Рабочая программа по предмету «Живой мир» разработана и составлена на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью
Приказа Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
Программно-методических материалов под ред. кпн И. М. Бгажноковой. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Москва: Владос, 2007 г.
«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида» под редакцией Воронковой В. В. Москва « Просвещение» 2009 год.
Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
- Расписание учебных занятий на 2016-2017 учебный год.
Цель - направленное исправление дефектов общего и речевого развития учащегося, его познавательной деятельности.
Задача:
Расширить круг представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности;
Общая характеристика учебного предмета:
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с нарушением интеллекта. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида обусловлено значительным отставанием учеников с нарушением интеллекта, в общем, и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом.
У учащегося необходимо сформировать элементарные представления об окружающем мире, который находится вне поля его чувствительного опыта.
Подобранный программный материал по предмету «Живой мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Формирование представлений у детей с ТМНР происходит по принципу «от частного к общему».
Специфика интеллектуального дефекта учащихся специальной школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.
С одной стороны, содержание дисциплины “Живой мир” базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как “Естествознание” и “География”, создать преемственную систему знаний между названными предметами.
Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Программа “Живой мир” не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно
Описание места учебного предмета в учебном плане
Год обучения
Количество часов в неделю
Количество учебных недель
Всего часов за учебный год
2 класс
1
35
35
Содержание образовательной программы.
На основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой 2011 года издания, в рабочую программу живому миру 2 класса включены следующие разделы:
Сезонные изменения в природе.
1. Сезонные изменения в неживой природе.
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток (утро, день, вечер, ночь).
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи.
2. Растения и животные в разные времена года.
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена года. Тополь, дуб, сирень, калина, шиповник.
Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, ландыш.
Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока.
Появление весной грачей, скворцов.
Животные в разные времена года: лиса, белка, еж.
Рыбы зимой.
3. Труд человека в разное время года.
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе. Предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа.
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа.
1.Растения.
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок.
Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.
Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).
Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция).
Уход за комнатными растениями.
Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов своей местности.
Уход за растениями сада и огорода.
2. Животные.
Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка - рысь. Собака - волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.
Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности).
Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыболовства и охрана рыбных угодий.
3. Человек
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Живой мир»
1-й уровень
различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;
различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;
различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
выполнять элементарные гигиенические правила;
различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.
2-й уровень
различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений, ухаживать за ними;
различать наиболее распространенные овощи и фрукты;
различать изученных диких и домашних животных, рыб;
различать признаки времен года;
выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Живой мир» (1 ч.)
№
п/п
Раздел
Тема урока
Дата проведения по плану
Дата проведения по факту
Форма урока
Тип урока
Виды учебной деятельности обучающихся на уроке
1
Сезонные изменения в природе.
Урок
Комбинированный
урок
Различение погодных явлений (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег).Определение изменений в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц.
2
Сезонные изменения в природе.
Урок
Комбинированный
урок
Участие в игре: «Дождик», «Ветер дует…» и др. , Различение погодных явлений
3
Сезонные изменения в природе.
Урок
Комбинированный урок
Участие в игре: «Дождик», «Ветер дует…» и др. , Различение погодных явлений
4
Сезонные изменения в природе.
Урок
Комбинированный урок
Участие в игре: «Дождик», «Ветер дует…» и др. , Различение погодных явлений
5
Сезонные изменения в природе.
Урок
Комбинированный
урок
Участие в игре: «Дождик», «Ветер дует…» и др. , Различение погодных явлений
6
Классная комната.
Урок
Комбинированный урок
Узнавание предметов класса(Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, стул, стол, шкаф) Правильная посадка за столом, за партой.
7
Классная комната.
Урок
Комбинированный урок
Узнавание предметов класса Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, стул, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой.
8
Учебные вещи. Их назначение, обращение с ними.
Урок
Комбинированный урок
Различение учебных вещей.
9
Учебные вещи. Их назначение, обращение с ними.
Урок
Комбинированный урок
Участие в игре «Два окошка».
10
Игрушки.
Урок
Комбинированный урок
Различение игрушек: кукла, мишка, пирамидка.
11
Учебные вещи и игрушки. Сравнение.
Урок
Комбинированный урок
Сравнение и классификация учебных вещей и игрушек.
12
Учебные вещи и игрушки. Сравнение.
Урок
Комбинированный урок
Сравнение и классификация учебных вещей и игрушек.
13
Семья. Отношения в семье.
Урок
Комбинированный урок
Определение родственных связей
Участие в игре «Фотография».
14
Семья. Отношения в семье.
Урок
Комбинированный урок
Определение родственных связей
Участие в игре «Фотография».
15
Семья. Отношения в семье.
Урок
Урок усвоения новых знаний
Определение родственных связей
Участие в игре «Фотография».
16
Одежда.
Урок
Комбинированный урок
Различение и выбор одежды для мальчиков. Участие в игре «Одень куклу».
17
Одежда.
Урок
Комбинированный
урок
Различение и выбор одежды для девочек. Участие в игре «Одень куклу».
18
Уход за одеждой.
Урок
Комбинированный
урок
Выбор правильных действий при уходе за одеждой
19
Обувь.
Урок
Комбинированный
урок
Различение и выбор обуви(Туфли, ботинки, тапочки, сапоги.)
20
Обувь.
Урок
Комбинированный
урок
Различение и выбор обуви(Туфли, ботинки, тапочки, сапоги.)
21
Овощи. Помидор.
Урок
Комбинированный
урок
Определение и узнавание помидора по макету. Различение по цвету, форме, величине, вкусу, запаху.
22
Овощи. Огурец.
Урок
Комбинированный
урок
Определение и узнавание огурца по макету. Различение по цвету, форме, величине, вкусу, запаху.
23
Овощи. Сравнение.
Урок
Комбинированный
урок
Сравнение овощей по признакам. Употребление в пищу.
24
Овощи. Сравнение.
Урок
Комбинированный
урок
Сравнение форм, цветов.
25
Фрукты. Яблоко.
Урок
Комбинированный
урок
Определение и узнавание яблока по макету. Различение по цвету, форме, величине, вкусу, запаху.
26
Фрукты. Груша.
Урок
Комбинированный
урок
Определение и узнавание груши по макету. Различение по цвету, форме, величине, вкусу, запаху.