kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мир природы и человека 10 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная адоптированная программа. 10 класс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мир природы и человека 10 класс.»

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» ДЛЯ 1 КЛАССА

Пояснительная записка

Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 33 учебных часов в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Мир природы и человека» Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М.А. Попова в двух частях Москва: «Просвещение», 2017г. В учебнике заложена основа для формирования у учащихся базовых представлений о природе: о взаимосвязи живой и неживой природы, о солнце как источник света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года.Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности  ребенка, его оздоровление.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к дальнейшему  обучению в школе. Курс «Живой мир» в специальной школе ставит своей целью обеспечить начальные представления школьников с ограниченными возможностями о целостной научной картине мира, показать неразрывную связь жизнедеятельности человека с окружающим миром, социализация ребенка.

Задачамикурса «Живой мир» для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:

  • формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности;

  • формирование способов ориентировки в окружающей действительности;

  • формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности;

  • формирование всех видов деятельности;

  • развитие познавательной активности;

  • развитие умения эмоционально воспринимать окружающий мир;

  • воспитание экологической культуры;

  • становление нравственной ориентировки;

  • формирование самостоятельности;

  • воспитание положительных качеств. Форма организации образовательного процесса.

  • Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников с выраженным недоразвитием интеллекта целесообразно использовать следующие методы и приёмы:

  • словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

  • наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

  • практический метод (упражнения, практическая работа);

  • репродуктивный метод (работа по алгоритму);

  • коллективный, индивидуальный;

  • творческий метод;

  • совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

  • рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;

  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

  • наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

  • обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты должны отражать:

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.


  1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.


  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.


  1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.


  1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


  1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.


8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


  1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


  1. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

учащиеся в результате изучения курса «Живой мир »


научится:


-различать на основе наблюдений,с помощью иллюстраций,учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы.


-приводить примеры представителей разных групп растений(дикорастущих


  • культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав) животных (зверей, птиц, насекомых);


    • описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);


-сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира,выявлять ихсходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки,

  • -характеризовать признаки времѐн года,сезонные изменения в живой инеживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;


  • объяснять роль растений,животных в природе и в жизни человека;



  • вести наблюдения за объектами живой и неживой природы,сезоннымиизменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;


-объяснять отличия человека от животных;


-воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы,человека иобщества;


-ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;


-рассказывать о своей семье,о домашнем хозяйстве,о профессиях членовсемьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу;




-рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях,памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).


-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальныхгруппах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;


-соблюдать морально-этические нормы поведения в семье,школе,учреждениях культуры и других общественных местах;


-заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

-различать нравственные и безнравственные поступки,давать адекватнуюоценку своим поступкам;



-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

-оценивать опасность некоторых природных явлений,общения с незнакомыми людьми;

-соблюдать правила личной гигиены,безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах; -соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;


-сохранять здоровье своего организма,его внутренних органов и органовчувств;


-следовать правилам здорового образа жизни.


Нормативная база

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»


  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г

.

  • Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Основная образовательная программа начального общего образования.


  • Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019 учебный год, принятый педагогическим советом.




Содержание курса

Раздел

Краткое содержание раздела

Кол-во часов

1

Неживая природа

Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, растениями и животными.

Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии.

Познакомить с понятием «сутки». Учить рассказывать о занятиях людей в течении суток.

Познакомить со значением Солнца для планеты Земля ; значением для растений.

4

2

Сезонные изменения (времена года)

Выявить причину сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике); познакомить с признаками осени, зимы, весны, лета. Познакомить с понятием «листопад». Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей в разные времена года.

8

3

Растения

Учить делить растения на деревья, кустарники, травы, цветы.

Дать понятие о строении растений: корень, лист, стебель, цветок. Учить различать эти части у разных растений.

Познакомить с полевыми и садовыми цветами, учить различать цветы

Учить различать семена разных растений и определять растения по семенам.

Учить называть плоды растений, рассказывать об их пользе, делить на фрукты и овощи.

Познакомить со способами приспособления растений к разным условиям жизни.

6

4

Животные

Познакомить учащихся с миром животных, делить животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые.

Учить выделять части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост.

Познакомить с различиями животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания).

Познакомить с названиями детёнышей животных; учить рассказывать о детёнышах.

Познакомить с понятием «домашние животные», учить находить домашних животных на картинках.

Познакомить с понятием «дикие животные», учить находить диких животных на картинках.

Познакомить учащихся со способами приспособления(окраска, размеры) животных к различным условиям жизни.

Познакомить учащихся со способами приспособления животных к разным временам года.

7

5

Человек

Учить различать людей по возрасту, полу.

Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги).

Познакомить с основными гигиеническими навыками людей. Практически выполнить умывание и чистку зубов.

Формировать представление о глазах – органе зрения, их значении для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза. Изучение правил бережного отношения к глазам, забота о зрении.

Формировать элементарные представления о строении, работе и назначении органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха.

Формировать у учащихся элементарные представления об органе обоняния и дыхания. Выяснить значение этого органа для жизни человека, правила ухода за ним. Профилактика простудных заболеваний.

Язык – орган, помогающий различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи. Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью.

Формирование представлений о такой способности человека, как осязание. Значение этого чувства для жизни человека. Уход за кожей. Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов.

Формировать элементарные представления об опорно-двигательном аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний.

8




Учебно-методическое обеспечение:

- Н.Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в двух частях, 1 класс Москва: « Просвещение» 2017 г.;

-  предметные картинки, серия "Знакомство с окружающим миром и развитие речи"(травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.) ;

-муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии.

- карточки с заданием для индивидуальных работ;

- комплект заданий на развитие психических процессов;

- комплект "Загадки-отгадки"



Учащиеся должны знать:

  • о мире живой и неживой природы;

  • о человеке, работе его органов чувств;

  • о погоде и ее явлениях;

  • о смене времен года;

  • знать правила гигиены.

Учащиеся должны уметь:

  • называть признаки живой и неживой природы;

  • узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

  • знать правила гигиены;

  • различать объекты живой и неживой природы;

  • выделять части растений;

  • узнавать в природе и на рисунках деревья, кустарники, травы;

  • называть наиболее распространенных диких и домашних животных;

  • называть и показывать органы чувств человека, объяснять их значение.




Календарно-тематическое планирование "Мир природы и человека " 1 класс.

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемы

Предметные

результаты

Личностные

Деятельность учащихся

Мониторинг



1 четверть


9







1

Неживая природа

Земля и Солнце. Экскурсия.


4

1

Знать частей суток, значение солнца в жизни человека и растений.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Наблюдения в природе.

Беседа

2

День и ночь.


1



Работа с раздаточным материалом, ответы на вопросы.

Фронтальный опрос

3

Сутки. Занятия людей в течение суток.


1



Работа с учебником.

Практическое занятие.

4

Значение Солнца. Солнце и жизнь растений.


1



Работа с наглядным материалом.

Беседа

5

Времена года

Осень. Признаки осени.


8

1

Знать названия времен года, знать о явлениях и состояниях неживой природы в разные времена года, уметьсравнивать состояния погоды в разное время года

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Сбор природного материала,

Фронтальный опрос

6

Занятия и одежда детей осенью.


1



Работа с раздаточным материалом; составление предложений о опорным картинкам.

Практическое занятие

7

Зима. Признаки зимы.


1



Работа с сюжетными картинками, работа с учебником

Беседа

8

Одежда и занятия детей зимой.


1



Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы

Фронтальный опрос

9

Весна. Признаки весны.


1



наблюдать за сезонными изменениями в природе; отгадывать загадки.

Фронтальный опрос



10

2 четверть


Одежда и занятия детей весной.


7


1



Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником.

Беседа

11

Лето. Признаки лета.


1



Описание времени года по опорным картинкам; разучивание стихотворений о временах года.

Беседа

12

Одежда и занятия детей летом.


1



Определение времени года по сюжетным картинкам, работа с учебником, отвечать на вопросы.

тест



13

Живая природа

Растения

Растения. Строение и сходство растений. Различие растений.


22

6

1

Знать о разнообразии растений: деревья, кустарники, травы, цветковые растения; выделять части растений, узнавать в природе и на рисунках деревья,кустарники, травы; знать части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок; знать о способах ухода за растениями жизненно необходимые условия.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Определение сходства и различия растений по графической схеме.

Фронтальный опрос

14

Разнообразие цветов. Семена.


1



Составление предложений по картинкам, зарисовка в рабочих тетрадях, работа с учебником.

Беседа

15

Плоды растений. Овощи и фрукты.


1



Составление рассказа по картинке "Сбор урожая", работа с раздаточным материалом; работа с учебником.

Практическое занятие

16

Приспособление растений к сезонным изменениям в природе.


1




Фронтальный опрос


3 четверть


9





17

Приспособление растений к разным условиям жизни.


1





18

Растения. (обобщающий урок)


1





19

Животные.

Животные. Строение и сходство животных. Различие животных.


7

1

Знать о разнообразии животных: дикие животные, домашние животные, птицы, рыбы, насекомые; знать о образе жизни диких и домашних животных; называть домашних и диких животных , их детенышей, определять их признаки; знать какую пользуприносят домашние животные людям.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с трафаретами; составление предложений по картинкам.

Беседа

20

Детёныши животных.


1



Составление описательного рассказа по картинкам, работа с учебником

тест

21

Домашние животные.


1



Заучивание стихотворений о домашних животных; рассматривание картинок.

Фронтальный опрос

22

Дикие животные.


1



Работа с трафаретами; заучивание стихотворений о диких животных.

Беседа

23

Приспособление животных к различным условиям жизни.


1



Работа с учебником.

Беседа

24

Приспособление животных к временам года.


1



Работа с учебником.

Беседа

25

Животные.(обобщающий урок).


1



Работа с карточками.

Тест


4 четверть


8





26

Человек

Человек.Части тела человека.


8

1

Знать части тела человека; знать основные правила гигиены; знать правила ухода за кожей; правила поведения во время еды; значение глаз, уш, носа, рта для человека; правила красивой осанки.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Работа с учебником; определение частей тела человека по рисунку.

Беседа

27

Гигиенические навыки.


1



Участие в беседе о правилах опрятности; просмотр мультфильма "Мойдодыр"; составление предложений по сюжетным картинкам.

Практическое занятие

28

Лицо человека.


1



Определение по лицу человека его настроения, работа с учебником.

Беседа

29

Глаза.


1



Гимнастика для глаз; изучение правил бережного отношения к глазам.

Практическое занятие

30

Уши.


1



Изучение правил, которые помогают сохранить слух и органы слуха; работа с учебником.

Фронтальный опрос

31

Нос.


1



Эксперимент "Узнай запах"

Беседа

32

Рот.


1



Изучение правил во время еды, правила гигиены за полостью рта.

Практическое занятие

33

Кожа. Осанка. Скелет и мышцы человека.


1



Изучение правил гигиены по уходу за кожей; работа с учебником.

Фронтальный опрос




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Мир природы и человека 10 класс.

Автор: Очир-Горяева Элла Анатольевна

Дата: 08.11.2025

Номер свидетельства: 676786

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по окружающему миру "Природа в классе", 1 класс. Презентация "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-priroda-v-klassie-1-klass-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "167969"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423154766"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Проверочная работа по предмету "Мир природы и человека" Тема: "Времена года" 3 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "proverochnaia_rabota_po_predmetu_mir_prirody_i_cheloveka_tema_vremena_goda_3_kla"
    ["file_id"] => string(6) "664163"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1737704498"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Презентация по Окружающему миру "Природа, человек и общество" (3 класс)"
    ["seo_title"] => string(77) "prezentatsiia_po_okruzhaiushchemu_miru_priroda_chelovek_i_obshchestvo_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "540373"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1582126673"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Программа по внеурочной деятельности для 3 класса курса познание мира "Природа Приуралья""
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-3-klassa-kursa-poznaniie-mira-priroda-priural-ia"
    ["file_id"] => string(6) "274515"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452417122"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172409"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816843"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства