kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краеведение как средство формирования патриотизма и гражданственности учащихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет интерес для учителей истории, обществознания, начальных классов, организаторов дополнительного образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт работы по формированию патриотизма и гражданственности у детей с ОВЗ через деятельность школьного музея.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краеведение как средство формирования патриотизма и гражданственности учащихся с ОВЗ»

Поникарова Татьяна Михайловна,

учитель истории,

руководитель школьного музея,

МКОУ «Липчинская СОШ»


Краеведение как средство формирования патриотизма и гражданственности учащихся с ОВЗ



С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с

ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были

созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию

интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья,

которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ

Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. По данным Министерства

образования и науки РФ, в 2008 - 2009 гг. модель инклюзивного образования

внедрялась в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных

типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Астраханской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях, в Москве и Санкт-Петербурге.

Российская педагогика предпринимает шаги, направленные на эволюционные

изменения в образовании, связанные с включением детей с ограниченными

возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения (Л.И.Аксёнова,

И.М. Бгажнокова, Н.С. Грозная, Л.Н. Давыдова, И.В. Искрук, В.В. Коркунов,

Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, Л.М. Шипицина и др.).

Нормативной базой инклюзивного образования являются:

Конституция Российской Федерации; Саламанкская декларация в рамках действий по образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, принятая Всемирной конференцией по образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья:

«доступность и качество», Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года; Конвенция ООН «О правах ребенка», (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года); Конвенция ООН «О правах инвалидов», принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.; Закон РФ от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в РФ»,

Положения государственной программы Российской Федерации «Развитие

образования» на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 295.

В Концепции модернизации российской системы образования определены

важность и значимость системы образования, способствующей творческому

развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества. Ввиду того, что у особых

детей наблюдается более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, трудности в социальной адаптации – их интеллектуальная

готовность к школьному обучению оценивается как низкая, дети испытывают стойкие трудности в обучении. Существующая потребность в инклюзивном образовании

огромна, количество детей с подобными проблемами таково, что необходимо

развивать его в школах, совместно обучать разных детей.

Одним из приоритетных направлений в организации учебно-воспитательной

деятельности современной школы является воспитание патриотизма в детях,

сохранение лучших традиций для обеспечения преемственности поколений,

формирования позитивного отношения к школе и к труду. Необходимость развития интересов учащихся в области истории родной страны, родного языка, культуры, школы, людей, прославивших свою малую Родину, связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родной

истории, тем более действенными покажутся они в воспитании любви к родной

природе и земле, патриотизма, уважения к традициям своего народа. Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов:

государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010-2015 г.г.», проект программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 г.г.», «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020г.(12.05.2009 №537),

«Фундаментальное ядро содержания общего образования». Указанные документы характеризуют социальный запрос к организации целостной системы воспитания

будущего гражданина страны. Желаемая ситуация в патриотическом воспитании учащихся состоит в том, что наш выпускник – гражданин России, способный,

эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в

культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и

общечеловеческие ценности. В реальности все выгляди не совсем так, как описано выше. Особенно сложно применить критерии оценки выпускника, когда речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо отметить, что дети с нарушениями интеллекта в связи с неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Учёт этих особенностей необходим при организации комплексной системы обучения и воспитания учащихся с ОВЗ.

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью,

является краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам

необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство

патриотизма – глубокой любви к Родине. В сознании детей со сниженным

интеллектом не существует понятий «Родина», «Отечество», «гражданин». Их нельзя заставить любить свое государство, свою малую родину. Эту любовь нужно

воспитывать. Воспитание патриотизма через краеведение – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные

интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края даёт возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.

Можно констатировать, что краеведение органично вошло в практику современной школы, и в частности нашего ОУ. Школьный краеведческий музей стал важной

составляющей структуры внутренней среды школы. Его деятельность в школе

содействует становлению, образованию и воспитанию личности детей, нравственно и духовно обогащенного историческим опытом поколений на основе активного

использования историко-культурного наследия.

Совместная деятельность учителей, школьников и родителей, социума по

изучению краеведения учит детей, и не только их, ценить и беречь наследие

предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это дает ощущение

почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и

исторического процесса. В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Разрушение до основания не продуктивно и расточительно, такой подход обессиливает народ и ведет к исчезновению сначала культуры, затем и его самого.

Краеведение и все направления его внедрения в образование – это те

механизмы, которые активизируют культурогенную память индивида, делая его

наследником многовековой культуры и истории, социализируя личность, расширяя познавательные горизонты. Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном

материале. Под краеведением обычно понимают изучение края местными силами в совокупности явлений общественно-политических, культурных, экономических и

природных, то есть краеведческие знания – комплексность знания, обычно

исторические и географические одновременно. Нужно отметить, что краеведение подразумевает не только знания о местном крае, но и пути познания, поиска и

распространения этих знаний. Это не только способ сохранения и освоения

исторического опыта, но и обретение личного опыта, возможность социализации

подростка, вовлечение ребенка в деятельность наравне со взрослыми.

Следовательно, краеведение является и мощным воспитательным фактором,

средством развития патриотизма, любви к своей малой родине. Методист-историк А.И.Стражев справедливо утверждал, что без краеведческой работы нельзя

поставить по-настоящему преподавание истории. Краеведение позволяет

приблизить историю страны к уровню зримых конкретных её проявлений, наполнить её персоналиями, воспитывать уважение к истокам нашим, родной земле, языку,

народным обрядам и традициям, способствует формированию человека –

гражданина. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний.

Поэтому введение краеведения в образовательное пространство учащихся с ОВЗ не только приобщает их к историческому процессу, но является школой познания и

методики мышления, школой воспитания историей и культурой.

Краеведческая работа в школе проводится в трёх основных формах: на уроках,

факультативных занятиях и во внеурочное время. Чувство патриотизма нельзя

привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания верности Отечеству, гуманизма, благородства,

гражданской чести, которую невозможно объяснить путём наставлений и

рекомендаций. Только собственным примером, «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением к воспитаннику, можно приобщить школьника к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям.

Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместными усилиями

родителей и педагогов, образовательных учреждений всех типов.

При организации работы по краеведению используются следующие педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, истоковская технология

воспитания на социокультурном опыте, игровые технологии, ИКТ-технологии.

Ведущий же метод – метод проекта. В краеведческой работе используются также

методы учебно-воспитательной работы: объяснительно - иллюстративный;     

инструктивно-репродуктивный;  проблемный (частично-поисковый). Каждому из

перечисленных методов соответствуют формы:  рассказ, демонстрация, чтение

информационных текстов, экскурсия;   практическое занятие, викторина,

консультация; работа в музе.

Комплексный школьный краеведческий музей МКОУ «Липчинская СОШ» существует 27 лет. Музей обладает особым потенциалом в области социокультурной адаптации детей с ОВЗ. Известно и доказано то, что дети с ОВЗ могут реализовать свой

потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и

воспитанию.

Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель

культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который

каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально

организованных условий обучения. Что же остается учителю в такой ситуации, где с одной стороны учитель обязан применять новые методы работы, соответствующие государственным стандартам, а с другой стороны возможности развития

универсальных учебных действий у детей с ОВЗ сильно ограничены. Здесь-то на

помощь и приходить школьный музей и его пространство, так как именно в нем можно отрабатывать нужные навыки.

Музей школы состоит из четырёх основных экспозиций: «История малой

родины», «История школы», «Война. Народ. Победа», «Русская изба». В музейной практике нашей школы есть особый раздел - работа с детьми с ОВЗ. Работа с такими детьми включает в себя направления:

1)Экскурсия. Экскурсия является простым и эффективным способом развернуть

перед слушателем панораму событий, явлений, художественных стилей в сжатые сроки дать высококачественную информацию об экспонатах. Экскурсия в

пространстве школьного музея совсем не ограничивает учащихся не по времени

пребывания в музее, так как из его можно выйти в любой момент и переключить свое внимание на другой вид деятельности, и не заставляет посетителей школьного музея только слушать, а привлекает его поучаствовать в ходе самой экскурсии. После

экскурсии руководитель музея проводит закрепляющее занятия, в ходе которого дети вспоминают увиденное в музее, обмениваются впечатлениями, используя новые

слова и понятия. Эти занятия проходят в виде беседы, игры, викторины, загадок, кроссвордов, рисования.

Музеем проводятся обзорные и тематические экскурсии. Обзорная экскурсии по экспозиции музея – «Школа вчера, сегодня, завтра» проводится для учащихся всех классов. Эту экскурсию проводят учащиеся-экскурсоводы. В практике музейной

работы идет поиск новых форм и технологий взаимодействия с аудиторией при

проведении экскурсий. Это: виртуальная экскурсия по школьному музею, созданная учащимися 7 класса. Ее цель - предварительное знакомство со школьным музеем. Она используется в начальной школе для предварительного знакомства с историей школы. Целевая аудитория: отдельно по классам, для нескольких классов, для

учащихся групп продленного дня, для учащихся с ОВЗ. Данная работа уже

участвовала в краеведческом районном конкурсе, а также была представлена

депутату ГД РФ Баринову И.В. на его сайт. По разделу «Русская крестьянская изба» проводятся обзорные экскурсии, подготовлена виртуальная экскурсия «Интерьер

крестьянского дома». Проводятся традиционные экскурсии по разделам музея:

«Земли родной минувшие года»; «Поклонимся суровым тем годам…»; «Народные промыслы и ремёсла»; «Измерим жизнь учебными годами»; «П.Т.Ермолин –

Почётный гражданин Слободо-Туринского района». Интерес вызывают тематические экскурсии «История одного предмета», например: «Прабабушка компьютера»

( печатная машинка «Москва», 1950-е годы 20 века), «Кисет Великой Отечественной», «Речной рак - обитатель реки Туры», «Почему ты шинель бережёшь?». Разработаны и проводятся экскурсии по селу: «Достопримечательности села», «Моё село вчера и сегодня». По возможности наши учащиеся с ОВЗ вместе с другими ребятами

совершают автобусные экскурсии по музеям Урала, России(РИКМ с. Туринская

Слобода, Музей декабристов г.Туринска, краеведческий музей г.Туринска, Музей

деревянного зодчества с.Нижняя Синячиха, Областной краеведческий музей им.Я.Словцова г.Тюмени, музеи г.Екатеринбурга).

2) «Музейный час» - тематические занятия. Цель: социально реабилитировать детей с ОВЗ, способствовать оздоровлению психики «особых» детей, расширять кругозор, приобщать их к миру культурных ценностей, а также воспитывать личность через восприятие исторических фактов, этнографических знаний. Темы: «Моя малая

Родина», « История моей семьи», « Природные памятники района», « Война и

человек», « Замечательные земляки», «Летопись села».

Музейная педагогика для детей с ОВЗ нужна! Работа в музее помогает

устанавливать коммуникацию между собой и предметами страны, воспринимая их уже не как простое описание в учебниках по истории и литературе, а имея

возможность посмотреть, потрогать, поработать с этим экспонатами, а в неторных случаях повторить, т.е. сделать своими руками по образу и подобию.

И пусть подобная работа в музейном пространстве кажется некой игрой, убеждена, что со временем это поможет нашим ученикам адаптироваться к социальной среде, и определить наиболее важные для каждого из них культурно-ценностные ориентиры.


Обучение ребенка с особыми потребностями в общеобразовательной школе

означает для него переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности. Это оказывает большое влияние на формирование его личности.

Ведущей деятельностью становится обучение. У ребенка возникают новые

взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые обязанности.

Вместе с ними он получает и новые права, занимает свое место в обществе.

Положение школьника обязывает его к более ответственной деятельности,

воспитывает чувство долга и ответственности, умение действовать осознанно и

организованно, развивает у него волевые качества. Уровень приобретаемых знаний в школе позволяет личности достигнуть возможного в этом возрасте

интеллектуального развития, формирует полноценное познавательное отношение к действительности. Социальная интеграция в условиях школы представляет собой процесс системного включения ребенка в социокультурные отношения посредством организации совместной интерперсональной деятельности с целью удовлетворения комплекса потребностей. Всему этому в полной мере соответствует патриотическое воспитание через краеведение.

Путеводной звездой являются для нас слова Сигурда Шмидта, председателя

союза краеведов России ( с 1990 по 2013(умер)), академика РАО: «Поощрение

развития краеведения - это задача федерального масштаба, важная по всей России и для отдельных её регионов - крупных областей и малых городов. Воспитание

краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о

прошлом и настоящем своего края , его особенностях и достопамятностях, но и

развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его

культурного и природного наследия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие. Оно воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом

определяет представление о месте своего родного края в регионе, в России в целом. И возрастающее на наших глазах внимание к краеведению и на местах, и в Москве, и в Петербурге, и в центральных учреждениях системы образования и науки, и в

средствах массовой информации отражает осознание усиливающегося значения провинции в общественно – политической и культурной жизни страны. Это является и заметным показателем демократизации общественных отношений в России».


Список литературы и используемых источников


1.Конституция РФ – М. : Юридическиая литература, 1993

2.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

3.Буторина Т. С., Овчинникова Н. П. Воспитание патриотизма средствами образования. –С-П.: КАРО, 2004

4.Есиленок Т. А. Роль краеведческой работы в формировании нравственно-культурных ценностей на уроках истории у детей с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: 2015.

5.Захарова Т. Н. Люблю тебя село родное. Творческие задания для детей по краеведению. – Е.: 2005

6.Зварыгина Ю. В. Из опыта работы по обучению учащихся с ОВЗ «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ раннего школьного возраста в условиях ФГОС 2 поколения» URL: http://www.study.ip-63.ru/tecuchiepisma/336-programma-konferenczii-i-doklady.html

7.Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. -М.: Айрис-пресс, 2005.

8.Кацюба Д. В. Историческое краеведение -М .: Просвещение, 1980

9.Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории – М.: Просвещение, 2001

10.Квач Н. В. Проблемы и задачи музейной педагогики – М. 2008

11.Кузьмин И. А. Истоковедение. – М.: Технологическая шк. бизнеса, 2001

12.Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

13.Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой. – М.: Центр «Школьная книга», 2008.

14.Сысоева И. М. Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве ОУ. - Новосибирск: Интернет – ресурсы.

15.Шмидт С. Доклад на Всероссийском семинаре краеведов – М., 2004

16.Якиманская Е. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: 1996

17.Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. М.: «Глобус», 2007





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Краеведение как средство формирования патриотизма и гражданственности учащихся с ОВЗ

Автор: Поникарова Татьяна Михайловна

Дата: 11.11.2016

Номер свидетельства: 357870

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Краеведение как средство формирования патриотизма и гражданственности учащихся с ОВЗ."
    ["seo_title"] => string(80) "kraevedenie_kak_sredstvo_formirovaniia_patriotizma_i_grazhdanstvennosti_uchashch"
    ["file_id"] => string(6) "591139"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1636706622"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства