Инклюзивное образование –это совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, для наибольшей поддержки и максимального раскрытия потенциала каждого учащегося. Данное обучение подразумевает доступность образования для всех вне зависимости от состояния здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образования в системе спо»
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СПО Зарубежный опыт в области инклюзивного образования.
Спасение одного ребенка не изменит Мир...
Но Мир, несомненно, изменится
для этого одного ребенка.
Задумайтесь...
Инклюзивное образование –это совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, для наибольшей поддержки и максимального раскрытия потенциала каждого учащегося. Данное обучение подразумевает доступность образования для всех вне зависимости от состояния здоровья.
Существует восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека .
Необходимым условием реализации инклюзивного образования является специальная обучающая среда, включающая:
· наличие педагогических кадров со специальным образованием, владеющих инновационными методами и информационно-коммуникационными образовательными технологиями;
· комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов, литературы;
· создание адекватных внешних условий (необходимый уровень комфортности, специализированные средства передвижения и организация адаптивных учебных мест, дистанционные средства обучения) и т.д.
Технология социально-педагогического сопровождения студента с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой целенаправленный, поэтапный процесс, обусловленный знанием индивидуальных особенностей студента и его проявлений при получении профессии в колледже. Она включает следующие этапы:
I. Диагностико - прогностический – изучение индивидуальных возможностей и особенностей студента, прогнозирование перспектив его адаптации к учебному процессу и самопроявления в ситуациях развития, обучения (овладения профессией). Данный этап предполагает сбор информации о студенте с ОВЗ при обучении в колледже. Собирается следующая информация:
- о патологии, существующей у студента с ОВЗ; перспективы развития патологии, возможности преодоления, снижения уровня негативного проявления или стабилизации;
- об индивидуальном потенциале студента, на который можно опираться при организации социально-педагогического сопровождения;
- об индивидуальных особенностях в самосовершенствовании, преодолении трудностей, возникающих при адаптации к учебному процессу и дальнейшем саморазвитии;
- об особенностях развития и воспитания студента с ОВЗ;
- об уровне адаптивных возможностей студента к социокультурной среде образовательного учреждения, к получению информации, предоставлению усвоенного знания в процессе его получения, к взаимоотношению в группе сверстников-однокурсников;
- о возможности участия в социально-педагогическом сопровождении студента с ОВЗ студентов старших курсов.
II. Выявление возможных проблем (трудностей), существенно сказывающихся на адаптации и самопроявлении студента в ситуации развития, процессе овладения профессией.
III. Проектирование перспектив преодоления возможных проблем (трудностей) самим студентом с ограниченными возможностями здоровья.
IV. Определение содержания, специфики и способов сопровождения студентов в преодолении проблем (трудностей) в процессе обучения в колледже. Цель социально-педагогической технологии заключается в том, чтобы способствовать адаптации студента с ОВЗк учебному процессу, обеспечить наиболее целесообразное и полное проявление его возможностей и способностей при овладении профессией, а также интеграцию в социальную среду.
Основные направления реализации:
- Предупреждение ситуаций, которые студент с ОВЗ не может самостоятельно преодолеть.
- Работа с педагогическим коллективом и средой (социальным окружением), способствующая созданию условий для наиболее полного проявления студентов при овладении профессией.
- Побуждение студента с ОВЗ к самостоятельному поиску путей овладения профессии, самостоятельному преодолению трудностей в обучении, в том числе, с опорой на окружающую среду.
V. Реализация социально-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ с учетом их самопроявления и возникающих у них проблем. Содержание социально-педагогического сопровождения определено этапами обучения.
Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом "Об образовании", федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Среди стран с наиболее совершенствованными зконодательствами можно выделить Канаду, Кипр, Данию, Бельгию, Испанию, Швецию, США и Великобританию. В Италии законодательно поддерживают инклюзивное образование с 1971года. Во многих других странах (Норвегия,Германия, Финляндия) инклюзивное образование существует уже не менее 30-40 лет.
Каждая из стран шла своим путем.
Так, принятие в США в 1975г. Закона об образования «для всех аномальных», «Закона об интеграции» стало закономерным итогом борьбы демократических слоев общества против расовой сегрегации. Дальнецшее развитие демократических тенденций в этом направлении законодательно привело к переносу прав расовой интеграции на проблемы лиц с ОВЗ и развития интеграционных процессов пр именительно к специальному образованию/, ориентируемых на обуче6ние в «общем потоке».
Своим путем шли к интеграции скандинавские страны, которые можно назвать «колыбелью интеграции».
Анализ зарубежных исследований, материалов международной конференции, научных обзоров, нормативных и методических документов, убедительно доказывают, что наиболее благоприятных в социально-политическом и экономическом отношении странах, вступивших в путь интеграции, накоплен богатый опыт по созданию равных условий для получения всеми детьми качественного образования для их социальной инклюции.
В развитых странах интенсивно идет поиск новых моделей инклюзивного образования, в том числе среднего профессионального.
Германия формирует свою политику по отношению к данной социальной группе через «Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью», утвержденной парламентов Германии.
План включает в себя более 200 различных мероприятий по разделам труд, образование,семейная политика, трнаспорт, свободное время и пр. Таким образом, Германия выстраивает свою политику по отношению лиц с ОВЗ во всех областях жизни.
Здесь систематически продолжает проводить множество исследований по вопросам включения людей с ОВЗ в общество, реализуются программы инклюзии в образовании. Их эффективность и трудности обсуждаются в литератиуре, на научных конференциях.
Согласно национальному плану Германии для повышения конкурентоспособности на рынке труда для молодых людей с ОВЗ создаются места для профильного обучения. В течение 5 лет 4000 молодых людей с тяжелыми формами инвалидности будут созданы специальные рабочие места. Малым предприятиям рекомендовано увеличить число инвалидов, работающих в них и создать более комфортное для этих людей условия труда.