Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью «Профильный труд» (2 вариант) для 6–9 классов
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью «Профильный труд» (2 вариант) для 6–9 классов
Адоптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету "Профильный труд" вариант 2. для 6-9класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью «Профильный труд» (2 вариант) для 6–9 классов»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области
для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей
«Коряжемский детский дом-школа»
«Утверждаю»: «Согласована» Рассмотрена и согласована
Директор д/д школы заместителем директора по УВР на заседании методического
_________ Е. В. Королева _________ Н. В. Рыжова объединения №______
«____» __________ 2023 г. «_____» __________ 2023 г. От «____» __________ 2023 г.
Адаптированная рабочая программа
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по учебному предмету: «Профильный труд» (2 вариант) для 6–9 классов
на 2023–2027 учебный год.
Разработчик программы: Повалихина О.Ю., учитель трудового обучения высшей категории.
г. Коряжма
2023 г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР. (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «Коряжемский детский дом -школа». Обучающиеся по данной программе дети имеют интеллектуальные и психофизические нарушениями умеренной, тяжёлой и глубокой степени, которые могут сочетаться с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, поведенческими и эмоционально-волевыми нарушениями. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
В наиболее общем виде профильный труд определяется как составляющий компонент психофизического развития и воспитания обучающегося. На уроках формируются элементарные трудовые навыки, позволяющие обучающимся выполнять различные поделки с помощью учителя.
Цель: дать ряд бытовых навыков детям с умеренной и тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР, обучить доступным приёмам работы с различными материалами с учетом возможностей и особенностей обучающихся.
Задачи:
Учить элементарным приемам профильного труда и применять полученные знания в быту;
Создать условия для формирования у школьников интереса и положительного отношения к трудовым навыкам;
Учить бережно и осторожно работать с инструментами и различными материалами;
Создать условия для развития мелкой моторики рук и глазомера;
Создать условия для развития умений подбирать предметы по одному-двум признакам (цвет, размер, материал);
Воспитывать бережное отношение к результату своего труда и труда других.
Сроки реализации программы: 2023–2027 учебные года.
Место предмета в учебном плане
Профильный труд входит в образовательную область «Технология» и является частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений в ФАООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2.
В соответствии с годовым календарным графиком программа рассчитана:
В 6 классе – 2 часов в неделю; годовое количество часов – 68;
В 7 классе – 2 часов в неделю; годовое количество часов – 68;
В 8 классе – 5 часов в неделю; годовое количество часов – 170;
В 9 классе – 5 часов в неделю; годовое количество часов – 170;
Основная форма обучения урок-занятие.
В процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью урок должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать несколько видом деятельности, например лепку и аппликацию; рисование и аппликация; рисование и
конструирование и игру и т. п. Это особенно важно, потому что обучающиеся с выраженной умственной отсталостью не в состоянии сосредоточить внимание в течение всего урока на одном виде деятельности.
Учитель продумывает содержание, объем и степень сложности каждого урока в соответствии с возможностями всех обучающихся. На уроках ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.
При обучении учитываются неоднородность состава класса: по возрасту, годам обучения, специфическим особенностям и возможностям усвоения программного материала. В основе системы планирования уроков лежит комплексный подход, который направлен на решение взаимосвязанных задач развития речевых и нравственных навыков, который учитывает то, что глубоко умственно отсталые дети испытывают большие трудности в приспособлении к самостоятельной практической жизни.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать обучающиеся.
Содержание программы носит ориентировочный характер, важным является то, чтобы занятия по «Профильному труду» помогали комплексно решать основные задачи коррекции (выравнивания) личностного развития умственно отсталого подростка, по возможности подготовить его к самостоятельной жизни. Программа предусматривает цикличный характер изучения тем. Темы повторяются с учетом особенностей развития обучающихся. Каждая тема может быть реализована в течение двух-трех уроков. Содержание уроков планируется таким образом, чтобы обучающиеся могли один и тот же материал изучить при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.
Поскольку дети с выраженной умственной отсталостью представляют собой неоднородную по уровню психического развития, жизненному опыту, по возможностям овладения трудовой деятельностью группу, учитель отбирает содержание обучения с учетом уровня развития и психофизической особенностей детей.
Программа по профильному труду для 6–9 классов представлена следующими разделами «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с пластилином», «Работа с текстильными материалами», «Конструирование», «Уборка помещений», «Швейное дело», «Растениеводство».
Вводное занятие (1ч)
Беседа о труде и профессии. Знакомство обучающихся с особенностями уроков трудового обучения.
Мастерская, её назначение. Ознакомление с правилами поведения в мастерской. Оборудование мастерской. Соблюдение техники безопасности и правил безопасной работы с инструментами. Дежурство в кабинете трудового обучения. Распределение рабочих мест.
Работа с природными материалами
Аппликации с использованием листьев («Листопад», «Ваза», «Фрукты», «Осенние краски»).
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе. Инструменты, применяемые при работе. Материалы, используемые для скрепления деталей. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью клея, пластилина. Соблюдение пропорций.
Аппликация «Грибы» (нанесение рисунка из крупы на пластилиновую основу), объёмные фигуры «Лебедь», «Ёжик» (из еловых шишек, круп, семян, макаронных изделий), составление по образцу сюжетной картинки из природного материала, изготовление аппликации с применением макаронных изделий, украшение одноразовой тарелки композицией из природного материала.
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе. Инструменты, применяемые при работе. Материалы, используемые для скрепления деталей. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью клея, пластилина. Соблюдение пропорций.
Работа с пластилином
Лепка по представлению предметов шаровидной формы, овощей и ягоды, посуды.
Технические сведения. Назначение пластилина. Назначение инструментов. Организация рабочего места при выполнении лепки. Уборка рабочего места.
Приемы работы. Заготовка материала (кусочков пластилина заданного размера) с применением резака. Раскатывание шариков круговыми движениями, палочек. Деление шарика на 2 равные части резаком (чашка). Соединение деталей способом примазывания.
Лепка медведя. Лепка домашних животных.
Технические сведения. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Пространственное положение деталей относительно друг друга. Пропорциональное соотношение элементов поделки. Самостоятельный подбор цвета.
Приемы работы. Лепка изделий путем раскатывания шариков, вытягивания из шарика конуса. Обработка изделия стекой. Отделка изделия цветным пластилином.
Работа с бумагой и картоном
Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кривым линиям. Складывание бумаги (оригами). Аппликация из геометрических фигур. Заготовка шариков из бумажных салфеток, оформление ими аппликаций.
Технические сведения. Применение и назначение бумаги. Свойства и особенности бумаги. Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка по шаблону. Смазывание клеем детали. Резание бумаги ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям. Складывание бумаги (по показу, по подробной схеме). Разрывание салфеток по линии сгиба, раскатывание шариков круговыми движениями.
Изготовление аппликации и заготовка деталей аппликаций с помощью шаблона, наклеивание их на картон с опорой на образец.
Изготовление елочных игрушек и их украшение.
Технические сведения.
Различение бумаги и картона. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, рациональная разметка. Склеивание игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Закрепление нитки-петли.
Технические сведения. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка деталей по шаблону. Складывание бумаги по показу и по подробной схеме.
Уборка помещений
Объект работы. Мастерская. Полы в мастерской.
Теоретические сведения. Значение уборки и ее необходимость. Требования к уборке мастерской. Подготовка необходимого инвентаря. Мытье столов и стульев.
Умение. Влажная уборка. Определение качества работы.
Практические работы. Уборка рабочего места. Подбор уборочного инвентаря. Мытье столов и стульев. Влажная уборка мастерской. Определение качества уборки.
Работа с текстильными материалами
Вышивание нитками на картоне: «Солнышко», «Домик», «Грузовик», «Кораблик».
Технические сведения: Нитки. Свойства ниток. Материал для вышивания: нитки швейные, мулине, ирис. Особенности ниток, используемых для вышивания. Понятия «стежок». Контроль размера стежков и расстояний между ними. Закрепление нитки в начале и конце работы. Организация рабочего места при работе Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами.
Приёмы работы: Прокалывание иглой отверстий на равном расстоянии друг от друга (длина стежка). Выбор цвета нитки для вышивания изделия. Отмеривание нитки, вдевание нитки в иголку. Закрепление нитки в начале работы узелком. Определение длины стежка по проколам, линейке. Закрепление нитки в конце работы. Отрезание нитки ножницами. Соблюдение правил безопасной работы колющими и режущими инструментами.
Технические сведения: Виды конструкторов. Названия деталей конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвёртка. Виды соединений деталей конструктора: жёсткое, свободное. Приёмы работы с конструктором. Правила безопасной работы. Правильная хватка инструментов. Приёмы завинчивания гаек: ключом, руками. Подбор планок по счёту отверстий. Понятие «конструирование», «модель». Ориентировка в пространстве и плоскости стола. Форма, цвет, величина изображения. Объёмные и плоскостные фигуры.
Приемы работы: Работа по инструкции учителя. Подбор деталей, по размеру, цвету, составление из деталей заданной конструкции. Анализ конструкции.
Анализ образца. Группировка деталей на рабочем столе в последовательности использования. Подбор планок по счёту отверстий. Учёт симметричности при сборке и закреплении деталей. Завинчивание гаек руками, ключом. Соединение деталей винтами и гайками. Крепление деталей жёстким и свободным соединением. При моделировании конструкции передача основных признаков натурального предмета. Правильная хватка инструментов. Соблюдение правил безопасной работы. Работа двумя руками при сборке конструкций.
Швейное дело
Ручное шитье. Различение инструментов и материалов для ручного шитья. Подготовка рабочего места. Отрезание нити определенной длины. Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями(с четырьмя отверстиями, на ножке). Выполнение шва «вперед иголкой». Закрепление нити на ткани. Выполнение шва «через край».
Шитье на электрической машинке. Различение основных частей электрической швейной машинки. Подготовка рабочего места. Наматывание нити на шпульку. Вставление шпульки с ниткой в шпульный колпачок. Вставление шпульного колпачка в челнок. Заправка верхней нити. Вывод нижней нити на платформу машины. Соблюдение последовательности действий при подготовке швейной машины к работе: установка педали, включение в сеть, наматывание нити на шпульку, вставление шпульки с ниткой в шпульный колпачок, вставление шпульного колпачка в челнок, заправка верхней нити, вывод нижней нити наверх. Подведение ткани под лапку. Опускание иголки в ткань. Соблюдение последовательности действий при подготовке к шитью: поднимание лапки, подведение ткани под лапку, опускание иголки, опускание лапки. Соблюдение последовательности действий при выполнении строчки: нажатие на педаль, регулировка ткани во время строчки, отпускание педали. Соблюдение последовательности действий по окончании шитья: поднятие лапки, поднятие иголки, вынимание ткани из-под лапки, обрезание нити. Уборка рабочего места.
Кройка и сборка изделия. Соблюдение последовательности кройки деталей изделия: раскладывание ткани, накладывание выкройки на ткани, закрепление выкройки на ткани, обведение выкройки мелом, выполнение припуска на шов, снятие выкройки с ткани, вырезание детали изделия. Соединение деталей изделия.
Соблюдение последовательности действий при пошиве сумки: выбор ткани и подбор соответствующих ниток, кройка изделия, сборка изделия, строчка швов основы и ручки сумки, удаление наметочного шва, утюжка швов, обработка верхнего края сумки, приметывание ручки к верхней стороне сумки, строчка ручки на швейной машине, удаление наметочного шва, утюжка готового изделия, пришивание деревянных бусин. Соблюдение последовательности действий при изготовлении панно «Рябина»: изготовление веток и листьев, приметывание веток и листьев к основе, пристрачивание веток и листьев на основу, удаление наметочного шва, пришивание пуговиц (ягод) к основе, обработка краев изделия.
Растениеводство
Выращивание комнатных растений. Определение необходимости полива растения. Определение количества воды для полива. Полив растения. Рыхление почвы. Пересадка растения. Мытье растения. Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений. Мытье горшков и поддонов.
Выращивание растений в открытом грунте. Перекапывание почвы. Рыхление почвы. Внесение органических удобрений в почву. Приготовление компоста. Оформление грядки и междурядья. Изготовление бороздки (лунки) на грядке. Выкапывание ямы. Подготовка семян к посадке. Посев семян. Высаживание рассады в открытый грунт. Полив растений. Удаление сорняков. Обрезка веток. Выкапывание овощей. Срезание овощей. Подготовка овощей к хранению (очищение от земли, обрезка ботвы, просушивание). Чистка и мытье садового инвентаря.
Возможные результаты освоения учебного предмета, курса
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Возможные личностные результаты освоения программы по профильному труду в 6 -9 классе II вариант включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
Помочь ребенку преодолеть социально-педагогические трудности.
Коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.
Укреплять положительные нравственные начала личности ребёнка.
Адаптироваться в коллективе сверстников, включаться в социальные и внутри - коллективные отношения.
Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.
Привлечь ребёнка к социально значимой и трудовой деятельности.
Создание ярких эмоциональных представлений об окружающем мире.
Возможные результаты освоения учебного предмета, курса
Освоение программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
фиксировать взгляд на объекте;
сортировать и подготавливать к работе природный материал;
воспроизводить (совместно с учителем и по подражанию) комбинации из (пластмассовых, металлических) деталей конструктора, представляющих собой простую конструкцию; изготовление изделий из бумаги, ткани, пластилина и другие, с учетом особенностей региона;
усвоение правил техники безопасности;
развитие понимания словесных инструкций (выполнять по инструкции трудовые операции), характеризовать материалы и инструменты, устанавливать последовательность работы;
уметь кратко отчитаться и оценить качество проделанной работы (аккуратно, неаккуратно);
формирование навыков самообслуживания, организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т. д.);
умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности;
умение соблюдать технологические процессы, например: изготовление изделий из бумаги, ткани, пластилина и другие, с учетом особенностей региона;
получение первоначальных представлений о сознательном и нравственном значении труда в жизни человека, о мире профессий.
6 класс
Личностные результаты освоения учебного предмета
1. Умение принимать помощь учителя или одноклассников в процессе выполнения
задания;
2. Проявление интереса к предмету;
3. Практическое понимание выполняемых действий
Возможные предметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
1. Умение находить свое рабочее место.
2. Соблюдение техники безопасности при работе с колющими и режущими
3. Выполнение изученных операций и приемов по изготовлению поделок (обрывание по
контуру, резание ножницами, сборка изделия с помощью клея).
Достаточный уровень:
1. Умение фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте;
2. Умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок на конце нитки, правильно
держать ножницы, иглу;
3. Соблюдение правил безопасности при работе с иглами и ножницами.
4. Применение с помощью, «рука в руке» умений по шитью.
7 класс
Личностные результаты освоения учебного предмета
1. Осознание себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
2. Проявление познавательных интересов и активности в данной деятельности;
3. Развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности;
Возможные предметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
1. Применение с помощью, «рука в руке» умений по шитью
2. Умение правильно работать ручными инструментами под контролем учителя с
соблюдением техники безопасности
3. Использование инструментов для работы с нитками и тканью, их назначение;
Достаточный уровень:
1. Освоение элементарного опыта по шитью и рукоделию
2. Умение правильно организовать свое рабочее место;
3. Различение материалов и инструментов по их назначению;
4. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
5. Устойчивая мотивация к различным видам деятельности
8 класс
Личностные результаты освоения учебного предмета
1. Контактность;
2. Социально-трудовая адаптация;
3. Культура труда и умение работать в коллективе.
Возможные предметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
1. Применение элементарных навыков по шитью и рукоделию под контролем,
самостоятельно.
2. Пришивание одного лоскута ткани к другому;
3. Умение аккуратно выполнять разметку по шаблону, по линии сгиба.
Достаточный уровень:
1. Различение видов материалов;
2. Умение составлять выкройку по трафарету с помощью учителя;
3. Выполнение несложных плетёных ковриков из атласных лент;
4. Выполнение несколько видов швов самостоятельно и с частичной помощью
учителя;
5. Установление последовательности изготовления изученных поделок из изученных
материалов;
9 класс
Личностные результаты освоения учебного предмета
1. Проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
2. Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
3. Готовность к безопасному поведению в обществе.
Возможные предметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
1. Выполнение несколько видов швов самостоятельно и с частичной помощью
учителя;
2. Пришивание пуговиц с 2-мя, 4-мя отверстиями
3. Умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при
выполнении предметных действий;
4. Умение организовать свое рабочее место, соблюдение санитарно-гигиенических
требований;
Достаточный уровень:
1. Различение видов материалов;
2. Умение эстетично и аккуратно выполнять разметку по
шаблону, по линии сгиба;
3. Знание свойств и особенностей некоторых ниток и ткани;
4. Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы;
соблюдать необходимые правила техники безопасности.
5. Умение соблюдать технологические процессы.
6. Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени,
оценивать результаты своего труда.
Основными видами и формами контроля являются
Безоценочное обучение.
Оценка достижений планируемых результатов.
Мониторинг возможных личностных и предметных результатов производится 3 раза в год (в начале, в середине и в конце учебного года).
Этапы мониторинга:
1. Стартовая диагностика: проводится в начале учебного года, для выявления уровня актуального развития ребёнка, его потенциальные возможности.
2. Текущая диагностика: проводится в середине учебного года, позволяет оценить эффективность применяемых методов и приёмов содержания коррекционно-развивающей работы, наблюдать динамику развития ребёнка.
3. Итоговая диагностика: проводится в конце учебного года, определяет характер динамики развития и позволяет составить дальнейший образовательный маршрут ребёнка или класса.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Учебно-методическое обеспечение: Линия УМК:
Галина А. И., Головинская Е.Ю. Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала. 6–9 класс; для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью, тяжёлыми и многочисленными нарушениями развития), обучающихся по адаптированной общеобразовательным программам. 2019г.
Картушина Г. Б., Мозговая Г. Г. Технология. Швейное дело. 5–9 класс; учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы. Издательство «Просвещение», 2019.
Карман Н.М., Зак Г.Г. Технология. Цветоводство и декаративное садоводство. 6–9 класс; учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы. Издательство «Просвещение», 2023
Мозговая Г. Г., Картушина Г. Б. Технология. Швейное дело. 5-7класс; рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы. Издательство «Просвещение», 2019.
Еремина А. А. Технология. Швейное дело. 5–9 классы. Методические рекомендации Пособие для учителя общеобразовательных организаций, реализующих АООП. Издательство «Просвещение». Пособие входит в учебно-методический комплект «Технология» для 5–9 классов, реализующий требования адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (предметная область «Технологии»).
Учебно-практическое оборудование: наглядные пособия, дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам профильного труда, рабочие тетради; фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; обучающие видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы, примеры (образцы) народных промыслов, презентации и др.
Технические средства обучения: компьютер, принтер, утюг, доска гладильная.
Электронные образовательные и информационные ресурсы:
http://fcior.edu.ru/ - портал Центра образовательных ресурсов. Каталог учебных электронных модулей и методических материалов;
http://lukoshko.net/ - детская электронная библиотека «Лукошко»: народные и авторские сказки, стихи и рассказы для детей. Словарь, детские рисунки, говорящие открытки, детские песенки, игры для детей;
http://easyen.ru/ - современный учительский портал. Методические разработки по проведению учебных и внеучебных мероприятий.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование составлено под каждого обучающегося индивидуально. В соответствии с его интеллектуальными и психофизическими нарушениями.
Календарно -тематическое планирование
«Профильный труд» для 6 класса
1 четверть 2 часа в неделю.
№
Тема урока
Часы
Дата проведения
Виды учебной деятельности
План
Факт
1
Вводное занятие
Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места.
1
Знакомство с мастерской и зонами в кабинете. Их назначением. Оформление рабочей тетради.
Просмотр презентации «ведение в предмет «Технология».
Работа с природными материалами
2
Виды и сортировка природных материалов.
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр видео. Отвечают на вопросы в ходе беседы.
3
Свойства сухих листьев. Аппликация из сухих листьев
«Осенний орнамент».
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
4
Аппликация из засушенных листьев.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
Работа с нитками
5
Виды ниток, назначение.
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр видео. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Запись в тетрадь.
6
Оформление в альбоме «Виды ниток».
1
Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
7
Рабочий инструмент — ножницы
1
Слушают объяснение учителя. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Запись в тетрадь правил безопасной работы с инструментами. Узнавание, различение инструментов, приспособлений.
8
Кукла из ниток.
Анализ образца. Инструменты и материалы для работы.
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр видео.
С помощью учителя анализируют образец куклы.
Повторяют правила ТБ с инструментами.
9
Наматывание ниток на шаблон.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
10
Разрезание ниток. Т/Б при работе с ножницами.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Повторяют правила ТБ с инструментами. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
11-12
Соединение мотков (с помощью учителя)
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
13
Оформление головы куклы (с помощью учителя)
1
Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
14
Оформление рук куклы (с помощью учителя)
1
Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
15
Оформление ног куклы (с помощью учителя)
1
Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
16
Окончательная отделка изделия
1
Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
2 четверть
Работа с ножницами
17-18
Правила безопасности при работе с ножницами. Тренировочные упражнения по разрезанию бумаги по намеченным линиям
2
Повторяют правила ТБ с инструментами. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
19-20
Упражнения в плетении косички
2
Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
21-22
Панно из косичек (тесьмы «вьюнок») «Улитка». Анализ образца.
2
Слушают объяснение учителя. Смотрят презентацию. Отвечают на вопросы учителя.
23
Плетение косичек из толстых ниток (с помощью учителя)
1
Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
24
Определение длинны косички методом прикладывания. Правила безопасной работы с клеем.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
25
Приклеивание косички на шаблон (с помощью учителя). Оформление изделия.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
Работа с тканью.
26
Сведения о ткани. Лицевая и изнаночная сторона ткани.
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр презентации. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Запись в тетрадь.
27
Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.
1
Слушают объяснение учителя. Определяют лицевую и изнаночную сторону на образце ткани.
28
Правила безопасной работы с ножницами.
1
Повторяют правила безопасной работы с ножницами. Запись в тетрадь.
29
Резание ткани ножницами по намеченной линии.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
30-31
Изготовление бахромы по краям ткани (салфетка)
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
32
Окончательная отделка изделия
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
3 четверть
Аппликация из ниток и ткани
33
Разметка ткани (с помощью учителя). Правила т/б с ножницами.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Повторяют правила ТБ. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
34
Вырезание из ткани геометрических и других фигур.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
35
Предварительная раскладка деталей аппликации на основе
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
36-37
Приклеивание деталей аппликации с помощью учителя. Т/б с клеем
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
38
Окончательное оформление работы.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
Работа иглой.
39
Правила отмеривания ниток. Упражнения в отмеривании и отрезании ниток (с помощью учителя).
1
Слушают объяснение учителя. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Запись в тетрадь.
Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
40
Упражнения по вдеванию нитки в иголку и завязывании узелка на конце нитки (с помощью учителя).
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
41-42
Шитьё по проколам на картоне швом «игла вверх-вниз» косые палочки, заборчик (с помощью учителя)
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
23-44
Шитьё по проколам на картоне «игла вверх-вниз»: уголки, башни, заборчик.
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
45-46
Шитьё по проколам с последующим раскрашиванием: лодочка, цветок (с помощью учителя)
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
47-48
Шитьё по проколам изученных букв, имен (с помощью учителя)
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
49-51
Вышивание швом «вперед иголка» простейших узоров по намеченной линии (геометрических фигур).
3
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
52
Окончательная отделка изделия.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
4 четверть
Работа с бумагой, ножницами и клеем.
53
Произвольное резание бумаги.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
54-55
Аппликация из готовых форм.
2
Повторяют виды форм. Слушают объяснение учителя. Просмотр презентации. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Запись в тетрадь.
56
Сгибание листа бумаги на 4 части. «Коврик».
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
57
Понятие: «Шаблон», «Трафарет».
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр презентации. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Запись в тетрадь.
58
Правила работы с шаблоном.
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр презентации. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Запись в тетрадь.
59-60
Правила работы с шаблоном «Звезда». Бумажная аппликация.
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Запись в тетрадь. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
Работа с пуговицами
61
Виды пуговиц.
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр презентации. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Запись в тетрадь.
62
Аппликация из разноцветных пуговиц «Салют Победе».
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
Работа с пластилином
63
Назначение пластилина. Назначение инструментов.
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр презентации.
64
Организация рабочего места при выполнении лепки. Уборка рабочего места.
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр презентации. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Запись в тетрадь.
65
Заготовка материала с применением резака.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
67
Деление шарика на 2 равные части резаком (чашка).
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
68
Соединение деталей способом примазывания.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
Приложение 3
Лист регистрации изменений
Номер урока/Класс
Даты по основному КТП
Дата проведения
Тема
Кол-вочасов
Причина корректировки
Способ корректировки
По плану
Дано
приложение1
Календарно-тематическое планирование составлено под каждого обучающегося индивидуально. В соответствии с его интеллектуальными и психофизическими нарушениями.
Календарно -тематическое планирование
«Профильный труд» для 8 класса
1 четверть 5 часов в неделю.
№
Тема урока
Часы
Дата проведения
Виды учебной деятельности
План
Факт
1
Вводное занятие. Правила безопасности и охраны труда на пришкольном участке.
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр презентации. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Запись в тетрадь правил безопасности на пришкольном участке.
Работа с природным материалом
2
Экскурсия на пришкольный участок, знакомство с видами цветов, овощей и фруктов, выращиваемых на пришкольном участке.
1
Слушают объяснение учителя во время экскурсии. Знакомятся с пришкольным участком, видами фруктов, овощей и цветов, выращиваемых на пришкольном участке.
3
Повторение видов и названий цветов, овощей и фруктов, выращиваемых на пришкольном участке.
1
Отвечают на вопросы в ходе беседы. Просмотр презентации. Запись в тетрадь.
4
Правила безопасной работы при сборе семян цветов. Сбор семян бархатцев на пришкольном участке.
1
Слушают объяснение учителя. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Запись в тетрадь правил безопасной работы при сборе семян на пришкольном участке.
5
Правила сбора сухих листьев деревьев.
1
Слушают объяснение учителя. Запись в тетрадь правил сбора сухих листьев.
6
Сбор и засушивание опавших листьев.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
7
Правила поведения на уроках труда. Правила безопасной работы клеем.
1
Повторяют правила поведения в мастерскую и Правила безопасной работы клеем. Просмотр презентации. Запись в тетрадь.
8-9
Изготовление аппликации «Дерево» из сухих листьев.
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
10-11
Изготовление аппликации «Солнышко» из сухих листьев.
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
Работа с пластилином
12
Назначение пластилина. Назначение инструментов.
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр презентации. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Запись в тетрадь.
13
Организация рабочего места при выполнении лепки. Уборка рабочего места.
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр презентации. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Убирают рабочее место.
14–15
Заготовка материала (кусочков пластилина заданного размера) с применением резака.
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
17
Деление шарика на 2 равные части резаком (чашка).
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
18
Соединение деталей способом примазывания.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
Инструменты и приспособления для швейных работ
19
Повторение. Виды ниток, назначение.
1
Повторяют виды ниток и их назначение. Просмотр презентации. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Запись в тетрадь.
20
Повторение. Виды тканей, назначение.
1
Повторяют виды тканей и их назначение. Просмотр презентации. Отвечают на вопросы в ходе беседы.
21
Правила обращения с иглой. Упражнение по вдеванию нитки в иголку.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу.
22
Упражнение в отмеривании и отрезании ниток
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
23-24
Закрепление нитки в начале и в конце строчки повторением двух трёх стежков на одном месте
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
25-26
Упражнение в шитье швом «вперёд иголка»
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
27-28
Строчка прямыми стежками по проколам (точкам).
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
29
Упражнение в разметке ткани по шаблону.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
Конструирование
30
Технические сведения: Виды конструкторов.
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр презентации. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Запись в тетрадь.
31
Названия деталей конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки.
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр презентации. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Запись в тетрадь.
32
Инструменты: ключ, отвёртка.
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр презентации. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Запись в тетрадь.
33
Виды соединений деталей конструктора: жёсткое, свободное.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы.
34
Приёмы работы с конструктором.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы.
35
Правила безопасной работы. Правильная хватка инструментов
1
Повторяют правила поведения в мастерскую и Правила безопасной работы клеем. Просмотр презентации. Запись в тетрадь.
36
Приёмы завинчивания гаек: ключом, руками.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
37
Подбор планок по счёту отверстий.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
38
Понятие «конструирование», «модель».
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр презентации. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Запись в тетрадь.
39
Ориентировка в пространстве и плоскости стола.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
40
Соединение деталей конструктора (с помощью учителя).
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
2 четверть
Повторение
41
Вводное занятие. Правила поведения на уроках труда. Правила организации рабочего места и ТБ.
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр презентации. Повторяют правила поведения в мастерской. Запись в тетрадь правил организации рабочего места.
Работа с бумагой и картоном
42
Правила безопасной работы с бумагой, картоном, клеем и ножницами. Соблюдение правил техники безопасности.
1
Повторяют правила безопасной работы с бумагой, картоном, клеем и ножницами. Запись в тетрадь.
43
Бумага и картон. Виды бумаги (внешний вид, свойства и назначение).
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр презентации. Запись в тетрадь.
44
Приёмы фальцовки. Сгибание листа бумаги пополам, вчетверо; по диагонали.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
45-46
Упражнения «Перышки».
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
47-48
Вырезание деталей аппликации «Черепашка».
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
49-50
Наклеивание деталей «Черепашки» на шаблон.
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
51-52
Симметричное вырезание овощей и фруктов.
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
53-56
Изготовление аппликации «Корзина с овощами и с фруктами» на картоне.
4
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
Работа с нитками
57-58
Правила безопасной работы с ножницами и клеем. Отрезание нитей одинаковой длины.
2
Повторяют правила работы ножницами. Правила измерения и отрезания нитей одинаковой длины. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
59-62
Плетение веревочки из 2 нитей.
4
Упражнение: измерение и отрезание нитей одинаковой длины. Витьё веревочки.
63-66
Плетение косички из 3-х нитей (с помощью учителя).
4
Выполняют упражнение: измерение и отрезание нитей одинаковой длины. Плетут косички.
67
Оформление коллекции.
1
Повторяют правила наклеивания изделий. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
Работа с тканью
68
Правила безопасной работы с ножницами. Повторение: лицевая и изнаночная сторона ткани.
1
Повторяют правила безопасной работы с ножницами. Повторяют: лицевая и изнаночная сторона ткани.
69-70
Упражнение в резании ткани ножницами по намеченной линии.
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
71-72
Упражнение в вырезании из ткани геометрических фигур.
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
73-74
Аппликация из ткани «Гриб».
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
75-76
Аппликация из ткани «Светофор».
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу.
Растениеводство
77
Комнатные растения. Названия. Требования к размещению.
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр презентации. Запись в тетрадь.
78
Полив растения, рыхление почвы.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
79
Мытьё растений, опрыскивание растений.
1
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
3 четверть
Работа с бумагой и картоном
80
Правила безопасной работы ножницами.
1
Повторяют правила безопасной работы с ножницами.
81-82
Резание картона ножницами по овалам, по кругам разных размеров.
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу. Соблюдают правила ТБ.
83-84
Вырезание снежинок из бумаги.
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу.
85-86
Наклеивание снежинок на картон по шаблону.
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
87-88
Вырезание фигур круга и треугольника, наклеивание на картон.
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
89-90
Аппликация «Снеговик».
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
91-94
Изготовление аппликации «Корзина с овощами и с фруктами» на картоне.
4
Слушают объяснение учителя. Просмотр презентации. Запись в тетрадь.
Уборка помещений
95
Значение уборки и ее необходимость.
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр презентации. Запись в тетрадь.
96-97
Требования к уборке мастерской. Подготовка необходимого инвентаря.
2
Слушают объяснение учителя. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Запись в тетрадь. Готовят необходимый инвентарь.
98-99
Уборка рабочего места. Подбор уборочного инвентаря.
Мытье столов и стульев.
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу.
Работа с тканью
100
Ремонт одежды и белья
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр презентации. Работа с учебником. Запись в тетрадь.
101
Сведения о пуговицах
1
Слушают объяснение учителя. Просмотр презентации. Работа с учебником. Запись в тетрадь.
102-103
Пришивание пуговиц с двумя отверстиями
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
104
Ремонт одежды по распоровшемуся шву
1
Слушают объяснение учителя. Работа с учебником. Запись в тетрадь.
105-106
Выполнение ремонта одежды по распоровшемуся шву (швом «назад иголка»)
2
Слушают объяснение учителя. Наблюдают за приёмами работы. Выполняют практическую работу по образцу (с помощью учителя).
Работа с пластилином
107-108
Приемы работы с пластилином скатывание шара, раскатывание, вытягивание. Овощи.