Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Музыка и движение в 3 классе"»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Музыка и движение» для учащихся 3Б2 класса составлена на основе АООП О УО (вариант 2).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
Календарный учебный график на 2023-2024учебный год ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат».
«Музыка и движение» - учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности. Ведущим видом музыкальной деятельности с обучающимися являются музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов. Особое внимание обращается на стимулирование обучающихся к играм на музыкальных инструментах. Большое значение в ходе уроков «Музыка и движение» придается коррекции эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности обучающегося.
Актуальность. Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей, имеющих сложный дефект развития. Данные уроки способствуют развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма. Музыкальное развитие обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) занимает важное место в системе коррекционно-педагогической работы. Уроки «Музыка и движение» стимулируют эмоциональное развитие обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Цель программы: формирование музыкальной культуры школьников, воспитание интереса к музыке, раскрытие внутренних связей с жизнью через музыку и движения.
Задачи:
- развивать музыкальные способности детей;
- развивать музыкальную память;
- обучать пению, исполнительской культуре;
- обучать воспринимать музыку;
- развивать эстетический вкус и эмоционально-чувственное отношения к предметам и явлениям музыкальной действительности;
- формировать интерес и любовь к музыкальному искусству;
- развивать ритмичность движений под музыку;
- подводить к выразительному исполнению движений, к совместным и индивидуальным действиям;
- развивать индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике;
- эмоциональное развитие учащихся;
- формирование музыкально-ритмических движений;
- формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах музыки (пении, танцах, музицировании, музыкально-дидактических и хоровых играх);
- обучение игре на простых детских музыкальных инструментах.
2. Общая характеристика учебного предмета
Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка.
Музыка - один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство обучения и воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух, чувство ритма, музыкальные образы, музыкальную память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
Физические недостатки детей с умственной отсталостью могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами.
Под влиянием музыкально-ритмической деятельности развиваются положительные качества личности ребёнка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Совершенствуются музыкально-эстетические чувства детей. Ребёнок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движением передать своё отношение к музыкальному образу.
Умело подобранные упражнения, пляски, игры воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представления о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.
3. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) учебный предмет «Музыка и движение» входит в образовательную область «Искусство».
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» в 3 классе рассчитана на 65 часов в год в соответствии с учебным планом (2 часа в неделю).34 учебные недели.
Срок реализации программы рассчитан на 1 год.
Количество часов по четвертям:
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Всего за год
16 часов
18 часов
17 часов
14 часов
65 часов
4.Содержание учебного предмета
Слушание – 12 часов
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни.
Пение – 18 часов
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни).
Движение под музыку – 24 час
Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля предмета, взмахивание предметом и т.п. Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др. Имитация движений животных. Выполнение движений, соответствующих словам песни. Движение в хороводе. Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку.
Игра на музыкальных инструментах – 11 часов
Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте.
5.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка и движение»
Освоение обучающимися программы по учебному предмету «Музыка и движение» предполагает достижения ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. В тоже время отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению детьми образованию по данному варианту программы.
Предметные результаты:
Достаточный уровень:
- владеть понятием высоты звучания музыки (звуки высокие, низкие);
- устанавливать громкость звучания музыки (громкое, тихое);
- знать название музыкальных инструментов и их звучание (барабан, колокольчик, ложки, бубен);
- спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы;
- определять разнообразные по характеру произведения;
- эмоционально откликаться на музыку разных жанров;
- узнавать и называть песни по вступлению;
- откликаться на музыку с помощью простейших движений и мимики;
- играть на ударно-шумовых инструментах с помощью простейших приемов (бубен, ложки, металлофон).
Минимальный уровень:
- иметь представление о высоте звучания музыки (звуки высокие, низкие);
- определять громкость звучания музыки (громкое, тихое);
- иметь представление о длительности звуков (долгие, короткие);
- спокойно слушать музыку;
- определять разнообразные по характеру музыкальные произведения;
- откликаться на музыку с помощью простейших движений и мимики;
- различать звучание музыкальных инструментов (барабан, колокольчик, бубен).
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
Оценка
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
3
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
5
2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
Оценка
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и
пробелами.
3
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4
7. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема
Кол-во
часов
Основные виды деятельности обучающихся с учетом направлений рабочей программы воспитания
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
I четверть 16 ч
1
6.09
8.09
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. «Мы идём» муз Р Рустамовича
2
Способствовать самовыражению детей через занятия музыкальной деятельностью: слушание звуков природы, называния тихого и громкого звучания музыки, определения начала и конца звучания музыки.
Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. «Осень» муз И. Кишко
2
Побуждать принимать активное участие в пение, подпевать взрослому повторяющиеся слова; учить узнавать знакомые песни и эмоционально откликаться на них.
Слушание (различение) веселой и грустной музыки. «Марш» С.Прокофьева
2
Способствовать самовыражению детей через занятия музыкальной деятельностью: слушание звуков природы, веселой и грустной музыки, узнавание знакомой песни.
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. «Петушок» муз М. Матвеева
2
Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях посредством подражания характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.
Способствовать развитию адекватных представлений о собственных возможностях через подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.
Пантомима в изображении животных «Бегал заяц по болоту» муз В.Герчик
2
15-16
20.12
22.12
27.12
29.12
Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. «Ёлочка-красавица» муз Г.Левкодимова
4
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила поведения со ставшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися) через пение на уроке.
Вовлечение учащихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность само реализоваться в ней.
21
7.02
09.02
Хлопки в ладоши под музыку. «Частушка» муз. Д.Кабалевского
2
22
14.02
16.02
Узнавание знакомой песни «Ути-ути» муз Ю.Литовко
2
23
21.03
28.02
Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. «Марш» Э.Сигмейстера
2
Создание условии для формирования у обучающихся готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей через выполнение движений под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе.
Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку
разного характера. «Танец с куклами» укр нар мелодия обр. Н.Лысенко
3
Создание условии для формирования у обучающихся готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей через выполнение движений: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера.
Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др. «Прогулка» муз М.Раухвергера
2
- Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности
- Создание условии для формирования у обучающихся готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей через выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическая литература:
Забурдяева Е., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу: Учебное пособие по элементарному музицированию и движению.- Вып. 1 «Движение и речь» - СПб.: Невская нота, 2008.
Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. – СПб.: Союз художников, 2007.
Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Ил. Нитылкиной. – М.: Эксмо, 2010.
Учебно-практическое оборудование:
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) музыкальных инструментов, оркестров; портреты композиторов; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы; карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств для различения высотности, громкости звуков, темпа, характера музыкального произведения; карточки для определения содержания музыкального произведения; платки, флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушки-животные и др.;
- музыкальные инструменты: бубны, бубенцы, ложки, палочки, колокольчики.;
- аудиозаписи, видеофильмы, презентации (записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах, оркестровых коллективов; фрагментов из оперных спектаклей, мюзиклов, балетов, концертов разной по жанру музыки), текст песен.
Технические средства: музыкальный центр,компьютер, колонки.