kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к методическим рекомендациям "Процесс овладения чтением УО школьниками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к методическим разработкам даст возможность лаконично ознакомиться с материалом

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к методическим рекомендациям "Процесс овладения чтением УО школьниками"»

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА «Процесс овладения чтением умственно отсталыми школьниками»   Методические рекомендации из опыта работы  консультант учителя-логопеда Доценко Наталья Петровна

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА

«Процесс овладения чтением умственно

отсталыми школьниками»

Методические рекомендации из опыта работы

консультант учителя-логопеда

Доценко Наталья Петровна

Краткий обзор учений о нарушениях чтения  Впервые нарушение чтения, как самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 г.  В литературе конца XIX века и начала XX в. распространенным было мнение, что нарушение чтения является симптомом умственного недоразвития и наблюдается только у умственно отсталых детей.  Наиболее распространенной считалась точка зрения, которая утверждала, что в основе патологии чтения лежит неполноценность зрительного восприятия. В связи с этим дефекты чтения  стали называть «врожденной словесной слепотой».

Краткий обзор учений о нарушениях чтения

Впервые нарушение чтения, как самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 г.

В литературе конца XIX века и начала XX в. распространенным было мнение, что нарушение чтения является симптомом умственного недоразвития и наблюдается только у умственно отсталых детей.

Наиболее распространенной считалась точка зрения, которая утверждала, что в основе патологии чтения лежит неполноценность зрительного восприятия.

В связи с этим дефекты чтения

стали называть

«врожденной словесной слепотой».

. Е. Иллинг считал, что главным при нарушении чтения является трудность ассоциации и диссоциации , т.е. невозможность схватить целостность слова и фразы. Он выделяет ряд процессов , которые нарушаются при патологии чтения:

.

Е. Иллинг считал, что главным при нарушении чтения является трудность ассоциации и диссоциации , т.е. невозможность схватить целостность слова и фразы.

Он выделяет ряд процессов , которые нарушаются при патологии чтения:

  • овладение оптическим единством буквы и акустическим единством звука;
  • соотнесение звука с буквой;
  • синтез букв в слово;
  • способность расчленять слова на оптические и акустические элементы;
  • определение ударения, мелодии слова, изменяющихся гласных слова;
  • понимание прочитанного.
С.С. Мнухин считает, что нарушение чтения встречается как у интеллектуально полноценных, так и у умственно отсталых детей и не являются изолированным расстройством, а сопровождаются целым рядом других нарушений. Он наблюдал что дети не могут:  неспособность сосчитать количество букв в слове; составить слова из букв этого слова, данных в беспорядке; неумение прочитать короткое и хорошо знакомое слово, в котором пропущены или переставлены буквы (п_ро, ц_пля).
  • С.С. Мнухин считает, что нарушение чтения встречается как у интеллектуально полноценных, так и у умственно отсталых детей и не являются изолированным расстройством, а сопровождаются целым рядом других нарушений. Он наблюдал что дети не могут:
  • неспособность сосчитать количество букв в слове;
  • составить слова из букв этого слова, данных в беспорядке;
  • неумение прочитать короткое и хорошо знакомое слово, в котором пропущены или переставлены буквы (п_ро, ц_пля).
Неврологические исследования не выявляют явной патологии детей с нарушениями речи, но имеется недостаточная дифферецированность движений, чаще всего при выполнении произвольных, сознательно контролируемых движений, а спонтанная непроизвольная моторика нормальна.

Неврологические исследования не выявляют явной патологии детей с нарушениями речи, но имеется недостаточная дифферецированность движений, чаще всего при выполнении произвольных,

сознательно контролируемых движений,

а спонтанная

непроизвольная

моторика нормальна.

Электроэнцефалограммы детей почти всегда нормальны. Но более вялые, ленивые волны, соответствуют более раннему возрасту, что говорит об отставании созревания мозга и развития   Аудиометрические исследования слуха - это аудиограммы без отклонений, но отмечаются довольно часто предшествующие отиты.   Нарушения чтения не являются следствием нарушения или снижения остроты зрения.

Электроэнцефалограммы детей

почти всегда нормальны. Но более вялые, ленивые волны,

соответствуют более раннему возрасту, что говорит

об отставании созревания мозга и развития

Аудиометрические исследования слуха - это аудиограммы без отклонений, но отмечаются

довольно часто предшествующие отиты.

Нарушения чтения не являются следствием нарушения или снижения остроты зрения.

Чтение - сложный психофизиологический процесс. Оно осуществляется в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включает зрительное восприятие, узнавание и различение букв. Выделяют две  стороны процесса чтения:

Чтение - сложный психофизиологический процесс. Оно осуществляется в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включает зрительное восприятие, узнавание и различение букв.

Выделяют две стороны процесса чтения:

  • восприятие буквенных значков, соотнесение зрительного образа слова и его слухопроизносительного образа – это техническая сторона процесса чтения,
  • понимание читаемого .
Известным психологом Т.Г.Егоровым выделены ступени формирования навыка чтения: 1 ступень овладения звуко-буквенными обозначениями; 2 ступень слого-аналитического (слогового) чтения; 3  ступень становление синтетических приемов чтения; 4 ступень синтетического чтения.

Известным психологом Т.Г.Егоровым выделены ступени формирования навыка чтения:

1 ступень овладения звуко-буквенными обозначениями;

2 ступень слого-аналитического

(слогового) чтения;

3 ступень становление

синтетических приемов чтения;

4 ступень

синтетического чтения.

Первая ступень овладения чтением. Трудности: 1 различением зрительного образа буквы; 2 дифференциацией звуков и соотнесением буквы со звуком; 3 слиянием звуков в слоги. Слияние звуков в слоги представляет для детей наибольшую трудность. На ступени слогоаналитического (слогового) чтения дети уже знают многие буквы. На этапе овладения звуко-буквенными обозначениями оптической единицей чтения является буква. На этапе слогового чтения единицей оптического восприятия является слог, но слияние слогов в слово продолжает быть затрудненным. Так как чтение – процесс равно-временный, то понимание предложений, и особенно текста, затрудняется. На третьей ступени – становления синтетических приемов чтения –чтение простых слов уже не по слогам, а узнавание слов по некоторым признакам.

Первая ступень овладения чтением. Трудности:

1 различением зрительного образа буквы;

2 дифференциацией звуков и соотнесением буквы со звуком;

3 слиянием звуков в слоги. Слияние звуков в слоги представляет для детей наибольшую трудность.

На ступени слогоаналитического (слогового) чтения дети уже знают многие буквы.

На этапе овладения звуко-буквенными обозначениями оптической единицей чтения является буква. На этапе слогового чтения единицей оптического восприятия является слог, но слияние слогов в слово продолжает быть затрудненным.

Так как чтение – процесс равно-временный, то понимание предложений, и особенно текста, затрудняется.

На третьей ступени – становления синтетических приемов чтения –чтение простых слов уже не по слогам, а узнавание слов по некоторым признакам.

Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, ее качественное своеобразие, а также психопатологические особенности обусловливают недостаточную готовность умственно отсталого ребенка к овладению чтением. У умственно отсталых детей взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает того высокого уровня, который наблюдается у обучающихся с нормой интеллекта. В процессе чтения у умственно отсталых детей наблюдается большое количество ошибок .

Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, ее качественное своеобразие, а также психопатологические особенности обусловливают недостаточную готовность умственно отсталого ребенка к овладению чтением.

У умственно отсталых детей взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает того высокого уровня,

который наблюдается у

обучающихся с нормой интеллекта.

В процессе чтения у умственно

отсталых детей наблюдается

большое количество ошибок .

Виды нарушения чтения: АЛЕКСИЯ - полная неспособность овладения чтением или полная потеря этого навыка. ДИСЛЕКСИЯ - это частичное расстройство процесса овладения чтением и определяется как качественное нарушение процесса чтения, которое проявляется в многочисленных ошибках при чтении. Ошибки можно разделить на 4 группы : 1 – не усвоение букв, 2 - побуквенное чтение, 3 - искажение звуковой и слоговой структуры слова, 4 - нарушение понимания читаемого. Виды дислексий в зависимости от нарушенных механизмов: фонематические, оптические, мнестические и семантические.

Виды нарушения чтения:

АЛЕКСИЯ - полная неспособность овладения чтением или полная потеря этого навыка.

ДИСЛЕКСИЯ - это частичное расстройство процесса овладения чтением и определяется как качественное нарушение процесса чтения, которое проявляется в многочисленных ошибках при чтении.

Ошибки можно разделить на 4 группы :

1 – не усвоение букв,

2 - побуквенное чтение,

3 - искажение звуковой и слоговой структуры слова,

4 - нарушение понимания читаемого.

Виды дислексий в зависимости от нарушенных механизмов: фонематические, оптические, мнестические и семантические.

ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИЙ

ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИЙ

  • Принцип комплексности
  • Патогенетический принцип
  • Принцип учета психологической структуры процесса чтения и характера нарушения речевой деятельности
  • Принцип максимальной опоры на различные анализаторы
  • Принцип поэтапного формирования умственных действий
  • Принцип учета зоны «ближайшего развития»
  • Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала
  • Принцип системности
  • Принцип учета симптоматики и степени выраженности дислексий
  • Принцип деятельностного подхода
Устранение фонематических дислексий развитие слухопроизносительной дифференциации фонем  Работа по развитию различений смешиваемых звуков начинается с опоры на более сохранные зрительные восприятия, тактильные и кинестетические ощущения. Получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. Способность кинестетического различения отрабатывается с использованием упражнений по определению положения артикуляторных органов (губ, кончика языка, передней части неба) во время произношения звуков. Участие голосовых связок в произнесении звонких согласных уточняется вначале на звуках, не смешиваемых в произношении.

Устранение фонематических дислексий

развитие слухопроизносительной дифференциации фонем

  • Работа по развитию различений смешиваемых звуков начинается с опоры на более сохранные зрительные восприятия, тактильные и кинестетические ощущения. Получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.
  • Способность кинестетического различения отрабатывается с использованием упражнений по определению положения артикуляторных органов (губ, кончика языка, передней части неба) во время произношения звуков.
  • Участие голосовых связок в произнесении звонких согласных уточняется вначале на звуках,

не смешиваемых в произношении.

Упражнения на умение различать положение губ на звуках  и - у   Работа проводится в следующей звуковой последовательности:  б – п, д – т, з – с, ж – ш, ш – с, ж –з, ц – с, ш – ч, ш – щ  и по плану.  Уточнение артикуляции звука с использованием зрительных, кинестетических, тактильных, слуховых восприятий. определения звука в начале или конце слова. Определение звука, находящегося в середине слова  Дифференциация изолированно произнесенных звуков Дифференциация звуков  с-ц  в слогах.  Дифференциация звуков  с - ц  в словах
  • Упражнения на умение различать положение губ на звуках  и - у 
  • Работа проводится в следующей звуковой последовательности:  б – п, д – т, з – с, ж – ш, ш – с, ж –з, ц – с, ш – ч, ш – щ  и по плану.
  • Уточнение артикуляции звука с использованием зрительных, кинестетических, тактильных, слуховых восприятий. определения звука в начале или конце слова.
  • Определение звука, находящегося в середине слова
  • Дифференциация изолированно произнесенных звуков
  • Дифференциация звуков  с-ц  в слогах.
  • Дифференциация звуков  с - ц  в словах

и предложениях

Симптоматика дислексий сложна и многообразна. Она зависит от многих факторов: характера этиологии и патогенеза, возрастных и личностных особенностей ребенка, ступени овладения навыком чтения, состояния устной речи, от методик обучения, от правильно выбранной направленности коррекционной работы. Знание общих и частных закономерностей у различных групп детей позволяет более точно строить логопедическую работу по профилактике и устранению дислексий в комплексном процессе реабилитации детей с ОВЗ.

Симптоматика дислексий сложна и многообразна. Она зависит от многих факторов: характера этиологии и патогенеза, возрастных и личностных особенностей ребенка, ступени овладения навыком чтения, состояния устной речи, от методик обучения, от правильно выбранной направленности коррекционной работы.

Знание общих и частных закономерностей у различных групп детей позволяет более точно строить логопедическую работу по профилактике и устранению дислексий в комплексном процессе

реабилитации детей с ОВЗ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к методическим рекомендациям "Процесс овладения чтением УО школьниками"

Автор: Доценко Наталья Петровна

Дата: 12.12.2022

Номер свидетельства: 619992

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Методические рекомендации по теме "Рациональная организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка" "
    ["seo_title"] => string(144) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-ratsional-naia-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "238771"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444651403"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "планирование по математике 3 класс Л. Г. Петерсон "
    ["seo_title"] => string(52) "planirovaniie-po-matiematikie-3-klass-l-g-pietierson"
    ["file_id"] => string(6) "154254"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421140999"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства