Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная образовательная программа коррекционно – развивающего обучения»
«Согласовано»
Родитель___________/ /
ФИО
Протокол № ___
от «__»__________2019г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УР
__________/ /
ФИО
«__»____________2019г.
«Утверждаю»
Директор ______/ /
ФИО
Приказ № ___
от «__»__________2019г.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Учащихся 7 года обучения группы «Особый ребенок»
МБОУ «Бардымская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
… … …
на период с 11. 01. 2019 г. по 30. 05. 2019г.
Учитель: Иткинина Инария
Фанисовна
Пояснительная записка
Индивидуальная образовательная программа составлена по трудовому обучению и рисованию на 3 , 4 четверть для коррекционно – развивающего обучения обучающегося 7 года обучения группы «Особый ребенок» МБОУ «Бардымская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Краткая характеристика обучающейся
Для дальнейшего обучения и воспитания по индивидуальной программе важными задачами являются:
-развитие зрительно – пространственной ориентировки и временных представлений;
-развитие интереса к деятельности при выполнении серии заданий;
-развитие эмоционально – волевой сферы;
Индивидуальная образовательная программа составлена на основе программы по обучению детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, разработанной ПКИПКРО в 2010 г. (авт .- Аюпова Е.Е., Ахметова Е.Л.,Казакова Н.А. и др.), рекомендаций ПМПК г. Перми, а также с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка.
Цель индивидуальной образовательной программы: создание благоприятных условий для реабилитации, коррекции и развития индивидуальности ученика в ходе учебной и деятельности, обеспечивающих адаптацию к окружающему миру.
Основные задачи развития
Создать оптимальные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья;
Формировать базовое доверие к окружающему миру;
Осуществлять работу по освоению знаний, умений, навыков согласно учебной программе классов для детей с глубокой умственной отсталостью, а также с учётом психологических особенностей развития ребёнка;
Развивать психические процессы – внимание, память, мышление, речь.
Безсохранения и укрепления как физического, так и психического здоровья ребёнка, невозможно сформировать гармонично развивающуюся личность, будь – то ребёнок нормы или отличным от нормы развитием. Более того, для детей с особым развитием необходим щадящий режим и чёткое выполнение распорядка. В связи с этим, данная программа составлена с учётом всех условий здоровьесбережения.
Рисование.
Обведение по шаблону и трафарету.
Подготовка фона для основного рисунка.
Рисование по образцу с помощью учителя.
Рисование цветными карандашами.
Закрепление цветовой гаммы от основных цветов до их оттенков.
Труд.
Работа с разными видами материалов: бумага, картон, ткань, нитки.
Выработка умений держать ножницы, вырезания по прямой, по кругу.
Обучение элементарным навыкам техники «Оригами», обрывной аппликации.
Распределение учебных часов по предметам.
№
Название предмета
Количество уроков
Количество часов
1.
Трудовое обучение
2
68
2.
Рисование
2
68
Трудовое обучение
Пояснительная записка
7 год обучения
Программа составлена на основе программы классов (групп) для умственно отсталых детей (IQ 20-49 по МКБ) Программа («Особый ребёнок) Пермь 2010 г.
Базисный учебный план по программе «Особый ребенок» составляет 2 часа в неделю.
Целью трудового обучения является овладение системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей адаптации и элементарного самообслуживания.
Среди наиболее важных задач, при решении которых в процессе трудового обучения осуществляются коррекция развития детей с ОВЗ, следует выделить:
- сообщение элементарных знаний по видам труда;
- формирование трудовых умений, обучение доступным приемам труда, знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов,
- развитие элементарной самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- обогащение представлений об окружающем процессе труда;
- физическое воспитание: физическое развитие, развитие зрительно-двигательной координации мелкой моторики, координированности движений рук, четкость рабочих движений, правильность выполнения рабочих приемов, правильную хватку инструментов;
- речевое развитие: понимание обращенную речь, названий предметов;
В процессе специально организованного трудового обучения развивается познавательная деятельность учащихся. Выполнение различных операций ставит воспитанников перед необходимостью познания материалов, их свойств и качеств, требует различных предметов, включенных в трудовую деятельность. Это приводит к развитию восприятий, представлений, мыслительных операций и речи.
Программа содержит перечень изделий, навыками, изготовления которых должны овладеть воспитанники. Необходимо отметить, что во всей трудовой деятельности учащихся полностью исключены измерительные операции.
Большая роль в работе с учащимися отводится закреплению навыков, которое осуществляется в ходе практического повторения. Здесь не ставится задача обучить их новым трудовым приемам. Главное – автоматизировать трудовые умения, добиться элементарного выполнения учебного задания.
Настоящая программа обучения учащихся с глубокой умственной отсталостью трудовой подготовке составлена с учетом особенностей их интеллектуального и физического развития, эмоционально – волевой сферы. В ней учитывается своеобразие формирования трудовых навыков (на дефектной основе) умственно – отсталых детей.
Программа составлена с учетом особенностей физического, умственного, речевого и нравственного развития детей с умеренной умственной отсталостью.
Тематическое планирование
7 год обучения Предмет: трудовое обучение
3четверть
Тема
Кол –во
Час.
дата
Коррекционная работа
1
Обводка по шаблону
2
Коррекция мелкой моторики
2
Разметка бумаги с помощью мерочек
2
Формирование зрительной памяти
3.
Ножницы. Вырезание картинок из журналов
2
Выполнение инструкции
4.
Симметричное вырезание листьев сложной формы (по нарисованному контуру)
2
Формирование двигательной активности
5
Складывание из бумаги простейших предметов (вертушки, голубя
2
Формирование двигательной активности
3
Работы с клеем. Правила безопасной работы с клеем
1
Коррекция мелкой и общей моторики
4
Аппликации из рваной бумаги. Яблоко
1
Формирование зрительной памяти
5
Правила безопасной работы с клеем Аппликация из готовых изделий. Цыпленок
2
Коррекция всех видов памяти
6
Виды бумаги:картон. . Наклеивание полосок бумаги на картон с полями и без полей.
2
Коррекция мелкой моторики
7
Аппликация из готовых изделий. Геометрический орнамент.
2
Формирование зрительной памяти
8
Сравнение свойств бумаги и картона. Наклеивание на картон вырезанного цветка. закладка
2
Выполнение инструкции, следование образцу
4четверть
Кол –во
часов
дата
Коррекционная работа
1
Наклеивание на бумагу симметрично вырезанного цветка в форме бокала. Составление композиции
2
Коррекция всех видов памяти
2
Наклеивание на бумагу симметрично вырезанного многолепесткового цветка и вазы. Составление композиции
2
Коррекция мелкой моторики
3
Наклеивание на бумагу симметрично вырезанного «хоровода» елочек и грибов
2
Формирование двигательной активности
4
Наклеивание на бумагу симметрично вырезанных бабочки и жука
2
Формирование двигательной активности
Рисование
Пояснительная записка
Программа по рисованию составлена на основе программы классов (групп) для умственно отсталых детей (IQ 20-49 по МКБ) Программа («Особый ребёнок) Пермь 2010 г.
Цель: реализация потенциальных возможностей передачи цвета элементарных предметов домашнего обихода, воспитание эстетических чувств средствами изобразительного искусства у детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи:
научить детей воспринимать и передавать на листе бумаги форму, цвет предметов, их характерные особенности по образцу;
коррекция воображения, внимания, памяти в процессе рисования;
развитие координации движений, мелкой моторики рук;
Изобразительная деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное и систематическое обучение по рисованию обеспечивает развитие у детей сенсорной сферы, зрительно-двигательной координации, более полному представлению об окружающем мире, предоставляет им возможность для самовыражения и самореализации.
На уроках необходимо постоянно поддерживать интерес к предлагаемой художественной деятельности через введение игровых моментов, сказочных персонажей.
Важным элементом урока по изобразительной деятельности является музыка, которая усиливает выразительность создаваемых образов, побуждает к деятельности. В зависимости от содержания возможно использование стихов, загадок и других видов художественного слова.
Подбираемый к уроку материал для демонстраций должен быть доступен пониманию учащихся по содержанию.
На уроках необходимо приучать детей организовывать своё рабочее место, а после занятия аккуратно убирать, приводить в порядок парту.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны уметь:
находить правильное изображение знакомого предмета;
достигать в узоре правильное чередование формы и цвета;
соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (на что похожа форма?);
Тематическое планирование
Рисование 7год обучения
3четверть
№
Тема
Кол –во
часов
дата
Коррекционная работа
1
Рисование животных. Заяц.
2
Коррекция общего недоразвития
2
Рисование предметов симметричной формы. Бабочка. Ваза
2
Коррекция мелкой и общей моторики
3
Рисование любимой игрушки.
Пирамидка
2
Коррекция всех видов памяти
4
Рисование предметов из элементов строительного материала.