Просмотр содержимого документа
«День ангела и моё имя»
Тема занятия: День ангела и моё имя.
Цели и задачи занятия: познакомить учащихся со значениями их имён, с ритуалом имя наречения на Руси; расширять кругозор ребят.
Оборудование: На доске «ромашка» с именами детей.
Ход занятия.
1. Организационная часть.
- Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя!
- Конечно, нет, - растерянно сказала Алиса.
- Не знаю, не знаю, - пробормотал Комар.
- Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…», - и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, кого-то там!
- Ничего из этого не выйдет, - сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!» или «Эй!», или еще как-нибудь
Ребята, думаю, вы узнали сцену из произведения
Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».
У каждого есть имя, без него просто нельзя жить. Родители сразу при рождении дают имя своему ребенку, один раз и навсегда.
Между живущих людей безыменным никто не бывает вовсе;
В минуту рождения каждый, и низкий и знатный,
Имя свое от родителей в сладостный дар получает…
2.Основная часть.
История возникновения имён.
Давайте, проследим, как возникали имена, думаю, вам это будет интересно.
В далекие времена, когда люди жили племенами, они, чтобы отличаться друг от друга, стали придумывать себе и другим имена-клички. Как правило, такие имена отражали какое-то достоинство человека: «Зоркий глаз», «Храбрый», «Доброе сердце» и т.д.
Называя так человека, люди как бы сразу давали ему характеристику, которую он должен подтверждать всю свою жизнь. Поэтому имя давалось человеку не сразу после рождения, а у отдельных народов через полгода, а то и более.
По мере того как людей становилось больше, имена стали повторяться, да и звучали они короче – так было удобнее обращаться к человеку. И придумывать их стали родители, порой задолго до рождения ребенка.
У одних народов было принято называть мальчика именем дедушки, а девочку – именем бабушки.
Но часто родители, выбирая имя сыну или дочке, стараются, чтобы оно было красивым и означало то, каким они хотели бы видеть своего ребенка, ведь каждое имя и сегодня что-то обозначает.
Имена на Руси.
А как же давали имена на Руси.
Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы их дети выросли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена им давались такие, как, например,
Добрыня – делающий добро,
Людмила – милая людям,
Любомир – любящий мир,
Надежда, Вера, Любовь – это все древнерусские имена.
По имени можно многое узнать о человеке. Скажите, пожалуйста, что можно определить по имени?(Мальчик или девочка носит имя. Если человек взрослый, то добавляют отчество, по которому можно узнать, как зовут его папу)
Правильно. А сейчас вы, ребята, расскажите что вы знаете про своё имя.
(Выступление детей с рассказами о своих именах).
«Что такое именины»
В последнее время взрослые люди все чаще называют друг друга и представляются просто по имени, причём по сокращённому Катя, Антон,Коля. Традиционно в России было принято обращаться к человеку по полному имени и отчеству. В русских дворянских семьях даже детей называли именно так, уважительно. Считалось, что сохранивший отчество , сохранит и Отечество.
С самых древних времен люди придавали огромное значение имени человека. Считалось , что имя определяет судьбу человека, от имени зависит счастье. успех , здоровье.
В Древней Руси имя содержало характеристику человека, которые выделяли его по каким – то признакам их семъи. Детей называли Мал, Горд, Молчун. Но после принятия христианства эта традиция исчезла.
.Именины – это день, когда в церкви отмечается память одноименного святого. День именин называли Днем ангела. Ангел – хранитель и святой становятся небесными покровителями человека. Для православного человека его святой – это не только покровитель, но и образец для подражения.
Викторина «Имена».
Назовите самоё распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов. (Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское и т.д.)
Назовите имена былинных богатырей. (Алёша, Добрыня, Никита, Илья). Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-Марья, Иван-чай, Лилия, Роза, Анютины глазки и т д.).
Назовите имена, которыми можно назвать и мальчика, и девочку. (Женя, Саша, Валя).
Она попала в страну чудес. (Алиса)
У нее голубые волосы. (Мальвина)
Он попадал в снежное царство. (Кай)
Он ездил на печке. (Емеля)
Она самая прекрасная в русских сказках. (Елена)
Он был на Луне. (Незнайка)
Имя самого сильного богатыря. (Илья)
Кто самый мудрый в сказках? (Василиса)
Имя царевича в сказке. (Иван)
Ее братец превратился в козленочка. (Аленушка)
Как хорошо вы знаете сказки. А теперь давайте отгадаем загадки.
Загадки эти – всем известные строчки из песен и стихотворений. В каждой загадке какое-то имя.
1. Вдоль маленьких домиков белых
Акация душно цветет.
Хорошая девочка _________
На улице Южной живет. (Лида)
2. Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег __________
На высокий берег на крутой. (Катюша)
3. Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает ___________
_______ знают все. (Любочка)
4. Хмуриться не надо _______,
Хмуриться не надо _______,
Для меня твой смех награда, _______! (Лада)
5. Стюардесса по имени _______
Обожаема ты и желанна.
Ангел мой неземной,
Ты повсюду со мной,
Стюардесса по имени _______. (Жанна)
Упражнение «Назови ласково».
Каждый из вас сейчас своему соседу по парте напишет все формы его имени.
1.Римский император гай Юлий Цезарь прославил свое имя как, никто другой. По его имени словом «цезарь»стали называть всех римских императоров.
2.Гобелен –от фамилии красильщиков Габеленов.
3.Немецкий инженер Дизель –изобрел двигатель внутреннего сгорания.
А сколько имен на географической карте! Это имена сильных мужественных людей.
Мыс Дежнева, Берингов пролив, море Лаптевых, мыс Челюскин, Хабаровск и т. Д.
Дорожи своим именем.
Классный руководитель. Есть такая пословица: «Береги честь смолоду».Как вы считаете, имеет ли она отношение к имени человека?
А как вы понимаете слова : «Человек уронил свое имя»
Как вы думаете, почему нужно дорожить своим именем?
ваше имя вам нравилось, находите в нем новые оттенки, и пусть оно приносит только удачу.
3. Заключительная часть.
В заключение нашего занятия мы хотели бы у вас спросить, верна ли поговорка «Не имя красит человека, а человек имя»? (Учащиеся высказывают своё мнение).
Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.