Просмотр содержимого документа
«Доклад "Коммуникативная направленность уроков сельскохозяйственного труда в коррекционной школе" Часть II»
Доклад. «Коммуникативая направленность уроков сельскохозяйственного труда в коррекционной школе. 2 часть»
Работу на уроке можно организовывать парами и бригадами. Интерес к работе и обстановка товарищества способствуют активности речевого общения друг с другом и учителем. Учащиеся делятся опытом успешного выполнения операций, радуются успеху или обсуждают неудачу. Например, когда мы делаем грядки на огороде. Делают грядку несколько человек, у кого получается хорошо, у кого не очень, сильные помогают слабым. Выполняя данную работу (грядки), внимание учащихся акцентируется на таких понятиях, как величина (длина и ширина грядки, расстояние между грядками, ширина междурядий , выравненность почвы в грядке и т.п.). При уборке овощей( например, корнеплодов), дети работая коллективно, выполняют разные виды деятельности: одни подкапывают, другие выбирают корнеплоды из рядков, самые ответственные обрезают ботву, а в конце урока коллективно убираем корнеплоды с участка. При этом идет постоянный диалог между учителем и учениками, и общение учащихся друг с другом.
Особое внимание уделяем отчету о проделанной работе. Отвечая на вопросы учителя, школьники еще раз повторяют название предметов (инвентаря), операций, вспоминают последовательность выполнения трудовых заданий.
В речи в это время отрабатываются средства межфразовой связи, слова типа дальше, затем, после этого, с помощью которых определяется последовательность выполняемых операций. Поправляя друг друга, сравнивая качество образца (например, сделанной учителем грядки) и выполненного тем или иным учеником задания, дети включаются в активное речевое общение, используют усвоенные слова, технические термины в разных грамматических формах.
Во время урока можно предложить речевую задачу, требующую от учащихся самостоятельного образования новых слов по аналогии с известными, Например, образовать уменьшительные наименования некоторых инструментов, приспособлений, овощей, фруктов. В иных случаях это удается легко(лопата- лопаточка, лейка- леечка, совок –совочек, огурец- огурчик), а в иных с трудом(грабли(грабельки),маркёр(маркёрчик)). Эти упражнения помогают учащимся как бы вновь открыть для себя названия уже известных им предметов.
Также используем на уроках и такие игровые упражнения, когда без слов, с помощью жестов изображается какое- либо действие (скажем, связанное со вскапывание почвы, поливом, с уборкой овощей и т.д.). учащиеся должны определить название операции. Первому, поднявшему руку и правильно ответившему, дается право на загадывание другого действия и т.д. такая игра организуется, когда дети устали и требуется небольшой отдых.
В общей системе речевого развития большое значение имеет работа и по обогащению словаря и по углублению понимания слов. Дети наблюдают явление многозначности слов (ягодная кисть смородины и кисть руки , капустный лист и лист на дереве и т.п.). Используя материал трудовой лексики, учащиеся упражняются в подборе антонимов и синонимов. Например, словосочетание вырвать сорняки они заменяют синонимом слово вырвать : «Вырвать сорняки – наудалить сорняки», в словосочетании уборка плодов томата, слово «уборка на сбор плодов томата». В случае затруднений предлагается перечень слов, из которых можно выбрать нужное.
При подборе антонимов можно демонстрировать разные по величине овощи, фрукты, размер грядок. Большое и маленькое яблоко, длинный огурец -короткий,гладкий огурец и пупырчатый, узкая грядка- широкая грядка и тому подобное.
Рассматривая выполненное задание, можно расширить запас слов, обозначающих признаки действия, говорим: «Задание выполнено образцово!», затем спрашиваем: «как можно иначе сказать?» (хорошо, правильно, красиво). В другом случае можно сказать: «Работа выполнена слабо, плоховато, некрасиво, не совсем правильно, на 3».
Ведущее место среди прочих коррекционных приемов и упражнений отводится вопросу, адресуемому детям. В начале урока задаются вопросы для повторения пройденной темы, связанные с конкретными предметами (инструментами, приспособлениями и операциями). Например, изучив тему , ученики составляют рассказ по пройденному материалу, для чего им предлагаются вопросы.
Количество задаваемых вопросов зависит от поставленной цели, объема нового материала.
Таким же образом задаются вопросы с целью закрепить новый материал. Дети стараются найти наиболее подходящие для ответа слова, подчеркнуть главное или выделить детали.
Вопрос , обращенный к учащимся, активизирует их речевую и мыслительную деятельность, разнообразие его форм позволяет избежать механических ответов.
На уроках мы учим школьников слушать ответ товарища, просим поправить, если он ошибся, помочь ему, если это нужно. Вслушиваясь в слова товарища и оценивая их, учащиеся работают над улучшением собственной речи.
В конце урока выполненную работу обсуждаются всем классом. Сначала обсуждаем наиболее удачно выполненные задания, затем наименее удачные. Дети могут датьразвернутую оценку выполненному заданию. Важно подчеркнуть, что переход к составлению связного высказывания не труден, если работа в этом направлении ведется планомерно и систематически, а упражнения проводятся на знакомом лексическом материале.
Вся практическаядеятельность школьника на уроке насыщена постоянным речевым общением с учителем.
Дети приучаются спокойно и четко отвечать на обращенные к ним вопросы, не отвлекаясь от работы. Этому способствует доброжелательная обстановка, создаваемая учителем в классе. Ребенок, не ответивший на вопрос не должен теряться, испытывать чувство неуверенности: чего- то не знать – естественно, ведь идет учеба – процесс узнавания, постепенного приобретения умений. При затруднении надо просто об этом сказать, например, в такой форме: «Я не знаю ответа», «Мне надо подумать», «Я забыл название (предмета, операции) подскажите мне». В этом случае правильный ответ либо сообщает учитель, либо дает кто-то из одноклассников.
Диалог, который ведется на уроке, направлен на то, чтобы преодолеть интеллектуальную пассивность учащихся. При таком ведении занятий учащиеся легче справляются с практическим заданием, осознанней относятся к собственным действиям и бывают более способны оказать друг другу необходимую помощь.
Рекомендации .
-----Проводить работу по обогащению словаря учащихся, и по углубленному пониманию слов, фраз связанных с сельским хозяйством
-----Продолжать формироватьумения самостоятельно составлять ответы на вопросы учителя.
----- Упражнять в умении правильно строить предложения, последовательно излагать свои мысли.
-----АктивноИспользовать на уроках прием оречевления объектов труда и операций.
---- Отрабатывать приемы диалогической речи учащихся во время практической части урока.
-----Использовать на уроках загадки, пословицы, дидактические игры, способствующие расширению и уточнению представленийо сельхозинвентаре, приспособлениях, операциях, а также развитию умения подмечать характерные признаки предметов, действий.