kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по развитию нарушенной слуховой функции и формированию произносительной стороны речи 12 А класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа преднозначена для учащихся с ОВЗ. В программе представлены тексты, фразы упражнения используемые для развития произношения и слухового восприятия учащихся 12 класса с нарушенным слухом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию нарушенной слуховой функции и формированию произносительной стороны речи 12 А класса»

государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья



Согласовано

Зам. директора по УР

__________________

«___» _____________ 20__ г.


Утверждаю

Директор СКОШИ»

___________________

«___» ______________ 20__ г.





Рабочая программа

по развитию слухового восприятия и формированию произношения

12 А класса



Составитель:

Ландышева Л. Н.

Учитель 1 категории




Согласовано на методическом совете

№ ____ от «___» __________ 20__ г.

Председатель методического совета

______________ /_______________/








Пояснительная записка

Актуальность проблемы развития слухового восприятия неслышащих школьников возрастает в связи с тем, что в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое общеобразовательное пространство и общегосударственная система специального образования ставит цель – всестороннее гармоничное развитие человека, лишённого слуха. Устная речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, средство общения и орудие мышления. Она формируется на основе её слухового восприятия и подражания.

Необходимость введения индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия обусловлено тем, что слабослышащие школьники имеют слуховой резерв, т.е. способность восприятия речи на слух,который выявляется в результате целенаправленной специальной слуховой тренировки. Особенность данного курса заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со слуховыми аппаратами и без них.

Целью работы по развитию восприятия речи на слух является усиление слухового компонента в слухо - зрительном восприятии речи окружающих людей, овладение средствами общения в условиях сниженного остаточного слуха.

Задачи:

  1. Восприятие фраз, более усложняющейся конструкции, словосочетаний, слов (знакомых, незнакомых по значению).

  2. Восприятие новых текстов со знакомыми и незнакомыми словами, значение которых объясняется контекстом.

  3. Расширение лексического словаря, совершенствование грамматических конструкций предложений.

  4. Воспитание интереса к речевому общению.

Курс входит в число дисциплин, включённый в план ГКОУ

На уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения идёт работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Рабочая программа составлена по развитию слухового восприятия, а по формированию произношения составляется план на каждого ребёнка, так как необходимо учитывать состояние произносительных навыков индивидуально. План представлен в фонетических дневниках.

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

  1. Образовательная программа ГКОУ

  2. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, 2004г.

  3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений II вида. М.2003 г.

Программа адресована учащимся 12 «А» класса. В классе 6 человек.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

  1. речевой материал обиходно – разговорного характера и относящейся к организации учебной деятельности;

  2. речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;

  3. тексты;

  4. развивающие упражнения.

К концу учебного года учащиеся:

  • воспринимают на слух с аппаратами и без них с голоса любого диктора программный материал (слова, словосочетания, фразы, тексты) на расстоянии более 4 м. – без аппаратов и 12 м. – с аппаратами (IIстепень тугоухости); более 0,5 – 0,6 м. – без аппаратов и 9 – 10 м. – с аппаратами (III степень тугоухости), свободно воспринимать слухо- зрительно устную речевую информацию на оптимальном расстоянии;

  • воспринимают слухо – зрительно со слуховыми аппаратами речевой материал молодёжных передач, учебных программ.

Входной контроль школьников осуществляется в форме обследования.

Итоговый контроль учащихся проводится с помощью контрольных фраз в конце каждого полугодия.

Учебная деятельность организуется в форме групповых и индивидуальных занятий в течении учебного года.









































Параметры оценки.

Предмет мониторинга

Критерий мониторинга

Входная диагностика

I полугодие

II полугодие

За год

Качество восприятия речевого материала на слух;

слухо – зрительно (для сл/сл)

Количество контрольных фраз, воспринятых учеником на оптимальном расстоянии с аппаратом на слух, без аппарата слухо – зрительно у слабослышащих. У глухих учащихся – слухо – зрительно с аппаратом.





Изменение рабочего расстояния с аппаратом и без аппарата.

Определение резервного расстояния.

Списки слов Л. В. Нейман

Проверка слуха речью




Содержание программы (12 класс)



№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Качество образования как результат

Содержание

Учебно – методическое обеспечение

Взаимодействие

Предметная

Деятельностная

Предметная составляющая

Коррекционная составляющая

I четверть

Текст «Господа Головлёвы» Салтыков – Щедрин,

отрывок


16.09

-

04.10

Знать классическую

литературу

Уметь составить план

текста

I 1 –9



II 1 – 9

Развитие произвольного внимания

Толковый словарь, текст

Учитель

Текст «Крыжовник»

По Чехову, отрывок


07.10

-

25.10

Знать основные источники информации для активного самообразования

Уметь отвечать на вопросы

I 10 –18



II 10 – 18

Развитие слухового внимания

Толковый словарь,

текст

Воспитатель

II четверть

Текст «Чужая кровь»

М. Шолохов,

отрывок

04.11

-

20.11

Расширение диапазона знаний

Уметь пересказать текст

I 1 – 8



II 1 – 8

Развитие тактильного внимания

Толковый словарь, текст

Учитель воспитатель

Текст «Возвращение Григория Мелехова»

М. Шолохов,

отрывок

21.11

-

06.12

Понимание места и роли человека в межличностных отношениях

Уметь составить план

текста

I 9 – 16



II 9 – 16

Развитие произвольного внимания

Картинки, текст

Учитель, родители, воспитатели

5.



Текст «Война и мир»

Л.Н. Толстой,

отрывок

09. 12

-

27.12

Расширение диапазона знаний

Уметь демонстрировать в беседе полученные знания

I 17 – 24



II 17 – 24

Развитие памяти

Текст, словарь

Учитель

родители

6.

III четверть

Текст «Собачье сердце»

По Булгакову, отрывок

13.01

-

29.01

Расширение диапазона знаний

Уметь применять полученные знания при разговоре

I 1 – 8



II 1 – 8

Развитие объёма памяти

Текст, словарь

Учитель, родители

7.

Текст «Матренин двор»

Солженицын, отрывок

30.01

-

14.02

Знать классическую

литературу

Уметь отвечать на вопросы по тексту

I 9 – 17



II 11 – 17

Развитие памяти

Текст, словарь

Родители, воспитатель

8.

Текст «Мёртвые души»

Гоголь, отрывок

17.02

-

05.03

Знать основные источники информации для активного самообразования

Уметь пересказать текст

I 18 – 24



II 18 – 24

Развитие мышления

Текст, словарь

Учитель, воспитатель





№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Качество образования как результат

Содержание

Учебно – методическое обеспечение

Взаимодействие

Предметная

Деятельностная

Предметная составляющая

Коррекционная составляющая

9.

Текст «Камешки на ладони» Солоухин,

отрывок

06.03

-

21.03

Расширение диапазона

знаний

Уметь продолжить рассказ

I 25 – 30



II 25 – 30

Развитие абстрактного мышления

Текст, словарь

Воспитатель,

родители

10.

IV четверть

Текст «Дорога домой» Горбовский,

отрывок

31.03

-

11.04

Знать основные источники информации для активного самообразования

Уметь рассказать по картине

I 1 – 6



II 1 – 6

Развитие мышления

Текст, словарь



Учитель

11.

Текст «Исповедь»

Л.Н. Толстой,

отрывок

14.04

-

25.04

Знать классическую

литературу

Умение составить план и вести диалог по теме

I7 – 12



II 8 – 12

Развитие мышления

Текст, словарь

Учитель,

Воспитатель

12

Текст «О Печорине»

Лермонтов, отрывок


28.04

-

10.05

Расширение диапазона знаний

Уметь применять полученные знания при разговоре

I 13– 18



II 13 – 18

Развитие мышления

Текст, словарь

Учитель

Обиходно – разговорные фразы.

1 четверть

  1. Расскажи, как ты провёл летние каникулы.

  2. Вспомни правила техники безопасности в слуховом кабинете.

  3. Что мы делаем на уроках слуховой работы?

  4. Как ты настроен, учиться в этом учебном году?

  5. Я учусь в выпускном классе, нужно серьёзно готовиться к выпускным экзаменам.

  6. Чем ты занимаешься в свободное от учёбы время?

  7. «Долог день до вечера, коли делать нечего».

  8. Как ты понимаешь эту поговорку?

  9. Я пойду в поликлинику проходить медицинскую комиссию.

  10. Мне нужна справка о моём здоровье.

  11. Сегодня я себя плохо чувствую, мне нужно к врачу.

  12. Дайте, мне, пожалуйста, направление к терапевту (окулисту, лору, хирургу).

  13. Что делать если твой друг поранился?

  14. Как ты поступишь, если начнётся пожар?

  15. Опаздывать не хорошо, лучше выйти из дома немного пораньше.

  16. Если ты что- то пообещал, обещание обязательно нужно выполнять.

  17. Нельзя на улице разговаривать с чужими людьми, идти с ними, куда бы они ни позвали.

  18. Какая профессия тебе нравиться?



2 четверть.

  1. В каникулы, я хорошо отдохнул и теперь готов учиться на отлично.

  2. Мы давно не виделись, как твои дела?

  3. Как сложится день - во многом зависит от того, как он начался.

  4. Полноценный и здоровый сон жизненно необходим каждому человеку.

  5. Сколько часов в сутки ты спишь?

  6. Вспомни правила поведения за столом.

  7. Пословица: «каково в дому, таково и самому»

  8. Как ты понимаешь эту пословицу?

  9. В четверг у меня день рождения, я приглашаю тебя в гости.

  10. Если к тебе в гости пришли не знакомые друг с другом люди, ты должен представить их друг другу.

  11. Спасибо, что вы пришли ко мне в гости, я очень рад (а).

  12. Как работают твои слуховые аппараты?

  13. Мне нужны батарейки для слуховых аппаратов, какие у вас есть?

  14. Сколько стоит эта чёрная сумка?

  15. Мне нужна кофта меньше (больше) по размеру.

  16. Воспитанный человек не забывает здороваться.

  17. Благодарю Вас за помощь.

  18. Подскажите, пожалуйста, где находится магазин строитель.

  19. Пословица: «не спеши языком, торопись делом».

  20. Какие новогодние традиции есть у тебя в семье?

  21. Какие планы у тебя на новогодние праздники?

  22. Я от души хочу поздравить Вас с праздником!

  23. Желаю Вам в следующем году здоровья, счастья, мира и добра.

  24. Какие правила безопасности на дороге ты знаешь?



3 четверть.

  1. Расскажи про технику безопасности в слуховом кабинете.

  2. Чем ты занимался в новогодние каникулы?

  3. Следи за своей речью, чётко проговаривай каждый звук.

  4. Какие хозяйственные поручения ты выполняешь дома?

  5. Какие блюда ты можешь приготовить самостоятельно?

  6. Алкоголь и никотин очень вреден для растущего организма.

  7. Кто твой друг в вашем классе?

  8. Почему ты считаешь его хорошим другом?

  9. Какие качества характера ты считаешь положительными?

  10. Какие черты характера ты считаешь отрицательными?

  11. Пословица: «Жизнь дана на добрые дела».

  12. Куда ты пойдёшь учиться после школы?

  13. Кем бы тебе хотелось стать?

  14. Побеседуй с родителями о твоей будущей профессии.

  15. Какие передачи тебе нравится смотреть по телевизору?

  16. Расскажи, что тебе запомнилось из вчерашнего выпуска новостей.

  17. Какие страны ты бы хотел посетить?

  18. Что ты можешь рассказать про наш город?

  19. В Нижнем Тагиле есть интересные музеи, много памятников и красивые парки.

  20. Что входит в коммунальные платежи?

  21. Как можно экономить электроэнергию?

  22. Дайте, пожалуйста, квитанцию за газ.

  23. Здоровый образ жизни – это прогулки на свежем воздухе, хорошая еда и спокойный сон.

  24. Кто ест споро, тот работает скоро.

  25. Если ты простудился, что нужно делать?

  26. Какие продукты ты покупаешь в магазине самостоятельно?

  27. Как правильно вести себя в гостях?

  28. Как ты учился в этой четверти?

  29. На каникулах не забывай готовиться к выпускным экзаменам.

  30. Как ухаживать за слуховыми аппаратами?



4 четверть.

  1. Как ты готовишься к выпускным экзаменам?

  2. Что происходит в мире?

  3. Труд человека кормит, а лень портит.

  4. Какие у тебя планы на будущие?

  5. Какие хозяйственные поручения ты выполняешь дома?

  6. Сильные порезы или царапины промывают чистой водой с добавлением марганца или перекиси.

  7. Чистый лист подорожника поможет при ушибах, ссадинах и ранах.

  8. Какая у тебя степень снижения слуха?

  9. Каждый вечер перед сном нужно мыться и чистить зубы.

  10. Какие меры безопасности нужно принимать на воде?

  11. В жаркую погоду нужно пить много жидкости и надевать головной убор.

  12. Весной в лесу много клещей, после прогулки нужно осмотреться.

  13. Какой сок собирают ранней весной?

  14. Витамин Д образуется под воздействием солнечных лучей.

  15. Какие экзамены ты будешь сдавать в этом году?

  16. Как ты учился в этом году?

  17. Кем ты хочешь стать?

  18. Не забывай школу и друзей с кем ты учился.

Фразы с уроков

1 четверть

  1. Принципы русской пунктуации: логический, структурно – синтаксический, интонационный.

  2. Назовите писателей конца 19 начала 20 века.

  3. Палеонтология – это наука о вымерших растениях и животных.

  4. Сложение и вычитание векторов.

  5. Атом в целом электронетрален.

  6. Область определения функции.

  7. Налоговые правоотношения.

  8. Самодержавие – неограниченная монархическая форма правления.

  9. По числу грамматических основ предложения делятся на простые и сложные.

  10. Какие литературные течения объединил модернизм?

  11. Два нулевых вектора называются противоположными, если их длины равны, и они противоположно направлены.

  12. Искусственный отбор осуществляется человеком во все времена.

  13. Множитель значений функций.

  14. Протоны, нейтроны и электроны – это элементарные частицы.

  15. Семейное право регулирует отношения в семье.

  16. Россия в составе военно – политического союза.

  17. Простое предложение имеет одну грамматическую основу.

  18. Какие литературные портреты писателей создал М. Горький?



2 четверть.

  1. В основе эволюционной теории Дарвина лежит представление о виде.

  2. Коллинеарные векторы.

  3. Чётность, нечётность тригонометрических функций.

  4. Порядковый номер элемента соответствует заряду атомного ядра.

  5. Родители обязаны заботиться о своих детях.

  6. Начало первой мировой войны.

  7. Какие темы волнуют А.А. Блока в разные периоды творчества?

  8. Сложное предложение имеет две или более грамматические основы.

  9. Алмаз – вещество с атомной кристаллической решёткой.

  10. График функций синус икс называется синусоидой.

  11. Смертность – число особей, погибших за определённый период.

  12. Правило параллелепипеда.

  13. Заработная плата – это денежное вознаграждение.

  14. Развитие системы образования.

  15. Простые предложения бывают по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по структуре.

  16. Б.Л. Пастернак – автор романа « Доктор Живаго»

  17. Правило параллелепипеда.

  18. Естественный отбор – это результат борьбы за существование.

  19. Средняя и мгновенная скорости движения.

  20. Пластичность – важнейшее свойство металлов.

  21. Пролетариат – рабочий класс страны.

  22. Уголовный кодекс РФ.

  23. Какие знаки препинания используются в эмоционально окрашенных предложениях?

  24. М.А. Булгаков – писатель – сатирик.



3 четверть.

  1. Маскировка – это соответственные формы тела, объектам неживой природы.

  2. Цилиндрическая поверхность.

  3. Бронза, чугун, сталь – это металлические сплавы.

  4. Составить разностное отношение.

  5. Афганская война и её последствия.

  6. «Тихий Дон» М.А. Шолохова – роман эпопея.

  7. В чём основное отличие словосочетания от предложения?

  8. Тема Родины в произведениях поэтов русского зарубежья.

  9. Адаптации имеют относительную целесообразность.

  10. Прокурор обвиняет преступника.

  11. Причины распада СССР.

  12. Шерсть и шёлк относятся к волокнам животного происхождения.

  13. Непрерывная функция.

  14. Дайте определение подлежащего и сказуемого.

  15. О чём спорят герои современной русской литературы?

  16. Отрезок, заключённый между вершиной и основанием называется высотой конуса.

  17. Все живые организмы состоят из клеток.

  18. Стабильное общественное развитие.

  19. Мировое соглашение – прекращение судебного спора.

  20. Воздух и природный газ – важнейшие природные смеси газов.

  21. Возрастание и убывание функции.

  22. Лирика А.Т. Твардовского, как одна из вершин поэзии второй половины 20 века.

  23. Назовите группы односоставных предложений.

  24. Мезозойская эра началась около 230 миллионов лет назад.

  25. Объём цилиндра равен произведению площади основания на высоту.

  26. Сказуемое бывает простым, составным и сложным.

  27. Переход к рыночной экономике.

  28. Гражданство – правовая связь с государством.

  29. Площадь криволинейной трапеции.

  30. Дайте определение подлежащего и сказуемого.



4 четверть

  1. В жёсткой воде плохо развариваются мясо и крупы.

  2. При однородных членах может стоять обобщающее слово.

  3. Раскройте смысл названия рассказа «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.

  4. Незнание закона не освобождает от ответственности.

  5. Проект новой конституции РФ.

  6. Человек имеет сложно устроенный головной мозг.

  7. Экосистема – это очень широкое понятие.

  8. Формула Ньютона – Лейбница.

  9. По химической формуле можно определить состав вещества.

  10. Что такое обособление?

  11. Объясните смысл названия произведения В.Г. Распутина « Живи и помни».

  12. Штраф – денежное высказывание.

  13. Складывается много партийная система.

  14. Биосфера – это особая оболочка Земли.

  15. Найди площадь фигуры, ограниченной линиями.

  16. Укажите тип придаточных предложений.

  17. Президент обладает максимальной властью.

  18. Тема России в поэзии И.А. Бродского.

Тексты:

Чехов: Крыжовник

Иван Иванович Чимша-Гималайский и Буркин заходят в имение небогатого помещика Алехина, который сам трудится на своих полях, несмотря ни блестящее образование, им полученное. Иван Иванович рассказывает Буркину и Алехину о своем младшем брате Николае. Детство оба брата провели в деревне и навсегда полюбили жизнь на природе. Николай с девятнадцати лет работал в казённой палате и очень тосковал. У него в молодости появилась мечта: купить имение и участок земли и непременно посадить там крыжовник. Он во всем себе отказывает, копит деньги, с увлечением читает объявления о продаже земельных участков с усадьбами. Николай даже женится из-за денег на пожилой и некрасивой вдове, которая вскоре умирает, поскольку Николай держит ее в черном теле. Наконец, покупка состоялась, впрочем, на участке не было крыжовника. Но Николай не унывает: он выписывает двадцать кустов крыжовника, сажает их и принимается ждать урожая. Иван Иванович отправляется навестить брата в его имении Чумбароклова пустошь, Гималайское тож. Николай постарел, располнел, полностью вошел в роль барина: много ест, моется в бане, судится с соседями, считает себя дворянином (хотя по происхождению из солдат). К чаю кухарка подает полную тарелку кислого крыжовника, который кажется Николаю вкуснейшим лакомством на свете. Иван Иванович видит "счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни..." Ночью он слышит, как Николай неоднократно встает, подходит к тарелке крыжовника и берет по одной ягодке. Всё это наводит Ивана Ивановича на мысли о том, что каждому счастливому человеку следует периодически напоминать, как много вокруг людей несчастных и что несчастье может произойти и со счастливым человеком. Иван Иванович сокрушается о том, что его молодость прошла, и он уже не может совершать значительных поступков; а только ждет чего-то и плывет по течению. Он умоляет Алехина "не давать усыплять себя", делать больше добра, потому что "если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом".

«Чужая кровь» М. Шолохов



Четвертые сутки лежал он в горнице, шафранно-бледный, похожий на покойника. Пересекая лоб и щеку, багровел запекшийся кровью шрам, туго перевязанная грудь качала одеяло, с хрипом и клокотаньем вбирая воздух. 
Каждый день Гаврила вставлял ему в рот свой потрескавшийся, зачерствелый палец, концом ножа осторожно разжимал стиснутые зубы, а старуха через камышинку лила подогретое молоко и навар из бараньих костей. 
На четвертый день с утра па щеках белокурого зарозовел румянец, к полудню лицо его полыхало, как куст боярышника, зажженный морозом, дрожь сотрясала все тело, и под рубахой проступил холодный и клейкий пот. 
С этой поры стал он несвязно и тихо бредить, порывался вскакивать с кровати. Днем и ночью дежурили около него Гаврила поочередно со старухой. 
В длинные зимние ночи, когда восточный ветер, налетая с Обдонья, мутил почерневшее небо и низко над станицей стлал холодные тучи, сиживал Гаврила возле раненого, уронив голову на руки, вслушиваясь, как бредил тот, незнакомым, окающим говорком несвязно о чем-то рассказывая; подолгу вглядывался в смуглый треугольник загара на груди, в голубые веки закрытых глаз, обведенных сизыми подковами. И когда с выцветших губ текли тягучие стоны, хриплая команда, безобразные ругательства и лицо искажалось гневом и болью,- слезы закипали у Гаврилы в груди. В такие минуты жалость приходила непрошеная. 
Видел Гаврила, как с каждым днем, с каждой бессонной ночью бледнеет и сохнет возле кровати старуха, примечал и слезы на щеках ее, вспаханных морщинами, и понял, вернее - почуял сердцем, что невыплаканная любовь ее к Петру, покойному сыну, пожаром перекинулась вот на этого недвижного, смертью зацелованного, чьего-то чужого сына... 
Заезжал как-то командир проходившего через станину полка. Лошадь у ворот оставил с ординарцем, сам взбежал на крыльцо, гремя шашкой и шпорами. В горнице шапку снял и долго молча стоял у кровати. По липу раненого бродили бледные тени, из губ, сожженных жаром, точилась кровица. Качнул командир преждевременно поседевшей головой, затуманясь и глядя куда-то мимо Гаврилиных глаз, сказал: 
- Побереги товарища, старик! 
- Поберегем! - твердо ответил Гаврила. 
Текли дни и недели. Минули святки. На шестнадцатый день в первый раз открыл белокурый глаза, и услышал Гаврила голос, паутинно-скрипучий: 
- Это ты, старик? 
- Я. 
- Здорово меня обработали? 
- Не приведи Христос! 
Во взгляде, прозрачном и неуловимом, почудилась Гавриле усмешка, беззлобно-простая. 
- А ребята? 
- Энти того... закопали их на плацу. 
Молча пошевелил по одеялу пальцами и перевел взгляд на некрашеные доски потолка. 
- Звать-то тебя как будем? - спросил Гаврила. 
Голубые с прожилками веки устало опустились. 
- Николай. 
- Ну, а мы Петром кликать будем... Сын у нас был... Петро...- пояснил Гаврила. 
Подумав, хотел еще о чем-то спросить, но услышал ровное, в нос дыхание и, удерживая руками равновесие, на цыпочках отошел от кровати. 



Гоголь «Мёртвые души»

Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со всего плеча, хватила топором раз -- вышел нос, хватила в другой -- вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: "живет!" Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и, в силу такого неповорота, редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь. Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем. Зная привычку его наступать на ноги, он очень осторожно передвигал своими и давал ему дорогу вперед. Хозяин, казалось, сам чувствовал за собою этот грех и тот же час спросил: "Не побеспокоил ли я вас?" Но Чичиков поблагодарил, сказав, что еще не произошло никакого беспокойства.

   Вошед в гостиную, Собакевич показал на кресла, сказавши опять: "Прошу!" Садясь, Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины. На картинах всё были молодцы, всё греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, Колокотрони, Миаули, Канари. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу. Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках. Потом опять следовала героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные. Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые. Возле Бобелины, у самого окна, висела клетка, из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками, очень похожий тоже на Собакевича. Гость и хозяин не успели помолчать двух минут, как дверь в гостиной отворилась и вошла хозяйка, дама весьма высокая, в чепце с лентами, перекрашенными домашнею краскою. Вошла она степенно, держа голову прямо, как пальма.

   "Это моя Феодулия Ивановна!" сказал Собакевич.

   Чичиков подошел к ручке Феодулии Ивановны, которую она почти впихнула ему в губы, причем он имел случай заметить, что руки были вымыты огуречным рассолом.

   "Душенька, рекомендую тебе", продолжал Собакевич: "Павел Иванович Чичиков! У губернатора и почтмейстера имел честь познакомиться".

   Феодулия Ивановна попросила садиться, сказавши тоже: "Прошу!" и сделав движение головою, подобно актрисам, представляющим королев. Затем она уселась на диване, накрылась своим мериносовым платком и уже не двигнула более ни глазом, ни бровью, ни носом.

   Чичиков опять поднял глаза вверх и опять увидел Канари с толстыми ляжками и нескончаемыми усами, Бобелину и дрозда в клетке.

   Почти в течение целых пяти минут все хранили молчание; раздавался только стук, производимый носом дрозда о дерево деревянной клетки, на дне которой удил он хлебные зернышки. Чичиков еще раз окинул комнату и всё, что в ней ни было, -- всё было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое- то странное сходство с самим хозяином дома: в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах: совершенный медведь. Стол, креслы, стулья -- всё было самого тяжелого и беспокойного свойства; словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: и я тоже Собакевич! или: и я тоже очень похож на Собакевича!



«Дорога домой» - (Горбовский)
Бывают вороватые коты. А среди них — неисправимо вороватые. Одесский кот Мордан был как раз таким, вороватым неисправимо. Что касается его внешности, то имя его, мне кажется, дает достаточное о том представление. О внутренней же его сути было сказано выше. Жил кот Мордан в коммунальной квартире, отнюдь не голодал, призвание же свое видел не в ловле мышей, не в той ласковости, которой иные коты умудряются снискать у людей беспечальное себе житье, а в том, чтобы следовать своей врожденной преступной склонности — воровать. Стоило хозяйке зазеваться или выйти из, кухни, как Мордан был тут как тут. Он умудрялся вытаскивать мясо даже из кастрюли с кипящим супом.
Ловкость и наглость, с которой совершал он свои налеты, постоянно держала всех обитателей квартиры как бы на осадном положении. Конечно, с одной стороны, это было полезно, так как представляло собой постоянную тренировку бдительности, внимательности и устойчивости нервной системы. Но, с другой стороны, квартирные обитатели, не понимая положительной стороны таких испытаний, предпочли искать легкой жизни и малодушно решили избавиться от кота. Бедное животное отвезли в дальний конец города и оставили там на глухой окраине. С месяц все жили расслабленно, спокойно и думали, что так будет всегда. Но ошиблись: через месяц Мордан вернулся. Вернулся злой, похудевший и неизменно верный прежним преступным своим пристрастиям.
На кошачью беду, в той же квартире жил капитан сухогруза. Решено было, что капитан заберет кота с собой на корабль. Суровая морская дисциплина и неизбежные испытания призваны были перевоспитать кота и исправить его пороки. Но рецидивист на то он и рецидивист. Само собою, на корабле криминальные возможности кота, по сравнению с кухней, возросли многократно. Мордан крал все, что мог. Уберечься, уследить за ним было практически невозможно. Конечно, я был бы склонен во всем этом увидеть скорее некий азарт, элементы игры, увлекательный поединок между Морданом и остальными. Что еще может так скрасить монотонные дни пути? Моряки, к сожалению, не поднялись до столь возвышенных чувств и оказались настроены более прозаически. Они не приняли вызова, который судьба посылала им, и, едва дождавшись первого индийского порта, оставили Мордана на берегу.
На этом история с вороватым котом должна была бы завершиться. Этого не случилось.
Обитатели одесской квартиры, избавившись от наваждения, жили счастливо и спокойно. Они забыли и думать о коте, а если и вспоминали Мордана, то теперь уже без былого ужаса, а, возможно, даже и с некоторым сожалением и ностальгией.
Когда же по прошествии полутора лет на рассвете у дверей все той же одесской квартиры послышалось жалобное мяуканье, сначала никому и в голову не пришло, что это мог быть Мордан. Но это был именно он — добравшийся в Одессу из Индии, их неисправимый, шкодливый кот. Для всех это было как возвращение блудного сына.
Желающие могут попытаться рассчитать, через сколько границ, рек, гор и пустынь пришлось коту перейти, сколько тысяч километров преодолеть, чтобы вернуться домой.



«Исповедь» из кн. «Детство. Отрочество. Юность» (Толстой)

...Я вернулся в диванную, когда все собрались туда и духовник приготовился читать молитву перед исповедью. Но как только посреди общего молчания раздался выразительный, строгий голос монаха, читавшего молитву, и особенно когда произнес к нам слова: «Откройте все ваши прегрешения без стыда, утайки и оправдания, и душа ваша очистится пред Богом, а ежели утаите что-нибудь, большой грех будете иметь», — ко мне возвратилось чувство благоговейного трепета, которое я испытывал утром при мысли о предстоящем таинстве. Я даже находил наслаждение в сознании этого состояния и старался удержать его, останавливая все мысли, которые мне приходили в голову, и усиливаясь чего-то бояться.
Первый прошел исповедоваться папа. Он очень долго пробыл в бабушкиной комнате, и во все это время мы все молчали или шепотом переговаривались о том, кто пойдет прежде. Наконец опять из двери послышался голос монаха, читавшего молитву, и шаги папа. Дверь скрипнула, и он вышел оттуда, по своей привычке покашливая, подергивая плечом и не глядя ни на кого из нас.
— Теперь ты ступай, Люба, да смотри все скажи. Ты ведь у меня большая грешница, — весело сказал папа, щипнув ее за щеку.
Любочка побледнела и покраснела, вынула и опять спрятала записочку из фартука и, опустив голову, как-то укоротив шею, как будто ожидая удара сверху, прошла в дверь. Она пробыла там недолго, но, выходя оттуда, у нее плечи подергивались от всхлипываний.
Наконец после Катеньки, которая, улыбаясь, вышла из двери, настал мой черед. Я с тем же тупым страхом и желанием умышленно все больше и больше возбуждать в себе этот страх вошел в полуосвещенную комнату. Духовник стоял перед налоем и медленно обратил ко мне свое лицо.
Я пробыл не более пяти минут в бабушкиной комнате, но вышел оттуда счастливым и, по моему тогдашнему убеждению, совершенно чистым, нравственно переродившимся и новым человеком. Несмотря на то, что меня неприятно поражала вся старая обстановка жизни, те же комнаты, те же мебели, та же моя фигура (мне бы хотелось, чтоб все внешнее изменилось так же, как, мне казалось, я сам изменился внутренне), — несмотря на это, я пробыл в этом отрадном настроении духа до самого того времени, как лег в постель.
Я уже засыпал, перебирая воображением все грехи, от которых очистился, как вдруг вспомнил один стыдный грех, который утаил на исповеди. Слова молитвы перед исповедью вспомнились мне и не переставая звучали у меня в ушах. Все мое спокойствие мгновенно исчезло. «А ежели утаите, большой грех будете иметь...» — слышалось мне беспрестанно, и я видел себя таким страшным грешником, что не было для меня достойного наказания. Долго я ворочался с боку на бок, передумывая свое положение и с минуты на минуту ожидая божьего наказания и даже внезапной смерти, — мысль, приводившая меня в неописанный ужас. Но вдруг мне пришла счастливая мысль: чем свет идти или ехать в монастырь к духовнику и снова исповедаться, — и я успокоился.




О Печорине отрывок из романа «Герой нашего времени» (Лермонтов)

Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.
Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! — одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку... Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей... И между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте... Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.
Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод — напрасно; едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду. Попробовал идти пешком — ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал.
И долго я лежал неподвижно, и плакал, горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли, как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.
Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? — ее видеть? — зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.
Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.
Все к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принужден на обратном пути пройти пятнадцать верст, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих.

«Камешки на ладони» (по В.А. Солоухину)

Мы говорим иногда про других людей (другие про нас) – «ограниченный человек

Но что может значить такое определение? Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своем представлении мире. Ограничено и человечество в целом.

Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окруженное толщами непроницаемого черного камня. Вот его ограниченность. Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. Он находится как бы в капсуле, окруженной безграничным, непознанным миром. «Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о человеке, прочитавшем двадцать книг: «Ограниченный человек». Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.

Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались ученые мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи…

Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. Следовательно, про каждого человека можно сказать: ограниченный человек.

Но очень важно тут разделять знания и представления. Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.

Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нем, думая, что мир ограничен его забоем.

Под землей же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. То есть он более ограничен (своим забоем), но зато он имеет представление о внешнем, наземном мире: купался в Черном море, летал на самолете, рвал цветы… Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?

То есть я хочу сказать, что можно встретить ученого человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. И можно встретить человека, не вооруженного целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.



Бедный Федя (по М. Зощенко)

В одном детском доме был мальчик по имени Федя. Это был очень грустный мальчик. Он никогда не смеялся. Не шалил. И даже не играл с ребятами. Он тихонько сидел на скамейке и о чем-то думал. И дети к нему не подходили, потому что им было неинтересно играть с таким скучным мальчиком. И вот однажды воспитательница дала Феде книжку и сказала:

— Прочитай вслух несколько строчек из этой книги. Я хочу узнать, хорошо ли ты читаешь. Чтобы знать, в какой класс тебя зачислить.

Федя покраснел и сказал:

— Я не умею читать. И тогда все дети удивленно на него посмотрели. А некоторые даже рассмеялись. Потому что мальчику десятый год, а он читать не умеет. Учительница спросила: 
— Как же так случилось, что ты до сих пор букв не знаешь? Федя сказал: 
— Когда мне было пять лет, фашисты угнали нас в Германию. Меня и мою маму. И там мы работали на заводе. И фашисты не учили нас читать.

Тут все дети перестали смеяться. А учительница спросила Федю:

— А где же теперь твоя мама? Печально вздохнув, Федя сказал: 
— Она заболела в Германии. Но фашисты подняли ее штыками и заставили работать. И она умерла.

Однажды учительница взяла Федю за руку, привела его к доктору и сказала:

— Будьте добры, дайте этому мальчику какие-нибудь лекарства, для того чтобы он был веселый и здоровый. И чтобы он играл с ребятами, а не сидел бы молча на своей скамейке.

Женщина-врач ответила: — Таких лекарств у нас нет. Но есть одно средство. Для того чтобы он был здоровый и веселый нужно, чтобы он засмеялся или хотя бы улыбнулся.

И вот все дети, узнав об этом, стали развлекать и смешить Федю. Они нарочно падали перед ним, чтоб он рассмеялся. Нарочно мяукали. Прыгали. И ходили на руках. Но Федя не смеялся. Правда, он смотрел на все это, но улыбка не появлялась на его лице.

И тогда дети стали придумывать исключительные номера, чтобы рассмешить Федю. Например, один парнишка взял палку и этой палкой нарочно ударил себя по затылку. И он так звонко себя ударил, что все ребята рассмеялись. Потому что это было неожиданно и комично, что такой звон пошел.

Все ребята засмеялись. И только Федя не засмеялся. И этот мальчик, который сам себя ударил, он тоже не засмеялся. Он так больно себя хлопнул, что ему было не до смеха. Он прямо чуть не заплакал. И, потирая свой затылок, убежал.

И после этого неудачного номера ребята вот что придумали. Они смяли кусок газеты и сделали небольшой такой шарик вроде мяча. И привязали этот шарик кошке за лапку. За длинную нитку.

Кошка побежала и вдруг видит — бумажный шарик бежит за ней. Конечно, кошка бросилась к этому шарику, чтоб схватить его, но шарик, который был на нитке, ускользнул от нее.

Тут учительница сказала, что не следует так волновать животное. И тогда дети стали ловить кошку, чтоб отвязать от нее бумажный шарик. Но кошка решила сама отделаться от него. Она влезла на дерево, чтобы больше не видеть его. Но, к ее удивлению, бумажный шарик тоже полез за ней на дерево.

Это было очень комично. И все дети так смеялись, что некоторые даже попадали на траву. Но Федя и тут не засмеялся. И даже не улыбнулся. И тогда дети подумали, что он никогда не будет здоровым, раз он не умеет смеяться.

Л.Н. Толстой отрывок из романа «Война и мир»

— Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. — спрашивала Наташа. — Мы все-таки возьмем все самое нужное... — говорила Наташа.

Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.

Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе; точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.

Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять все или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и все искали и находили возможность сложить то и то и отдать еще и еще подводы.

— Четверых еще можно взять, — говорил управляющий, — я свою повозку отдаю, а то куда же их?

— Да отдайте мою гардеробную, — говорила графиня. — Дуняша со мной сядет в карету.

Отдали еще и гардеробную повозку и отправили ее за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно-счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.

— Куда же его привязать? — говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, — надо хоть одну подводу оставить.

— Да с чем он? — спрашивала Наташа.

— С книгами графскими.

— Оставьте. Васильич уберет. Это не нужно.

В бричке все было полно людей; сомневались о том, куда сядет Петр Ильич.

— Он на козлы. Ведь ты на козлы, Петя? — кричала Наташа.

Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот ее была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше.









«Господа Головлёвы»

Было около десяти часов утра, когда из-за леса показалась белая головлевская колокольня.

Лицо Степана Владимирыча побледнело, руки затряслись: он снял картуз и перекрестился. Вспомнилась ему евангельская притча о блудном сыне, возвращающемся домой, но он тотчас же понял, что, в применении к нему, подобные воспоминания составляют только одно обольщение. Наконец он отыскал глазами поставленный близ дороги межевой столб и очутился на головлевской земле, на той постылой земле, которая родила его постылым, вскормила постылым, выпустила постылым на все четыре стороны и теперь, постылого же, вновь принимает его в свое лоно. Солнце стояло уже высоко и беспощадно палило бесконечные головлевские поля. Но он бледнел все больше и больше и чувствовал, что его начинает знобить.

Наконец он дошел до погоста, и тут бодрость окончательно оставила его. Барская усадьба смотрела из-за деревьев так мирно, словно в ней не происходило ничего особенного; но на него ее вид произвел действие медузиной головы. Там чудился ему гроб. Гроб! гроб! гроб! - повторял он бессознательно про себя. И не решился-таки идти прямо в усадьбу, а зашел прежде к священнику и послал его известить о своем приходе и узнать, примет ли его маменька.

Попадья при виде его закручинилась и захлопотала об яичнице; деревенские мальчишки столпились вокруг него и смотрели на барина изумленными глазами; мужики, проходя мимо, молча снимали шапки и как-то загадочно взглядывали на него; какой-то старик-дворовый даже подбежал и попросил у барина ручку поцеловать. Все понимали, что перед ними постылый, который пришел в постылое место, пришел навсегда, и нет для него отсюда выхода, кроме как ногами вперед на погост. И всем делалось в одно и то же время и жалко и жутко.

Наконец поп пришел и сказал, что "маменька готовы принять" Степана Владимирыча. Через десять минут он был уже там. Арина Петровна встретила его торжественно-строго и смерила с ног до головы ледяным взглядом; но никаких бесполезных упреков не позволила себе. И в комнаты не допустила, а так на девичьем крыльце свиделась и рассталась, приказав проводить молодого барина через другое крыльцо к папеньке. Старик дремал в постели, покрытый белым одеялом, в белом колпаке, весь белый, словно мертвец. Увидевши его, он проснулся и идиотски захохотал.

- Что, голубчик! попался к ведьме в лапы! - крикнул он, покуда Степан Владимирыч целовал его руку. Потом крикнул петухом, опять захохотал и несколько раз сряду повторил: - съест! съест! съест!

- Съест! - словно эхо, откликнулось и в его душе.

Предвидения его оправдались. Его поместили в особой комнате того флигеля, в котором помещалась и контора. Туда принесли ему белье из домашнего холста и старый папенькин халат, в который он и облачился немедленно. Двери склепа растворились, пропустили его, и - захлопнулись. 

Развивающие упражнения на развитие психических процессов.

Развитие внимания:

  1. «Замени букву»

Учить находить слова различающиеся 1 согласным звуком.

  1. «Ягоды»

Развитие произвольного внимания

  1. «Убери лишнее»

Развитие произвольного внимания

  1. «Сосчитай и назови»

Развитие произвольного внимания и памяти

  1. «Будь внимательным!»

Закрепление правил орфоэпии, вставить нужный согласный звук перед глухим.

  1. «Схемы»

Подобрать картинки по схеме состоящих из гласных звуков.

  1. «Тени»

Развивать произвольное внимание путём нахождения предмета по его тени.

  1. «Определи место звука в слове»

Разложить картинки, определяя местонахождение звука в начале, середине или конце слова.

Развитие памяти:

  1. «Сломанное пианино»

Определять и различать бытовые шумы.

  1. «Добавь словечко»

Вставить пропущенные слова в предложения.

  1. «Найди ошибку»

Развитие орфографической зоркости.

  1. «Насекомые»

За определённое время запомнить картинки и выбрать из табличек названия лишних.

  1. «Вставь нужную букву»

Развитие орфографической зоркости, закрепление правил орфоэпии, вставить нужный согласный звук в конце слова.

  1. «Найди ноты»

Определять неречевые звучания (музыкальные инструменты)

  1. «Кнопки»

Определять неречевые звучания (дикие животные)

  1. «Собери кубики»

Выбрать картинки, где звуков больше чем букв.

Развитие мышления:

  1. «Найди слова – омонимы»

  2. «Профессии»

Подобрать орудия труда.

  1. «Большое – маленькое»

Использовать в самостоятельной речи суффиксы.

  1. «Где?»

Использовать в самостоятельной речи предлоги: над, под, около, в, возле, перед, за, из.

  1. «Слово – действие»

Подобрать нужный глагол.

  1. «Я знаю»

Согласовывать прилагательное с существительным.

  1. «Какое варенье?»

Образовывать относительные прилагательные.

  1. «Волшебник»

Понимать смыслоразличительную роль ударения, путём определения пары картинок.

  1. «Подскажи словечко»

Отличать существительное имеющее форму только множественного числа.

  1. «Найди и назови»

Подобрать картинку с заданным количеством звуков.

  1. «Ребусы»

  2. «Собери мозаику»

Выбрать картинки, где согласных звуков больше чем гласных.




Материально – техническое обеспечение

Учебно – методическая литература:

  1. Назарова Л.П. Методика обучению произношению в школе глухих.

  2. Успенская Л.П. , Успенский М.Б. Учись правильно говорить.

  3. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей: Уроки логопеда, Купенчук О.И., 2008,

  4. Учитесь правильно говорить, Успенская Л.П., Успенский М.Б., 1991,

  5. Ребусы и головоломки, 2010,

Диски:

  1. Интерактивные речевые игры, издательство «Учитель», 2013,

  2. Логопедические пазлы (прогрессивные технологии обучения детей), издательство « Учитель», 2013

  3. Игра для РСВ «Учись говорить правильно»







Дидактический материал:

  1. Упражнения на развитие психических процессов.

  2. Папка с кроссвордами и ребусами.

  3. Альбом по правилам орфоэпии.

  4. Альбомы по автоматизации и дифференциации звуков

Наглядные пособия:

  1. Наглядность к текстам по РСВ.

  2. Фотографии с артикуляционными упражнениями.

  3. Профили звуков.

Технические средства:

  1. Речевой тренажёр ИНТОН – М

  2. Компьютер

  3. Магнитофон

Специальные средства:

  1. Зонды

  2. Шпатели

  3. Обезображивающие средства.





Список литературы

  1. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М.: Просвещение, 1990.

  2. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М. : Просвещение,1988.

  3. Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребёнка. М.,1954.

  4. Коровин К.Т., Зикеева А.Г. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I, II вида. М. Просвещение, 2003 .

  5. Кузьмичёва Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. М.,: Просвещение, 1991.

  6. Кузьмичёва Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. М.,1983.

  7. Кузьмичёва Е.П., Слезина Н. Ф. Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха. М.: Просвещение, 1986.

  8. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., Владос, 2001.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Ландышева Лидия Николаевна

Дата: 18.03.2017

Номер свидетельства: 401259

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Рабочая программа по развитию нарушенной слуховой функции и формированию произносительной стороны речи 5 В класса"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_razvitiiu_narushiennoi_slukhovoi_funktsii_i_formirovanii"
    ["file_id"] => string(6) "393892"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487592965"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  развитию слухового восприятия и формированию произношения в 8 классе  для учащихся со сложной структурой нарушения"
    ["seo_title"] => string(157) "rabochaia-programma-po-razvitiiu-slukhovogho-vospriiatiia-i-formirovaniiu-proiznoshieniia-v-8-klassie-dlia-uchashchikhsia-so-slozhnoi-strukturoi-narushieniia"
    ["file_id"] => string(6) "253588"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447609791"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства