Методические рекомендации по разработке рабочих программ, рабочая программа по русскому языку для 5 класса
Методические рекомендации по разработке рабочих программ, рабочая программа по русскому языку для 5 класса
Преподавание ведётся по учебнику: «Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова 4-е изд. - М.: Просвещение, 2019.- 223с.: ил. – ISBN 978-5-09-068259-6, входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
Для средних школьников с легкой степенью умственной отсталости характерно общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, неумение логично и правильно выстроить речевое высказывание. Кроме этого имеется недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению, поэтому на уроках учащиеся испытывают трудности в овладении учебным материалом
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по разработке рабочих программ, рабочая программа по русскому языку для 5 класса»
Министерство образования Омской области
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
№ от _______20_____ г.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ
№_____от_________20____ г.
И.о. Кузина О.Р._________
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык»
5 класс
(адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы
для детей с умственной отсталостью)
2021– 2022 учебный год
Составитель: Папоян Татьяна Викторовна,
учитель высшей категории.
2021 г.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. N76н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Приказ №442 от 28.08.2020 « Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 « Об утверждении СП2.4.3648-20»
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 « О рабочих программах учебных предметов»;
Рабочая программа воспитания КОУ « Шербакульская адаптивная школа-интернат».
- развитие устной и письменной речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности; подготовка детей с ОВЗ к успешной социализации в обществе.
Задачи программы:
- совершенствование умения продуктивно пользоваться устной и письменной речью, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- овладение законами образования слов, точным выбором слов для выражения мысли, ее обозначения в предложении и тексте;
- обогащение и конкретизация словаря учащихся, развитие творческого мышления;
- развитие и коррекция речи и других познавательных процессов;
- приобретение информационной компетенции;
- формирование у обучающихся черт личности, позволяющих более успешно адаптироваться к самостоятельной жизни в обществе;
- воспитание нравственных качеств пятиклассников, в том числе, уважения, сознательного и бережного отношения к родному языку.
Таким образом, данная программа направлена на формирование предметных, личностных и воспитательных результатов. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным и воспитательным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Воспитательная цель программы:
- используя воспитательные возможности содержания учебного предмета создать благоприятные условия для усвоения умственно отсталыми обучающимися социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Задачи программы:
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Общая характеристика курса «Русский язык»
Преподавание ведётся по учебнику: «Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова 4-е изд. - М.: Просвещение, 2019.- 223с.: ил. – ISBN 978-5-09-068259-6, входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
Для средних школьников с легкой степенью умственной отсталости характерно общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, неумение логично и правильно выстроить речевое высказывание. Кроме этого имеется недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению, поэтому на уроках учащиеся испытывают трудности в овладении учебным материалом.
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 5 классе специального (коррекционного) обучения имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Содержание обучения имеет практическую и воспитывающую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
Программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. В процессе изучения указанных разделов у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из тем.
Каждый урок строится с учетом программных требований, общих психофизических особенностей, характерных для детей с лёгкой степенью умственной отсталости, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным принципом такого подхода является установка на коррекцию тех или иных недостатков детей с максимальным использованием их возможностей. Так, обучение письму должно способствовать развитию целенаправленного наблюдения за языковыми фактами, умение анализировать, сравнивать и обобщать слова по их звуко-буквенным структурам и значениям. Наряду с этим коррекционная работа, проводимая на уроках письма, должна формировать у учащихся умение самостоятельно планировать предложенные задания и контролировать себя в ходе выполнения работы.
Русский язык, как учебный предмет, призван оказывать исключительно большое влияние на воспитание детей с лёгкой степенью умственной отсталости, на их адаптацию в современном обществе, что определяет актуальность и практическую значимость предлагаемой программы. Учебный материал способствует развитию речи, обогащает словарный запас школьников, способствует коррекции высших психических функций. В данной программе усиливается внимание к развитию информационной грамотности учащихся, что предусматривает работу со словарями русского языка, обучение детей способности находить нужную информацию, проверять результаты своей деятельности. Использование информационно-коммуникационных технологий также способствует формированию информационной компетенции обучающихся.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Ведущими методами обучения, согласно данной программе, являются:
словесные методы: рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях; беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся; объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий): данные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Средствами обучения русскому языку в 5 классе являются: учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, технические средства (компьютер, мультимедийная установка, диски и пр.)
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Русский язык»:
Год обучения
Кол-во часов в неделю
Кол-во учебных недель
Всего часов за учебный год
5 класс
5
34
170
В данной рабочей программе увеличено общее количество часов по предмету. В соответствии со школьным учебным планом добавлен один час на предмет «Русский язык» из школьного компонента. Увеличение количества уроков русского языка в 5 классе используется для практической языковой подготовки учащихся к изучению грамматических и синтаксических тем, на общее развитие обучающихся, уточнение и обогащение их речи, формирование орфографических и синтаксических умений и навыков.
В соответствии с Уставом школы и годовым календарным учебным графиком на 2021-22 уч.г., а также в соответствии с учебным планом школы данная рабочая программа составлена на 170 часов из расчёта: 5 часов в неделю, в том числе 10 часов на проведение контрольных работ.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы по предмету «Русский язык» в 5 классе обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, предметных и воспитательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями пятиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости: активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны; проявлять готовность к самостоятельной жизни; проявлять терпимость к другим мнениям и позициям; уметь оказать помощь другим учащимся, сотрудничать с педагогами и другими учащимися; умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях.
Предметные результаты по итогам учебного года:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором;
• принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста;
• исправлять текст;
• составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;
• решать орфографические задачи с помощью учителя
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75—85 слов);
• писать изложение или сочинение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 85 слов);
• находить в тексте речевые недочеты и исправлять их с помощью учителя;
• использовать в устной речи сложноподчиненные предложения при ответе на вопрос;
• определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
• подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
• находить и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
• умение находить необходимую информацию в учебнике, простейших справочниках и поисковых системах Интернет.
Предметные результаты на момент проведения контрольных работ:
По итогам 1 четверти: написание под диктовку текста с изученными орфограммами (гласные и согласные в корне слова, гласные после шипящих, правописание приставок и предлогов, имён существительных собственных) и пунктограммами (знаки препинания в конце предложения); подбор проверочных слов к словам с орфограммами в корне; умение разбирать по составу слова; делать синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов.
По итогам 2 четверти: написание под диктовку текста с изученными орфограммами (правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа, правописание существительных в косвенных падежах с предлогами); определение грамматических признаков имён существительных; разбор по составу слов; синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов.
По итогам 3 четверти: написание под диктовку текста с изученными орфограммами (правописание личных окончаний глаголов, глаголов неопределённой формы, правописание «не» с глаголами, -тся и –ться на конце глаголов, безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения; слов с шипящей на конце): определение формы (неопределённая форма, время, лицо или род и число) глаголов: разбор по составу слов разных частей речи; синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов, частей речи.
По итогам 4 четверти: написание под диктовку текста с изученными за год орфограммами и пунктограммами (запятая в простом предложении с однородными членами и с обращением, запятая в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении); синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов и определением частей речи.
Воспитательные результаты представлены следующими умениями пятиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; применять экологического мышления в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Система оценивания знаний и умений обучающихся
Знания и умения учащихся по русскому языку оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Оценка устных ответов.
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний и навыков учащихся адаптивной школы.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; при работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
2.Оценка письменных работ.
Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы. Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ в 5 классе составляет 55-60 слов. Учету подлежат все слова, включая предлоги, союзы, частицы.
Дети, которые занимаются с логопедом. Не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на одно правило соответствует одной пунктуационной ошибке. Ошибки не на пройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается: повторение ошибок в одном и том же слове, две негрубые ошибки; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать для каждого ученика. Специфическими для них являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
3.При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами.
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления (выполнено более 65% задания).
Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает ошибки (верно выполнено от 51% до 65% заданий).
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает много ошибок или не справляется с половиной заданий (верно от 35% до 50% заданий)
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (выполнено менее 35% заданий).
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности
Раздел
Кол-во часов
Изучаемая тема и перечень вопросов темы
Воспитательные задачи раздела
форма организации учебных занятий
основные виды учебной деятельности
Повторение. Звуки и буквы. Текст.
18
Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит. Несовпадение звука и буквы в слове. Твёрдые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я. Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Текст. Различение текстам не текста. Парные звонкие и глухие согласные, их правописание в конце слова. Ударные и безударные гласные в корне. Проверка безударных гласных в слове. Практические упражнения по проверке безударных гласных в корне слова. Текст. Определение темы текста. Заголовок. Деловое письмо. Адрес. Коллективное составление рассказа по серии картинок
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
Урок
Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике
Предложение. Текст
20
Различение предложения и текста. Выражение в предложении законченной мысли. Распространение предложений. Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Главные члены предложения. Сказуемое. Главные члены предложения. Подлежащее. Второстепенные члены предложения. Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. Разные по интонации предложения. Наблюдение за знаками препинания в конце предложения. Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Практические упражнения в различении предложений по цели высказывания. Предложение. Закрепление знаний. Контрольный диктант по теме "Предложение. Текст. Обобщающий урок по теме «Предложение. Текст». Сочинение «Моя семья».
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников
Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Состав слова
34
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Общее и различия в значении однокоренных слов. Практические упражнения в подборе однокоренных слов. Включение однокоренных слов в предложение. Окончание - изменяемая часть слова. Установление связи между словами с помощью окончания. Приставка как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от приставки. Приставка и предлог. Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса Разбор слов по составу. Обобщающий урок. Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов. Слово-корень с ударной гласной. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных. Проверка безударных гласных в корне слова. Практические упражнения в правописании слов с безударной гласной. Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне. Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слов. Проверяемые гласные и согласные в корне. Непроверяемые написания в корне. Единообразное написание корня в группе однокоренных слов. Состав слова. Закрепление знаний. Контрольный диктант по теме "Орфограммы в корне слова. Деловое письмо. Поздравление. Коллективное составление рассказа по серии картинок «Наша школа».
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Части речи. Текст
9
Названия предметов, действий, признаков. Понятие о частях речи. Существительное. Глагол. Прилагательное. Различение частей речи по вопросу и значению. Практические упражнения в различении частей речи. Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Части речи. Закрепление знаний. Проверочная работа по теме "Части речи"
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Имя существительное
26
Имя существительное. Значение существительных в речи. Нахождение существительных в тексте. Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Различение одушевлённых и неодушевлённых существительных. Собственные и нарицательные существительные. Правописание имён собственных. Текст. Тема и основная мысль. Понятие о единственном и множественном числе существительных. Употребление существительных в единственном и множественном числе. Определение числа существительных в предложении. Изменение существительных по числам. Закрепление знаний. Род существительных. Знакомство с понятием рода. Существительные мужского рода. Существительные женского рода. Существительные среднего рода. Различение существительных по родам. Род и число существительных. Закрепление знаний. Упражнение на закрепление. Деловое письмо. Поздравление. Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Изложение «Волк»
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников и формирование у учащихся умений и навыков практического характера
Имя прилагательное
14
Значение прилагательных в речи. Различение признаков, обозначаемых прилагательных. Изменение прилагательных по родам. Зависимость рода прилагательных от рода существительных. Окончания прилагательных мужского рода. Окончания прилагательных женского рода. Окончания прилагательных среднего рода. Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода. Изменение прилагательных по родам. Определение рода прилагательных. Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольный диктант по теме «Род имён прилагательных». Деловое письмо. Записка.
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Глагол
15
Глагол. Значение глаголов в речи. Различение действий, обозначаемых глаголами. Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов. Прошедшее время глаголов. Будущее время глаголов. Различение глаголов по временам. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли. Глагол. Закрепление знаний.
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным словам. Творческая работа «Потеря нашлась». Существительное, прилагательное, глагол. Закрепление знаний. Грамматический разбор существительного, прилагательного и глагола. Упражнения на закрепление.
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников и формирование у учащихся умений и навыков практического характера
Предложение
18
Предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам. Составление схемы предложения. Составление предложений по схеме. Различение нераспространённых и распространённых предложений. Распространение предложений. Грамматический разбор предложений. Знакомство с однородными членами предложения. Дополнение предложения однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Перечисления без союзов. Перечисление с одиночным союзом «и». Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Предложение. Закрепление знаний. Работа с деформированным текстом
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Урок
Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
Повторение
11
Состав слова. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Предложение. Текст. Контрольный диктант за год. Деловое письмо. Письмо. Повторительные упражнения.
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Основные виды учебной деятельности:
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
- Работа с учебником.
- Работа с дополнительной литературой.
- Наблюдение.
- Работа с раздаточным материалом.
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ графиков, таблиц, схем.
- Вывод правил.
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
- Работа по алгоритму, инструкции.
- Придумывание примеров на новые правила.
- Выполнение заданий по классификации.
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Написание рефератов и докладов.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
- Выполнение практических упражнений.
- Составление схем их анализ.
- Выявление ошибок.
- Решение текстовых количественных и качественных задач.
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация учебного материала.
- Редактирование текста
Методическая литература
Рабочие тетради по русскому языку 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ .Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. - М.: Просвещение, 2004 г. (№1 (Состав слова), №2 (Имя существительное), №3(Имя прилагательное), №4 (Глагол)
Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко. –Волгоград: Учитель, 2009. – серия «Коррекционное обучение»
Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб.пособие для студентов дефектологов \Аксенова А.К. – М.: Просвещение, 1994
Словари:
Словарь русского языка \ под ред. С.И.Ожегова. - М., 2009
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
(№ урока)
План, сроки проведения
Факт, сроки проведения
Тема урока
Форма учебного
занятия,
урока
Тип
учебного
занятия,
урока
Виды учебной
деятельности обучающихся на уроке
Повторение. Звуки и буквы. Текст.- 18 часов
1.
Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит.
урок
Комбинированный
Работа с учебником. Редактирование текста
2.
Несовпадение звука и буквы в слове.
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по классификации
3.
Твёрдые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
4.
Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
5
Правописание слов с разделительным мягким знаком
урок
Комбинированный
Работа с учебником
6.
Текст. Различение текста и не текста
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
7
Парные звонкие и глухие согласные, их правописание в конце слова
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
8
Ударные и безударные гласные в корне
урок
Урок закрепления знаний и умений
Выполнение практических упражнений
9
Проверка безударных гласных в слове
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по классификации
10
Практические упражнения по проверке безударных гласных в корне слова.
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
11
Текст. Определение темы текста. Заголовок.
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
12
Звуки и буквы. Закрепление знаний
урок
Комбинированный
Слушание объяснений учителя
Составление плана, рассказ по плану.
13
Контрольные вопросы и задания
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
14
Деловое письмо. Адрес
урок
Урок развития речи
Работа с раздаточным материалом
15
Деловое письмо. Составление адреса
урок
Урок развития речи
Работа с раздаточным материалом
16.
Коллективное составление рассказа по серии картинок (подготовка)
урок
Урок развития речи
Слушание объяснений учителя
Составление плана, рассказ по плану.
17
Коллективное составление рассказа по серии картинок (написание)
урок
Урок развития речи
Запись составленного ранее рассказа с соблюдением правил правописания
18
Контрольный диктант на начало учебного года
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
Предложение. Текст – 20 часов
19
Различение предложения и текста
урок
комбинированный
Работа с раздаточным материалом
20
Выражение в предложении законченной мысли
урок
Комбинированный
Работа с текстом
21
Распространение предложений
урок
Комбинированный
Работа с учебником
22
Порядок слов в предложении
урок
Комбинированный
Работа по инструкции
23
Связь слов в предложении
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по классификации
24
Главные и второстепенные члены предложения
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по классификации
25
Главные члены предложения. Сказуемое
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
26
Главные члены предложения. Подлежащее
урок
Комбинированный
Слушание объяснений учителя
Работа по алгоритму, инструкции
27
Второстепенные члены предложения
урок
Комбинированный
Слушание объяснений учителя
Работа по алгоритму, инструкции
28
Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
29
Разные по интонации предложения.
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
30
Наблюдение за знаками препинания в конце предложения.
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
31
Вопросительные предложения.
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
32.
Восклицательные предложения.
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
33
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
34
Практические упражнения в различении предложений по цели высказывания
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
35
Предложение. Закрепление знаний.
урок
Урок закрепления знаний и умений
Выполнение практических упражнений
Работа по алгоритму, инструкции
36
Контрольный диктант по теме "Предложение. Текст."
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
37
Работа над ошибками. Обобщающий урок по теме «Предложение. Текст»
урок
Урок обобщения и систематизации
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению
38
Сочинение «Моя семья». Подготовка к написанию.
урок
Урок развития речи
Слушание объяснений учителя
Составление плана, рассказ по плану.
39
Сочинение «Моя семья». Написание сочинения.
урок
Урок развития речи
Запись составленного ранее рассказа с соблюдением правил правописания
Состав слова – 34 часа
40
Состав слова.
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
41
Корень и однокоренные слова
урок
Комбинированный
Слушание объяснений учителя
Выполнение заданий по классификации
42
Общее и различия в значении однокоренных слов.
урок
Комбинированный
Слушание объяснений учителя
Составление схем их анализ
43
Практические упражнения в подборе однокоренных слов.
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
44
Включение однокоренных слов в предложение.
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
45
Окончание - изменяемая часть слова
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
46
Установление связи между словами с помощью окончания
урок
Комбинированный
Образование слов по данным схемам
47
Приставка как часть слова
урок
Комбинированный
Работа с учебником
Работа по различению понятий
48
Изменение значения слова в зависимости от приставки
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
49
Приставка и предлог
урок
Комбинированный
Работа с учебником
Работа по различению понятий
50
Суффикс как часть слова
урок
Комбинированный
Работа с учебником
51
Изменение значения слова в зависимости от суффикса
урок
Урок контроля
Выполнение практических упражнений, р.т.№1 , с. 88, задание 227
52
Разбор слов по составу. Обобщающий урок.
урок
Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Выполнение практических упражнений
53
Контрольный диктант за 1 четверть.
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
54
Работа над ошибками.
урок
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению
55
Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне
урок
Комбинированный
Слушание объяснений учителя
Работа по алгоритму, инструкции, р.т.№1, с.17, задание 48
56
Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова.
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
57
Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
58
Слово-корень с ударной гласной
урок
Комбинированный
Работа по инструкции, алгоритму
59
Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
60
Проверка безударных гласных в корне слова
урок
Урок проверки знаний
Выполнение практических упражнений
61
Практические упражнения в правописании слов с безударной гласной.
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
62
Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений, р.т.№1, с.32, задание 90
63
Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
64
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слов
урок
Урок закрепления знаний и умений
Работа по классификации
Систематизация знаний
65
Проверяемые гласные и согласные в корне
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
66
Непроверяемые написания в корне
урок
Комбинированный
Подбор примеров на новое правило
67
Единообразное написание корня в группе однокоренных слов
урок
Комбинированный
Подбор примеров на новое правило
68
Состав слова. Закрепление знаний.
урок
Урок закрепления знаний и умений
Работа с учебником
69
Контрольный диктант по теме "Орфограммы в корне слова"
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
70
Работа над ошибками
урок
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению
71
Деловое письмо. Поздравление
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
72
Деловое письмо. Прописывание открыток
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
73
Коллективное составление рассказа по серии картинок. Составление рассказа «Наша школа» (подготовка)
урок
Урок развития речи
Слушание объяснений учителя
Составление плана, рассказ по плану.
74
Коллективное составление рассказа по серии картинок. Составление рассказа «Наша школа» (написание)
урок
Урок развития речи
Соотнесение предложений и рисунков , запись текста
Части речи. Текст – 9 часов
75
Названия предметов, действий, признаков.
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
76
Понятие о частях речи. Существительное.
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
77
Глагол
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
78
Прилагательное
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
79
Различение частей речи по вопросу и значению
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции, р.т.№2, с.4, задание 1
80
Практические упражнения в различении частей речи
урок
Урок обобщения и систематизации
Выполнение заданий по классификации
81
Употребление разных частей речи в предложении и тексте
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
82
Части речи. Закрепление знаний.
урок
Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Выполнение практических упражнений
83
Проверочная работа по теме "Части речи"
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
Имя существительное – 26 часов
84
Имя существительное. Значение существительных в речи.
урок
Комбинированный
Ответы на вопросы
Выполнение практических упражнений, р.т.№2 ,с.22, задание 50
85
Нахождение существительных в тексте
урок
Урок закрепления знаний и умений
Работа по алгоритму
86
Одушевлённые и неодушевлённые существительные
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму
87
Различение одушевлённых и неодушевлённых существительных
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
Придумывание примеров на новые правила.
88
Собственные и нарицательные существительные
урок
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению, р.т.№ 2 , с.37,з.95
89
Правописание имён собственных
урок
Комбинированный
Подбор примеров на новое правило, р.т.№ 2 , с.36,з.94
90
Текст. Тема и основная мысль.
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
91
Понятие о единственном и множественном числе существительных
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом, р.т.№ 2 , с.45,з.120
92
Употребление существительных в единственном и множественном числе.
урок
Урок закрепления знаний и умений
Работа по алгоритму
93
Определение числа существительных в предложении
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
Составление предложений с данными словами
94
Изменение существительных по числам. Закрепление знаний
урок
Комбинированный
Работа с интерактивными заданиями р.т.№ 2 , с.44,з.115
95
Контрольный диктант за 1 полугодие
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
96
Работа над ошибками
урок
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению
97
Род существительных. Знакомство с понятием рода.
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по разграничению понятий
98
Существительные мужского рода
урок
Комбинированный
Отбор и сравнение материала.
Выполнение практических упражнений
99
Существительные женского рода
урок
Комбинированный
Работы по классификации
100
Существительные среднего рода
урок
Комбинированный
Работы по классификации
101
Различение существительных по родам
урок
Комбинированный
Работа с таблицей
102
Род и число существительных. Закрепление знаний.
урок
Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков
Выполнение заданий по разграничению понятий
Систематизация знаний р.т.№ 2 , с.48,з.129
103
Самостоятельная работа по теме "Имя существительное"
урок
Комбинированный
Работа с таблицей
104
Упражнение на закрепление
урок
Комбинированный
Работа с таблицей
105
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
106
Работа над ошибками
урок
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению
107
Деловое письмо. Поздравление
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
108
Деловое письмо. Текст поздравления и его структурные части
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
109
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Изложение «Волк» (подготовка)
урок
Урок развития речи
Слушание объяснений учителя
Составление плана, рассказ по плану.
110
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Изложение «Волк» (написание)
урок
Урок развития речи
Запись составленного ранее рассказа с соблюдением правил правописания
Имя прилагательное – 14 часов
111
Значение прилагательных в речи
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
112
Различение признаков, обозначаемых прилагательных
урок
Урок развития речи
Слушание объяснений учителя, р.т.№3,с 9.з18
113
Изменение прилагательных по родам. Зависимость рода прилагательных от рода существительных
урок
Урок развития речи
Запись составленного ранее рассказа с соблюдением правил правописания
114
Окончания прилагательных мужского рода
урок
Комбинированный
Слушание объяснений учителя
115
Окончания прилагательных женского рода
урок
Урок совершенствования умений и навыков
Выполнение практических упражнений
Систематизация знаний
Работа по инструкции, алгоритму
116
Окончания прилагательных среднего рода
урок
Урок совершенствования умений и навыков
Работа по таблице
117
Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода
урок
Комбинированный
Придумывание примеров на новые правила.
118
Изменение прилагательных по родам
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению, р.т.№3,с30,з80
119
Определение рода прилагательных
урок
Урок обобщения и систематизации
Работа с раздаточным материалом
120
Прилагательное. Закрепление знаний.
урок
Урок закрепления знаний и умений
Составление схем и их анализ
121
Контрольный диктант по теме «Род имён прилагательных»
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
122
Работа над ошибками.
урок
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению
123
Деловое письмо. Записка
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
124
Деловое письмо. Написание записки
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
Глагол - 15 часов
125
Глагол. Значение глаголов в речи
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом, р.т №4, с.12, з. 22
126
Различение действий, обозначаемых глаголами
урок
Комбинированный
Работа по инструкции, алгоритму р.т №4, с.14-15, з. 29
127
Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов.
урок
Комбинированный
Работа по инструкции, алгоритму
128
Прошедшее время глаголов
урок
Комбинированный
Придумывание примеров на новые правила
129
Будущее время глаголов
урок
Комбинированный
Работа по инструкции, алгоритму, р.т №4, с.71, з. 29
130
Различение глаголов по временам
урок
Комбинированный
Работа по инструкции, алгоритму
131
Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
132
Глагол. Закрепление знаний.
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
133
Самостоятельная работа по теме "Изменение глаголов по временам"
урок
Комбинированный
Слушание объяснений учителя, самостоятельное выполнение заданий
134
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным словам. Творческая работа «Потеря нашлась» (подготовка)
урок
Урок развития речи
Слушание объяснений учителя
Составление плана, рассказ по плану. р.т №3, с.146
135
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным словам. Творческая работа «Потеря нашлась» (написание)
урок
Урок развития речи
Запись составленного ранее рассказа с соблюдением правил правописания, р.т №3, с.146