Современный подход к проведению урока в коррекционной школе
Современный подход к проведению урока в коррекционной школе
А, что такое современный урок? Каким он должен быть? Нужно ли на первое место поставить развитие ребенка, а на второе обучение? Нужно ли максимально индивидуализировать процесс обучения? Нужно ли сообщать ребенку только те знания, которые понадобятся ему в жизни, и как узнать, что понадобиться ему в жизни? Нужно ли превратить урок в игру? А, что такое современный урок? Каким он должен быть? Нужно ли на первое место поставить развитие ребенка, а на второе обучение? Нужно ли максимально индивидуализировать процесс обучения? Нужно ли сообщать ребенку только те знания, которые понадобятся ему в жизни, и как узнать, что понадобиться ему в жизни? Нужно ли превратить урок в игру?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современный подход к проведению урока в коррекционной школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида»
Доклад
«Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС»
Составила: учитель начальных классов
«Особый ребёнок»
Мухаметшина Н.Е.
г Чернушка 2015
«Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС»
Урок – это основная форма обучения.
А, что такое современный урок? Каким он должен быть? Нужно ли на первое место поставить развитие ребенка, а на второе обучение? Нужно ли максимально индивидуализировать процесс обучения? Нужно ли сообщать ребенку только те знания, которые понадобятся ему в жизни, и как узнать, что понадобиться ему в жизни? Нужно ли превратить урок в игру?
Современный урок должен научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Говорит не только учитель, но и ученик. Современный урок - это хороший урок, на котором царит деловая творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них вызывает у обучающихся вопросы и удивление. Современный урок должен обеспечить связь обучения с жизнью, максимальную полезность и применение учебного материала в жизни.
Качество урока во многом зависит от того, насколько хорошо он подготовлен, от опыта и мастерства педагога; от готовности необходимого оборудования.
Тип урока: К традиционным типам уроков относятся: изучение нового материала, формирование и закрепление знаний, обобщение и систематизация знаний, проверка и оценка знаний. Нетрадиционных форм существует более 30 видов: урок-семинар, урок-диспут, урок-дискуссия, урок-лекция и т.п, для коррекционных школ можно использовать такие типы нестандартных уроков, как урок-игра, урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия. Ряд нестандартных типов уроков лучше использовать не как целый урок, а как этап урока.
Определение целей и задач урока: учитель формулирует цель (одну - две) и задачи (образовательные, коррекционно- развивающие, воспитывающие). Последнее время стало актуально писать задачи для учителя и задачи, которые должны выполнять на уроке дети. Записывать задачи для учителя и для учащихся - это на усмотрение педагога.
Образовательные задачи определяют: чему нужно учить на уроке и что для этого нужно сделать; познакомить, дать понятие, учить решать..., учить писать..., вычислять, измерять, изготавливать, пользоваться, составлять и т.п.; в образовательные задачи закладываются и реализуются теоретические знания и практические умения; чему ребенок должен научиться на уроке.
Формирование коррекционных задач: Коррекционно-развивающие задачи нужно конкретизировать; корригируем с помощью чего, посредством чего; корригировать и развивать аналитико - синтетическую деятельность.
Воспитывающие задачи: показать школьникам важность правильного поведения; прививать интерес к предмету и процессу обучения.
Выбор формы работы: на уроке должна быть создана атмосфера доброжелательности и общей заинтересованности; необходимо формирование правильной самооценки ребенка через оценку его работы товарищами и учителем; учитель на уроке умело сочетает групповую, индивидуальную и парную работу; по завершении работы на каждом этапе оценить, как работал класс, выделить и оценить тех, кто работал лучше всех; работа в парах может осуществляться в виде взаимопроверки задания; индивидуальная работа ведется при выполнении заданий разного уровня сложности; в конце урока учитель обязательно возвращается к плану и делается совместный анализ работы.
Определение методов:
На уроках учитель должен умело комбинировать разные методы в зависимости от этапа и цели.
- словесные методы: рассказ, объяснение, беседа;
-наглядные методы: демонстрация натуральных объектов, ТОО, таблиц, схем, иллюстраций и т.п.;
-практические методы;
-объяснительно-иллюстративный метод (учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);
-репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
-метод проблемного изложения (учитель ставит проблему и показывает путь ее решения);
-частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
- исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют);
Этапы урока: Каждый этап должен быть интересным и продуктивным. Для этого необходимо использовать разнообразные методические приемы, постоянно изменять формы и виды деятельности. Начать урок можно просто с приветственных слов: - Дети, как я рада, что мы опять собрались все вместе. Все здоровы, все хорошо выглядят. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные лица. У нас впереди интересный урок. Мы будем узнавать много нового.
Этап повторения пройденного материала и актуализации знаний является обязательным, именно на нем будет базироваться новый материал. На этапе изучения нового материала важно показать практическую значимость материала используя метод проблемного обучения, частично-поисковый или исследовательский.
Формы задаваемых обучающимся вопросов: Формы задаваемых обучающимся вопросов: Какое задание было самым интересным (сложным, легким)? Кто сегодня на уроке работал у доски? Какое задание выполнял? Как справился (самооценка, оценка класса)? Что касается устного счета, словарной работы, речевой разминки, пальчиковой или артикуляционной гимнастики, то они не являются отдельным этапом, эти виды работ - часть какого- либо этапа. Выделение физминутки как отдельного этапа вполне возможно. Вопросы должны заставлять думать и будить мысль.
Классификации характера обучения. Характер обучения должен быть личностно-значимый: Постановка предположений. Выдвижение проблемы. Обсуждение гипотезы. Сравнение полученных выводов с текстом учебника (рассказом учителя). Поиск эмоциональных опор (иллюстрация, ТСО). Составление графического плана опоры. Составление графического плана опоры. Данный характер обучения является наиболее продуктивным для работы школьников. Учитель предлагает что-то новое и интересное, является партнером и собеседником. Создаются ситуации живого общения.
Творческий подход.
Творческий подход к проведению каждого урока, подбор интересного материала, использование нестандартных типов урока, создание на уроке ситуаций речевого общения, безусловно, будет способствовать более успешному обучению школьников. Такой подход, несомненно, заинтересует ребят, да и учителю будет интересней проводить урок. «Горящие» глаза учеников, их заинтересованность предметом будет только в том случае, если у самого учителя «горят» глаза и ему интересно то, что он делает.