kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование разных видов восприятия речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе показаны разные виды восприятия речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование разных видов восприятия речи»

Использование разных видов восприятия речи


Процесс восприятия устной речи детьми с нарушенным слухом тесно связан со слухозрительным и слуховым различением речи. Причем под слуховым различением понимается как восприятие с ЗУА, так и без нее.

Значение зрительного анализатора в жизнедеятельности людей с нормальным слухом общеизвестно. Исследования К. П. Каплинской (1975) доказали, что, чем хуже слух, тем выше эффективность зрительного анализатора. Так, слабослышащие дети I степени речевой материал (слова, фразы, словесное и логическое ударение и интонацию) воспринимали с помощью зрения хуже, чем слабослышащие дети II степени, и, наоборот, слабослышащие дети I степени лучше воспринимали материал на слух, чем слабослышащие дети II степени. По мере снижения слуха все большее влияние на восприятие речи оказывает зрительный анализатор. Это положение находит подтверждение при выявлении возможности участия зрительного анализатора в комплексном слухозрительном восприятии. Сравнение слухозрительного восприятия речевого материала со слуховым восприятием позволяет выяснить, что доля зрительного восприятия увеличивается по мере снижения слуха. Примером могут служить данные исследования, полученные К. П. Каплинской (1975). У слабослышащих учащихся II степени увеличивается доля зрительного восприятия в комплексном слухо-зрительном различении речи на 7%, слов - на 8,2%, звуков речи - на 10,2%, логического и словесного ударения - на 1,6% и 1,7% соответственно.

Слухозрительное восприятие - это путь, который расширяет сферу общения людей с нарушенным слухом с окружающими людьми.

Бисенсорное восприятие с помощью ЗУА дает более высокие результаты по сравнению с моносенсорным восприятием (на слух или по чтению с губ). Совместная деятельность двух анализаторов повышает эффективность восприятия речи. Так, средний показатель восприятия речи слабослышащими детьми на слухо-зрительной основе равен 67,4%, с помощью слуха - 65,7%, а почтению с губ - 35,1%. Поэтому важно создать соотношение между слуховым и зрительным восприятием у детей с нарушенным слухом приблизительно такое же, как у детей с нормальным слухом. Этого можно добиться в результате использования ЗУА и специальных упражнений, направленных на совершенствование восприятия речи по чтению с губ.

В процессе работы по РСВ используется и слуховое и слухозрительное восприятие. Использование того или другого вида восприятия речи зависит от формы организации работы.

Упражнения на восприятие речевого материала на слух направлены на усиление слухового компонента в комплексном слухозрительном восприятии речи. Как правило, на слух предъявляются фразы, часто повторяющиеся на занятиях и связанные с организационной деятельностью обучащиюхся.

Примерно такое же соотношение между слуховым и слухозрительным восприятием речи рекомендуется соблюдать во внеклассной работе. Воспитатель должен продумать, какая часть материала будет предъявлена для слухозрительного и слухового восприятия.

Последовательное предъявление материала для различения сначала на слухозрительной, а затем на слуховой основе обеспечивает более эффективный процесс формирования слуховых представлений.

Зрительный анализатор помогает удержать в памяти графический образ слова (слово написано на бумаге), слуховой - способствует удержанию в памяти слухового образа слова (слово запоминается), кинестетический - закрепляет образ слова в произношении (слово произносится).

Сниженный слух учащихся требует опоры на зрительный анализатор. Слухозрительное восприятие в этом случае выполняет подсобную роль, готовит слуховой анализатор к последующему восприятию речи на слух, т.е. является предпосылкой для различения речи, звуков на слух. Поэтому переход к слухозрительному восприятию возможен лишь в том случае, если опора на слухозрительное восприятие помогла прочно усвоить дифференциацию неречевых звуков, речевого материала.

В зависимости от слуха учащихся, их индивидуальных особенностей, сложности речевого материала и др. используются различные приемы формирования речевого слуха на индивидуальных занятиях.

Как показали исследования В. И. Бельтюкова (1960), снятие слухового самоконтроля с применением ЗУА влекло за собой восстановление прежних дефектов произношения, включение аппаратуры помогало устранению этих дефектов.

В этом случае можно использовать критерии, предложенные В. П. Тимохиным (1970):

- если ребенок в речевом диапазоне (500-2500 Гц) различает звуки интенсивностью в 50 дБ, то такой ребенок слышит речь разговорной громкости на расстоянии примерно в 1 м от уха. Слух этого ребенка бесспорно можно использовать на индивидуальных занятиях как при коррекции произношения, так и в тренировке слухового восприятия речи без ЗУА. В то время как на общеобразовательных уроках и при проведении фронтальных занятий эти дети могут не слышать естественной речи учителя без ЗУА, поэтому они нуждаются в применении ЗУА;

- восприятие звуков в речевом диапазоне интенсивностью в 60 дБ требует расстояния от уха около 60 см, в 70 дБ - около 25 см, в 80 дБ - около уха, в 90 дБ речь разговорной громкости без ЗУА не воспринимается.

Однако эти критерии носят ориентировочный характер, т. к. не всегда можно определить возможности слуха детей, используя только тональную аудиограмму. Необходимо учитывать результаты исследования слуха речью и уровень речевого развития учащихся.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование разных видов восприятия речи

Автор: Ермакова М.М

Дата: 27.10.2017

Номер свидетельства: 434864

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) ""Использование искусства в лечении в разные исторические периоды" Мини-реферат "
    ["seo_title"] => string(87) "ispol-zovaniie-iskusstva-v-liechienii-v-raznyie-istorichieskiie-pieriody-mini-riefierat"
    ["file_id"] => string(6) "207876"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430671023"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Литературное чтение. Виды речевой и читательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(73) "litieraturnoie-chtieniie-vidy-riechievoi-i-chitatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "111271"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407316403"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Рабочая программа по технологии 4 класс (система Л.В. Занкова) "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-4-klass-sistiema-l-v-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "113274"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1409762020"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Использование метода куклотерапии в развитии речи детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(85) "ispol-zovaniie-mietoda-kuklotierapii-v-razvitii-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "147830"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419504852"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_muzykalnogo_vospriiatiia_u_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_razlichnykh_vid"
    ["file_id"] => string(6) "593159"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638335629"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства