Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Русский язык", 8 класс»
Министерство образования Омской области
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
СОГДАСОВАНО
Зам. директора по УР________/Коншу Я.Ю/
_______20_____ г.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ №____от_____20___ г.
Дир. школы ________/Шведкова Т.С./
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык»
8 класс
(адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы
для детей с умственной отсталостью)
2023 – 2024 учебный год
Составитель: Папоян Татьяна Викторовна,
учитель высшей категории.
2023 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)- приказ Минобразования от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.
Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Положение о разработке и реализации рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины в КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат».
Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
- Расписание учебных занятий на текущий учебный год.
Преподавание ведётся по учебнику входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
Учебная цель программы:
- развитие устной и письменной речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности; подготовка детей с ОВЗ к успешной социализации в обществе.
Задачи программы:
- совершенствование умения продуктивно пользоваться устной и письменной речью, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- овладение законами образования слов, точным выбором слов для выражения мысли, ее обозначения в предложении и тексте;
- обогащение и конкретизация словаря учащихся, развитие творческого мышления;
- развитие и коррекция речи и других познавательных процессов;
- приобретение информационной компетенции;
- формирование у обучающихся черт личности, позволяющих более успешно адаптироваться к самостоятельной жизни в обществе;
- воспитание нравственных качеств восьмиклассников, в том числе, уважения, сознательного и бережного отношения к родному языку.
Воспитательная цель программы:
- используя воспитательные возможности содержания учебного предмета создать благоприятные условия для усвоения умственно отсталыми обучающимися социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Задачи программы:
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Таким образом, данная программа направлена на формирование предметных и личностных результатов. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Общая характеристика курса «Русский язык»
Преподавание ведётся по учебнику: «Учебник русского языка для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» авторов Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской (М.: Просвещение, 2021 г. - 263с.), входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
Для старшеклассников с легкой степенью умственной отсталости характерно общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, неумение логично и правильно выстроить речевое высказывание. Кроме этого имеется недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению, поэтому на уроках учащиеся испытывают трудности в овладении учебным материалом.
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 8 классе специального (коррекционного) обучения имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Содержание обучения имеет практическую и воспитывающую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
Программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. В процессе изучения указанных разделов у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из тем.
Каждый урок строится с учетом программных требований, общих психофизических особенностей, характерных для детей с лёгкой степенью умственной отсталости, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным принципом такого подхода является установка на коррекцию тех или иных недостатков детей с максимальным использованием их возможностей. Так, обучение письму должно способствовать развитию целенаправленного наблюдения за языковыми фактами, умение анализировать, сравнивать и обобщать слова по их звуко-буквенным структурам и значениям. Наряду с этим коррекционная работа, проводимая на уроках русского языка, должна формировать у учащихся умение самостоятельно планировать предложенные задания и контролировать себя в ходе выполнения работы.
Русский язык, как учебный предмет, призван оказывать исключительно большое влияние на воспитание детей с лёгкой степенью умственной отсталости, на их адаптацию в современном обществе, что определяет актуальность и практическую значимость предлагаемой программы. Учебный материал способствует развитию речи, обогащает словарный запас школьников, способствует коррекции высших психических функций. В данной программе усиливается внимание к развитию информационной грамотности учащихся, что предусматривает работу со словарями русского языка, обучение детей способности находить нужную информацию, проверять результаты своей деятельности. Использование информационно-коммуникационных технологий также способствует формированию информационной компетенции обучающихся.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Ведущими методами обучения, согласно данной программе, являются:
словесные методы: рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях; беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся; объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий): данные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Средствами обучения русскому языку в 8 классе являются: учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, технические средства (компьютер, мультимедийная установка, диски и пр.)
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Русский язык»:
Год обучения
Кол-во часов в неделю
Кол-во учебных недель
Всего часов за учебный год
Всего часов за курс (5-9 классы)
5 класс
5
34
170
714 часов
6 класс
4
34
136
7 класс
4
34
136
8 класс
4
34
136
9 класс
4
34
136
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы по предмету «русский язык» в 8 классе обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, предметных и воспитательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями восьмиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости: активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны; проявлять готовность к самостоятельной жизни; проявлять терпимость к другим мнениям и позициям; уметь оказать помощь другим учащимся, сотрудничать с педагогами и другими учащимися; умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях.
Предметные результаты по итогам учебного года:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором;
• принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста;
• исправлять текст;
• составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;
• решать орфографические задачи с помощью учителя
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75—85 слов);
• писать изложение или сочинение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 85 слов);
• находить в тексте речевые недочеты и исправлять их с помощью учителя;
• использовать в устной речи сложноподчиненные предложения при ответе на вопрос;
• определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
• подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
• находить и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
• умение находить необходимую информацию в учебнике, простейших справочниках и поисковых системах Интернет.
Предметные результаты на момент проведения контрольных работ:
По итогам 1 четверти: написание под диктовку текста с изученными орфограммами (гласные и согласные в корне слова, правописание приставок, правописание сложных слов, имён существительных собственных, правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе, существительных с шипящей на конце) и пунктограммами (запятая в простом с однородными и сложном предложениях); подбор проверочных слов к словам с орфограммами в корне и окончании существительных; умение разбирать по составу слова, в т.ч. сложные с соединительной гласной; определять грамматические признаки имени существительного, делать синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов.
По итогам 2 четверти: написание под диктовку текста с изученными орфограммами (правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа, правописание личных местоимений с предлогами); определение грамматических признаков имён существительных и прилагательных; определение грамматических признаков личных местоимений; разбор по составу слов; синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов; выделение из текста словосочетаний сущ.+прил.
По итогам 3 четверти: написание под диктовку текста с изученными орфограммами (правописание личных окончаний глаголов, глаголов неопределённой формы, правописание «не» с глаголами, -тся и –ться на конце глаголов, безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения; слов с шипящей на конце): определение формы (неопределённая форма, время, лицо или род и число) глаголов: разбор по составу слов разных частей речи; синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов, частей речи.
По итогам 4 четверти: написание под диктовку текста с изученными за год орфограммами и пунктограммами (запятая в простом предложении с однородными членами и с обращением, запятая в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении); синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов и определением частей речи.
Воспитательные результаты представлены следующими умениями восьмиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; применять экологического мышления в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Система оценивания знаний и умений обучающихся
Знания и умения учащихся по русскому языку оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Оценка устных ответов.
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний и навыков учащихся адаптивной школы.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; при работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
2.Оценка письменных работ.
Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы. Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ в 8 классе составляет 75-85 слов. Учету подлежат все слова, включая предлоги, союзы, частицы.
Дети, которые занимаются с логопедом. Не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на одно правило соответствует одной пунктуационной ошибке. Ошибки не на пройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается: повторение ошибок в одном и том же слове, две негрубые ошибки; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать для каждого ученика. Специфическими для них являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
3.При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами.
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления (выполнено более 65% задания).
Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает ошибки (верно выполнено от 51% до 65% заданий).
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает много ошибок или не справляется с половиной заданий (верно от 35% до 50% заданий)
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (выполнено менее 35% заданий).
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности
Раздел
Кол-во часов
Изучаемая тема и перечень вопросов темы
Воспитательные задачи раздела
форма организации учебных занятий
основные виды учебной деятельности
Повторение. Предложение
9
Введение. Значение языка в жизни человека.
Предложение простое и сложное
Составление сложных предложений.
Выделение однородных членов предложения
Использование однородных членов предложения
Знаки препинания при обращении
Использование обращений в предложениях
Проверочная работа по теме
«Предложение».
Деловое письмо «Адрес»
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.
Урок
Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике
Состав слова. Текст
17
Состав слова. Корень и однокоренные слова.
Приставка, суффикс, окончание
Разбор слов по составу
Упражнения в разборе слов по составу
Контрольный диктант на начало учебного года
Работа над ошибками.
Правописание гласных и согласных в корне и приставке.
Нахождение орфограмм в корне и их проверка.
Правописание приставок
Орфограммы в корне и приставке
Текст. Составление плана текста.
Сложные слова с соединительными гласными О и Е
Сложные слова без соединительной гласной
Сложные слова с соединительной гласной и без неё
Состав слова. Закрепление знаний.
Контрольная работа по итогам 1 четверти
Работа над ошибками. Сочинение по данному началу частей «Наша школа»
Деловое письмо. Поздравление
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников
Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Имя существительное
16
Части речи. Значение существительных в речи
Существительные, близкие по значению
Род, число и падеж существительных
Определение склонения существительных
Ударные и безударные окончания существительных
Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения
Правописание падежных окончаний имён существительных 2-го склонения
Правописание падежных окончаний имён существительных 3-го склонения
Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
Изменение по падежам существительных во мн.числе.
Постановка падежных вопросов к существительным во множественном числе
Ударные и безударные окончания существительных во множественном числе
Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе
Окончания родительного падежа существительных во множественном числе
Склонение существительных. Закрепление знаний.
Контрольная работа по теме «Склонение существительных»
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Имя прилагательное
17
Работа над ошибками. Значение прилагательных в речи
Прилагательные близкие по значению
Словосочетания с прилагательными
Род и число прилагательных
Изменение окончаний прилагательных по вопросам
Постановка вопросов к прилагательным
Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе
Текст. Подбор примеров для подкрепления основной мысли
Выделение словосочетаний с прилагательными во множественном числе.
Контрольная работа за 2-ю четверть
Работа над ошибками. Изменение прилагательных во множественном числе по падежам
Постановка вопросов к прилагательным во множественном числе
Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Личные местоимения
21
Значение местоимений в речи.
Различение местоимений по лицам и числам
Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица единственного числа (я)
Склонение местоимения 1-го лица единственного числа
Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица множественного числа (мы)
Склонение местоимения 1-го лица множественного числа
Склонение местоимения 1-го лица единственного и множественного числа (я, мы)
Самостоятельная работа по теме "Склонение местоимений 1-го лица"
Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица единственного числа (ты)
Склонение местоимения 2-го лица единственного числа
Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица множественного числа (вы)
Склонение местоимения 2-го лица множественного числа
Склонение местоимения 2-го лица единственного и множественного числа (ты, вы)
Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица единственного числа (он, она, оно)
Склонение местоимения 3-го лица единственного числа
Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица множественного числа (они)
Склонение местоимения 3-го лица множественного числа
Склонение местоимений 3-го лица единственного и множественного числа (он, она, оно, они)
Самостоятельная работа по теме «Склонение местоимений 3 лица»
Работа над ошибками. Деловое письмо. Письмо
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников и формирование у учащихся умений и навыков практического характера
Глагол
20
Глагол. Значение глаголов в речи
Глаголы, близкие по значению
Частица НЕ с глаголами
Неопределённая форма глагола
Изменение глаголов по временам и числам
Контрольная работа по итогам 3 четверти
Работа над ошибками. Изменение глаголов по лицам
Знакомство с глаголами 1-го лица. Постановка вопросов к глаголам 1-го лица
Употребление глаголов в 1-м лице единственного и множественного числа.
Знакомство с глаголами 2-го лица. Постановка вопросов к глаголам 2-го лица
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа
Употребление глаголов во 2-м лице единственного и множественного числа
Знакомство с глаголами 3-го лица
Постановка вопросов к глаголам 3-го лица
Употребление глаголов в 3-м лице единственного и множественного числа.
Правописание глаголов, которые заканчиваются на -ТСЯ и – ТЬСЯ
Различение глаголов по лицам и числам Глагол. Закрепление знаний.
Контрольная работа по теме «Глагол»
Работа над ошибками. Деловое письмо. Объявление
Изложение отрывка из повести
Изложение отрывка из повести
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Наречие
16
Наречие как часть речи
Наречие - неизменяемая часть речи.
.Значение наречия в речи
Образование наречий от прилагательных
Наречия противоположные и близкие по значению
Наречия, отвечающие на вопрос КАК?
Наречия, отвечающие на вопрос ГДЕ?
Наречия, отвечающие на вопросы КУДА? ОТКУДА?
Наречия, отвечающие на вопрос КОГДА?
Постановка вопросов к наречиям.
Подбор наречий с опорой на вопросы
Наречие. Закрепление знаний.
Контрольная работа по теме "Наречие"
Работа над ошибками. Деловое письмо. Объяснительная записка
Сочинение по сюжетной картине и словосочетаниям.
Сочинение по сюжетной картине и словосочетаниям.
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.
Урок
Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике
Предложение.
Текст
9
Простое предложение с однородными членами.
Распространение предложений однородными членами
Сложное предложение без союзов
Сложные предложения с союзами и, а, но
Сравнение простых и сложных предложений
Распространение простых и сложных предложений
Самостоятельная работа по теме «Предложение»
Работа над ошибками. Деловое письмо. Заявление.
Контрольный диктант за 4 четверть
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников и формирование у учащихся умений и навыков практического характера
Повторение
11
Работа над ошибками. Повторение. Состав слова
Повторение. Части речи. Существительное.
Повторение. Части речи. Прилагательное.
Повторение. Части речи. Местоимение
Повторение. Части речи. Глагол
Повторение. Части речи. Наречие
Повторение. Предложение.
Контрольная работа по итогам года
Работа над ошибками. Делово письмо. Расписка
Сочинение по серии сюжетных картинок и словосочетаниям
Сочинение по серии сюжетных картинок и словосочетаниям
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
Урок
Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
Основные виды учебной деятельности:
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
- Работа с учебником.
- Работа с дополнительной литературой.
- Наблюдение.
- Работа с раздаточным материалом.
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ графиков, таблиц, схем.
- Вывод правил.
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
- Работа по алгоритму, инструкции.
- Придумывание примеров на новые правила.
- Выполнение заданий по классификации.
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Написание рефератов и докладов.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
- Выполнение практических упражнений.
- Составление схем их анализ.
- Выявление ошибок.
- Решение текстовых количественных и качественных задач.
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация учебного материала.
- Редактирование текста
Методическая литература
Рабочие тетради по русскому языку 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ .Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. - М.: Просвещение, 2004 г. (№1 (Состав слова), №2 (Имя существительное), №3(Имя прилагательное), №4 (Глагол)
Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко. –Волгоград: Учитель, 2009. – серия «Коррекционное обучение»
Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб.пособие для студентов дефектологов \Аксенова А.К. – М.: Просвещение, 1994
Словари:
Словарь русского языка \ под ред. С.И.Ожегова. - М., 2009
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
(№ урока)
План, сроки проведения
Факт, сроки проведения
Тема урока
Форма учебного
занятия,
урока
Тип
учебного
занятия,
урока
Виды учебной
деятельности обучающихся на уроке
Повторение. Предложение – 9 часов
1.
Введение. Значение языка в жизни человека.
урок
Комбинированный
Чтение статьи о человеческом общении , обсуждение вопроса в чем оно заключается
2.
Предложение простое и сложное
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по классификации
3.
Составление сложных предложений.
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
4.
Выделение однородных членов предложения
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
5.
Использование однородных членов предложения
урок
Комбинированный
Составление схем их анализ
6.
Знаки препинания при обращении
урок
Комбинированный
Работа по выделению обращений на письме запятыми, восклицательным знаком.
7.
Использование обращений в предложениях
урок
Комбинированный
Упражнения по использованию обращений в речи диалогов с особой звательной интонацией. .
8.
Проверочная работа по теме «Предложение»
урок
Урок закрепления знаний и умений
Выполнение практических упражнений
9
Деловое письмо. Адрес
урок
Комбинированный
Работа по составлению и написанию адреса
Состав слова. Текст- 17 часов
10
Состав слова. Корень и однокоренные слова.
урок
Комбинированный
Слушание объяснений учителя
11.
Приставка, суффикс, окончание
урок
Комбинированный
Работа с таблицей и схемами
12
Разбор слов по составу
урок
Урок закрепления знаний и умений
Работа с учебником
13.
Упражнения в разборе слов по составу
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по классификации
14.
Контрольный диктант на начало учебного года
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
15.
Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне и приставке.
урок
Комбинированный
Подбирание проверочных однокоренных слов
16.
Нахождение орфограмм в корне и их проверка.
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
Работа по алгоритму, инструкции
17.
Правописание приставок
урок
Комбинированный
Приобретение новых знаний
Систематизация знаний
18.
Орфограммы в корне и приставке
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
19
Текст. Составление плана текста.
урок
Комбинированный
Работа с планом
20.
Сложные слова с соединительными гласными О и Е
урок
Урок закрепления знаний и умений
Выполнение практических упражнений
Работа по алгоритму, инструкции
21
Сложные слова без соединительной гласной
урок
Урок закрепления знаний и умений
Работа с учебником
Составление диалога
Выполнение практических упражнений
22.
Сложные слова с соединительной гласной и без неё
урок
Комбинированный
Самостоятельная работа
Выбор правильного ответа
23
Состав слова. Закрепление знаний.
урок
Урок обобщения и систематизации
Выполнение заданий по классификации Составление диалога
24.
Контрольная работа по итогам 1 четверти
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
25.
Работа над ошибками. Сочинение по данному началу частей «Наша школа»
урок
Урок развитие речи
Работа с учебником
Работа с планом
26.
Деловое письмо. Поздравление
урок
Урок развития речи
Прописывание открыток
Имя существительное – 16 часов
27
Части речи. Значение существительных в речи
урок
Комбинированный
Закрепление знаний о существительном, полученных раннее
28
Существительные, близкие по значению
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму
Придумывание синонимов
29
Род, число и падеж существительных
урок
Комбинированный
Повторение основных грамматических признаков существительных: род, число, падеж
30
Определение склонения существительных
урок
Комбинированный
Работа со схемами, учебником
31
Ударные и безударные окончания существительных
урок
Комбинированный
Доказывание необходимости проверки безударных падежных окончаний существительных и выбор способа их проверки
32
Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения
урок
Комбинированный
Работа по инструкции, алгоритму
33
Правописание падежных окончаний имён существительных 2-го склонения
урок
Комбинированный
Работа по инструкции, алгоритму
34.
Правописание падежных окончаний имён существительных 3-го склонения
урок
Комбинированный
Работа по инструкции, алгоритму
35
Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
урок
Комбинированный
Работа со схемами. Коллективный подбор примеров к каждой схеме.
36
Изменение по падежам существительных во мн.числе.
урок
Комбинированный
Наблюдение за изменением окончаний существительных множественного числа
37
Постановка падежных вопросов к существительным во множественном числе
урок
Комбинированный
Упражнения по правильному задаванию вопросов к существительным множественного числа
38
Ударные и безударные окончания существительных во множественном числе
урок
Комбинированный
Наблюдение за изменениями по падежам имен существительных во множественном числе.
39
Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе
урок
Комбинированный
Учиться выделять падежные окончания существительных во множественном числе, используя прошлый опыт работы с существительными
40
Окончания родительного падежа существительных во множественном числе
урок
Комбинированный
Упражнения на правильное употребление формы родительного падежа существительных во множественном числе
41
Склонение существительных. Закрепление знаний.
урок
Урок закрепления знаний и умений
Выполнение практических упражнений
42
Контрольная работа по теме «Склонение существительных»
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
Выбор правильного ответа
Имяприлагательное– 17 часов
43
Работа над ошибками. Значение прилагательных в речи
урок
Комбинированный
Работа с таблицей
44.
Прилагательные близкие по значению
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
по подбору синонимов
45.
Словосочетания с прилагательными
урок
Урок закрепления знаний и умений
Составление словосочетаний
46
Род и число прилагательных
урок
Комбинированный
Повторение основных грамматических признаков прилагательного: род, число, падеж
47
Изменение окончаний прилагательных по вопросам
урок
Урок закрепления знаний и умений
Выполнение практических упражнений
48
Постановка вопросов к прилагательным
урок
Комбинированный
Подбор примеров на новое правило
49
Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе
урок
Комбинированный
Работа с учебником
50
Текст. Подбор примеров для подкрепления основной мысли
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
Работа по алгоритму
51
Выделение словосочетаний с прилагательными во множественном числе.
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
Придумывание примеров на новые правила
52
Контрольная работа за 2-ю четверть
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
53
Работа над ошибками. Изменение прилагательных во множественном числе по падежам
урок
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению
54
Постановка вопросов к прилагательным во множественном числе
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
55
Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе
Упражнения по употреблению личных местоимений вместо существительных
62
Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица единственного числа (я)
урок
Комбинированный
Составление связного текста,
63
Склонение местоимения 1-го лица единственного числа
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений в правильном употреблении местоимений с предлогами и без
64
Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица множественного числа (мы)
урок
Урок закрепления знаний и умений
Наблюдение за тем, как при склонении местоимений меняется все слово
65
Склонение местоимения 1-го лица множественного числа
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму
66
Склонение местоимения 1-го лица единственного и множественного числа (я, мы)
урок
Комбинированный
Упражнения в правильном употреблении местоимений в разных падежных формах с предлогами и без них.
67
Самостоятельная работа по теме "Склонение местоимений 1-го лица"
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
68
Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица единственного числа (ты)
урок
Комбинированный
Подбор примеров на новое правило
69
Склонение местоимения 2-го лица единственного числа
урок
Урок развития речи
Упражнения в правильном употреблении местоимений в разных падежных формах с предлогами и без них.
70
Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица множественного числа (вы)
урок
Комбинированный
Упражнения в правильном употреблении местоимений в разных падежных формах с предлогами и без них.
71
Склонение местоимения 2-го лица множественного числа
урок
Урок обобщения и систематизации
Упражнения в правильном употреблении местоимений в разных падежных формах с предлогами и без них.
72
Склонение местоимения 2-го лица единственного и множественного числа (ты, вы)
урок
Комбинированный
Упражнения в правильном употреблении местоимений в разных падежных формах с предлогами и без них.
73
Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица единственного числа (он, она, оно)
урок
Комбинированный
Упражнения в правильном употреблении местоимений в разных падежных формах с предлогами и без них.
74
Склонение местоимения 3-го лица единственного числа
урок
Комбинированный
Упражнения в правильном употреблении местоимений в разных падежных формах с предлогами и без них.
75
Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица множественного числа (они)
урок
Комбинированный
Упражнения в правильном употреблении местоимений в разных падежных формах с предлогами и без них.
76
Склонение местоимения 3-го лица множественного числа
урок
Комбинированный
Упражнения в правильном употреблении местоимений в разных падежных формах с предлогами и без них.
77
Склонение местоимений 3-го лица единственного и множественного числа (он, она, оно, они)
урок
Комбинированный
Упражнения в правильном употреблении местоимений в разных падежных формах с предлогами и без них.
78
Самостоятельная работа по теме «Склонение местоимений 3 лица»
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
79
Работа над ошибками. Деловое письмо. Письмо
урок
Урок развития речи
Составление адреса
Глагол –20 часов
80
Глагол. Значение глаголов в речи
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
Составление предложений с данными словами
81
Глаголы, близкие по значению
урок
Комбинированный
Подбор примеров на новое правило
82
Частица НЕ с глаголами
урок
Комбинированный
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению
83
Неопределённая форма глагола
урок
Комбинированный
Работа с интерактивными заданиями
84
Изменение глаголов по временам и числам
урок
Урок закрепления знаний и умений
Выполнение заданий по разграничению понятий
Работа с таблицей
85
Контрольная работа по итогам 3 четверти
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
86
Работа над ошибками. Изменение глаголов по лицам
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по разграничению понятий
Работа с таблицей
87
Знакомство с глаголами 1-го лица. Постановка вопросов к глаголам 1-го лица
урок
Комбинированный
Работа по соотношению понятий
88
Употребление глаголов в 1-м лице единственного и множественного числа.
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по разграничению понятий
89
Знакомство с глаголами 2-го лица. Постановка вопросов к глаголам 2-го лица
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по разграничению понятий
Работа с таблицей
90
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа
урок
Комбинированный
Упражнения в выборе правильной формы глаголов, использования приема подстановки личного местоимения и вопроса
91
Употребление глаголов во 2-м лице единственного и множественного числа
урок
Комбинированный
Упражнения в выборе правильной формы глаголов, использования приема подстановки личного местоимения и вопроса
92
Знакомство с глаголами 3-го лица
урок
Комбинированный
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению Работа по инструкции, алгоритму
93
Постановка вопросов к глаголам 3-го лица
урок
Комбинированный
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению Работа по инструкции, алгоритму
94
Употребление глаголов в 3-м лице единственного и множественного числа.
урок
Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков
Выполнение практических упражнений
Систематизация знаний
95
Правописание глаголов, которые заканчиваются на -ТСЯ и – ТЬСЯ
урок
Комбинированный
Работа с интерактивными заданиями
96
Различение глаголов по лицам и числам Глагол. Закрепление знаний.
урок
Комбинированный
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению Работа по инструкции, алгоритму
97
Контрольная работа по теме «Глагол»
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
98
Работа над ошибками. Деловое письмо. Объявление
урок
Урок развития речи
Составление объявления
99
Изложение отрывка из повести
урок
Урок развития речи
Составление рассказа по плану и опорным словам
100
Изложение отрывка из повести
Урок развития речи
Письменный пересказ текста
Наречие – 16 часов
101
Наречие как часть речи
урок
Комбинированный
Упражнения в подборе к названиям действий их признаки
102
Наречие - неизменяемая часть речи.
урок
Урок закрепления знаний и умений
Коллективный вывод о наречии как неизменяемой части речи
103
.Значение наречия в речи
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму
104
Образование наречий от прилагательных
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по разграничению понятий
105
Наречия противоположные и близкие по значению
урок
Комбинированный
Работа над словами - синонимами
106
Наречия, отвечающие на вопрос КАК?
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по разграничению понятий
107
Наречия, отвечающие на вопрос ГДЕ?
урок
Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков
Выполнение заданий по разграничению понятий
108
Наречия, отвечающие на вопросы КУДА? ОТКУДА?
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по разграничению понятий
109
Наречия, отвечающие на вопрос КОГДА?
урок
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению
110
Постановка вопросов к наречиям.
урок
Комбинированный
Слушание объяснений учителя
111
Подбор наречий с опорой на вопросы
урок
Комбинированный
Использование наречий для сравнительной характеристики персонажей сказок
112
Наречие. Закрепление знаний.
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
113
Контрольная работа по теме "Наречие"
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
114
Работа над ошибками. Деловое письмо. Объяснительная записка
урок
Урок развития речи
Написать объяснительную записку по общепринятой форме от имени литературного героя
115
Сочинение по сюжетной картине и словосочетаниям.
урок
Урок развития речи
Слушание объяснений учителя
Составление плана, рассказ по плану.
116
Сочинение по сюжетной картине и словосочетаниям.
урок
Урок развития речи
Запись составленного ранее рассказа с соблюдением правил правописания
Предложение. Текст– 9 часов
117
Простое предложение с однородными членами.
урок
Комбинированный
Составление схем и их анализ
Работа по инструкции, алгоритму
118
Распространение предложений однородными членами
урок
Комбинированный
Работа по инструкции, алгоритму
119
Сложное предложение без союзов
урок
Комбинированный
Придумывание примеров на новые правила
Составление схем их анализ
120
Сложные предложения с союзами и, а, но
урок
Урок развития речи
Работа по инструкции, алгоритму
121
Сравнение простых и сложных предложений
урок
Урок развития речи
Работа по инструкции, алгоритму
122
Распространение простых и сложных предложений
урок
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению
123
Самостоятельная работа по теме «Предложение»
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
124
Работа над ошибками. Деловое письмо. Заявление.
урок
Комбинированный
Обсуждение тематики заявлений. Составление тематического словаря. Составление текста заявления из данных структурных частей , правильное расположение их на листе бумаги.
125
Контрольный диктант за 4 четверть
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
Повторение – 11 часов
126
Работа над ошибками. Повторение. Состав слова
урок
Комбинированный
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению
127
Повторение. Части речи. Существительное.
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по разграничению понятий
128
Повторение. Части речи. Прилагательное.
урок
Комбинированный
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению
129
Повторение. Части речи. Местоимение
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
130
Повторение. Части речи. Глагол
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по разграничению понятий
131
Повторение. Части речи. Наречие
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по разграничению понятий
132
Повторение. Предложение.
урок
Комбинированный
Составление схем их анализ
133
Контрольная работа по итогам года
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
134
Работа над ошибками. Делово письмо. Расписка
урок
Урок развития речи
Составление и написание расписки
135
Сочинение по серии сюжетных картинок и словосочетаниям
урок
Урок развития речи
Составление и запись рассказа по иллюстрации, при помощи опорных слов
136
Сочинение по серии сюжетных картинок и словосочетаниям
урок
Урок развития речи
Составление и запись рассказа по иллюстрации, при помощи опорных слов
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(187) "Рабочая программа предмета русский язык 2 класс (Канакина В. П.) в соответствии с ФГОС. УМК Школа России "
["seo_title"] => string(107) "rabochaia-proghramma-priedmieta-russkii-iazyk-2-klass-kanakina-v-p-v-sootvietstvii-s-fgos-umk-shkola-rossii"
["file_id"] => string(6) "105562"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1402884121"
}
}