Впервые нарушение чтения, как самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 г.
В литературе конца XIX века и начала XX в. распространенным было мнение, что нарушение чтения является симптомом умственного недоразвития и наблюдается только у умственно отсталых детей.
Наиболее распространенной считалась точка зрения, которая утверждала, что в основе патологии чтения лежит неполноценность зрительного восприятия.
В связи с этим дефекты чтения
стали называть
«врожденной словесной слепотой».
.
Е. Иллинг считал, что главным при нарушении чтения является трудность ассоциации и диссоциации , т.е. невозможность схватить целостность слова и фразы.
Он выделяет ряд процессов , которые нарушаются при патологии чтения:
овладение оптическим единством буквы и акустическим единством звука;
соотнесение звука с буквой;
синтез букв в слово;
способность расчленять слова на оптические и акустические элементы;
определение ударения, мелодии слова, изменяющихся гласных слова;
понимание прочитанного.
С.С. Мнухин считает, что нарушение чтения встречается как у интеллектуально полноценных, так и у умственно отсталых детей и не являются изолированным расстройством, а сопровождаются целым рядом других нарушений. Он наблюдал что дети не могут:
неспособность сосчитать количество букв в слове;
составить слова из букв этого слова, данных в беспорядке;
неумение прочитать короткое и хорошо знакомое слово, в котором пропущены или переставлены буквы (п_ро, ц_пля).
Неврологические исследования не выявляют явной патологии детей с нарушениями речи, но имеется недостаточная дифферецированность движений, чаще всего при выполнении произвольных,
сознательно контролируемых движений,
а спонтанная
непроизвольная
моторика нормальна.
Электроэнцефалограммы детей
почти всегда нормальны. Но более вялые, ленивые волны,
соответствуют более раннему возрасту, что говорит
об отставании созревания мозга и развития
Аудиометрические исследования слуха - это аудиограммы без отклонений, но отмечаются
довольно часто предшествующие отиты.
Нарушения чтения не являются следствием нарушения или снижения остроты зрения.
Чтение - сложный психофизиологический процесс. Оно осуществляется в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включает зрительное восприятие, узнавание и различение букв.
Выделяют двестороны процесса чтения:
восприятие буквенных значков, соотнесение зрительного образа слова и его слухопроизносительного образа – это техническая сторона процесса чтения,
понимание читаемого .
Известным психологом Т.Г.Егоровым выделены ступени формирования навыка чтения:
1 ступень овладения звуко-буквенными обозначениями;
2 ступень слого-аналитического
(слогового) чтения;
3ступень становление
синтетических приемов чтения;
4 ступень
синтетического чтения.
Первая ступень овладения чтением. Трудности:
1 различением зрительного образа буквы;
2 дифференциацией звуков и соотнесением буквы со звуком;
3 слиянием звуков в слоги. Слияние звуков в слоги представляет для детей наибольшую трудность.
На ступени слогоаналитического (слогового) чтения дети уже знают многие буквы.
На этапе овладения звуко-буквенными обозначениями оптической единицей чтения является буква. На этапе слогового чтения единицей оптического восприятия является слог, но слияние слогов в слово продолжает быть затрудненным.
Так как чтение – процесс равно-временный, то понимание предложений, и особенно текста, затрудняется.
На третьей ступени – становления синтетических приемов чтения –чтение простых слов уже не по слогам, а узнавание слов по некоторым признакам.
Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, ее качественное своеобразие, а также психопатологические особенности обусловливают недостаточную готовность умственно отсталого ребенка к овладению чтением.
У умственно отсталых детей взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает того высокого уровня,
который наблюдается у
обучающихся с нормой интеллекта.
В процессе чтения у умственно
отсталых детей наблюдается
большое количество ошибок .
Виды нарушения чтения:
АЛЕКСИЯ - полная неспособность овладения чтением или полная потеря этого навыка.
ДИСЛЕКСИЯ - это частичное расстройство процесса овладения чтением и определяется как качественное нарушение процесса чтения, которое проявляется в многочисленных ошибках при чтении.
Ошибки можно разделить на 4 группы :
1 – не усвоение букв,
2 - побуквенное чтение,
3 - искажение звуковой и слоговой структуры слова,
4 - нарушение понимания читаемого.
Виды дислексий в зависимости от нарушенных механизмов: фонематические, оптические, мнестические и семантические.
ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИЙ
Принцип комплексности
Патогенетический принцип
Принцип учета психологической структуры процесса чтения и характера нарушения речевой деятельности
Принцип максимальной опоры на различные анализаторы
Принцип поэтапного формирования умственных действий
Принцип учета зоны «ближайшего развития»
Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала
Принцип системности
Принцип учета симптоматики и степени выраженности дислексий
Принцип деятельностного подхода
Устранение фонематических дислексий
развитие слухопроизносительной дифференциации фонем
Работа по развитию различений смешиваемых звуков начинается с опоры на более сохранные зрительные восприятия, тактильные и кинестетические ощущения. Получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.
Способность кинестетического различения отрабатывается с использованием упражнений по определению положения артикуляторных органов (губ, кончика языка, передней части неба) во время произношения звуков.
Участие голосовых связок в произнесении звонких согласных уточняется вначале на звуках,
не смешиваемых в произношении.
Упражнения на умение различать положение губ на звуках и - у
Работа проводится в следующей звуковой последовательности: б – п, д – т, з – с, ж – ш, ш – с, ж –з, ц – с, ш – ч, ш – щ и по плану.
Уточнение артикуляции звука с использованием зрительных, кинестетических, тактильных, слуховых восприятий. определения звука в начале или конце слова.
Определение звука, находящегося в середине слова
Дифференциация изолированно произнесенных звуков
Дифференциация звуков с-ц в слогах.
Дифференциация звуков с - ц в словах
и предложениях
Симптоматика дислексий сложна и многообразна. Она зависит от многих факторов: характера этиологии и патогенеза, возрастных и личностных особенностей ребенка, ступени овладения навыком чтения, состояния устной речи, от методик обучения, от правильно выбранной направленности коррекционной работы.
Знание общих и частных закономерностей у различных групп детей позволяет более точно строить логопедическую работу по профилактике и устранению дислексий в комплексном процессе