Рабочая программа по природоведению для 5 класса КГОКУ «Петропавловск −Камчатская школа №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» VIII вида, составлена на основе следующих НПА и инструктивно - методических документов:
Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановления Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288 «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Письма Минобразования РФ от 04.09.1997 г. № 48 « О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных (рекомендованных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год»;
Санитарно-эпидемиологического требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПин 2.4.2.2821-10), утвержденного Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189;
Приказов и инструктивных писем Минобрнауки Камчатского края.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков базового уровня учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, что соответствует требованиям адаптированной образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа включает в себя все темы, предусмотренные учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Камчатского края, учебного плана школы по природоведению на 2015-2016 учебный год.
Цель рабочей программы – достижение доступного обязательного минимума естественнонаучных знаний для продолжения образования в 6 классе, необходимого в повседневной жизни.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем − естествознания и географии.
Изучение природоведения направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученные при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный учебный предмет является подготовительным, способствующий к дальнейшему лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторически знаний.
Средства проверки и оценки результата: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме, осуществляется в форме проверочной работы на печатной основе.
- личностно-ориентированное обучение.
Срок реализации рабочей учебной программы: программа составляется на 3 года. Внесение изменений – ежегодно, без изменения все программы. Фиксация изменений в специальном листе.
- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи м/у обитателями природы и природными явлениями;
- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях).
-обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие наживой и живой природы;
- расположение России на географической карте; каковы ее особенности; хозяйство страны; особенности природы и полезные ископаемые;
- основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
Тестовый контроль, проверочные работы, индивидуальный, устный опрос, практические работы, беседы, наблюдения.
Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет. «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет с помощью учителя
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя. Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
№ урока | Дата | Раздел. Тема урока. | Содержание урока | Формы контроля | Оборудование, электронные образовательные ресурсы |
план | факт | Теоретические сведения по разделу и/ или уроку | Практические работы |
I четверть (16 часов) |
| | | 1.Вселенная (3 ч) | | | | |
1. | .09 | | Небесные тела: планеты, звезды. | Небесные тела, Солнечная система, ее состав; планеты земной группы. Приборы для исследования космоса, первые космонавты: Ю.А. Гагарин, В.В. Терешкова. | Зарисовка звездного неба, формы Земли. | Беседа. | Учебник. Тетрадь.Таблица «Солнечная система» |
2. | .09 | | Солнце. Солнечная система. | Зарисовка Солнечной системы. | Опрос. |
3. | .09 | | Исследование космоса. | Зарисовка первого искусственного спутника Земли, космического корабля. | Опрос. Письменная работа. | Учебник. Тетрадь Портрет Ю.А. Гагарина |
| | | 2. Наш дом – Земля. Неживая природа. (13 ч) | | Ежедневные наблюдения за погодой. | | |
4. | .09 | | Экскурсия в природу для наблюдения за сезонными изменениями в природе. | Признаки осени. Ранняя осень. | Зарисовка картин природы. | Беседа. | |
5. | .09 | | Планета Земля. | Земля имеет форму шара. Вращение Земли вокруг оси, Солнца. Луна – спутник Земли. Воздушная, водная, твердая оболочка Земли. | | Беседа. | Учебник. Тетрадь. Ноутбук, проектор, Презентация «Земля. Луна», глобус. |
6. | .09 | | Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. | Воздух – смесь газов. Кислород. Углекислый газ. Значение воздуха. Охрана чистоты воздуха. | Демонстрация опыта «Обнаружение воздуха» | Опрос. | Учебник. Тетрадь Стакан, вода, торф. |
7. | .09 | | Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги, горы. | Равнина, холм, овраг, гора, их сходства и различия. | Зарисовка форм поверхности суши. | Опрос. Практическая работа. | Учебник. Тетрадь Таблица «Основные формы рельефа»,ноутбук, проектор, Презентация «Формы рельефа» |
8. | .09 | | Почва. | Почва – верхний плодородный слой земли. Значение почвы. Плодородие. Охрана почв. | Демонстрация опыта: свойства почвы. | Опрос. Письменная работа. | Учебник, тетрадь, ноутбук, проектор, Презентация «Почва», образцы почвы. |
9. | .09 | | Полезные ископаемые. | Полезные ископаемые: горючие и негорючие. Месторождения. | Составление таблицы «Полезные ископаемые» | Практическая работа. | Учебник. Тетрадь, Коллекция полезных ископаемых. |
10. | .10 | | Горючие полезные ископаемые. | Нефть, каменный уголь, природный газ, торф – основные признаки и значение и использование. | Работа с коллекцией. Распознавание полезных ископаемых. | Опрос. Практическая работа. | Учебник, тетрадь, Коллекция полезных ископаемых. |
11. | .10 | | Свойства воды. | Вода – жидкость. Свойства воды. Вода – растворитель некоторых веществ. | Опыты: Вода-жидкость. Непостоянство формы воды. Вода – растворитель. | Опрос. Практическая работа. | Учебник, тетрадь. Вода. Колбы различных форм. Соль, сахар. |
12. | .10 | | Вода в природе. | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | Зарисовка схемы «Круговорот воды в природе» | Опрос. Письменная работа. | Учебник, тетрадь. Таблица «Круговорот воды в природе» |
13. | .10 | | Воды суши: ручьи, реки. | Пресная вода. Искусственные и естественные водоемы. Река, ручей. ГЭС. | Заполнение схемы «Воды суши» | Опрос. Практическая работа. | Презентация «Вода на Земле» |
14. | .10 | | Воды суши: озера, болота, пруды. Сезонные изменения. | Озеро. Пруд. Искусственные водоемы. Водохранилище. | Опрос. | Учебник, тетрадь, ноутбук, проектор, Презентация «Озеро», «Болото» |
15. | .10 | | Моря и океаны. Использование и охрана воды. | Мировой океан. Океан. Море. | Работа с физической картой. | Практическая работа. | Учебник, тетрадь, ноутбук, проектор, Презентация «Океаны», физическая карта мира. |
16. | .10 | | Экскурсия в природу для наблюдения за сезонными изменениями в природе. | Осень. Золотая осень. Признаки осени. | Зарисовка осеннего дерева. | Беседа. | |
| | | | | | | |
II четверть (15 часов) |
| | | 3. Живая природа. Растения и животные экологических систем. (28ч) | | | | |
17. | .11 | | Экскурсия в природу для ознакомления с живой природой. | Природа: живая и неживая. | Зарисовка картин природы. | Беседа. | |
18. | .11 | | Разнообразие растительного мира. | Дикорастущие, культурные растения. Красная книга. | | Опрос. | Учебник, тетрадь, Гербарий. Таблица «Разнообразие растительного мира» |
19. | .11 | | Среда обитания растений. | Лес: лиственный, хвойный, смешанный. Луг. Поле. Сад. Огород. | | Опрос. | Учебник, тетрадь, Таблица «Лиственный лес», гербарий |
20. | .11 | | Части растения. | Корень, лист, стебель, цветок. | Зарисовка частей растений. | Опрос. Письменная работа. | Учебник, тетрадь, Таблица «Строение растений» |
21. | .11 | | Деревья, кустарники, травы. | Деревья, кустарники, травы, их сходства и отличия. | Зарисовка дерева, кустарника, травы. | Опрос. | Учебник, тетрадь, Раздаточный материал. Ярусность в лесу. |
22. | .11 | | Лиственные деревья. | Листопад. Дикорастущие и культурные лиственные деревья: береза, осина, клен, яблоня, груша. Использование древесины. | Работа с гербарием. Зарисовка лиственного дерева. | Практическая работа. Опрос. | Учебник, тетрадь, Гербарий. Картины лиственного леса. |
23. | .11 | | Хвойные деревья. | Вечнозеленые деревья. Ель, сосна, лиственница. Тайга. Использование древесины. | Работа с гербарием. Зарисовка хвойного дерева. | Опрос. Практическая работа. | Учебник, тетрадь, Гербарий. Картины хвойного леса. |
24. | .12 | | Дикорастущие и культурные кустарники. | Кустарники: орешник, боярышник, малина, сирень, крыжовник. | Зарисовка кустарника. | Письменная работа. Опрос. | Учебник, тетрадь, Гербарий. Картины с изображением малины, шиповника. |
25. | .12 | | Травы. | Дикорастущие и культурные травы. | | Опрос. | Учебник, тетрадь, Гербарий. |
26. | .12 | | Декоративные растения. | Роза, пион, астра и др. | Зарисовка декоративного растения. | Опрос. Практическая работа. | Учебник, тетрадь, Карточки с изображением цветов. |
27. | .12 | | Лекарственные растения. | Календула, шиповник, ромашка, малина. | | Тест. | Учебник, тетрадь, Гербарий. Карточки с изображением лекарственных растений. |
28. | .12 | | Экскурсия в природу для наблюдения за сезонными изменениями в природе. | Зима. Признаки зимы. | Зарисовка картин природы. | Беседа. | |
| | | Животный мир Земли | | | | |
29. | .12 | | Разнообразие животного мира. | Среда обитания животных. Различия животных по способам питания, передвижения, среде обитания. | Заполнение таблицы. Среда обитания животных. | Опрос. Практическая работа. | Учебник, тетрадь, Таблица «Дикие и домашние животные» |
30. | .12 | | Животные суши и водоемов. | Приспособления животных к среде обитания. | Зарисовка животных. | Опрос. | Учебник, тетрадь, ноутбук, проектор, Презентация «Животные пресных водоемов и морей», карточки с изображением животных. |
31. | .12 | | Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы. Звери. | Основные группы животных. | Заполнение схемы: основные группы животных. | Практическая работа. | Учебник, тетрадь, Карточки с изображением животных. |
четверть |
32. | .01 | | Насекомые | Внешнее строение, среда обитания. Значение насекомых. | Зарисовка «Строение насекомого» | Практическая работа | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, карандаши, ноутбук, презентация «Насекомые» |
33. | .01 | | Рыбы | Внешнее строение, среда обитания, значение, охрана рыб. Морские и речные рыбы. | Зарисовка «Строение рыбы» | Практическая работа | Учебник, тетрадь, карандаши, ноутбук, презентация «Речные и морские рыбы» |
34. | .01 | | Птицы | Внешнее строение, среда обитания, значение, охрана птиц. Перелетные, домашние, зимующие птицы. | Составление схемы «Разнообразие птиц» | Опрос. Практическая работа | Учебник, тетрадь, карандаши, карточки «Птицы». |
35. | .01 | | Звери | Млекопитающие животные. Хищные и травоядные животные. | Составление схемы «Разнообразие зверей» | | Учебник, тетрадь, карандаши, ноутбук, презентация «Звери» |
36. | .01 | | Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне | Домашние животные. Животноводство. | | Опрос | Учебник, тетрадь, карандаши, таблица «Домашние животные» |
37. | .01 | | Экскурсия в природу за наблюдением за сезонными изменениями в природе. | | | Наблюдение | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь |
38. | .02 | | Певчие птицы. Птицы живого уголка | Певчие птицы. | Составление рассказа о птице. | Опрос | Учебник, тетрадь, карандаши, карточки с изображением птиц. |
39. | .02 | | Аквариумные рыбки | Аквариум. | Зарисовка аквариума с рыбками. | Опрос | Учебник, тетрадь, карандаши, ноутбук, презентация «Аквариумные рыбы» |
40. | .02 | | Собаки | Служебные, охотничьи, декоративные собаки. | | Опрос | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь. |
41. | .02 | | Домашние кошки Охрана животных. | Заповедники, заказники. | | Опрос | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь |
42. | .02 | | Экскурсия в природу за наблюдением за сезонными изменениями в природе. | | | Наблюдение | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь |
| | | Человек | | | | |
43. | .02 | | Как устроен наш организм | Внешнее строение человека, внутреннее строение человека, внутренние органы, здоровье человека, органы чувств, здоровое питание, правила гигиены, оказание первой медицинской помощи. | Работа в рабочей тетради, составление схем, зарисовка. | Беседа | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь |
44. | .02 | | Как работает наш организм | Опрос | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь |
45. | .02 | | Здоровье человека | Опрос | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь |
46. | .03 | | Осанка | Беседа | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь |
47. | .03 | | Органы чувств | Опрос | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь |
48. | .03 | | Здоровое питание | Практическая работа | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь, ноутбук, проектор, презентация «Витамины» |
49. | .03 | | Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. | Практическая работа | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь |
50. | .03 | | Оказание первой медицинской помощи | Практическая работа | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь, ноутбук, проектор, презентация «Первая помощь при кровотечениях» |
51. | .03 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек» | Тест | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь |
52. | .03 | | Экскурсия в природу за наблюдением за сезонными изменениями в природе. | | Наблюдение | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь |
четверть |
Есть на Земле страна Россия |
53. | .04 | | Россия – Родина моя | Россия – наша Родина. РФ на карте мира. Столица России – Москва. Население и народы России. Санкт – Петербург. Крупные города России. Золотое кольцо России. Растительный и животный мир России. Камчатский край на карте России. Петропавловск – Камчатский – город, в котором мы живем. | Работа в рабочей тетради, составление схем, рассказов, зарисовка, разукрашивание. | Беседа | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь |
54. | 04 | | Население и народы России | Опрос | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь |
55. | .04 | | Москва – столица России | Опрос | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь, ноутбук, проектор, презентация «Москва – столица России» |
56. | .04 | | Санкт-Петербург | Опрос | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь, ноутбук, проектор, презентация «Санкт Петербург» |
57. | .04 | | Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград | Опрос | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь |
58. | .04 | | Города России. Новосибирск, Владивосток. | Опрос | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь |
59. | 04 | | Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов. | Беседа | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь |
60. | .04 | | Экскурсия в природу за наблюдением за сезонными изменениями в природе. | Наблюдение | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь |
61. | .05 | | Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. | Беседа | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь |
62. | .05 | | Растительный мир России | Практическая работа | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь, гербарий |
63. | .05 | | Животный мир России | Практическая работа | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь, карточки |
64. | .05 | | Охрана природы. Заповедники и заказники | Опрос | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь, ноутбук, проектор, презентация «Кроноцкий заповедник» |
65. | .05 | | Наш край | Беседа | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь |
66. | .05 | | Наш город | Беседа | Учебник, тетрадь, карандаши, рабочая тетрадь |
67. | .05 | | Труд на пришкольном участке | Наблюдение | |
68. | .05 | | Экскурсия в природу за наблюдением за сезонными изменениями в природе. | Наблюдение | |