Просмотр содержимого документа
«"Формирование навыков жизнеобеспечения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья"»
Формирование навыков жизнеобеспечения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый запас знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться в новых для выпускника условиях, правильно строить свои отношения с людьми, иметь желание трудиться.
Задача нашей школы заключается в том, чтобы помочь воспитанникам в самоопределении, самореализации и в выборе трудового пути. Программа трудового обучения по с/х труду рассчитана на подготовку учащихся к работе в сельском хозяйстве в качестве рабочих овощеводческих, садоводческих бригад, а также на животноводческих фермах с частичной механизацией процессов.
Уроки трудового обучения, в том числе и уроки с/х труда формируют у учащихся готовность и способность к активному участию в созидательном труде. Моя задача, как учителя, заключается в формировании знаний, умений и навыков в работе, развитии определенных качеств личности, которые необходимы для становления сознательного отношения к труду, морально- волевых и эмоциональных факторов, отражающих положительное отношение к систематической трудовой деятельности.
Основными направлениями деятельности являются:
1. Формирование устойчивой мотивации к с/х труду в целом и конкретно к каждой теме.
2. Коррекционная направленность обучения и воспитания в соответствии с возможностями каждого ребенка.
3. Практическая направленность обучения с ориентацией на востребованность знаний, умений и навыков в жизни.
4. Экономическая направленность обучения.
Для реализации данных направлений использую технологию коррекционно-развивающего обучения и личностно- ориентированного подхода на уроках с/х труда.
Поэтому, организуя образовательный процесс, у учащихся развиваются такие положительные качества как: ответственность, дисциплинированность, коллективизм. Именно в процессе труда формируются личностные качества, способность работать в коллективе.
Труд является важным средством коррекции и развития личности. На первом занятии с детьми объясняю, зачем в нашей школе введен такой предмет как с/х труд. Все продукты питания, а также натуральные ткани – это результат труда человека в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство - это основа жизни человека на нашей планете. В беседе с ребятами выясняю, у кого в семье есть подворье, какие работы выполняют ребята дома.
Некоторые учащиеся, имеют желание работать в сельском хозяйстве (например Сергеев К.- хочет заниматься разведением с/х животных. Также проявляют интерес к сельскому хозяйству Лысова М, Варнашов Д, Лозовской А. и другие ребята). Но есть учащиеся, например, такие как Кириллов Ж, Попов Д. которые считают, что предмет с/х труда им не нужен, так как они будут жить в городе. Для таких ребят провожу несложные расчеты (сколько нужно овощей для семьи на год, сколько стоит на рынке пучок зелени, ведро картофеля, сколько стоят другие овощи - огурцы, помидоры, лук и т.д. Заостряю внимание на то, что вы не знаете в каких условиях выращивались покупаемые вами овощи, какими препаратами они обрабатывались, какие дозы удобрений вносились и что купленные овощи у недобросовестных продавцов могут принести не пользу, а вред вашему здоровью). Все это переводим на деньги. Добиваюсь того, чтобы дети поняли, какая получается экономия семейного бюджета, если семья имеет земельный участок.
И если у ребят появляется интерес, это залог успеха в обучении. Они понимают, что материал изученный на уроках с/х труда пригодится им в самостоятельной жизни. Таким образом, к моменту выпуска формируется один из критериев положительного отношения к учению, а именно - сформированность познавательных интересов.
Также уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих учащимся с ОВЗ в трудовой и познавательной деятельности. На уроках обеспечиваю доступность учебного материала (простота и дозированность учебной информации), и происходит коррекция внимания, мышления, памяти.
При обучении учащихся наиболее значимую роль играют словесные методы (беседа, дискуссия), наглядные (схемы, плакаты, презентации, фильмы по теме, натуральные образцы растений, их плодов и семян), практические методы.
Составляя тематическое планирование по с/х труду учитываю то, что в школе и в поселке нет животноводческой фермы, поэтому изучаем только теоретический материал и больше выделяется часов на изучение таких тем, как «Вредители и болезни с/х культур», «Меры борьбы с вредителями и болезнями с/х культур», «Профилактические меры по предупреждению заболеваний выращиваемых культур», «Борьба с сорными растениями». Почему больше часов уделяется данным темам? Причина одна - с каждым годом все чаще идет развитие таких болезней и вредителей как: фитофтороз томатов, картофеля, черная ножка и кила капусты, поэтому, чтобы вырастить с/х культуры, необходимо подробно и шире знать профилактические меры и меры борьбы с вредителями и болезнями с/х культур.
Немалую роль в адаптации выпускников к самостоятельной жизни играют уроки с элементами экономики. С основами элементарных экономических знаний знакомлю детей с первого года обучения, с 5 класса. Убеждаю и показываю практически: что беречь, как беречь, на чем можно экономить. Если кто- то сломает лопату, объясняю, что в любую вещь вложен труд многих людей, может быть и труд самих учащихся. У каждого предмета есть своя стоимость, своя ценность.
Экономическая направленность уроков с/х труда также способствует подготовке выпускника к индивидуальной трудовой деятельности. На уроках учу ребят проводить расчеты средней урожайности, узнаем валовой сбор урожая, учу экономно вести расход средств на закупку семян и на приобретение инвентаря.
Таким образом, в результате целенаправленной работы по формированию способностей к самостоятельной жизни через уроки с/х труда, происходит постепенное становление жизненной перспективы выпускников. Выпускник, изучив программу по с/х труду, которая включает отделы овощеводства, садоводства, цветоводства, животноводства, имеет выбор для самореализации в своей жизни по месту жительства.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Для успешного формирования жизнеобеспечения у учащихся с ограниченными возможностями через уроки сельскохозяйственного труда нужно:
1 обучать школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности и прививать им соответствующие трудовые навыки;
2 формировать доступные школьникам технические и технологические знания;
3 развивать общетрудовые умения, то есть умения: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
4 воспитывать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду и формировать необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство долга, и др.);
5 для более полноценного усвоения учебного материала и для большей адаптации в современном техномире организовывать экскурсии на производственные предприятия..