Просмотр содержимого документа
«Краеведение как средство формирования патриотизма и гражданственности учащихся с ОВЗ.»
Краеведение как средство формирования патриотизма и гражданственности учащихся с ОВЗ.
Ракитина Татьяна Ивановна
воспитатель высшей
категории
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Эти документы являются логическим продолжением в развивающихся социально-экономических и политических условиях второго десятилетия XXI века, ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Актуальность темы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна. Воспитание патриотизма у современных школьников, формирование чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважение традиций предков – эта проблема остро стоит перед образовательными учреждениями.
Особенно сложно, когда речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья. Сложность связана с физическими и психическими недостатками. Необходимо отметить, что дети с нарушениями интеллекта в связи с неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности
Сложившееся положение осложняется тем, что,к сожалению, отсутствие идеалов, идейный раскол, национальные и государственные противоречия и т.д. обостряют кризисные явления в обществе. Большинство россиян находятся на грани нищеты, в правовом отношении население не защищено, среди молодежи растет индивидуализм и эгоизм, изменения важнейших ценностей, проблемы в развитии культуры, науки, образовании, проблемы в российской армии, пренебрежительное отношение к отечественной истории – все это может привести к непоправимым последствиям патриотического воспитания.
Противоречия заключаются в том, что новые идеологические установки приводят к изменению процесса обучения и воспитания в школе. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край.
Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению. Для того чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через неё – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребёнка к опыту предшествующих поколений.
Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. В сознании детей со сниженным интеллектом не существует понятий «Родина», «Отечество», «гражданин». Их нельзя заставить любить свое государство, свою малую родину. Эту любовь нужно воспитывать.
Воспитание патриотизма через краеведение – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края даёт возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.
Краеведческая работа в школе проводится в трёх основных формах: на уроках, факультативных занятиях и во внеурочное время. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания верности Отечеству, гуманизма, благородства, гражданской чести, которую невозможно объяснить путём наставлений и рекомендаций. Только собственным примером, «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением к воспитаннику, можно приобщить школьника к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям. Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместными усилиями родителей и педагогов, образовательных учреждений всех типов.
В воспитании духовных основ патриотизма педагог должен помнить важное методологическое требование – комплексность в краеведческой работе, которая помогает учащимся:
∙ повышать интеллект и культурный уровень личности;
∙ расширять кругозор, эрудицию;
∙ приобщать к творческой деятельности;
∙ психологически готовиться к самостоятельной жизни;
∙ повышать нравственность;
∙ воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него – к Родине.
В настоящее время изучение родного края приобретает все большее значение. Через изучение региональных особенностей происходит осмысление общих ценностей Российского государства. Региональный компонент включает в свой состав не только знания о природе, населении, хозяйстве, но также сведения из истории, литературы, этнографии, музыки и других наук о данном регионе.
Главной целью моей работы по краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой Ставропольский край, (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа?
Изучая краеведческий материал, ставлю следующие цели и задачи:
привитие учащимся интереса к открытиям, исследованиям;
создание творческого подъема, активизация их познавательной деятельности средствами краеведения;
выработка практических умений и навыков у школьников в ходе исследовательской работы;
воспитание патриотизма, толерантности, бережного отношения к наследию прошлого родного края;
использование богатого материала из истории родного края в целях духовно – нравственного воспитания.
Одной из наиболее доступных увлекательных форм приобщения школьников к исследовательской работе, способом мотивации познавательной деятельности учеников является изучение ими истории семьи. Рассказы и воспоминания родных – живых свидетелей, очевидцев и участников событий – оживляют историю, приближают её к ребёнку. Использую в своей работе совместную работу детей и родителей. В целях активизации познавательной деятельности, воспитанию любви к своему краю провожу викторины по родному краю. В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимают экскурсии. Провожу виртуальные экскурсии по городам КМВ. Знакомлю учащихся с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами.
Любовь к Отечеству проявляется в любви к близким людям, школе, к родному городу, краю, в бережном отношении к окружающей природе.
Работа по краеведению формирует гражданина, который живёт в гармонии с собой, природой, обществом. Любовь к Родине - это любовь к своим родным, друзьям, городу, своей местности, памятникам её культуры. Процветание России это возрождение патриотизма, гражданственности, духовности нашего общества. Наша важная задача – формировать у юного поколения чувство сопричастности к истории, а это и социальная ответственность, и неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родины. Именно этим и привлекает краеведение.
Заключение. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до создания воспитанников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному краю, городу, поселку, малой родине.
Краеведение – это связующая нить, тянущаяся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой ареной для применения полученных знаний на практике. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем плотнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.
Рекомендации:
Продолжать формировать основы патриотизма в процессе военно-патриотического воспитания, гражданского воспитания, историко-краеведческого воспитания, духовно-нравственного воспитания.
Продолжать формирование представлений о родном крае, его особенностях, истории и культуре, знаменитых людях Ставропольского края.
Развивать у учащихся положительные чувства к родному краю, гордости за достижения родного края, способствующих возникновению чувств любви к Родине.