Формирование навыков жизнеобеспечения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки сельскохозяйственного труда
Формирование навыков жизнеобеспечения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки сельскохозяйственного труда
Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Независимо от состояния здоровья детей современное общество не делает исключений и снисхождений в социуме. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый запас знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться в новых современных условиях, правильно строить свои отношения с людьми, иметь желание трудиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков жизнеобеспечения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки сельскохозяйственного труда»
Опыт – как наглядно-действенный метод и коррекционное средство
на уроках сельскохозяйственного труда.
Допрофессиональная подготовка на уроках столярного дела как форма адаптации к самостоятельной трудовой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Психолого - педагогическое обоснование темы.
2. Формирование устойчивой мотивации к
сельскохозяйственному труду.
^ 3. Методы и приемы обучения, и развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Практическая направленность обучения
сельскохозяйственному труду.
^ 5.Результаты деятельности.
6. Литература.
7. Приложение.
Психолога – педагогическое обоснование темы
Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый запас знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться в новых для выпускника условиях, правильно строить свои отношения с людьми, иметь желание трудиться.
Как же помочь в этом плане учащимся? Задача коррекционной школы 8-го вида помочь воспитанникам в самоопределении, самореализации и в выборе трудового пути. Программа трудового обучения по с\х труду рассчитана на подготовку учащихся к работе в сельском хозяйстве в качестве рабочих овощеводческих, садоводческих бригад, а так же на животноводческих фермах с частичной механизацией процессов.
^ Формирование устойчивой мотивации к сельскохозяйственному труду.
Именно уроки с\х труда формируют у учащихся готовность и способность к активному участию в созидательном труде. Моя задача, как учителя, заключается в формировании знаний, умений и навыков в работе, развитии определенных качеств личности, которые необходимы для становления сознательного отношения к труду, морально- волевых и эмоциональных факторов, отражающих положительное отношение к систематической трудовой деятельности. Опираясь на разработки и исследования С.Л. Мирского, С.А. Ковалева, Е.Д. Худенко о собственный опыт я выделила педагогическую концепцию, основными направлениями которой являются:
1. Формирование устойчивой мотивации к с\х труду в целом и конкретно к каждой теме.
2. Коррекционная направленность обучения и воспитания в соответствии с возможностями каждого ребенка.
3. Практическая направленность обучения с ориентацией на востребованность знаний, умений и навыков в жизни.
4. Экономическая направленность обучения.
Для реализации данных направлений использую технологию коррекционно- развивающего обучения и личностно- ориентированного подхода на уроках с\х труда. Поэтому, организуя образовательный процесс, я развиваю у учащихся такие положительные качества как: ответственность, дисциплинированность, коллективизм. Именно в процессе труда формируются личностные качества, способность работать в коллективе.
Труд является важным средством коррекции и развития личности. На первом занятии с детьми объясняю, зачем в нашей школе введен такой предмет как с\х труд. Все продукты питания, а также натуральные ткани – это результат труда человека в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство - это основа жизни человека на нашей планете. В беседе с ребятами выясняю, у кого есть подворье, какие работы выполняют ребята дома. Некоторые учащиеся, у которых семья не имеет участка, не всегда проявляют интерес к беседам. Для таких ребят провожу несложные расчеты (сколько нужно овощей для семьи на год). Переводим на деньги. Дети видят, какая получается экономия семейного бюджета, если семья имеет земельный участок. ( см. приложение )
У ребят появляется интерес, а это залог успеха в обучении. Они понимают, что материал, изученный на уроках с\х труда пригодится им в самостоятельной жизни.
Таким образом , к моменту выпуска формируется один из критериев положительного отношения к учению, а именно- сформированность познавательных интересов. Под этим критерием понимается относительно устойчивое стремление личности проникать в сущность явлений и овладевать способами добывания новых знаний.
Чтобы определить уровень сформированности познавательного интереса у учащихся оцениваю: насколько сформирована учебная деятельность и умение выполнять действия по инструкции, какова самооценка учащихся.
Эти данные использую при дифференцированном подходе обучения и воспитания. Как учитель понимаю, что должна дать знания, умения и сформировать навыки всем присутствующим на занятии, независимо от того, куда, в какую группу диагностических данных определен ученик.
Формирование личности, дальнейшая социальная адаптация зависят от учителя и взаимопонимания учителя с учеником.
Зная особенности ребят мне легче организовать учебный процесс.
Например: воздействие запаха семян на отдельных детей влияет по-разному. Зоя Ч. Не переносит запах бархатцев, а Евдокия А. ученица этого же класса, с удовольствием выполняет работы с семенами бархатцев. Лена Ч. любит вести отбор мелких семян, зато с удовольствие сортирует крупные семена ноготков, космеи.
При вскапывании почвы Люба Т., и Маргарита Т., работу выполняют быстро, качественно и слаженно, а Маша Ч., Августа Ф. вскапывание почвы проводят медленно. Эти девочки физически слабые. Им даю задание по обработке почвы индивидуально.
Я пришла к выводу, что единообразия в требованиях не должно быть. Надо считаться с состоянием здоровья ребенка и его желанием выполнять работу. Чаще давать возможность ученику выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию и выполнению работ. У учителя с\х труда такая возможность есть. На одном и том же уроке одни ребята готовят почву, другие сеют, поливают, делают заделку семян. Для меня главное, чтобы ребенок с желанием выполнял работу.
^ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ И РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих умственно отсталым школьникам в трудовой и познавательной деятельности.
Первостепенным значением в коррекции недостатков является понимание зоны ближайшего развития, как зоны совместной деятельности педагога и ребенка. Функцией педагога становится организующая деятельность, создающая педагогические ситуации, в которой ребенок раскрывается как личность, а учитель выступает не в роли основного источника информации, а в роли организатора эффективных условий обучения.
Для реализации коррекционных задач работу провожу в следующих направлениях:
1. Коррекция познавательной деятельности умственно отсталых школьников.
2. Формирование общетрудовых навыков:
работа с текстом ( запоминание и воспроизведение);
работа с планом (развитие навыков самостоятельного планирования);
умений и навыков, связанных с выполнением практического задания;
самопроверка и самоконтроль.
При этом включаю различные приемы:
приемы, обеспечивающие доступность учебного материала \ простота и дозированность учебной информации\;
При обучении учащихся наиболее значимую роль играют словесные методы (беседа, дискуссия), наглядные (технологические карты, схемы, плакаты, натуральные образцы растений, их плодов и семян), практические методы. В начале использую развернутую, подробную инструкцию, широко подкрепленную наглядными средствами, а затем ввожу постепенное свертывание словесно - наглядной информации о характере и последовательности выполнения действий.
В усвоении теоретического материала учащимися коррекционной школы существенную роль играет повторение. Повторение необходимо т.к. для детей с недостатками развития характерны трудности в обучении и медленное усвоение нового материала. Кроме того, повторение пройденных понятий на новых объектах дает возможность развития логического мышления (перенос действия по аналогии). Чтобы этот этап урока усвоили учащиеся, включаю познавательные элементы, логические задачи или разгадывание простых кроссвордов. Это своеобразная гимнастика ума, развивающая и тренирующая мышление учащихся, их память. Учу анализировать, отбирать нужные знания. К тому же ребятам это нравится, они активно включаются в процесс.
На разных этапах урока, как для повторения, так и для закрепления использую карточки - задания. Такого рода задания способствуют формированию логических связей.
Например: убери лишний овощ: РЕДЬКА, МОРКОВЬ, ЛУК, РЕПА, СВЕКЛА (уберем лук, т.к. он не относится к корнеплодам ).
Кроме того, провожу тестирование.
Например:
1. Какие виды операций будете применять при пикировке томатов?
2 . К какой группе овощных культур относится свекла. Правильный ответ подчеркнуть: КОРНЕПЛОДЫ, ПЛОДОВЫЕ, КАПУСТНЫЕ, ЗЕЛЕНЫЕ, ЛУКОВИЧНЫЕ.
При объяснении нового материала стараюсь использовать жизненный опыт учащихся, их запас знаний и представлений по изучаемой теме. После сообщения темы и цели занятия, спрашиваю ребят: « Нужно ли нам изучать темы, пригодятся ли они вам в будущей самостоятельной жизни?» Таким образом, добиваюсь, чтобы учащиеся приняли цель, поставленную мною, т.е. совпадали цели учителя и ученика.
После беседы с учащимися излагаю по изученной теме ту информацию, с которой дети не знакомы, а закрепление изученного материала завершается выполнением практической работы. В целях планирования трудового процесса разбираю с учащимися каждый этап практического задания. Выбираем способ рационального выполнения практического задания. Например: при изучении темы « Обработка почвы» обращаю внимание на каждое движение:
почему следует отрезать одинаковые пласты почвы при вскапывании? Чтобы борозды были ровные.
почему укладываем пласт на боковую часть борозды? Чтобы поверхность почвы была ровной, без бугров и ям.
почему пласт переворачиваем? Чтобы были заделаны растительные остатки и сорняки.
После такого разбора учащиеся выполняют работу качественно. Конечный результат ребята видят, когда после обработки почвы пойдет посев культуры, рост и уборка выращенного.
Так же ребятам напоминаю то, что после окончания школы они будут самостоятельно выполнять изученные технологии в своем хозяйстве, успешно помогать родителям.
При работе с учащимися стремлюсь к тому, чтобы каждый ребенок с желанием выполнял задание, поддерживал чистоту рабочего места, соблюдал правила техники безопасности, ощущал полезность выполненной работы.
^ ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ ТРУДУ.
Составляя календарно- тематическое планирование по с\х труду я вношу изменения, потому что в школе нет животноводческой фермы, изучаем только теоретический материал, но больше выделяю часов на изучение таких тем как « Вредители и болезни с\х культур» « Меры борьбы с вредителями и болезнями с\х культур», « Профилактические меры по предупреждению заболеваний выращиваемых культур», « Борьба с сорными растениями». Почему больше часов я уделяю данным темам? причина одна - с каждым годом все чаще идет развитие таких болезней и вредителей как: фитофтороз томатов, картофеля, черная ножка и кила капусты, поэтому, чтобы вырастить с\х культуры, необходимо подробно и шире знать профилактические меры и меры борьбы с вредителями и болезнями с\х культур.
Немалую роль в адаптации выпускников к самостоятельной жизни играют уроки экономики. С основами экономических знаний знакомлю детей с первого года обучения. Убеждаю и показываю практически: что беречь, как беречь, что экономить. Если кто- то сломает лопату, объясняю, что в любую вещь вложен труд многих людей, может быть и труд самих учащихся. У каждого предмета есть своя стоимость, своя ценность. Ученики нашей школы знают, что земля имеет огромную ценность. Дети знают, как нужно обрабатывать землю, чтобы получить урожай, умеют подсчитывать среднюю урожайность, валовой сбор урожая. Я уверена, что имея собственное хозяйство, они в будущем смогут экономить денежные средства в семье, и получат экологически чистую продукцию, а так же денежный доход. Выполняя практическую работу, ребята видят, что их труд приносит пользу школе, а в дальнейшем, я уверена, что кто- то из выпускников займется выращиванием рассады для себя и для реализации.
Учащиеся, которые занимаются в группах с\х труда, оформляют клумбы школы. Они выращивают рассаду, сами производят посадку, а часть рассады продаем населению.(см. приложение 1)
За время работы в школе вместе с детьми оформила кабинет с/х труда, провели озеленение кабинета и школы, приобрели необходимый инвентарь для работы (см. приложение 2)
Таким образом, на уроках с\х труда учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки, которые закрепляются во время практических работ, соответственно возрастным периодам развития ребенка и их индивидуальным психическим и физическим возможностям.
Уроки труда способствуют так же развитию и укреплению физического развития личности. Учитель должен заботиться о сохранении здоровья учащихся. Я всегда слежу, чтобы ребята, работая на улице, имели соответствующую погодным условиям одежду, правильно подбирали рабочий инвентарь и т.д.
К моменту выпуска из школы у учащихся происходит формирование практических навыков по технологии выращивания овощных культур (картофеля, лука, огурцов, моркови, свеклы, капусты, томатов) и рассады цветочных растений. У каждого выпускника сформированы навыки самостоятельной работы по подготовке почвы к посадке, они в состоянии проводить посев семян и посадку рассады в грунт, производить уход за выращиваемой культурой, проводить уборку урожая, сортировку овощей, реализацию, знают условия хранения.
-Таким образом, в результате целенаправленной работы по формированию способностей к самостоятельной жизни через уроки с\х труда, происходит постепенное становление жизненной перспективы выпускников.
А именно:
формирование общеучебных умений и навыков;
умение получать необходимую информацию и использовать ее адекватно ситуации;
формирование навыков жизнеобеспечения;
включение в посильный труд;
формирование способностей к индивидуальной трудовой деятельности:
умение планировать предстоящую работу,
осуществлять самоконтроль за качеством работы.
^ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При выполнении практических работ учащиеся показывают сформированный уровень умений и навыков в соответствии с их возможностями. К выпускному классу у большинства учащихся формируется правильная жизненная позиция, умение действовать в соответствии с обстановкой.
Для продуктивной работы на уроках с\х труда разработан земельный участок возле школы с отделами: овощной, цветочно - декоративный, зимняя и весенняя теплицы.
Зимой в зимней теплице выращиваем зеленый лук, рассаду, а весной и летом огурцы (см. приложение 3)
Работа учащихся на пришкольном участке организуется согласно положения об учебно-опытном участке (см. приложение 4)
К индивидуальной трудовой деятельности, наших выпускников удается подготовить, благодаря корректировке программы по с\х труду, которая позволяет учащимся овладеть элементарными умениями и навыками для выполнения несложных работ.
Старшеклассники самостоятельно:
готовят свое рабочее место к уроку;
подбирают нужный инвентарь в соответствии росту и силе;
поддерживают чистоту рабочего места;
проводят обработку почвы;
готовят семена к посеву;
вносят удобрения для повышения плодородия почвы;
проводят посадку всех овощных и цветочно - декоративных культур;
осуществляют уход за культурами во время роста \ полив, рыхление, прополка, подкормка \;
знают признаки созревания культур и время уборки;
знают условия хранения овощных растений;
знают и применяют правила пользования ручным инвентарем;
умеют реализовать убранный урожай.
На занятиях используют различные формы проведения практических работ:
индивидуальные;
коллективные;
работа в парах (совместно выполняя работу, друг другу помогают более качественно сделать работу т.к. один хорошо владеет навыками обработки почвы, другой умеет правильно провести посев, полив и заделку семян);
На уроках с\х труда изучаем технологию выращивания культур нашего края (моркови, свеклы, огурцов, томатов и.т.д.)
Экономическая направленность уроков с\х труда также способствует подготовке выпускника к индивидуальной трудовой деятельности. На уроках учим ребят проводить расчеты средней урожайности, узнаем валовой сбор урожая, учим экономно вести расход средств на закупку семян и на приобретение инвентаря.
За 2012 год вырастили и продали овощей с учебно-опытного участка (см. приложение 5)
Отмечаю у ребят 9 класса рост самостоятельности, повышение ответственности и дисциплинированности, а так же повышение самоконтроля при выполнении трудовых заданий.
Выпускник, изучив программу по с\х труду, которая включает отделы овощеводства, садоводства, цветоводства, животноводства, имеет выбор для самореализации в своей жизни по месту жительства.
Работая в школе, ко мне приходят бывшие выпускники, которые говорят, что школа дала им хорошую подготовку в жизнь. Ради этого хочется работать и быть полезной людям.
Литература:
^ 1. Ковалева Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному
труду.- М.Просвещение, 1986.
2. Мирский С.Л. Методика профессионального трудового
обучения во вспомогательной школе. М. Просвещение. 1988.
^ 3. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся
вспомогательной школы на уроках труда. М.Просвещение,1992
4. Журнал «Дефектология» №4-2002 г, №6- 2004 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Положение об учебно-опытном участке
Назначение УОУ, его структура.
1. УОУ создается в общеобразовательной школе для проведения учебных и внеклассных занятий , трудовому обучению, для выполнения учащимися наблюдений, опытов, организация общественно-полезного груда, заготовки раздаточного и демонстрационною материала, для занятий с учащимися, для обеспечения школьной столовой овощами. Функционирование УОУ позволяет решать следующие задачи:
совершенствование знаний учащихся по названным выше дисциплинам;
формирование умений и навыков выращивания различных с/х декоративных культур и уходу за ними;
формирование интеллектуальных умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающей среды на школьной территории, с проектированием мер по благоустройству территории школы;
развитие интереса учащихся к изучению природы, формирование ответственного отношения к труду, окружающей среде, деятельности по её сохранению и улучшению;
воспитание любви к природе, эстетического вкуса, патриотических чувств, формирование экологической культуры,
2. На УОУ школы организованны следующие отделы:
полевых культур (выращиваются важнейшие культуры в системе севооборота); овощных культур (выращиваются важнейшие культуры зоны в системе севооборота); цветочно-декоративный отдел с цветниками (выращиваются однолетние, двулетние, многолетние культуры); Соотношение отделов определено совместно директором школы и учителем трудового обучения с учетом местоположения школы, избранного направления в работе и количеством учащихся.
3. Выбор культур для выращивания в отделах УОУ школы определяется потребностями учебно-воспитательного процесса,
природно-климатическими условиями, условиями школы и возможностями в приобретении семян и посадочного материала.
4. В подсобном помещении хранится с/х инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами. Удобрения хранятся в специальной таре с названием этикеток.
5. Произведенная на участке продукция используется для организации питания обучающихся в школьной столовой, озеленения школьной территории, продажа населении
^ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УОУ.
1.Основными направлениями деятельности учащихся на участке являются выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов .
2. Учащиеся работают на участке в процессе трудового обучения. На участке также организуются общественно-полезный, производительный труд, трудовая практика школьников, опытническая и природоохранительная работы. Режим труда учащихся на УОУ устанавливается с учетом Положения об организации общественно-полезного производительного труда учащихся общеобразовательных школ, Правил по технике безопасности при работе.
3. Работа учащихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы.
В нем должны отражаться разделы:
- планировка территории УОУ (размещение отделов, полей севооборотов, их площадь)
- содержание и организация работы (перечень растений, возделываемых на участке, тематика наблюдений и опытов, календарные сроки и порядок выполнения учащимися работ.
4. Ежегодно, в начале учебного года, подводятся итоги работы на участке, организуется выставки, проводится Праздник урожая.
5. Директор школы несет ответственность за состояние УОУ, осуществляет общее руководство работой на нем.
6. Непосредственное руководство работой на УОУ (включая летнее время) осуществляет заведующий УОУ, назначаемый директором школы, как правило, из числа учителей труда. Заведующий несет ответственность за состояние участка и содержание работы на нем, за его обеспечение посевными и посадочными материалами оборудованием и инвентарем; инструктирует учителей, привлекаемых к работе на участке; обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, а также правил пожарной безопасности.
Инструкция по правилам безопасности для учащихся на пришкольном участке
^ I. Общие требования безопасности
Соблюдение данной инструкции обязательно для всех работающих на участке учащихся.
1. Работать на учебном участке в халатах или перчатках
3. Не переносить тяжести с помощью носилок, вёдер до достижения 15 лет.
4. Пользоваться лейками вместимостью не более 4-х литров
5. Учащиеся, в возрасте 11-12 лет работают на участке 2 часа, через каждые 20 минут работы 10 минутный перерыв, 13-14 лет работают 3-4 часа с 10 минутными перерывами через каждые 30 минут.
6. Нельзя работать с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.
7. Все работы выполнять после указания педагога, руководителя трудовой практики.
8. Не производить прополку руками, только рыхлителями, мотыгами и в перчатках
9. Травмоопасность на учебном участке: - солнечный удар - порезы и ушибы при работе с инвентарём - отравление ядохимикатами и т.п. вещества
^ II. Требования безопасности перед началом занятий
1. Пройти инструктаж по ТБ при выполнении любого вида работ
2. Одеть рабочую одежду и защитные перчатки
3. Получить, соответствующие своему росту лопату, мотыгу и др
орудия труда
4. Получить конкретное задание на ближайшие 20 - 30 минут от педагога.
5. При наличии порезов кисти, пальцев рук учащийся освобождается от работы с землёй
III. Требования безопасности во время занятий
1. Приступить к работе после указания педагога.
2. Лопату, грабли, вилы, мотыгу переносить только рабочей частью вниз.
3. Работу по обработке земли производить в защитных перчатках.
4. Прополку вести только инвентарём, но не руками.
5. Очищать почву от камней, осколков стекла, обломков металла проводить граблями, лопатой и т.д.
6. Соблюдать порядок и дисциплину во время работы.
7. Защитить голову от солнечных лучей платком, косынкой, кепкой.
8. Проводить 10 минутный отдых в тени.
^ IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. В случае возникновения аварийных ситуаций (буря, ураган, пожар и т.п.) покинуть участок по указанию педагога или руководителя работ
2. При травматизме обратиться за помощью к педагогу
3. При плохом самочувствии, внезапном заболевании сообщить педагогу
^ V. Требования безопасности по окончании занятий
1. Сдать рабочий инструмент и инвентарь педагогу
2. Снять рабочую одежду и защитные перчатки, сдать педагогу
3. Вымыть тщательно с мылом руки, лицо
4. О всех недостатках, замеченных во время работы на участке, сообщить педагогу.
План работы пришкольного участка
Январь: а) контроль над хранением картофеля,
переборка клубней
б) уборка урожая и продажа зеленого лука
в) ремонт стеллажей в теплице
Февраль: а) уплотнение снежного покрова,
задержание снега
б) забивка стеллажей навозом,
подготовка почвы в стеллажах
в) посев семян огурца на рассаду
г) посев семян перца на рассаду
Март: а) переборка семенного картофеля
б) закупка семенного материала
в) посадка рассады огурца в стеллажи
г) посев семян цветов на рассаду
Апрель: а) посев семян цветов на рассаду
б) подготовка почвенных горшочков под рассаду
в) пикировка рассады цветов в горшочки
г) уход за растениями огурца (полив, подкормка,
рыхление почвы, формирование растений огурца)
Май: а) уход за рассадой (полив, подкормка)
б) уход за растениями огурца, уборка урожая.
в) посев семян огурца на рассаду для посадки в
весеннюю теплицу и на продажу.
г) подготовка почвы в весенней теплице.
д) посев семян капусты, свеклы, на рассаду в
весенней теплице.
е) подготовка клубней картофеля к посадке
(переборка и закладка клубней на проращивание)
Июнь: а) уход за растениями огурца (полив, подкормка
рыхление почвы, формирование растений)
б) посадка картофеля.
в) посев семян моркови, укропа, петрушки.
г) посадка рассады цветов в цветнике.
д) посадка рассады капусты, свеклы.
е) посадка рассады огурца в весенней теплице.
Июль: а) уход за растениями огурца в зимней и весенней
теплицах (полив, подкормка, рыхление почвы)
б) прореживание растений моркови
в) уход за растениями моркови, свеклы, капусты
(полив, подкормка, рыхление почвы, уборка
сорняков)
г) окучивание картофеля
Август: а) рыхление и полив цветочных культур
б) рыхление и полив овощных культур
в) уход за растениями огурца в теплицах
(полив, подкормка, рыхление почвы, уборка
урожая)
г) подготовка овощехранилища (побелка,
просушивание)
Сентябрь: а) копка картофеля
б) просушивание картофеля
в) закладка картофеля на хранение
г) удаление растительных остатков с
картофельного поля, вспашка поля
д) удаление растительных остатков с овощных
грядок, вскапывание почвы
Октябрь: а) удаление растительных остатков в цветнике,