kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «Формирование представлений о мире профессий у младших школьников через игровую деятельность».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Формирование представлений о мире профессий у младших школьников"

Цель: Формирование представлений у детей о мире профессий в условиях игровой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Формирование представлений о мире профессий у младших школьников через игровую деятельность».»









Перспективный

план самообразования

инструктора по труду

ГКОУ ЛО «Ларьянская школа – интернат»

Ждановой Елены Владимировны

на 2019 – 2020 учебный год

Тема самообразования: «Формирование представлений о мире профессий у младших школьников через игровую деятельность».

Тема: « Формирование представлений о мире профессий у младших школьников через игровую деятельность».

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания  детей всегда стоят на первом месте.

А. С. Макаренко  отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности имеет большое значение в социализации личности. Участие  в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Ранняя  профориентация  позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений детей. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

При помощи развивающих игр мы можем узнать, какая сфера научного знания более всего интересует ребенка: окружающий мир, природоведение, чтение, спорт, математика и т.д. В разнообразных ролевых играх по профориентации школьники сами выбирают себе профессию. Во время игр они учатся быть ответственными, серьезно относиться к поставленным перед ними задачам. Важны групповые игры для школьников по профориентации еще и потому, что дети начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, любимыми книгами, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, то есть получают коммуникативные навыки (учатся работать в коллективе и слушать других участников игры).

Таким образом, работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии, обогащает жизнь младших школьников новыми впечатлениями, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми и является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.


Цель: Формирование представлений у детей о мире профессий в условиях игровой деятельности школьников.

Задачи:

Проанализировать педагогическую и методическую литературу;

Создать предметно-развивающую среду;

Способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, умений и навыков путем погружения в игровую деятельность;

Развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения;

Научить детей отражать в сюжетно-ролевой игре особенности, присущие различным профессиям;

Сформировать у детей добросовестное отношение к труду;

Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.




Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в продуктивной деятельности, а в самом процессе. 

Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает наше внимание людей разных профессий. 

Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.


Существуют разнообразные виды игр: настольные (дидактические), сюжетно-ролевые, деловые, спортивные и др. Маленькие дети используют в своей профориентационной деятельности в основном сюжетно-ролевые и настольные (дидактические) игры.

Виды игр.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. В чём же её особенность? Характеризуя её, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность окружающих его взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является в ней наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребёнок тем или иным образом использует те, или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т.д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные – «как будто».

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т.п.), в то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т.д.).

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре ещё нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры – стремление ребёнка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребёнка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. 

Настольные (дидактические) игры знакомят детей с различными профессиями: их названиями, назначением, с характерными особенностями внешнего вида, предметами и техникой, необходимыми для работы.

Эти игры расширяют кругозор и словарный запас, помогают овладеть способами образования новых слов, активизируют слуховое внимание, быстроту реакции, развивают память и умение общаться, позволяют весело и с пользой провести время.

Дидактические игры

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические, или авто дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит учителю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр-занятий учитель не только передаёт определённые знания, формирует представления, но и учит детей играть.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с окружающим миром, с природой, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Учитель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность, основана на осознании этого процесса, самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила усвоены детьми. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер (например, учитель, как и дети, является непосредственным участником игры).

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление детей с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному восприятию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предмета.

В играх проявляются и такие черты характера ребёнка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность и др. учитель обращает внимание детей на эти качества, делая это очень осторожно. 
Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников. 

ВАРИАНТЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

  1. «Детский сад (школа)» 
    Цель: ознакомление детей с трудом взрослых, работающих в детском саду. Развитие способности взять на себя роль. 

    Игровой материал: куклы, игрушечная посуда, предметы-заместители. 

    Подготовка к игре: экскурсия по детскому саду(школе) (в группы, музыкальный зал, медицинский кабинет, кухню). Экскурсия к месту получения няней готовой продукции для детей. Систематическое наблюдение за трудом няни. Наблюдение за трудом воспитателя, медсестры, музыкального работника. Рассматривание картин, игра-занятие, беседы, чтение рассказов, лепка, конструирование, слушание музыкального произведения. 

    Игровые роли: повар, врач, няня, воспитатель, музыкальный работник. 

    Ход игры: можно начать игру с экскурсии по детскому саду (школе). Во время экскурсии обращается внимание на то, что в саду (школе) много помещений и детей. Всем живётся весело и интересно, потому что о них заботятся взрослые: повар готовит пищу, музыкальный работник проводит с ними музыкальные занятия. Врач делает детям прививки, лечит их, няня (техничка) убирается, повар варит, воспитатель занимается (учитель – учит).

После экскурсии учитель спрашивает детей, что они видели, и предлагает каждому побыть в роли повара, няни, воспитателя, музыкального работника. Педагог может сначала сам показать действия с предметами. После этого предлагает одному из детей повторить эти действия. Так, педагог может разыгрывать несколько сюжетов. Постепенно происходит слияние нескольких сюжетов в единую интересную игру.

  1. «У врача» 

Цель: ознакомление детей с деятельностью врача, закрепление названий медицинских инструментов. Обучение детей реализации игрового замысла. 

Игровой материал: фотографии, иллюстрации, картины, куклы, игрушки-животные, строительные материалы, халат и шапочка врача, медицинские инструменты. 

Подготовка к игре: прогулки к поликлинике, к пункту скорой помощи, экскурсия в аптеку, в медицинский кабинет, игры-занятия, рассказы учителя, чтение отрывков из произведений, просмотр мультфильмов. 

Игровые роли: врач, медсестра, мама, папа. 

Ход игры: игру во «врача» можно начать с игры-занятия. Утром можно обратить внимание детей на то, что кукла заболела. Можно вызвать школьную медсестру. Она осматривает «больную», ставит диагноз: «Кукла простудилась, её необходимо положить в больницу». При осмотре врач комментирует свои действия: «Сначала измерим температуру, подайте, пожалуйста, градусник. Температура 38 градусов. Надо посмотреть горло. Горло красное. Конечно, она простудилась». Когда медсестра уходит, то учитель просит повторить действия медсестры. Например:

- Давай играть во «врача».

- Давай.

- Я врач (надевается халат, шапочка, берётся фонендоскоп, шприц, шпатель, бумагу, карандаш, садится за стол. Всё делает спокойно, серьёзно).

Берётся кукла и ребёнок приходит с ней на приём

- Здравствуйте.

-Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Что с вашим сыном? Что у вас случилось?

- Он кашляет, у него болит горло.

Врач осматривает куклу, выслушивает её, делает укол. При этом говорит, что это раз – и всё. Потом выписывает рецепт, отдаёт родителю со словами: «Будете давать по чайной ложке три раза в день».

-«До свидания.»

- Спасибо. До свидания.

После игры, можно поменяться ролями.

Ещё учитель может предложить инсценировать какое-либо художественное произведение.

3.«Пантомима»

Цель: дети должны отгадать профессию.

Ход игры: один из участников группы показывает, изображая действия, характерные для работников этой профессии без слов, при помощи мимики, жестов.

Задача: остальные – должны отгадать, назвать, что показал ведущий.

Все участники группы должны попробовать свои силы.



4. «Магазин»

Ход игры:

Все участники делятся на две команды, затем каждая команда делится на две равные группы. В основе игры лежит легкоатлетическое упражнение «встречная эстафета». Первая группа получает карточки с цифрами, обозначающие деньги. Это – «покупатели».

Вторая – по две мягкие игрушки с ценниками – «продавцы». Группы встают напротив друг друга и по сигналу первый «продавец» бежит к своим «покупателям» и передает эстафету касанием тому продавцу, у которого «денег» ровно столько, сколько стоят две его игрушки.

В младших классах игра проводится по упрощенным правилам: продавцы получают только одну игрушку. Выигрывает команда, которая раньше поменяет местами «деньги» и «товар»


ВАРИАНТЫ НАСТОЛЬНЫХ ИГР 

  1. «Лото». Количество игроков от 1 до 9.

Для игры понадобятся большие карты с сюжетной картинкой профессии и маленькие карточки с предметными изображениями. Понадобится 9 больших и 27 маленьких карточек с изображениями.

Ведущий поровну раздаёт игрокам большие карты, а карточки с предметными картинками перемешивает и кладёт стопками на столе лицевой стороной вниз. Затем ведущий берёт по одной карточке и показывает участникам игры игрок, которому карточка подходит, выкладывает её на свою большую карту. Таким образом, заполняются пустые клетки на больших картах. После каждый участник игры рассказывает о своей профессии. Побеждает игрок, который быстрее всех правильно заполнит большие карты или тот, у кого получился самый интересный рассказ. 

2. Профлото «Строитель».

Ход игры

Игроки команды получают лист плотной бумаги формата А4 или А3, на котором написаны названия четырех строительных профессий (каменщик, маляр, электрик, сантехник) и инструментов, которые они используют в своей работе. Учитель в случайном порядке выводит на экран изображения инструментов или демонстрирует рисунок. Игрок, первый отгадавший, кому он принадлежит, поднимает руку. Если ответ верный, он получает карточку с изображением и закрывает карточкой  его название. Учитель может уточнить, для чего нужен этот инструмент (орудие труда). Можно спросить, что из предметов, относящихся к труду каменщика, не является инструментом (кирпич).  Выигрывает игрок или команда, закрывшие наибольшее количество клеток на игровом поле. Победителю можно вручить приз в виде сувенира по теме игры.

Примечание. Если сделать несколько комплектов лото, можно организовать игру с несколькими учениками одновременно, победит тот, кто быстрее заполнит поле.

3.«Викторина» 
Для игры нужны карточки с изображениями людей различных профессий и маленькие карточки с предметными картинками.

Все карточки лежат на столе лицевой стороной вверх.

Ведущий задаёт вопросы, а игроки по очереди отвечают на них, сопровождая ответ соответствующей карточкой, которую выбирают.

Например: Люди, каких профессий работают только в помещении? Люди, каких профессий работают на открытом воздухе? Назови профессии своих родителей и расскажи, что ты знаешь о них. Без каких предметов не может работать врач? повар? Что нужно пчеловоду для работы? Без чего не сможет обойтись продавец? Зачем продавцу весы? Зачем милиционеру жезл? Зачем учителю глобус? доска? Зачем швее ножницы? нитки? Что делает парикмахер феном?

Карточки после ответа на вопрос возвращаются на место.

Дети сами определяют победителя – того, кто лучше всех отвечал на вопросы.
Совет! Побуждайте детей говорить полными предложениями, помогайте им дополнительными вопросами. 

4.«Образуй новое слово» 
Для игры потребуются карты с изображениями людей различных профессий. Карты выкладываются на столе лицевой стороной вверх.

Ведущий называет слово, предлагает детям по очереди образовать название профессии от этого слова и найти карту с изображением данной профессии, например: продавать – продавец; варить – повар; врачевать (лечить) – врач; летать – лётчик; милиция – милиционер; пчёлы – пчеловод; швы – швея; учить – учитель; парик – парикмахер.

Затем детям даётся обратное задание: по названию профессии определить слово, от которого образовано это название, и найти карточку с изображением данной профессии.

5.«Играем в профессии. Ключ-лото» 


В игре есть ключ-карты, на которых изображены сюжетные картинки со Смешариками и жетоны с замочками. Для каждого жетона найдётся своё, особое место на карте. Перед началом игры внимательно рассмотрите ключ- карты с вложенными в них жетонами и разберитесь, что на них изображено. Например, карточке Совунья-доктор соответствуют три жетона с «медицинскими 2предметами – градусник, шприц, аптечка. 

Цель игры: подобрать три жетона к ключ-карте. 

Подготовка к игре: в игре могут участвовать от 2-х до 6-ти игроков. Отделите круглые жетоны от ключ-карт. Разложите карты с сюжетными картинками вверх. Перемешайте жетоны, соберите их в стопку и выложите на стол рисунком вниз. На жетонах изображены предметы, которые вам предстоит узнать. 

Ход игры: очерёдность хода определяется жребием. 

  • Первый вариант игры: 
    Возьмите один жетон из стопки и вложите его в подходящую ключ-карту. После этого ключ-карту пододвиньте к себе. Если жетон выбран неверно, то есть ключик и замочек не совпадает, подложите её под стопку. Как только другой игрок вставит в ключ-карту ещё один жетон – он придвигает карту с вложенными жетонами к себе. В результате заполненная карта достанется тому, кто положит последний жетон. В собранной ключ-карте должно быть три жетона. 

    Окончание игры и определение победителя: игра продолжается, пока кто-то не соберёт: три полные ключ-карты – если игроков двое; две полные ключ-карты – если трое-четверо; одну – если пятеро или шестеро. 

  • Второй вариант игры: 
    Можно сделать игру немного сложнее. Для этого раздайте игрокам все жетоны, а участники игры по очереди будут вставлять свои жетоны в ключ-карты. Каждый ход игрок может вставить в карту только один жетон. Условия победы неизменны. 

  • Третий вариант игры: 

Раздайте участникам игры все жетоны. А теперь будьте внимательны! Игрок может выложить жетоны в ключ-карту только при условии, что у него уже собраны все три жетона для данной карты. Если жетонов не хватает – придётся меняться. Обмен происходит согласно очерёдности и вслепую. Игрок отдаёт ненужный жетон соседу слева, тот отдаёт взамен свой жетон. Далее так же действует второй игрок, потом третий и т. д. условия победы неизменны. 

6.«Знаю все профессии» 
Цель: познакомить с профессиями; тренируем внимание; развиваем память, логическое мышление, речь. 

Ход игры: играть можно как индивидуально, так и с небольшой группой детей. Ребёнку предлагается большая карта, на которой изображён представитель профессии (милиционер, учитель, врач, повар и другие). Ведущий показывает маленькую карточку с изображённым на ней предметом. Ребёнок должен назвать этот предмет, подумать, какой профессии он соответствует и почему, и выложить его на соответствующую карту. Если ребёнок не может объяснить свой выбор, то ведущий кладёт маленькую карточку обратно в стопку и в игру вступает следующий игрок. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно закроет свои карты. 

7 .«Профессии» - пазл 
Игра «Профессии», изготовленная по технике Puzzle; в комплект входят 20 картонных карточек, каждая из которых состоит из двух частей, связанных единой ассоциативной цепочкой изображений. Всего 40 элементов. 

  • Вариант № 1: 
    Отберите три элемента игры так, чтобы два из них составляли общую пару. Предложите ребёнку соединить подходящие элементы в одну карточку, обязательно попросите ребёнка назвать профессию изображённого человека и рассказать, в чём заключается его работа. Затем предложите ему далее самостоятельно собрать остальные элементы в карточки. 

  • Вариант № 2: 
    Все половинки карточек с изображениями людей перемешивают и кладут в середину стола лицевой стороной вниз. Остальные элементы игроки делят поровну между собой. Право первого хода определяет жребий или считалка. Игрок, получивший право хода, берёт со стола один из элементов, называет профессию изображённого человека и оставляет элемент у себя, если у него есть второй элемент карточки. Если подходящей половинки нет, элемент вновь смешивается с оставшимися на столе, а право хода получает следующий игрок. Выигрывает тот, кто быстрее подберёт половинки для всех карточек. 


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 

  1. «Домино» 
    Дидактическая задача: закрепить знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъёмный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые детям машины. 

    Игровое правило: класть карточки по очереди, рядом с одинаковой машинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки. 

    Игровое действие: если нет парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждёт, когда на каком-либо конце появляется парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново. 

    Ход игры: начинается игра короткой беседой о машинах. Педагог выясняет знания детей о том, как эти машины помогают людям работать. Дети рассматривают картинки. Затем учитель обращает внимание на то, что на карточке изображены две машины, разделённые вертикальной полоской (как в игре «Домино»).

- Я сейчас раздам вам карточки (по 4-6), и мы поиграем в игру «Домино». Вот я положила свою карточку. Какие машины здесь нарисованы? Правильно. Трактор и подъёмный кран. У кого на картинке есть трактор, тот положит рядом с моим. У кого есть подъёмный кран? Куда он положит свою карточку? (С другой стороны.) Правильно. А теперь какие картинки лежат у нас по краям? У кого есть такие картинки? Положите их в один ряд.

Дети находят одинаковые картинки и кладут их на концы образовавшегося ряда. Так игра продолжается до тех пор, пока у ребят картинок не останется. В заключении они могут поиграть так – потихоньку двигать весь ряд по столу и при этом говорить: «Поехали, поехали все наши машины.» Какая профессия у людей, которые водят различный транспорт: автомобиль, кран, трактор, поезд, самолёт? Что должен знать и уметь человек, который хочет стать шофёром? Затем все картинки складывают в коробку, перемешивают и раздают снова. Игра продолжается, учитель говорит:

- А теперь, дети, послушайте, какие правила ещё надо выполнять в игре. Свои карточки класть по очереди. Если у вас не будет нужной карточки, тогда вы пропускаете ход и говорите: «У меня нет такой картинки». И будете ждать, когда на конце ряда появится ваша парная картинка. Выигрывает тот, кто первым положит все свои карточки. Будьте внимательны!

Примечание: содержание картинок для этой игры в следующий раз может быть иным: цветы, ягоды, овощи, фрукты, игрушки, транспорт, животные, орудия труда и др. Усложнением в игре является увеличение числа картинок. 

  1. «Кому что нужно для работы?» 

Дидактическая задача: закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда; воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. 

Игровое правило: закрывать карточки на большой карте только теми картинками, которые соответствуют её сюжету. 

Игровое действие: поиск нужных карточек, соревнование – кто быстрее закроет все клетки на большой карте. 

Ход игры: игра проводится по типу «Лото». На больших картах изображены повар, врач, шофёр, свинарка, на маленьких – предметы, необходимые в работе. Учитель уточняет знания детей о профессиях и орудиях их труда. Затем напоминает правила знакомой игры в «Лото». Педагог помогает вопросами тем, кто затрудняется: «Что ещё нужно врачу? Чем он измеряет температуру? Чем забинтовывает?» «Поищи внимательнее все предметы, которые нужны шофёру?».

Эту игру проводят после наблюдения за работой людей разных профессий, обращая внимание на орудия их труда. По мере ознакомления детей с трудом взрослых добавляются картинки с изображением других профессий.

  1. «Что кому?» 
    Дидактическая задача: учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх. 

    Игровые правила: называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где они видели такого работника. 

    Ход игры: у учителя на столе приготовлены предметы труда людей разных профессий – игрушки: набор медицинских инструментов «Доктор Айболит», набор инструментов для работы на огороде (грабли, лопата, тяпка), набор кухонной посуды, стиральная машина, утюг, пылесос, молоток, рубанок, гвозди, гаечный ключ, и др.

Учитель приглашает по одному участнику к своему столу. Тот берёт какой-либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что нужно для работы. Например, ребёнок показал и назвал молоток. Дети отвечают: «Он нужен столяру, плотнику».

Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, учитель предлагает детям их найти. Приглашённые к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия, нужные для труда людям разных профессий. Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет орудия труда, а другая - профессии. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись. 

  1. «Кто что делает?» 
    Дидактическая задача: уточнять, закреплять знания детей о сельскохозяйственном труде; развивать мышление, смекалку, сосредоточенность, желание играть со сверстниками. 

    Игровое правило: собирать из отдельных частей целую картинку по видам сельскохозяйственного труда: тракторист пашет землю, комбайнёр убирает хлеб, доярки доят коров, скотник ухаживает за животными, птичница кормит кур, колхозники пропалывают поле и т. д. 

    Игровые действия: поиск нужных частей картинки; рассказывание о виде труда, изображённом на получившейся целой картинке. Соревнование – кто первым сложит картинку. 

    Ход игры: игра начинается с краткой беседы о сельскохозяйственном труде, в ходе которой дети вспоминают о разных профессиях, машинах, помогающих сельским труженикам в их работе. Затем учитель напоминает правила игры, усвоенные раньше, в других играх с картинками. Усложнение в этой игре заключается в том, что число частей увеличивается до 10-12. здесь надо быть ещё более внимательным, сообразительным. Выигрывает тот, кто первым сложит картинку и расскажет о виде труда. 

  1. «Чья одежда?» 
    Дидактическая задача: воспитывать у детей интерес к людям разных профессий; уточнять знания о рабочей одежде; учить, по рабочей одежде, отличать людей разных профессий: почтальона, шахтёра, строителя, врача, водолаза, лётчика, электросварщика и др. 
    Игровые правила: по рабочей одежде определять профессию, находить нужную картинку и показывать её детям. 
    Игровое действие: одевание кукол в рабочую одежду. 

    Ход игры: прежде чем начать игру, учитель уточняет знания детей о рабочей одежде, выясняет, замечали ли они, что люди работают в особой одежде и что по их одежде можно узнать, кем они работают. Показывает картинки:

- Посмотрите, дети (на картинке лётчик гражданского флота), можно ли по одежде узнать, кто изображён на картинке? Да. Это лётчик. Как вы догадались?

Дети рассказывают о фуражке, костюме, погонах. Затем учитель читает стихотворение из книги Л. Куклина «Кто как одет». 


Рабочий работает быстро и ловко.

Рабочая форма зовётся спецовкой.

Для каждой работы одежда своя –

Об этом расскажет вам книжка моя.


Шахтёр

На трудовую вахту Шахтёры носят каски –

Шахтёр поедет в шахту. Каски-безопаски.

Он спустится под землю И домнам, и заводам

На лифте скоростном. Доставят в нужный срок

Брезентовая роба Шахтёрскую добычу –

Топорщится на нём. Отборный уголёк! 


Электросварщик

Ты видел, как он управляет огнём?

Железная маска надета на нём.

Вот строится дом – посмотри поутру:

Он в стёганой куртке сидит на ветру.

Варил он опоры могучих мостов,

Варил он суда из огромных листов…

Железо с железом он может сварить!

Он добрый волшебник, что тут говорить! 


Учитель показывает картинки, где изображены модели разных профессий, а дети узнают: шахтёр, строитель, врач, почтальон, водолаз, лётчик, электросварщик и др.

Затем учитель предлагает одеть кукол в одежду, заранее сшитую и приготовленную для этой игры. Все куклы потом используются в самостоятельных творческих играх. Учитель советует детям, как можно с ними играть (в зависимости от полученных впечатлений и знаний о разных профессиях).

6. «Кто построил этот дом?» 
Дидактическая задача: систематизировать знания детей о том, кто строит дома, о последовательности в строительстве дома, об инструментах и машинах, которые помогают людям в строительстве; воспитывать уважение к профессии строителей, желание брать на себя роли строителей в творческих играх. 
Игровые правила: подбирать маленькие карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Кто первым закроет все клетки на карте, получает фишку. Обмен картами. Кто больше получит фишек, тот объявляется победителем в игре. 
Игровые действия: поиск карточек. Соревнование. 

Ход игры: учитель вместе с детьми рассматривает большие карты, на которых нарисованы архитекторы, строители отделочники. Проводится небольшая беседа о содержании картинок, об этапах в строительстве дома, о людях машинах, инструментах, используемых на стройке. Учитель показывает маленькие картинки, на которых изображены детали большой карты. Затем предлагает детям взять по большой карте и по сигналу (стучит кубиком о стол) подобрать нужные машины, закрыть ими клетки на картах. Кто первый и без ошибки найдёт нужные карточки и назовёт правильно все механизмы, тот и побеждает.

Игра может быть продолжена, тогда дети обмениваются картами или меняется состав играющих.

Закончить игру можно беседой с детьми о бережном отношении к своему дому, к зелёным насаждениям возле него, т. е. ко всему, что создано трудом людей.

Поэтому же принципу проводится игра на тему «Транспорт» в ней систематизируются, углубляются знания детей о том, какими средствами передвижения пользуются люди по земле, по воде, в воздухе.

Для игры готовят большие карты с изображением земли, неба, моря. К ним дети подбирают маленькие карточки с разными видами транспорта: например, для большой карточки, где нарисована земля, подбирают такие картинки, как автобус, троллейбус, велосипед, трамвай, электричка, метро и др.

Как и в первой игре, здесь количество картинок должно быть одинаковым. Выигрывает тот, кто быстро и правильно закроет все пустые клетки на больших картах.

7.«Собери картинку» 
Дидактическая задача: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинок закреплять знания детей о разных видах труда в колхозе; воспитывать интерес к хлеборобам, овощеводам, животноводам. 
Игровое правило: за определённое время правильно собрать из частей целую картинку. 
Игровые действия: поиск, складывание частей картинки. 

Ход игры: учитель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением разных видов сельскохозяйственного труда (например: сев, жатва хлеба, посадка рассады, сбор овощей, заготовка сена, уход за телятами и др.), объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку.

- Но сейчас у нас ещё одно правило: сложить надо быстро. Начнёте складывать картинку и закончите по сигналу: удар кубиком по столу, - уточняет правила игры учитель.

Раздав картинки по числу играющих, учитель говорит: «Начали!» и ударяет кубиком по столу. Дети выбирают из стоящей на столе коробки нужные части своей картинки. Кто первым сложит картинку, получает фишку. Затем можно обменятся картинками, и повторить игру. Учитель обращает внимание на тех, кто не может ещё быстро выполнить правила игры, подбадривает их, просит тех, кто быстро складывает картинку, помочь товарищу.

Для этой игры необходимо иметь два комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9-12).

8.«Где был Петя?» 
Дидактическая задача: активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей; воспитывать уважение к людям труда. 
Игровое правило: рассказывать можно только о том, что есть в задании, на участке школы или за её пределами, т. е. что предусматривается правилами игры. 
Игровые действия: отгадывание. Зарисовки по сюжетам рассказов, рисунок-отгадка. 

Ход игры: 
Вариант 1. Учитель говорит детям, что они будут играть в такую игру, которая заставит их вспомнить всё, что они видели в своей школе: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются.

Учитель рассказывает:

- Давайте представим, будто в нашу школу пришёл новый мальчик Петя. Вместе с учителем он пошёл осматривать школу. А вот куда он заходил и что там увидел, расскажет Петя. От имени Пети будете рассказывать все по очереди. Не называйте комнату словом. Мы должны узнать её сами по вашему описанию.

Примерные описания: «Петя зашёл в комнату, где на полках лежало много чистого белья. Мария Петровна гладила его, гудела стиральная машина». (Прачечная.) «Петя заглянул в комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино. Комната была большая, светлая» (Зал.)

Учитель предупреждает детей, что надо описывать только то, что Петя мог увидеть в здании школы. Если ребёнок рассказал о том, чего нет в школе, он считается проигравшим. 

Вариант 2 
Можно усложнить эту игру. Учитель при её повторении предлагает вспомнить, что мог увидеть Петя, выйдя на участок школы. Дети описывают участок, постройки, деревья, кустарники, выделяют признаки, отличающие участок одной группы от другой.

Учителю необходимо активизировать словарь детей, предлагая назвать одно и то же разными словами. Так, например, ребёнок описал овощехранилище: «Петя пустился по лестнице и увидел на полочках банки с различными фруктами, соками, компотами; в мешках была морковь, а в большом ящике картошка. Там было прохладно». Дети отвечают «Петя попал в подвал». Учитель предлагает подумать и сказать другими словами. Ответы детей могут быть такими: «На продуктовый склад», «В кладовую», «В овощехранилище».

Учитель подтверждает правильность ответов детей: «Да, помещение, куда заглянул Петя, можно назвать по-разному». 


Вариант 3 

Можно предложить более сложный вариант.

Учитель говорит детям:

- Мы с вами хорошо знаем наш город (район), мы ходили на экскурсию, видели, какие учреждения, здания, улицы есть в городе. А вот Петя только недавно приехал в наш город. Расскажите, где он уже побывал и что увидел, а мы отгадаем.

Описания: «Петя зашёл в дом. Там было много полок с книгами, люди стояли и рассматривали их». Поэтому описанию трудно догадаться, где же был Петя: в книжном магазине или в библиотеке? Воспитатель уточняет рассказ ребёнка: «Книги там продавали или выдавали?» - «Выдавали». – «Куда же попал Петя?» дети отвечают: «В библиотеку».- «Что же было главным в описании ребёнка?» - спрашивает педагог. – «То, что книги вам выдавали». – «Кто выдавал книги?» - «Библиотекарь». – «А кто продаёт книги?» - «Продавец». – «Где работает продавец?» - «В магазине». Так учитель уточняет и углубляет знания детей об окружающем.

Вариант 4 


Учитель рассказывает о том, что Петя уехал с родителями отдыхать. Дети должны рассказать, куда бы мог поехать Петя и что бы мог он там увидеть, с людьми каких профессий познакомиться. 


Вариант 5 
Учитель предлагает детям подумать и рассказать, что бы мог увидеть Петя, ели бы он был путешественником. 
В конце игры учитель может предложить детям зарисовать то, о чём они рассказывали в игре «Где был Петя?» 


9.«Кому что нужно?» 
Дидактическая задача: упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определённой профессии. 
Игровые правила и игровые действия: назвать предмет можно только после того, как получишь мячик, называть предмет надо быстро, повторять сказанное нельзя. Передача мячика и отыгрывание фанта. 

Ход игры: учитель говорит: 

- А сегодня мы вспомним, что же нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть человека по профессии, а вы скажите, что нужно ему для работы. «Сапожник!» - говорит учитель. 

- Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа, - отвечают дети.

Учитель называет профессии, знакомые детям данной группы: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофёр, лётчик, повар и др.

Если интерес к игре у детей не пропадает, можно предложить обратный вариант. Воспитатель называет предметы для труда людей определённой профессии, а дети называют профессию.

- Читает, рассказывает, учить рисовать, лепить, танцует и поёт, играет, - говорит учитель и бросает мяч кому-либо из детей.

- Воспитательница, - отвечает ребёнок.

В этой игре, как и в других играх, где правилами предусматривается умение быстро отвечать, необходимо помнить об индивидуальных особенностях детей. Есть медлительные дети. Их надо приучать думать быстрее, но делать это следует осторожно. Такого ребёнка лучше вызвать отвечать первым, так как в начале игры большой выбор слов. Учитель подбадривает ребёнка словами: «Витя быстро нашёл слово. Молодец!» подчёркивается именно быстрота цвета.

10.«Кто больше назовёт предметов?» 

Дидактическая задача: учить детей классифицировать предметы по месту их производства. 
Игровые правила: отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику. 
Игровые действия: бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить. Пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему. 

Ход игры: после предварительной беседы о том, что окружающие нас предметы изготовлены людьми на фабриках, заводах или выращены в совхозах и колхозах, учитель предлагает игру «Кто больше назовёт предметов?».

«Что сделано на заводе (на фабрике)? – спрашивает учитель и кидает мяч кому-либо из детей. Дети следят за правильностью ответов, чтобы не повторялось сказанное.

«Что выращено в колхозе (совхозе)?» - спрашивает учитель. Дети отвечают: лён, картофель, рожь, пшеница, овощи, фрукты.

В такой игре уточняются знания детей. Например, дети узнают, что зерно выращивают колхозники, а хлеб выпекают рабочие пекарни, хлебозавода.

Напоминание детям о том, что в создании почти каждого предмета вложен труд человека, воспитывает у них бережное отношение ко всем вещам. 

11.«Кто потрудится?» 
Дидактическая задача: расширять, уточнять знания детей о труде людей, воспитывать интерес к труду взрослых, уважение к ним. 
Игровое правило: группировать предметы по месту их производства: фабрика (завод) и колхоз (совхоз). 
Игровое действие: соревнование двух команд «колхозники», «рабочие». 
Ход игры: для игры необходимо подобрать такие предметы, чтобы можно узнать, кто их сделал или вырастил: колоски, овощи, фрукты, коробочка хлопка, семена огородных растений, мёд, игрушки, одежда кукол, обувь, посуда, мебель. Все эти предметы лежат на столе. Учитель поднимает предмет и спрашивает:

- Что это и кто это сделал?

Дети хором отвечают «Рабочие!»

- А это что и кто его вырастил?

- Колхозники!

- А это что?

- Бублик.

- Кто его испёк?

- Рабочие пекарни.

- А из чего? (Кто вырастил пшеницу? Кто молол муку?)

Так учитель подводит детей к самостоятельному умозаключению, что труд колхозников и рабочих тесно связан между собой, что труд одних людей зависит от труда других.

- Как же нам поступить? Куда положим бублик, к «рабочим» или «колхозникам»?

- И туда, и сюда! – предлагают дети.

- Правильно дети.

Кладёт бублик на стол. Предметы на столе разложены на две группы, воспитатель заключает эту часть игры словами:

- всё, что нас окружает, все предметы сделаны руками человека-труженика. Видите, как много мы сегодня рассмотрели и назвали предметов. Но их ведь значительно больше. Вот сейчас и поиграем так. У нас будет две команды: «колхозники» и «рабочие». Сейчас команды по сигналу «Начали!» будут собирать предметы в нашей комнате, так чтобы в одном конце нашей комнаты было собрано всё, что сделано рабочими, а в другом конце всё, что выращено колхозниками.

После сигнала «Стоп!» проверяется правильность отбора предметов по месту их производства. Выигрывает та команда, у которой не было ошибок. Её приветствуют аплодисментами. 



12. «От зёрнышка до бублика» 

Дидактическая задача: закреплять и систематизировать знания детей о том, как выращивают и производят хлеб; воспитывать уважение к труду хлебороба; активизировать словарь: сеялка, борона, валкоподборщик, элеватор, комбайн. 
Игровые правила: отбирать маленькие карточки и закрывать ими клеточки можно только после сигнала водящего. 
Игровые действия: разделение играющих на три бригады: «ЗЁРНЫШКО», «КОЛОСОК», «БУЛОЧКА». Соревнование – кто быстрее отберёт нужные карточки с изображением машин, помогающих хлеборобам в их работе, и закроет ими пустые клетки на своём поле. 
Ход игры: до начала игры дети рассматривают репродукцию с картины с изображением пшеничного или ржаного поля. С детьми проводится краткая беседа о том, какой путь проходит хлеб от зерна до булочки, как много людей работает для того, чтобы у всех был хлеб. Хлеборобам помогают машины: трактор, комбайн; механизмы: сеялка, снегозадержатель, валкоподборщик, борона.

- Сейчас мы поиграем так, чтобы вы вспомнили, как называются машины, когда, какие машины работают. Посмотрите на эти картины!

Учитель показывает три картины: поле ранней весной, летом и осенью. Дети объясняют. Почему они считают, что на картине такие времена года.

Картина, на которой весеннее поле, выдаётся бригаде «зёрнышко», поле летом – «колосок», поле осенью – «булочка». На столе лежат картинки с изображением разных машин, которые помогают хлеборобам. Вам нужно отобрать те, которые нужны в это время года. Выигрывает та бригада, которая правильно отберёт, назовёт машины и закроет ими пустые клетки.

После обмена картинами можно ввести элемент соревнования – кто скорее отберёт нужные картинки. Для того чтобы усложнить задание, при перемешивании картинок можно подложить такие, на которых изображены машины, используемые в данном виде труда, например каток, бульдозер, подъёмный кран.

Выигравшая бригада получает фишку. В конце игры подсчитывают фишки и объявляют победителей.

13.«Пятый лишний»

Игровое поле представляет собой лист плотной бумаги формата А4 или А3 (лист желательно заламинировать), разделенный на 20 клеток (5х4). В клетках каждой строки изображены атрибуты, относящиеся к четырем профессиям (медицинский работник, повар, швея, садовод). По команде учителя школьник должен определить, какой из пяти предметов лишний для выполнения работы по каждой из четырех профессий. Побеждает тот, кто быстрее найдет лишний предмет. Можно уточнить, что делают каждым из представленных предметов. Игра знакомит детей с понятиями «инструмент», «орудие труда», повышает осведомленность о содержании работы представленных профессий, способствует развитию речи, логического мышления, памяти и внимания, воспитывает интерес к профессиям.

Вывод.

Игры и беседы с элементами практической деятельности играют важную роль в профессиональной ориентации младших школьников. Они способствуют расширению знаний о мире профессий, углубляют представления детей. Использование наглядности, игрового материала (кроссворды, загадки, пословицы, викторины, ребусы), элементов занимательности может создать у младших школьников многообразие впечатлений. В игре совершенствуются движения и умственные операции. Таким образом, ребёнок познаёт и запоминает мир профессий.

Профориентация школьников - это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии, о котором в последствии не будут жалеть. А игры для школьников по профориентации – это первые шаги к тому, что, возможно, когда-нибудь станет смыслом жизни.











Литература и производители игр 

1.Багрова О. Е., Федоркина Н. Г. «Введение в мир профессии», издательство «Учитель». Волгоград, 2008 год. 

2.Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», «Просвещение», Москва, 1991 год. 

3.Ефанова З. А. «Знакомство дошкольников с профессиями. Подготовительная группа», издательско-торговый дом «КОРИФЕЙ», Волгоград, 2009 год. 

4.Краснощёкова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», ООО «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007 год. 

5.Настольная игра – «Все профессии важны» № 1, ОАО «Радуга», г. Киров, тел.: (8332) 60-51-47, 60-62-09, e-mail: sales@raduga. Kirov.ru, www.raduga. kirov.ru 







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Жданова Елена Владимировна

Дата: 06.12.2020

Номер свидетельства: 565724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Календарно -тематическое планирование внеурочной деятельности "Азбука вежливости""
    ["seo_title"] => string(84) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniievnieurochnoidieiatielnostiazbukaviezhlivosti"
    ["file_id"] => string(6) "255819"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448006352"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства