kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Коммуникативная направленность уроков сельскохозяйственного труда в коррекционной школе."Часть I

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки сельскохозяйственного труда служат не только обучению трудовым навыкам, но и развитию речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Коммуникативная направленность уроков сельскохозяйственного труда в коррекционной школе."Часть I»

Доклад. «Коммуникативая направленность уроков сельскохозяйственного труда в коррекционной школе . 1часть»

Как неоднократно было сказано, что работа педагогов коррекционной школы направлена на коррекцию недостатков речи учащихся, дефектов моторики, развития психических процессов, которые мешают социальной адаптации школьников.

Уроки труда, в том числе и уроки сельскохозяйственного труда, в нашей школе при определенных условиях могут служить не только обучению необходимым трудовым навыкам, но и развитию речи, причем непосредственные задачи наших уроков осуществляются успешнее, если школьники в процессе работы учатся называть орудия труда, производимые ими операции, объяснять порядок своих действий и рассуждать.

Для усвоения необходимого словаря обычно используется незначительная часть урока, когда дети проговаривают вслух новые для них слова и термины. Но этот прием направлен только на овладение правильного произнесения и недостаточен для осуществления коррекционных целей, стоящих перед учителем.

Обучение труду необходимо использовать для целенаправленной коррекционной работы- это активизации словаря, усвоения терминов, совершенствования грамотного строя речи, связных высказываний. На уроках сельскохозяйственного труда создаются для этого благоприятные условия.

Обучение сельскохозяйственному труду начинается с 5-го класса. Обычно в начале учебного года у детей наблюдается бедность активного и пассивного словаря, непонимание значения отдельных общеупотребительных слов, неумение правильно строить предложения, последовательно излагать свои мысли. Например, в ответ на просьбу рассказать, чем ребенок занят, от него можно услышать следующее: «Я делаю ….. это» ( жестом показывает, что намеревается делать), или «Яделаю граблями (лопатой) это….» (называет инвентарь, но не называет операцию (действие), которое ребенок выполняет).

Дети испытывают затруднения и при пересказывании инструкции, и при выполнении практического задания. Значение отдельных слов и терминов остается для них неясным. Так же трудно бывает ученику передавать словами содержание уже выполненной работы или ответить на ряд поставленных вопросов по пройденному на уроке.

Это приводит к затягиванию выполнения задания и мешает качественному усвоению материала, вызывает у части учащихся состояние трудовой пассивности. Изучая индивидуальные особенности ребенка, мы учитываем и речевые его способности.

При обучении трудовым навыкам, необходимо соблюдать постепенный переход от простых операций к всё более усложняющимся операциям (еслив 5-х ,6-х классах мы работаем в основном только граблями и мотыгами, то в старших классах учащиеся работают уже и лопатами, и секатором, и ножовкой).

В своей работе мы используем различные формы обучения: объяснение, показ образцов, применение мультимедийных презентаций, показ видео по теме, пробные действия отдельных учащихся.

Основной задачей является ознакомление учащихся с предметами, инструментами, приспособлениями, материалами, используемыми в это время на уроках труда; с правилами санитарии и техники безопасности; с приемами выполнения задания. На первых уроках используется прием оречевления объектов труда и операций.

Вначале каждая отдельная операция выполняется совместно с учителем. К примеру засолка капусты. Учитель объясняет и показывает действие, учащиеся называют его вслух и выполняют (копируют его);например, педагог, обращаясь к детям, говорит: «Перед переработкой капустыкочаны очищают от верхних грязных листьев, срубая их ножом возле кочерыги, затем обрезают выступающую часть кочерыги». После этого обращаясь к детям, спрашиваю: «Как нужно готовить кочан капусты к переработке?». Учащиеся повторяют. Спрашиваем каждого ученика. Затем дети выполняют задание.

На последующих уроках, идет ли изложение материала или демонстрация предметов и действий, учитель обращается с вопросами к ученикам.Побуждаемые таким образом, дети ищут и находят нужные слова и грамматически правильно связывают их в предложении. Например, учитель спрашивает, какие предметы (приспособления), нужныдля переработки и засолки капусты, и получает ответ: «для засолки капусты нужна соль, мерный стакан, мерное ведро, кастрюля для смешивания капусты с солью и банки»…Вопрос: «Какое количество капусты и соли нужно смешать, чтобы квашеная капуста получилась вкусной?»-Дети, пользуясь технологической картой, отвечают: «Берем 10 кг капусты- это полное ведро нашинкованной капусты, добавляем 170 гр соли (мерный стакан) и смешиваем).»…. Вопрос-

«Как будем укладывать капусту в банки?» …ответ- «Капусту в банке нужно утрамбовать так, чтобы появился сок»….И т.д. А в 9-м классе учащиеся не пользуются технологической картой, так как они уже помнят последовательность выполнения операции.

Вопросы касаются только тех предметов, которые находят применение в рассматриваемой ситуации. Диалог проводится в течении нескольких минут. Затем учащиеся переходят к выполнению трудового задания. После выполнения задания дети говорят, какие приспособления использовали и какие операции выполняли на уроке. Таким образом, оречевляется каждый момент операции, называется порядок действий.

Формированию диалогической речи учащихся мы уделяем пристальное внимание. Стараемся вовлечь в беседу как можно большее число учащихся «Миша повтори, сказанное Колей», «Наташа дополни ответ Миши», «Саша, какую ошибку допустила в ответе Наташа».

При выполнении трудовых поручений приучаем детей связывать действие с умением сказать о нем.

В дальнейшем продолжается формирование трудовых навыков, усвоение знаний о предметах, правилах и приемах выполнения различных операций при условии большей самостоятельности в период практической части урока.

Решая коррекционно-речевые задачи на уроке, обучаем детей диалогу, в который включаются элементы монологической речи, обогащается словарь учащихся, усваиваются различные грамматические формы, закрепляется умение самостоятельно составлять ответы на вопросы учителя.

Необходимо также добиваться правильного звучания слова. Учащиеся должны стараться отвечать на вопрос преподавателя неторопливо и громко, четко выговаривая слова. Оживляя урок, учитель может загадать детям загадку, вспомнить поговорку, пословицу, провести дидактическую игру, тест по теме урока.

Такой своеобразный вид вопроса, каким является загадка, расширяет и уточняет представления о том или ином приспособлении, инструменте, операции и учит подмечать характерные признаки предметов, действий. Для правильного отгадывания загадки недостаточно разрозненных знаний, нужно иметь целостное представление о предмете. Например:

«Без кого нам не прожить: Ни вскопать, ни посадить? -Будет урожай богатый,

если ты копал... (лопатой)», «Листья. Опавшие в кучу гребли. Землю на грядке рыхлили, скребли. Долго трудились -  ослабли. Спят в сарае ……»
Размышление над загадкой вызывает определенные ассоциации, заставляет систематизировать имеющиеся знания.

При подборе загадок педагог учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, их общую подготовленность.

Большой интерес вызывает у учеников задание самим, составить загадку о каком- либо предмете, используемом на уроке труда. При этом детям приходится учитывать его свойства, особенности, вспоминать о действиях, выполняемых с его помощью. Работу по составлению загадки учащиеся выполняют, как задание на дом. (по желанию).

Например, загадка,составленная ребенком- «Вкусное, круглое, бывает красное или зеленое, растет на дереве»

Не менее важным для речевого развития является использование пословиц и поговорок. Дети, таким образом знакомятся с народной мудростью, им сообщается поучительная мысль, которая заключена в лаконичную, отточенную, метафорическую форму. «Кто пахать не ленится, у того хлеб родится», «Без хорошего труда нет плода», «Глаза страшатся, а руки делают» - эти пословицыучат, как необходимо трудиться, чтобы получить хорошийурожай.

Для совершенствования практических умений и навыков на своих уроках используем упражнения для развития мотивации, мелкой моторики рук, глазомера, цветоразличения, которые создают условия для развития памяти, мышления и речи, творческих способностей. Это оказывает положительное влияние на трудовую деятельность школьников, способствует их интеллектуальному развитию. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, дают хороший результат.

Например, по условиям игры «Угадай», учащиеся с закрытыми газами, должны определить на ощупь овощ или фрукт, назвать его форму, какого бывает цвета.

Описывая предмет, ребенок упражняется в правильном произношении.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Крауз Светлана Александровна

Дата: 17.08.2017

Номер свидетельства: 425596


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства