kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Интегрированное обучение в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированное обучение в коррекционном учреждении

Просмотр содержимого документа
««Интегрированное обучение в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья»





Доклад

«Интегрированное обучение в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».





Учитель: Сытник Л.В.







ноябрь 2018 г.

Доклад «Интегрированное обучение в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

https://solncesvet.ru/uploads/2019/post05/df2f94bd7707a39c49f2ff97692c0085.docx





Интегрированные уроки – один из способов реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

В современных условиях научно- технического процесса, интегративных функций в развитии науки, техники и политики образование не может оставаться в стороне от этих стремительных процессов. Наше общество находится в постоянном развитии, следовательно, через новую систему образования (ФГОС) выдвигает и реализует все новые требования к человеку:

обучаемость, т.е способность к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности;

- интеллектуально- физическое развитие, что может обеспечить доступ к новым технологиям;

-умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе;

- креативность (способность мыслить и действовать творчески);

быть патриотом своей страны с высокими нравственными установками.

В целом, современному обществу нужен человек с целостным представлением картины мира, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Таким образом, творческая активность учащихся в процессе обучения и интеграция в образовательном процессе – это одни из важнейших проблем, над которыми работает современная школа в настоящее время.

Актуальность данных проблем, как мы видим, продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

Уже со школьной скамьи необходимо развивать у молодежи стремление к знаниям, высокую творческую активность, умение добывать самостоятельно информацию в различных областях науки и пользоваться ею.

Учитель, увлеченный своим делом, непременно мечтает о том, что из его воспитанников получатся в будущем талантливые люди, настоящие творцы.

Чтобы достичь желаемого результата, педагог должен реализовать новые требования, предъявляемые Стандартами, создавая современный урок. И одним из таких уроков является интегрированный урок.

Идеи интеграции в обучении берут свои начала в трудах Я.А. Коменского, утверждавшего: «Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным».

Таким образом, интеграция в обучении – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Необходимость обращения к интегрированному обучению в условиях ФГОС вызвана рядом объективных причин:

Снижением познавательной активности учащихся, нет целостного представления о картине мира, неумением применять свои знания на практике (слабая самореализация личности), Недостаточной продуманностью и разработанностью действующих программ и учебников (разрозненность и расчлененность по предметному признаку), необходимостью экономии учебного времени, сокращением количества часов по Базисному плану.

В современной школе интеграция идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Так Сухаревскаявыделяет три уровня интеграции:

- внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных учебных предметов;

межпредметная – синтез фактов, понятий двух и более дисциплин;

-транспедметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины. Внутрипредметная интеграция направлена на « спрессование» материала в крупные блоки. Содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.

Синтез второго уровня – межпредметная интеграция – проявляется в использовании теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Такая систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся.

Исследуя процесс интегрирования, А. Католиков выделяет два ее вида:

горизонтальную интеграцию (объединение сходного материала в разных учебных предметах)

- вертикальную интеграцию (объединение одним учителем в своем предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности).



Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Структура интегрированных уроков отличается от традиционных уроков: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе работы; большой информативной емкостью материала, 60-80%  урочного времени отводится творчеству учащихся.

Проследим этапы процесса подготовки и проведения интегрированного урока:

1)Подготовительный: 1)планирование, 2)организация творческой группы, 3) конструирование содержания (постановка общепредметной цели), 4)репетиции

2)Исполнительский,

3)Рефлексивный.

Преимущества интегрированных уроков заключается в том, что они:

Для учащихся:

повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровняобученности и воспитанности учащихся; способствуют формированию целостной научной картины мира, в большей степени способствуют развитию устной и письменной речи; способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;

снимают перенапряжение, перегрузку;

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что интегрированное обучение предусматривает переход от исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.

Интегрированные уроки чаще всего конструируются в формах:

Урок – лекция, урок-путешествие, урок – экспедиция, урок – исследование, урок – инсценировка, урок – экскурсия, мультимедиа – урок, проблемный урок, урок-практикум, урок-игра (КВН, Поле чудес, конкурс, викторина ,т.е - уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы:), урок – конференция, урок творческого поиск, урок-сказка, урок-сюрприз и др.

В результате таких уроков совершенствуются умения работать с источниками знаний, навыки анализа, обобщения, развиваются творческие способности, умения выступать и защищать свою точку зрения, развиваются коммуникационные навыки , а также формируется критическое мышление и познавательный интерес к жизни. Почти все интегрированные уроки строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой, индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности. Учебная деятельность развивается под углом решения задач творческого характера и способствует эффективному развитию творческого мышления. На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальные исследования, поисковую и частично – поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.



В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук.

Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей.

Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, законов, теорий в различных курсах учебных дисциплин.

И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.



Интегрированные уроки – это возможность педагогам работать совместно, в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками при решении разнообразных педагогических проблем, создавая условия для проявления определённых коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире.

Выводы о результатах и значении интегрированного обучения в условиях ФГОС:

Интегрированное обучение:

1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

2) формирует БУД в рамках образовательного процесса и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

3) повышает качество знаний учащихся;

4) повышает и развивает интерес учащихся к предметам;

5) интегрированный урок через системно-деятельностный подход обеспечивают саморазвитие личности, где знания приобретаются только в деятельности ученика ;

6) позволяет использовать современные педагогические технологии);

7) расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;

Таким образом, подводя итог проделанной работе, хочется сказать, что задуматься над тем, что интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.









Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться
 на уровне высокой общественной культуры.


  Сорокапятиминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это “кусок истории личностной судьбы ребенка”.


   За время работы в школе я, к  сожалению, заметила, что предметные программы , составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, расчлененными по предметному признаку. В то же время сокращается количество часов по Базисному плану , несмотря на то, что объём требуемых знаний, умений и навыков растёт. Углубляется несоответствие объёмов знаний количеству времени, предусмотренного для их усвоения. Решить данные проблемы позволяет использование межпредметных связей на уроках.

За последние три года пришла к выводу: в своей работе надо использовать систему интегрированных уроков.
    На этих уроках стараюсь найти взаимосвязь с другими предметами, ведь интегрированные уроки призваны научить ребенка с самых первых шагов в школе представлять мир как единое целое, в котором всё взаимосвязано.
   Стараюсь строить свои интегрированные уроки на объединении близких областей знаний.
Интегрированные уроки помогают развитию теоретического мышления школьников и дают возможность учителю продемонстрировать наиболее важные приемы и методы умственной деятельности в нестандартных ситуациях.
  На интегрированных уроках дети работают легко, с интересом усваивают объемный материал. Приобретаемые знания и навыки дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Я стараюсь направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся.
  Считаю, что введение интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию эрудированного человека, который обладает способностью систематизировать имеющееся знания и нетрадиционно подходить к решению различных задач.
Чаще  провожу интегрированные уроки при повторении и закреплении пройденного материала.


На моих уроках очень часто происходит интеграция литературы с русским языком.. Такая интеграция осуществляется, прежде всего , через комплексный анализ художественного текста. Используя языковые средства, учащиеся полнее постигают глубину авторской идеи, художественное своеобразие текста. Только через комплексный анализ текста можно убедиться, что художественное произведение несет в себе отпечаток мировоззрения, поэтического видения действительности, языка , стиля самого автора.



Для того чтобы показать мир во всем его многообразии, я часто интегрирую уроки литературы, музыки, рисования.Такие уроки способствуют эмоциональному развитию личности ребенка, творческому развитию.



Среди гуманитарных дисциплин, которые интегрируются литературой, особое место занимает история.

Без интеграции с историей немыслимо изучение литературы. Особенно важны здесь уроки, которые в методике Гузеева носят название уроков вводного повторения. К началу изучения той или иной темы учащиеся получают задания – повторить сведения об эпохе, которая описывается в произведении, к которой относится творчество писателя.



В интеграции литературы с другими видами искусств большую роль играет внеурочная деятельность учащихся.



Традиционный конкурс чтецов в прошлом году получил новый статус. Впервые прошел полилингвиальный тур конкурса чтецов, проведенный совместно с учителями иностранного языка. Такая совместная работа принесла глубокое удовлетворение и учителям, и обучающимся – зрители этого конкурса увидели «живую перекличку голосов, эпох, культур».

Использование театральных технологий позволило совместить учебный материал с внеклассной работой, поскольку сценарии наших спектаклей основывались на тех литературных произведениях, которые изучались на уроках.



На интереснейшем уровне возможна интеграция русского языка и литературы с негуманитарными дисциплинами. Мною были проведены интегрированные уроки по русскому языку и природоведению в 5-м классе.



Интегрировать можно даже, казалось бы, несовместимые друг с другом предметы – русский и математику при изучении темы «Имя числительное, число». Ученики вспоминают правописание числительных, правильное их произношение при решении примеров, проводят конкурс кроссвордов.



Таким образом, можно сделать вывод - при организации интегрированного обучения у учителя появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления..
   Включение системы логических заданий, дидактических игр, нестандартных задач, направленных на развитие познавательных процессов школьников,способствует осознанному усвоению материала на более высоком уровне.

Используя в своей работе интегрированные уроки, я заметила, что у детей появился интерес к учению, приобретению новых знаний. Повысилась успеваемость.


Если интеграция - это не самоцель, а определенная система в моей деятельности, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. В чем я его вижу?



-    В повышении уровня знаний по предмету;



- В изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;


-   В эмоциональном развитии учащихся, 
основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т. д.;


 -  В росте познавательного интереса учащихся, 
который проявляется в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время.

 -   Во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой являются их собственные стихотворения, рисунки, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.




Список литературы.

                       

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения ( общедидактические аспекты ). М.: Педагогика, 1977.



2. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Вологда, 1988.



3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.



4. Зверев И.Д. Взаимосвязь учебных предметов. М.: Знание, 1977.



5. Максимова В.Н., Зверев И.Д. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе в современной школе. М.: Просвещение,1987.



6. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. Л. 1990.



7. Статьи Резановой С.А., Габидуллиной Л.Л.,Сырцовой Е.А., Копыловой Л.Ю., Дышлюк И.С. на сайтах «Фестиваль педагогических идей», Гуманитарный колледж – Технологии, news/1september.ru., art/а/edu.donpac.ru






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сытник Людмила Васильевна

Дата: 21.05.2019

Номер свидетельства: 511537

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства