих ситуациях слуховое восприятие происходит естественно, непроизвольно. Здесь ведущая роль принадлежит родителям и то, как активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха имплантации:
- во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом и родителями. Эти занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных ситуациях .
Родители детей с КИ развивают у ребёнка умение слушать во время совместных действий: кормления, приготовления еды, одевания на прогулку и т. д. И это имеет наибольшее значение, потому что именно так ребёнок научается пользоваться слухом и речью для общения . Родители также могут проводить и занятия в виде игры, формируя у ребёнка те навыки, которые не так хорошо развиваются в процессе естественного общения.
Специалисты отводят ведущую роль в обучении понимать обращённую речь, формированию пассивного и активного словаря родителям. К сожалению, не все поступающие в 1 класс школы-интерната для глухих и слабослышащих дети, которым была сделана операция в дошкольном возрасте (3-5 лет), в силу тех или иных причин, имеют недостаточный для дальнейшего обучения пассивный и активный словарь. Только при самом тесном сотрудничестве с родителями таких детей можно восполнить упущенное и совместными (включая работу по развитию слуха и речи учителя и воспитателя класса) ежедневными усилиями восполнять образовавшийся пробел.
Задача сурдопедагога на индивидуальных занятиях по РСВ и ОП – побуждать и учить ребёнка пользоваться приобретённой физической возможностью слышать.
Требуется обеспечить переход ребёнка к коммуникации на естественной сенсорной основе. Это самый ответственный этап реабилитации – он запускает весь её дальнейший процесс, и сурдопедагог играет здесь ведущую роль .