Адаптированная рабочая программа ИЗО 1 класс (1 вариант) ФГОС
Адаптированная рабочая программа ИЗО 1 класс (1 вариант) ФГОС
Рабочая программа по "Изобразительному искусству" составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся 1 класса с умственной отчталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на формирование базовых учебных действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программу составила: учитель высшей квалификационной категории Дубровина А.Н.
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
г. Железноводск
2020 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; Постановление от 10.07.2015г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Целью данной программы является осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства решаются следующие задачи:
формировать навыки и приемы работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
формировать у обучающихся зрительно-графические умения и навыки; изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе и работе в нетрадиционных техниках;
учить находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; ориентироваться на плоскости листа бумаги (слева, справа, верх, низ, середина; последовательно выполнять рисунок;
корригировать недостатки познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта путем систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции ,величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
развивать мелкую моторику рук; правильное удержание карандаша и кисточки, формировать навыки произвольной регуляции нажима и темпа движения (его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения;
знакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать эмоционально – эстетическое отношение к ним;
развивать речь учащихся и обогащать словарный запас за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и тд);
обогащать, уточнять и закреплять представления о предметах и явлениях окружающего мира;
воспитывать интерес к изобразительной деятельности, эстетические чувства и понимание красоты окружающего мира;
воспитывать адекватное отношение к результатам собственной деятельности и деятельности других, формировать основы самооценки.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Личностные результаты:
формировать навыки работы с материалами и инструментами (карандаш, краски, кисточка, тампоны и трафареты);
формировать представления о ЗОЖ, элементарные гигиенические навыки, охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки);
проявлять интерес к изобразительному искусству;
развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески;
развивать способности к эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру.
Регулятивные БУД:
учить понимать учебную задачу;
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
определять план выполнения задания на уроках изобразительного искусства под руководством учителя;
использовать в своей деятельности простейшие инструменты;
проверять работу, сверяясь с образцом.
Познавательные БУД:
ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам(цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
группировать предметы на основе существенных признаков(1-2) с помощью учителя;
формировать приемы работы различными графическими материалами;
наблюдать за природой и природными явлениями;
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости.
Коммуникативные БУД:
участвовать в обсуждении содержания художественных произведений;
выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой);
оформлять свои мысли в устной речи;
соблюдать простейшие формы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
слушать и понимать речь других;
уметь работать в паре;
умение отвечать на вопросы различного характера.
3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание программы отражено в следующих разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Изучение учебного материала по изобразительному искусству осуществляется в процессе рисования, лепки и выполнения аппликаций, а также бесед по изобразительному искусству.
Программой предусматриваются следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Работа с натурой в лепке, при составлении аппликации, в рисовании является ведущей. Для образования у детей представлений о предметах их нужно учить приемам обследования изображаемых предметов. Насколько эти представления будут богаты деталями, точны, отчетливы, настолько легче будет ребенку воспроизвести образы этих предметов в лепке или рисунке. На основе обогащенного зрительного опыта открываются некоторые возможности развития у умственно отсталых детей воображения и творческой художественно- изобразительной деятельности. Школьники учатся приёмам исследования предмета для более точного его изображения.
Рисованию с натуры предшествуют наблюдения изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета учащиеся передают его изображение в рисунке так, как видят его со своего места.
Основная задача обучения рисованию с натуры – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
При обучении рисованию с натуры целесообразно использовать метод сравнения. Сопоставление предметов позволяет детям увидеть их форму, цвет, величину, понять конструкцию сравниваемых объектов.
Чтобы научить школьников рассматривать предмет, выделять в нем конструктивно важные части, полезно использовать разборные игрушки. Предварительное расчленение игрушки, а затем ее сборка при фиксации внимания детей к месту расположения в целом каждой из этих частей помогает им осознать ее строение.
Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах:
а) составление “подвижной аппликации” - целого изображения из частей (например, человечка, лошадки из частей, составляющих их тело) или композиции из готовых изображений или силуэтов (например, дом, около дома - дерево, за домом - забор, перед забором - машина). В “подвижной аппликации" части целого объекта или композиции не приклеиваются на изобразительную плоскость (лист бумаги). Предоставляется возможность передвигать их, показывая: движение объекта; рациональное размещение, планирование при составлении композиции (например, передвигать ноги у человечка, показывая, что он то стоит, то идет; показывать правильное и ошибочное расположение силуэта объекта (или объектов) относительно изобразительной плоскости: в центре листа, сбоку, слишком высоко или низко;
б) составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого изображения или композиции (элементы аппликации готовятся или учителем, или учащимся).
В композиционной деятельности нужно учить детей устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой целью учителю предлагается широко использовать методики работы с “подвижной аппликацией”, с правильными и ошибочными изображениями, а также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые учитель заранее проставляет в альбоме.
В работе над декоративной композицией в полосе при составлении узора у детей развивается чувство ритма при чередовании формы, цвета, величины элементов.
Работа над тематической композицией начинается с формирования графических образов объектов. Прежде всего, это дерево, дом, человек.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкции осуществляется с учетом особенностей развития познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта. В этом разделе работы перед учителем ставится задача научить детей с интересом рассматривать предмет, который они собираются нарисовать, выделять главные признаки предмета: его форму, цвет, величину; расположение предмета в пространстве; соотносить выделенные части в отношении друг друга и по отношению к целому, то есть осознавать конструкцию предмета (например, кораблика) или его строение (например, дерева).
Ведущими видами работы в этом направлении является лепка-аппликация - рисунок в названной последовательности. В лепке ребенок воссоздает объемные части и соединяет их в целое объемное изображение. Аппликация является переходным этапом от объемного к плоскостному изображению - рисунку. С помощью лепки, аппликации ребенок осознает не только наличие частей в предмете, но и устанавливает их место в его конструкции, их соединения в целом, т.е. он осознает структуру объекта.
После лепки и работы над аппликацией ребенку легче осознавать приемы изображения предмета.
В разделе работы над развитием восприятия цвета формированию у них умений передавать его в живописи важно в первую очередь уделить внимание обучению детей умению организовывать свое рабочее место, пользоваться красками и кистью, выполнять работы различными приемами кистевой росписи.
Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности. Здесь важную роль играют демонстрация приемов, раскрывающих свойства цвета (например, приемы получения смешанных цветов из главных, приемы осветления цвета путем добавления белил или разведения краски водой, прием затемнения цвета черной краской для уменьшения ее яркости, насыщенности). Немаловажным является подбор доступных для исполнения и наряду с этим интересных для детей заданий.
Среди приемов обучения цветовосприятию наиболее важными следует считать метод сравнения, метод демонстрации отдельных этапов изображения или действий с красками и кистью, метод совместных действий учителя и учеников
Обучение восприятию произведений искусства начинается с формирования умений рассматривать картину, иллюстрацию, предмет народного творчества. На занятиях в 1 классе рекомендуется рассматривать 1-2 объекта.
Сначала дети при анализе картины, иллюстрации должны научиться называть изображенные предметы, их признаки, изображенные действия, затем - устанавливать различные связи, отраженные в изображении (временные, причинно-следственные и др.). Таким образом, важно добиться, чтобы дети не только посмотрели на демонстрируемые объекты - нужно научить их рассматривать картину, устанавливать ее содержание, сходство с реальностью, высказывать свое отношение к изображенному.
Подбираемый к занятию материал для демонстрации должен быть доступен пониманию учащихся 1 класса по содержанию и отвечать их интересам.
На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи учащихся. Предложенный в программе речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в практической деятельности и в беседах по изобразительному искусству. Раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года отводить по 10-15 минут времени на уроке для проверки накопленного лексического материала. Для этого рекомендуется использовать игры типа “Угадай, что у меня есть”, “Угадай, как называется”, “Угадай, какой по цвету”, а также “подвижную» аппликацию с большим количеством изображений предметов, силуэтов разных геометрических форм и размеров, разных по цвету, светлоте и т.д. (вазы, листья, цветы и др.)
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
Минимальный уровень:
Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
узнавание и различение цвета, с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий;
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
обводка карандашом шаблонов несложной формы, соединение точек, умение проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
закрашивание рисунка цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
узнавание и показ основных геометрических фигур и тел;
умение передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
в работе над аппликацией умение составлять целое изображение из частей;
узнавание и различение в иллюстрациях изображений предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнение их между собой.
Достаточный уровень:
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная);
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры , передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
выполняя рисунки, умение использовать только одну сторону листа бумаги;
обводка карандашом шаблонов несложной формы, умение соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
умение ориентироваться на плоскости листа бумаги;
закрашивание рисунка цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
различение и называние цветов;
узнавание и показывание основных геометрических фигур и тел;
умение передавать в рисунках основную форму предметов;
в работе над аппликацией умение составлять целое изображение из частей;
узнавание и различение в иллюстрациях изображений предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнение их между собой.
Развитие жизненной компетенции:
овладение навыками коммуникации в ближнем окружении, умение использовать в межличностном общении простую фразу из 3-4 слов;
осмысление роли ученика;
расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с миром природы;
развитие способности взаимодействовать с другими людьми;
формирование интереса к новизне, к пониманию значения собственной активности;
формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса;
умение ценить красоту народной игрушки.
5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.
На реализацию программы по изобразительному искусству в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 32часа (1 час в неделю).
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: коллективные, индивидуальные, групповые, фронтальные.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: личностно-ориентированное обучение, игровые, здоровьесберегающие, развивающие технологии, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.
По учебно-календарному графику:
Класс
Учебный предмет
Кол-во часов в неделю
I четверть (ч)
II четверть (ч)
III четверть (ч)
IV четверть (ч)
Кол-во часов в год
1
Изобразительное искусство
1
9
7
9
7
32
Учебно-тематический план.
№
Наименование раздела
Количество часов
I четверть (ч)
II четверть (ч)
III четверть (ч)
IV четверть
(ч)
За год
(ч)
1.
Обучение композиционной деятельности.
4
2
2
1
9
2.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
2
5
4
2
13
3.
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.
3
-
3
4
10
Всего
32
6. КАЛЕНДАКНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАВНИЕ.
Изобразительное искусство
1 класс
№
Программный материал
Элементы содержания урока
ЗУН уч-ся по теме
Коррекционная работа
Дата
1 четверть (9 ч)
1.
Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация.
Красота и разнообразие мира природы. Эстетическое восприятие деталей природы: красоты осенних листьев. Образ осени в иллюстрациях художников И. Левитана, К. Коровина, Ф. Васильева; в стихах А. Барто. Сравнение осенних листьев по форме и цвету. Изображение осеннего листопада акварельными красками, в аппликации и лепке.
Умение характеризовать красоту и осеннее состояние природы; красоту осенних листьев, учитывая их цвет и разнообразие форм. Умение живописными средствами передавать богатый колорит осенней природы, изображать характерные особенности осеннего леса (образец, предложенный учителем). Навыки работы с акварелью, с пластилином; в технике бумагопластики.
Коррекция и развитие наблюдательности, зрительного восприятия, мышления (сравнение).
2.
Рисуем акварелью. Осенний листопад.
Коррекция зрительного восприятия (наблюдение). Развитие эстетического вкуса, творческих способностей.
3.
Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование гуашью.
Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета? Усвоение понятий «ясно», «пасмурно». Значимость влияния погоды на настроение человека. Рисование гуашью по образцу.
Знание понятий «ясно», «пасмурно». Оценивание красоты природы в разное время года и разную погоду. Умение изображать характерные особенности пейзажа при различном освещении. Навыки работы с красками, цветом. Навыки работы с гуашью.
4.
Рисуем цветными мелками. Фрукты, овощи разного цвета.
Знакомство с понятием «натюрморт». Рисование натюрморта из фруктов и овощей. Знакомство с трафаретом. Работа по трафарету. Овладение живописными навыками работы цветными мелками. Овладение навыками работы с трафаретом.
Знание понятия «натюрморт». Умение различать фрукты и овощи, разные по цвету и форме. Творческие навыки работы с цветными мелками. Навыки работы с трафаретом.
Коррекция и развитие зрительного восприятия, наблюдательности (природные формы). Коррекция слухового внимания, мышления (загадки-описания).
5.
Рисуем цветными карандашами. Простые и сложные формы предметов.
Знакомство с понятиями «форма», «простая форма». Простые и сложные формы. Анализ формы предмета. Создание изображения на основе простых и сложных форм. Рисование предмета из двух, трех простых форм (вагон, дом).
Умение «разделить» сложную форму на множество простых форм. Использование трафарета простой формы для создания более сложных форм. Умение соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений; видеть в сложной форме – простые формы. Умение воспринимать и анализировать форму предмета.
Коррекция и развитие способности целостного обобщенного видения формы (операции анализа, синтеза); наблюдательности. Конструирование.
6.
Линия. Точка. Пятно. Рисуем карандашами и фломастерами.
Линия, точка, пятно – язык графики в изобразительной композиции, способ изображения предмета на плоскости. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, точки, линии. Работа по образцу. Дорисовывание волос у человечков. Волны на море. Забор.
Использование линии, точки и пятна, как основы изобразительного образа на плоскости листа. Умение соотносить форму пятна, множество точек и разнообразие линий с опытом зрительных впечатлений. Правильное удерживание карандаша в руке. Первичные навыки изображения на плоскости с помощью пятна, точки, линии. Умение создавать изображения на основе пятна, точки, линии.
Коррекция внимания, зрительного восприятия, пространственных представлений и ориентации. "Найди отличия"
7.
Лепка. Лепим. Изображаем лист сирени.
Времена года. Изучение природных форм. Изучение формы листа сирени. Изображение листа сирени. Форма листа сирени, прожилки.
Сравнение листа сирени с другими формами. Умение изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой. Умение понимать простые формы симметрии. Творческие умения навыки работы с пластилином.
Коррекция и развитие художественных навыков при создании рисунка на основе знаний простых форм.
8.
Лепка. Матрешка.
Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Анализ формы.
Первичные навыки изображения в объеме способами вдавливания и размазывания.
Коррекция и развитие наблюдательности, фантазии при восприятии объемной формы.
9.
Рисуем куклу-неваляшку.
Изучение формы. Изображение неваляшки. Создание рисунка на основе знаний простых форм. Работа с шаблоном. Декоративная роспись.
Навыки работы с шаблоном. Творческие умения и навыки работы акварельными красками. Умение изображать живописными средствами декоративные цветы внутри нарисованной формы. Навыки работы фломастерами и мелками. Умение изображать предмет, максимально копируя форму. Понимание простых основ геометрии, симметрии.
Коррекция и развитие пространственных представлений, внимания, мышления.
№
Программный материал
Элементы содержания урока
ЗУН уч-ся по теме
Коррекционная работа
Дата
2 четверть (7 ч)
1.
Лепка. Деревянный дом в деревне.
Первичное знакомство с архитектурой. Постройки в окружающей нас жизни. Материалы для постройки. Понятия «внутри», «снаружи». Назначение дома, его внешний вид. Внутреннее устройство дома. Изображение деревянного дома в иллюстрациях художников: И. Левитан, К. Коровин. Лепка деревянного дома из бревен. Выполнение работы по образцу. Изображение деревянного дома в технике аппликации. Приемы работы в технике бумагопластики.
Знание понятий «внутри», «снаружи», «художник-дизайнер». Знание назначения дома, его внутреннего устройства. Умение изображать деревянный дом в лепке, выявляя его форму, конструкцию, взаимосвязь частей. Навыки конструирования с помощью лепки.
Коррекция и развитие мышечной системы, координации движений рук, пространственных представлений.
2.
Аппликация. Деревянный дом из бревен.
Рассматривание, сравнение реальных зданий разных форм. Первичные навыки конструирования из бумаги. Умение оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.
Коррекция и развитие внимания, пространственных представлений, мыслительных операций (синтеза и анализа).
3.
Аппликация «Рыбки в аквариуме».
Изучение формы. Форма и создание композиции внутри заданной формы. Изображение аквариума в технике аппликации. Создание сложной многофигурной композиции. Использование цветной бумаги в технике бумагопластики. Работа с шаблоном.
Знание простых форм. Приемы работы с аппликацией. Навыки работы в технике бумагопластики. Творческие умения и навыки работы фломастерами и цветными карандашами. Навыки создания сложной многофигурной композиции. Сравнение своей работы с работами одноклассников и ее оценка.
Коррекция и развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знания простых форм.
4.
Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка.
Красота зимнего пейзажа и радость зимних развлечений в картине В. Сурикова. Пропорции – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создать образ, выражать характер изображаемого. Конструирование и рисование снеговика с разными пропорциями (нижний, средний и верхний круги, составляющие конструкцию «снеговика»), или новогодней елки (нижний, средний и верхний ярус).
Умение видеть красоту природы: разнообразие ее форм, цвета (иней, мороз, снег). Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Техника работы фломастерами и цветными карандашами. Навыки работы в технике бумагопластики. Конструирование из бумаги. Сравнение выполненной работы с работами одноклассников.
Развитие художественных навыков при создании рисунка и аппликации на основе знаний простых форм.
5.
Новогодняя елка. Флажки на веревке для елки. Рисование цветными карандашами. Аппликация.
Восприятие красоты природы. Просмотр слайдов, фотографий и картин (В. Суриков «Взятие снежного городка) с выразительными деталями зимней природы (ветки, покрытые инеем, снежинки, сосульки на крышах, пушистые лапы елок, припорошенные снегом). Композиция – главное средство выразительности работы художника. Цветовые решения украшение. Праздник. Передача ощущения праздника художественными средствами. Конструирование и рисование новогодней елки, флажков на веревке.
Умение передать в изображении характер и настроение праздника. Навыки работы от общего к частному. Навыки работы в технике аппликации и рисования. Приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Работа графическими материалами (фломастеры, цветные карандаши) с помощью линий разной толщины.
Коррекция и развитие зрительного восприятия, устной речи.
6.
Лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека.
Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Материалы, которыми работает скульптор. Выразительные возможности пластилина. Человек. Изображение человека. Части тела. Части головы, лица. Чем похожи люди и в чем разные? Лепка частей тела человечка из пластилина, их соединение.
Знать, как называются разные части тела человека. Навыки работы от общего к частному. Навыки работы в технике лепки. Умение оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.
Коррекция и развитие восприятия, внимания, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), пространственных представлений (ориентировка в своем теле).
7.
Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка.
Животный мир леса. Заяц. Внешний вид животного. Части тела зайца. Цвет зайки зимой и летом. Почему зайка зимой белого цвета? Соблюдение пропорций. Лепка частей тела зайчика из пластилина, их соединение по образцу. Рисование зайчика.
Знание внешних отличий зайчика летом и зимой. Знать, как называются разные части тела зайки. Навыки работы от общего к частному. Анализ форм частей, соблюдение пропорций. Навыки работы в технике лепки и рисунка. Умение оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.
Коррекция и развитие зрительного восприятия, устной речи, общей моторики.
№
Программный материал
Элементы содержания урока
ЗУН уч-ся по теме
Коррекционная работа
Дата
3 четверть (9 ч)
1.
Рассматривание картин художников.
Учимся быть зрителями. Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Различные жанры изобразительного искусства. Рассматривание картин известных художников (Б. Кустодиев, И. Шишкин, А. Герасимов и др.). составление рассказа по картине известного художника. Что хотел рассказать художник?
Умение рассматривать и сравнивать картины разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное). Знать имена знаменитых художников. Умение рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников.
Развитие навыка восприятия и оценки деятельности известных художников.
2.
Аппликация. Пирамидка. Рыбка.
Изучение формы. Композиция рисунка. Форма и создание композиции внутри заданной формы, с учетом ее. Изображение рыбки, пирамидки в технике аппликации (с графической дорисовкой). Работа с шаблоном.
Владение техникой и способами аппликации. Умение создавать и изображать на плоскости средствами аппликации и графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный образ (пирамидка, рыбка). Навыки работы карандашами, кистью, ножницами; красками, цветом.
Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знания простых форм.
3.
Ваза с цветами. Аппликация (с графической дорисовкой).
Форма. Композиция. Пропорции. Цветовые решения. Колорит. Линия, штрих, цветовое пятно и художественный образ. Изображение вазы с цветами в технике аппликации (с графической дорисовкой). Работа с шаблоном.
Навыки работы от общего к частному. Анализ формы частей, соблюдение пропорций. Навыки работы в технике аппликации и рисунка. Умение критически оценивать свою работу, сравнивая ее с другими работами.
Коррекция и развитие зрительного восприятия. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знаний простых форм.
4.
Колобок. Нарисуй картинку.
Сказка, фольклор. Художники-иллюстраторы. Художественные средства выразительности. Передача ощущения сказки художественными средствами. Усвоение понятий «слева», «справа». Рисование Колобка на полянке гуашью.
Умение анализировать последовательность изображения головы, лиц героев композиции. Высказывание своего мнения о средствах художественной выразительности, которые используют художники для передачи сказочности происходящих событий и действий. Умение анализировать форму частей, соблюдать пропорции.
Коррекция и развитие наблюдательности, пространственных представлений.
5.
Аппликация. Дома в городе.
Рассматривание реальных зданий (иллюстрации) разных форм, разной этажности. Город. Здания различного назначения. Конструкция здания.
Приемы работы в технике бумагопластики. Создание из простых геометрических форм (заранее вырезанных) изображений зданий (домов) города в технике аппликации.
Умения видеть конструкцию (геометрию) предмета; рассматривать и сравнивать здания разных форм. Навыки конструирования из бумаги. Умение составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения зданий в технике аппликации; оценивать свою деятельность.
Коррекция и развитие конструктивной фантазии и наблюдательности.
6.
Лепка. Одноэтажный дом. трехэтажный дом.
Изображение одноэтажного и трехэтажного дома. Передача пропорций и структуры дома. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме и размеру одноэтажного и трехэтажного дома. Изображение домов в технике лепки.
Навыки работы с целым куском пластилина. Приемы работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипывание). Умение создавать изображение дома в технике лепки с передачей пропорций и учетом композиционного центра.
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза.
7.
Аппликация. Многоэтажный дом.
Особенности создания аппликации. Чувство композиции. Композиционный центр. Изображение многоэтажного дома в технике аппликации.
Умение видеть цвет, делить цвета на теплые и холодные. Навыки работы в технике бумагопластики. Умение выявлять геометрическую форму простого плоского тела. Умения создавать и конструировать из простых геометрических форм; создавать изображение дома в технике аппликации с передачей пропорций и учетом композиционного центра. Приемы работы с бумагой.
Коррекция и развитие пространственных представлений.
8.
Весна пришла. Яркое солнце. Составление рассказа.
Времена года. Весна. Формирование навыка восприятия картин известных художников. Учимся любоваться красотой природы. Рассматривание картин знаменитых художников (И. Левитан, А. Саврасов). Составление рассказа по картине художника. Что хотел рассказать художник?
Умение рассуждать о творческой работе зрителя. Умение рассматривать и сравнивать картины разных художников, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом. Знать имена знаменитых художников. Умение отвечать на вопросы по содержанию произведений художников.
Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия, связной речи.
9.
Рисование. Весна. Почки на деревьях.
Рисование деревьев, почек на деревьях, солнца. Понятия «справа», «слева», «над», «под». Композиция рисунка. Колорит. Выполнение работы по образцу, предложенному учителем.
Навыки работы от общего к частному. Навыки работы с красками (гуашь), цветом. Умение анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Приемы работы по образцу.
Развитие наблюдательности, эмоциональной сферы (опыт эстетических впечатлений).
№
Программный материал
Элементы содержания урока
ЗУН уч-ся по теме
Коррекционная работа
Дата
4 четверть (8 ч)
1.
Весна пришла. Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование по описанию.
Рассматривание картин знаменитых художников (И. Левитан и др.). рисование по описанию. Композиция рисунка. Центр композиции. Использование вспомогательных точек для построения кораблика. Выбор необходимой палитры красок. Оценка своей деятельности.
Умение изображать характерные особенности деревьев весной, тщательно прорисовывать все детали рисунка; использовать выразительные средства живописи для создания образа весенней природы. Навыки работы с акварелью. Соблюдение пропорций при создании изображаемых предметов рисунка.
2.
Рисуем гуашью. Цветок. Ветка акации с листьями.
Весна. Наблюдение живой природы. Выражение настроения в изображении. Практика работы с красками (гуашь), цветом. Рисование цветка, ветки акации с листьями.
Умение выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью. Передача красками увиденной красоты, своих чувств. Навыки работы гуашью.
Развитие наблюдательности, фантазии.
3.
Что украшают узором? Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе.
Орнамент – узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов. Аппликация.
Умение видеть характер формы декоративных элементов. Навыки работы в аппликации. Умение рассматривать орнаменты, находить в них природные и геометрические мотивы. Первичные навыки декоративного изображения.
Развивать декоративное чувство пи рассматривании цвета, при совмещении материалов.
4.
Весна. Праздник. Хоровод. Аппликация с дорисовыванием.
Времена года. Весна. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Аппликация с дорисовыванием. Роль цвета в создании аппликации.
Умение видеть характер формы декоративных элементов. Навыки работы в аппликации. Художественно-практические навыки в создании наряда (сарафана). Навыки совместной работы.
Развитие художественных навыков при создании рисунка и аппликации на основе знания простых форм.
5.
Рисуем гуашью (цветными мелками). Домик в деревне.
Разнообразие домов. Природные материалы для постройки, роль дерева. Образ традиционного русского деревянного дома. Размер. Форма. Последовательность выполнения рисунка. Рисунок красками и кистью.
Умение объяснять особенности конструкции деревенского деревянного дома и назначение его отдельных элементов; изображать живописными средствами (гуашь, мелки) образ деревенского дома, природы (деревья).
Коррекция и развитие навыков творческой работы.
6.
Аппликация. Грибы на пеньке.
Форма гриба и его строение. Части гриба. Композиция рисунка. Последовательность построения композиции. Пропорции изображаемых предметов. Цвет и контраст. Самостоятельное выполнение работы.
Приемы работы в технике аппликации. Умение изображать, используя все многообразие цвета. Умение выделять конструктивный образ (образ формы) и необходимый цвет в процессе создания образа (конкретного гриба).
«Придумай свой рисунок» рисование. Наверху облака. Внизу цветы.
Рассматривание рисунков. Рисование по представлению. Отбор объектов изображения. Расположение объектов на листе. Расстановка предметов в рисунке. Понятие двух плоскостей: горизонтальная (пол – земля), вертикальная (небо или стена). Понятия «наверху», «внизу». Понятия «над», «под», «посередине», «в центре». Последовательность выполнения рисунка. Составление рассказа по нарисованной картинке.
Умение правильно располагать объекты, выбранные для изображения. Усвоение информации о существовании двух плоскостей – горизонтальной и вертикальной. Умение учитывать размер и форму предметов. Умение составлять рассказ по нарисованной картинке.
Коррекция и развитие пространственных представлений (ориентировка на плоскости листа), связной речи.
8.
«Придумай свой рисунок». Понятия: «над», «под», «посередине (в центре)».