Просмотр содержимого документа
«Восприятие формы, величины, цвета»
3 класс
Тема: Восприятие формы, величины, цвета.
Цель: формировать представления детей о форме предметов и их цвете.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
- учить применять геометрические фигуры для создания плоскостных и изображений по образцу.
Коррекционно-развивающие:
- зрительно-слухового восприятия, словесно-логического и наглядно-действенного мышления на основе упражнений на анализ, синтез, обобщение;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, на основе закрепления понятий: право-лево, верх, низ;
- развитие связной речи и диалогической речи на основе упражнений на определение последовательности событий, действий.
Воспитательные:
воспитание познавательного интереса к занятиям, умение починяться определённым правилам поведения; развитие самоконтроля, внимательного отношения к ответам товарищей.
Базовые учебные действия:
Личностные:
- самостоятельность в выполнении заданий.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт с учителем, работать в коллективе.
Регулятивные:
- умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Познавательные:
- умение слушать и формулировать ответы на вопросы; делать обобщения, сравнивать на наглядном материале по теме «Геометрические фигуры.
Тип занятия: изучение нового материала
Форма занятия: групповая.
Методы обучения: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные, словесные, практические.
Оборудование: клей, белая бумага, шаблоны геометрических фигур, «Чудесный мешочек», картинки с изображением одежды с заплатками из геометрических фигур, картинки с изображением предметов разной формы, картинки с изображением контуров предметов, цветные полоски
Ход занятия:
Организационный момент.
Вот опять звенит звонок, он зовёт нас на урок.
1.1. Дыхательные упражнения:
«В цветочном магазине».
«Задуйте свечу».
«Вдох – задержка - выдох – задержка».
1.2. Стимулирующие упражнения:
«Самомассаж пальцев рук».
«Шапка для размышления».
2. Мотивация к учебной деятельности.
Игра «Волшебный камешек».
- Расслабьтесь, положите руки ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. Постарайтесь обратить внимание, какой он на ощупь: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?.. Какую геометрическую фигуру он напоминает?
3. Актуализация знаний.
Весь мир устроен из фигур, Лишь присмотритесь - я не лгу Дома, машины, люди, звери, Столы, картины, окна, двери, Пруды, каналы и поля и в целом вся наша Земля.
Сегодня мы с вами отправимся в необычайную страну, в которой всё состоит из геометрических фигур: и люди, и цветы, и машины.
Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете. Отгадайте загадки.
1) Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой, Все четыре стороны одинаковой длины, Вам представиться я рад,
а зовут меня… (квадрат!)
2)Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник - Стал квадрат… (прямоугольник).
3)Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, - Ну, пожалуй, и довольно! - Что ты видишь? - ...(треугольник)
4) Прикатилось колесо, Ведь похожее оно, Как наглядная натура Лишь на круглую фигуру. Догадался, милый друг? Ну, конечно, это … (круг).
5) Если взял бы я окружность, С двух сторон немного сжал, Отвечайте дети дружно - Получился бы ...(овал)
4. Работа по теме урока:
4.1. Назовите какой формы заплатки на платье у куклы Маши, на штанишках у Мишки, на кофточке у Димы и т.д.?
4.2. Назовите геометрические фигуры, о которой говорится в стихотворении, и найдите их на ощупь в «Чудесном мешочке».
С формой связан всех тесней
Мир предметов и вещей.
Много разных форм вокруг:
Треугольник, овал, круг.
4.3.Игра «Какой формы предмет?»
-Рассмотрите предметные картинки, назовите их.
-На какую геометрическую фигуру похож этот предмет?
4.4. Зрительная гимнастика
Проведём, друзья, сейчас упражнение для глаз.
Влево, вправо посмотрели, глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
4.5. Игра «Узнай по цвету»
Это вовсе не секрет- всё вокруг имеет цвет.
Но в природе неспроста перепутались цвета.
Как узнаешь, где какой: красный, жёлтый, голубой?
Учитель показывает контуры предметов, дети отгадывают и поднимают полоску из цветной бумаги соответствующего цвета.
5. Коллективно-практическая работа.
5.1. Пальчиковая гимнастика
Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить На двери висит замок, Кто его открыть бы смог? Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями) Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами), Потянули, потянули и открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).
5.2. Посмотрите на работу. В какой технике она выполнена? (аппликация)
- Что такое аппликация? (вырезание и наклеивание фигурок, узоров)
- А эта работа в какой технике выполнена?
- Да, это тоже аппликация. Вы заметили что-нибудь интересное? (Аппликация выполнена из геометрических фигур.)
- Как вы думаете, что предстоит нам сегодня делать?
5.3. Объяснение нового материала.
- Рассмотрите образец.
- Из каких деталей состоит работа? (Из геометрических фигур: круги, квадрат, треугольники, прямоугольники)
- Кто знает порядок выполнения нашей работы? Определим, кто какой элемент аппликации будет выполнять.
5.4. Повторение правил безопасной работы с клеем и выполнение работы совместно с учителем.
6. Рефлексия. Подведение итогов.
- Наше занятие подошло к концу. Понравилась вам работа, которую мы сделали?
- Что научились делать?
- О каких геометрических фигурах мы сегодня говорили?