Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Профильный труд"»
Профильный труд.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
ПостановленияГлавного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. №26 « Об утверждении СанПиН 2.4.2. 3286 – 15 «Санитарно – эпидиомологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобреннойрешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелой умственной отсталостью МБОУ « Средняя школа с. Александровка» на 2019 – 2020 уч.г.
Цельютрудового обученияявляется подготовка детей и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениям и т.д.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции.
Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда.
Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью учителя (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству продукта и производить его в установленные сроки.
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.
« Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития»
Авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева
Научный редактор: к.п.н. А.М. Царёв
Материально-техническое обеспечение предмета включает
Нитки, ткани, картон с проколами.
Наглядно – дидактические пособия: « Рассказы по картинкам», « Мир в картинках».
Демонстрационный материал: « Знать и беречь фауну, ценить все живое», « Деревья наших лесов», « Природные и погодные явления», « Насекомые», « Цветы», « Что в моей корзинке?»
Карточки: « Профессии», « Расскажите детям о хлебе», « Расскажите детям о фруктах», « Расскажите детям об овощах»
Наглядно – дидактические пособия « Мир в картинках»: « Посуда»,» Техника»
На изучение предмета выделяется 34 часа (1 час в неделю).
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
Наличие интереса к овладению доступными видами трудовой деятельности
Умение выполнять отдельные трудовые операции, виды работ
Умение использовать различные инструменты и материалы, соблюдать элементарные правила техники безопасности в процессе изготовления изделий.
Умение соблюдать технологические процессы (при выращивании растений, изготовлении изделий из бумаги, дерева, ткани, в стирке, уборке, работе на кухне и др.).
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать на доступном уровне полученный результат.
Обогащение положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Интерес к трудовой деятельности и положительное отношение к результатам своего труда.
2. Содержание учебного предмета
Растениеводство.
Выращивание комнатных растений.
Работа по уходу за растениями.
Выращивание растений в открытом грунте.
Работа с почвой.
Работа по посадке растений.
Работа по сбору урожая.
Обращение с садово-огородным инвентарем.
Шитье.
Знакомство с инструментами и материалами.
Откуда берутся нитки. Как их хранить.
Подготовка рабочего места
Упражнения в отрывании, отрезании.
Упражнения в скручивании ниток.
Правила безопасности при работе с иглой и ножницами.
Упражнение по вдеванию нитки в иголку.
Закрепление нитки в начале и в конце строчки.
Упражнение в резании ткани ножницами по намеченной линии.
Выполнение шва «вперед иголкой»
Пришивание пуговицы с двумя отверстиями.
3. Учебно - тематический план
№
Тема раздела
Количество часов
1.
Растениеводство
12
2.
Шитье
22
Итого:
34
Приложение
Календарно- тематическое планирование
№
Тема урока
Формируемые базовые учебные действия (БУД)
Дата
по плану
по факту
Растениеводство
1
Уход за комнатными растениями
Формирование умения поливать растение
2
Уход за комнатными растениями…
Формирование умения рыхлить почву
3
Уход за комнатными растениями-
Формирование умения пересаживать растение
4
Уход за комнатными растениями,
Формирование умения мыть растение. Формирование умения опрыскивать растения
5
Уход за комнатными растениями.
Формирование умения удалять сухие листья с растений
Формирование умения мыть горшки и поддоны
Шитье
6
Знакомство с инструментами и материалами.
Формирование умения различать инструменты и материалы для ручного шитья
7
Изготовление коллекции ниток. Наматывание толстых ниток на катушку..
Формирование умения наматывать и разматывать нитки
8
Изготовление игрушек способом наматывания ниток на цветной картон (кошка, цветок).
Формирование умения наматывать и разматывать нитки
9
Упражнения в отрывании, отрезании
Формирование умения отрезать нить определенной длины
10
Правила безопасности при работе с иглой и ножницами.
Формирование умения правильно обращаться с иглой и ножницами
11
Шитьё по проколам на картоне швом «игла вверх-вниз»: косые палочки, заборчик..
Формирование умения выполнять операции с иглой
12
Шитьё по проколам на картоне швом «игла вверх-вниз»: косые палочки, заборчик.
Формирование умения выполнять операции с иглой
13
Шитьё по проколам на картоне швом «игла вверх-вниз»: косые палочки, заборчик.-
Формирование умения выполнять операции с иглой
14
Связывание ниток узлом.
Завязывание узелков на конце нитки.
Формирование умения завязывать узелок
15
Упражнение по вдеванию нитки в иголку.
Формирование умения вдевать нить в иголку
16
Пришивание пуговицы с двумя дырочками на картон.
Формирование умения пришивать пуговицу
17
Пришивание пуговицы с двумя дырочками на картон..
Формирование умения пришивать пуговицу
18
Пришивание пуговицы с двумя дырочками на картон.-
Формирование умения пришивать пуговицу
19
Шов « Вперед иголку»..
Формирование умения выполнять шов «вперед иголкой»
20
Шов « Вперед иголку».
Формирование умения выполнять шов «вперед иголкой»
21
Шов « Вперед иголку»
Формирование умения выполнять шов «вперед иголкой»
22
Упражнение в резании ткани ножницами по намеченной линии.
Формирование умения резать ткань
23
Пришивание пуговицы с двумя дырочками на ткань..
Формирование умения пришивать пуговицу
24
Пришивание пуговицы с двумя дырочками на ткань
Формирование умения пришивать пуговицу
25
Пришивание пуговицы с двумя дырочками на ткань.
Формирование умения пришивать пуговицу
26
Шов « Через край».
Формирование умения выполнять шов «через край»
27
Шов « Через край»
Формирование умения выполнять шов «через край»
Растениеводство.
29
Перекапывание почвы
Формирование умения перекапывать почву
30
Оформление грядки и междурядья
Формирование умения оформлять грядки и междурядья
31
Изготовление бороздки (лунки) на грядке
Формирование умения изготавливать бороздки и лунки на грядке
32
Посев семян
Формирование умения сеять семена
33
Высаживание рассады в открытый грунт
Формирование умения высаживать рассаду в открытый грунт