Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Домоводство"»
Пояснительная записка
Учебный план по предмету «Домоводство» 6кл разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями».
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат»;
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; (с изменениями и дополнениями
- Календарного учебный графика на текущий учебный год;
- Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цель программы:
Создать систему поэтапной педагогической поддержки ребёнка в образовательном процессе.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.); воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью; развитие эстетических чувств и пони мания красоты окружающего мира; развитие познавательной активности, формирование у школьника приёмов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения; формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке); воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно; формирование умения работать коллективно, выполняя определённый этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности. Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи учащегося, организующей и направляющей его умственную и практическую деятельность.
2.Общая характеристика учебного процесса:
Предмет «Домоводство», готовит учащегося с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и навыками самообслуживания.
Процесс обучения неразрывно связан с решением специфической задачи школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Настоящая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена на 17,5 часов (0,5 часа в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
В программе предусмотрены следующие формы организации деятельности: практические занятия и экскурсии.
Технологии в учебном процессе:
личностно-ориентированные,
информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие,
игровые и др.
Межпредметные связи:
Темы уроков-занятий по предмету «Домоводство» находят свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Чтение и альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления », «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)», а также в реализации задач коррекционно-адаптационной области «Социально-бытовая ориентировка и формирование основ безопасности жизнедеятельности», в логопедической и психокоррекционной работе.
3.Место учебного предмета (курса) в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Домоводство» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 17,5 часов в год, 0,5 час в неделю, 34 учебные недели. Данный предмет относится к предметной области «Окружающий мир»
4.Содержание учебного предмета
В 9 классе тематические группы представлены:
«Личная гигиена»,
«Одежда»,
«Обувь»
«Жилище»,
«Питание».
5. Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся должны знать : режим дня, последовательность утреннего и вечернего туалета
;виды головных уборов и сезонной одежды;
виды обуви: зимняя, летняя, демисезонная; название, местонахождение, назначение помещений в своей квартире; слова обобщенного значения "посуда", "столовые приборы"; виды посуды; гигиенические требования при приготовлении пищи; технику безопасности при работе с ножом; ингредиенты и последовательность приготовления нескольких блюд.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться средствами личной гигиены по назначению; максимально самостоятельно осуществлять уход за телом; следить за чистотой и опрятностью своей одежды (стирать, сушить, чистить); подбирать обувь соответствующую сезону; замечать непорядок; определять, что является причиной беспорядка; вытирать пыль; показывать и называть предметы посуды и столовые приборы; выполнять гигиенические требования при приготовлении пищи; пользоваться ножом и соблюдать технику безопасности; готовить бутерброды и салат;
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета (курса)
Предметом итоговой оценки освоения учащегося 5 класса является педагогическая характеристика на конец учебного года по предмету «Домоводство»: достижения предметных результатов освоения программы с учетом состояния здоровья, интересов ученика и законного представителя, психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения учащимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
7. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тематические блоки, темы
Количество часов
Дата
Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1 четверть 4 ч
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
Формирование культурно-гигиенических навыков
Мое тело и уход за ним.
Уход за руками
Уход за ногами
Уход за зубами.
Правила чистки зубов.
Уход за ушами.
Уход за глазами.
Гимнастика для глаз.
2 четверть 4 ч
Название частей тела.
Уход за волосами.
Правила гигиены
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
11.11
18.11
25.11
Воспитывать доброжелательное отношение у учащихся друг к другу при разрешении проблемных, игровых ситуаций, связанных с охраной здоровья посредством проведения бесед и практических работ по данному разделу
Беседы на темы: "Здоровый образ жизни", "вредные привычки", их влияние на качество жизни, источники здоровья.
«Влияние "вредных привычек" на органы человека, на основные системы жизнеобеспечения организма человека.»
«Гигиена, функции гигиены в жизни человека. Правила гигиены. Значение гигиены для человека. Личная и общественная гигиена.»
Беседа:
« Основные виды спортивной деятельности, ведущие к здоровому образу жизни.»
Беседа и упражнения «Чистые руки».
Беседа и упражнение «Здоровые волосы».
Практическая работа:
Закрепление представлений о мытье рук и головы, средства.
Беседа о чистой одежде.
Практические работы:
Одежда. Упражнение о необходимости носить чистую одежду.
Упражнения в определении способа ухода за одеждой.
ИНФОУРОК Занятия по формированию ЗОЖ с детьми с ТМНР "Наше здоровье в наших руках"
Презентация занятия по теме: "Личная гигиена"
nsportal.ru›Школа›ОБЖ›…-zanyatiya-po-teme
Презентация к уроку социально-бытовой...
multiurok.ru›Обо мне›…-k-uroku-sotsial-no…
Коррекционная школа, Презентации, 5 класс, Презентация к урокусоциально-бытовойориентировки "Игра: личная ... Гигиена – это. уход за собой, своим внешним видом. I тур. Что не относится к предметам личной гигиены?
Презентация на тему: "Личная гигиена – залог здоровья..."
myshared.ru›slide/953109
Личная гигиена – залог здоровья УрокСБО в 5 классе УрокСБО в 5 классе
4
5
6
7
8
1
2
3
Одежда
Одежда и ее значение.
Подбор одежды и головного убора по сезону.
Подбор одежды и головного убора по сезону.
Приемы складывания одежды.
Приемы складывания одежды.
3 четверть 5 ч
Обувь и ее значение.
Уход за различного вида обувью.
Средства для чистки и мытья обуви.
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
02.12
09.12
16.12
23.12
28.12
13.01
20.01
27.01
Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарных представлений о здоровом образе жизни путём проведения бесед и практических работ по данному разделу
Беседы:
Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью.
Практические работы:
Упражнения в выборе средств для стирки белья.
Стиральный порошок, жидкие средства.
Упражнения по уходу за одеждой с помощью щеток.
Упражнения по уходу за одеждой.
Беседа о чистой одежде.
Практическая работа:
Одежда. Упражнение о необходимости носить чистую одежду.
Практические работы:
Упражнения в определении способа ухода за одеждой.
Способы ухода за обувью, мытьё, чистка , ремонт.
ОДЕЖДА (презентация к учебному предмету "Человек..."
Инфоурок › Презентация к уроку по социально – бытовойориентировке для учащихся со сложной структурой дефекта тема« ОДЕЖДА».
Презентация по СБО 5 класс 8 вид на тему: Виды одежды.
prodlenka.org›Коррекци…›Презентация по СБО 5 класс 8 вид на тему: "Виды одежды".
Презентация "Одежда. Виды одежды" 3 СКК VIII вида...
uchitelya.com›nachalnaya-shkola…odezhda-vidy…skk…
ОДЕЖДА (презентация к учебному предмету "Человек..."
theslide.ru›detskie-prezentatsii/odezhda…chelovek
Презентация на тему: "«Мода и стиль. Видыодежды»..."
myshared.ru›slide/1302765/
4
5
6
7
8
9
10
Уход за жилищем
Жилое помещение.
Квартира.
Комната.
Уборка помещения. Виды уборок.
Значение для человека чистоты и порядка .Поддержание чистоты и порядка.
Уборка пылесосом.
Мытье игрушек.
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
03.02
10.02
17.02
24.02
03.03
10.03
17.03
Беседы:
Виды жилых помещений в городе и селе. Виды жилья: собственное, государственное. Варианты квартир, подсобных помещений. Организация рабочего места школьника. Почтовый адрес дома, школы.
Практические работы:
Рассматривают картинки с изображением швабер, тряпки и ведра . Отрабатывают с помощью пиктограмм и на практике алгоритм мытья пола.
Практические работы:
Практические действия с бытовыми приборами
кофеварка, электрический чайник.
Практические работы:
Упражнения в выборе средств для стирки белья.
Стиральный порошок, жидкие средства.
Упражнения по уходу за одеждой с помощью щеток.
Презентация по СБО для детей с ОВЗ: Гигиена жилища...
Кухонная посуда и столовые приборы. Посуда и ее предназначение
Сервировка стола.
Мытье посуды.
Чистка посуды.
Приготовление пищи. Работа с теркой.
Бутерброды холодные, горячие.
Салат фруктовый.
Оформление мороженного в вазочки.
Приготовление пищи. Мытьё посуды
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
26.05
Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарных представлений о здоровом образе жизни путём проведения бесед и практических работ по данному разделу
Беседы на темы:
Значение питания в жизнедеятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей. Место приготовления пищи и оборудование его. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки. Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу. Сервировка стола.
Сюжетно-ролевая игра:
Выполняют задание, опираясь на вывод:
-кастрюля, в ней готовят суп, значит она –кухонная посуда
Практические работы:
правила ---приготовления легких закусок, десертов
-соблюдение правил сервировки стола к ужину
-накрывать стол с учетом конкретного меню
-уметь выбирать консервированные продукты и полуфабрикаты
-соблюдать правила приготовления блюд в скороварке
-знать правила сервировки стола ко дню рождения
Презентации к урокам СБО
multiurok.ru›Solonikova/files/priezientatsii…sbo/
Презентации к урокамСБО. Наглядные материалы для уроковсоциально-бытовойориентировки. ... Презентация к урокуСБО "Разнообразие продуктов питания" ...
Презентация к квест- уроку по социально-бытовой...
nsportal.ru›…korrektsionnaya-pedagogika…sotsialno
Урок по социально-бытовой ориентировке в 5 классе специальной ... презентация к открытому уроку по социально - бытовой ориентировке на тему ... Квест-урок по социально-бытовой ориентировке для 8 класса «Здоровое питание».
Презентация урока по СБО для учащихся 6 класса...
infourok.ru›…po-sbo…uchaschihsya-klassa…shkoli…
Инфоурок › ›Презентации›Презентация урока по СБО "Каша-пища наша" для учащихся 6 класса коррекционной школы. ...
Презентация на тему: "ПИТАНИЕ КОУ «Специальная..."
myshared.ru›slide/985804/
Основные продукты питания Режим питания Этикет за столомПИТАНИЕ Источники. ... на тему "ПИТАНИЕ КОУ
Презентация к уроку социально- бытовой...
kopilkaurokov.ru›Тесты›Презентации›…
Презентация подготовлена к уроку социально- бытовой ориентировкипо теме "Составление меню обеда на день. Различные варианты".
Социально-бытовая ориентировка - Материалы для...
pedsovet.su›Файлы›Классов
Презентация к уроку социально-бытовая ориентировка, 8класс, тема "Экономика домашнего хозяйства". ... Презентация - тест применяется на уроках СБО с учащимися 6-7 кл
8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наглядный учебный материал:
Предметные рисунки.
Сюжетные картинки.
Дидактический материал:
Комплекты заданий на развитие психических процессов.
Комплект «Загадки – отгадки».
Комплект раскрасок.
Учебные пособия:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.
8. Список литературы.
Основная:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.