Просмотр содержимого документа
«Использование развивающих упражнений в работе над развитием слухового восприятия»
Использование развивающих упражнений в развитии слухового восприятия
Развивающий характер обучения в педагогике рассматривается как развитие психических функций ребенка, его мыслительной деятельности, активизация познавательных интересов, воспитание самостоятельности в овладении ЗУН, формирование способностей к саморазвитию и саморефлексии.
Развивающий характер упражнений на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП понимается как восприятие речи в связи с использованием упражнений, направленных на развитие мышления, психических функций, творческого воображения. Опыт применения таких упражнений показал повышенный интерес учащихся к ним, позитивное влияние как на процесс развития слухового восприятия, так и на познавательную деятельность учащихся с нарушением слуха в целом.
Одной из психических функций, которая имеет отклонения в развитии глухих детей по сравнению со слышащими, является осязание.
Роль - осязания для неслышащих детей имеет важное значение, т.к. благодаря осязанию у ребенка происходит знакомство с окружающими его предметами, осязание оказывает влияние на процесс овладения устной речью. Детям предлагались игры «Волшебный мешочек», «Чудесный ящик», куда помещались предметы или их муляжи по темам «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Школьные вещи», «Мебель». Обучащеюмуся предлагалось на слух задание: «Что тут?», «Назови предмет», «Выбери яблоко (грушу и т.п.)».
Ученик воспринимал вопрос, задание на слух, выполнял задание, на ощупь находил предмет и оформлял ответ речью: «Вот яблоко».
Далее предлагалось более сложное задание: выбрать на ощупь предмет среди похожих, например яблоко в соседстве со сливой, персиком, нектарином.
Развитие слухового восприятия можно связать с таким психическим процессом, как внимание. Внимание не является самостоятельным психическим процессом, как считает ряд психологов. Они полагают, что внимание включается в любой вид психической деятельности и связано с такими психическими процессами, как зрительное, слуховое, тактильное восприятие.
Сначала предлагаются упражнения на выявление непроизвольного внимания: перед ребенком лежат две картинки, на которых нарисованы две девочки, у одной бант красный, у другой - синий. Предлагается посмотреть на картинки, затем учитель переворачивает их и задает на слух часть вопроса: [Что различного] в одежде девочек?
Можно предложить занимательную картинку зеленого леса, где в ветвях замаскированы фигурки животных, птиц. На слух задается вопрос: [Что (кто) нарисовано на картинке?]
Учитель - дефектолог предлагает ребенку закрыть глаза, отстукивает ритм, взяв его ладоши в свои, предлагает воспроизвести этот ритм. На слух дается задание: [Сделай так же.] [Отстучи этот ритм.] [Повтори.]
Часть вопроса (в квадратных скобках) задается на слух, а часть вопроса – слухо - зрительно. Объясняется это тем, что не накоплен слуховой словарь, объем словарного запаса тоже небольшой, поэтому та часть вопроса, которая знакома детям, часто встречается в общении на общеобразовательных уроках, предлагается на слух. Причем учащиеся и эту часть вопроса сначала воспринимают слухо - зрительно, а затем на слух.
В сочетании с развитием произвольного внимания. С этой целью рекомендуются следующие упражнения.
1. Восприятие речи в сочетании с развитием зрительного внимания:
- Обведи карандашом, назови число: 1 1 3 7.
- Посмотри на цифры 2, 1, 7, 9, 10.
- Отвернись (убрать одну из них): [Какой не хватает?]
- Буду называть части тела человека. Слушай: голова, ноги, туловище, руки. Послушай второй раз: голова, туловище, руки. [Чего я не назвала?]
- Отгадай, кого я нарисовала: [длинные ушки, короткий хвост, красные глазки, прыгает].
3. На развитие тактильного восприятия, связанного с вниманием:
- [Угадай, что я нарисовала] на ладошке:
(кружок, треугольник, прямоугольник).
- [Какие буквы я написала] на ладошке:
а, к, з, ш, о
Вначале неслышащим обучающимся предъявляется на слух часть задания, вопросов, которая ранее опознавалась, остальная часть вопроса, менее знакомая детям, предлагается слухо-зрительно. Затем на слух предлагаются вопросы и задания полностью, а слухо-зрительно воспринимаются задания и вопросы, ранее не воспринимаемые на слух.
Предлагается рисунок с двумя табличками. Одна табличка заполнена цифрами. Каждая цифра первой таблички соединена с пустой клеткой второй таблички. В задачу учащегося входит - вписать в каждую клетку второй таблички соответствующую цифру.
1
2
3
4
На слух предлагается задание: [Впиши число в свою клетку].
Даются таблички с цифрами от единицы до десяти в беспорядке. Учитель называет цифры, складывает их лицевой стороной вниз. При этом предлагается на слух задание: Послушай и повтори цифры так, как сказала я. Для проверки карточки с цифрами перевертываются, чтобы ученик контролировал себя.
Прямоугольник произвольно делится прямыми линиями так, чтобы внутри него образовались треугольники, квадраты, прямоугольники меньшего размера. На слух дается задание: Сосчитай, сколько треугольников. Ученик очерчивает указкой фигуру, называет ее и ведет счет этих фигур.
Предлагается прослушать названия животных и из их числа выделить названия со звуком [р]. На слух дается задание: Послушай слова, выбери со звуком [р]. Слова: коза, тигр, лев, зебра, свинья, слон, корова, лошадь, кенгуру.
Эти и другие упражнения можно использовать при восприятии речи на слух в связи с развитием внимания.
Учитель. [Посмотри на картинку внимательно, найди три слова на звуки] д, с, к. (Дается занимательная картинка «Скотный двор», где нужно отыскать среди завуалированных предметов предметы с этими звуками, входящими в названия.)
Ученик, д - двор, дорога;
с - свинья, сено;
к - корова, коза. .
Учитель. [Послушай и повтори: двор, дорога, дверь; свинья, сено, сорока; корова, коза, курица.] (Ученик повторяет вслед за учителем по три слова.)
Упражнения были ориентированы на восприятие на слух речи в связи с развитием точности, объема и длительности запоминания.
1. При развитии точности запоминания предлагались следующие упражнения:
[Послушай и повтори слова в том же порядке: яблоко, груша, слива, персик, виноград, абрикос];
[Запомни порядок цифр и восстанови его: 7, 4, 1, 5, 2, 8.(Учитель предлагает ученику закрыть глаза, меняет порядок табличек с цифрами и предлагает восстановить прежний порядок);
[Повтори предложение], не изменяй порядок слов: [Дети купили большой, полосатый, красный, сладкий арбуз];
2. При развитии объема памяти предлагались следующие упражнения и восприятие речи на слух в связи с ними:
[Запомни слова и узнай их] среди других: [списать, написать, выписать, записать, расписать, дописать].
Затем дается табличка, где эти слова включены в беспорядке среди других: нарисовать, списать, срисовать, записать, разрисовать, вписать, зарисовать, дописать, выписать, дорисовать.
Для развития длительности запоминания можно использовать стихотворения, ранее выученные наизусть, загадки, пословицы. Учитель читает за экраном начало, а ученик продолжает по памяти эти строчки.
При работе по восприятию речи в связи с развитием памяти можно использовать следующие упражнения.
Ученику предлагаются палочки, геометрические фигуры, спички и образец объекта, сделанного из этого материала учителем: дом, многоугольник и др. Образец убирается. На слух дается задание: Запомни. Сделай как у меня. Сделай так же. Повтори как было.
2. Предъявляются пары слов слухо-зрительно: тапки - шапка, дождь - туча, ложка - кошка, мышка - мишка, стол - скатерть. Затем на слух дается задание: [Послушай. Запомни]. Я буду называть первое слово, а ты назови второе.
3. Дается картинка, разрезанная на несколько частей. Предлагается ее собрать, а затем нарисовать по памяти. При этом даются следующие задания на слух: собери картинку, что изображено на картинке, какого цвета рисунок?
4. Ученику предлагаются для слухо-зрительного восприятия рифмованные строки.
Воробей живет под крышей, В теплой норке - домик мыши, У лягушки дом - в пруду, Домик пеночки - в саду. Эй, цыпленок, где твой дом? - Он у мамы под крылом.
Затем стихотворение убирается, остаются только словосочетания и слова: под крышей, домик мыши, в пруду, в саду, под крылом. Они располагаются в беспорядке. На слух дается задание: Я буду читать начало предложения, а ты подбирай конец.
Учитель – дефектолог за экраном читает:
- Воробей живет...
Ученик слушает и подбирает соответствующий конец строчки.
в авторской программе по РСВ предусмотрены упражнения по решению невербальных мыслительных задач, приемам мыслительной деятельности с помощью операций анализа и синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения и т.д.
С этой целью проводятся упражнения по решению невербальных мыслительных задач. Ученику предлагается выбрать прямоугольник, круг, треугольник, квадрат среди других похожих объектов - колесо, обруч, дверь, окно квадратной, треугольной формы,- изображенных на картинках. При этом сначала предлагается часть задания на слух: [Выбери] круг (треугольник, прямоугольник), затем: [Выбери круг] (квадрат, прямоугольник), а позднее: [Выбери геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник].
Постепенно можно переходить к нахождению предметов из окружающей действительности, похожих на геометрические фигуры. Позднее выбрать домашних и диких животных, зимующих и перелетных птиц среди других изображений животных. Все эти упражнения связаны с содержанием того материала, который изучается в классе на уроках математики, ознакомления с окружающим миром, природоведения, развития речи.
Перечисленные и описанные приемы работы по развитию слухового восприятия на материале развития мыслительных операций и словесно-логического мышления являются только средством для развития слухового восприятия речи.