- воспитание навыков самообслуживания; обучающегося в культуру общества;
- развитие личности ребенка на основе освоения универсальных способов деятельности;
- обретение духовно - нравственного опыта и социальной компетентности в условиях усвоения системы знаний, умений, навыков;
-создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа для надомного обучения»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Характеристика ребенка
ФИО ребенка
Муштенко Евгений Андреевич
Дата рождения
27.11.2002г.
Класс
6 В класс. Поступил в Курскую школу I и II вида 01.09.2010 года. ПМПК Курской области было рекомендовано обучение по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения для глухих детей.
Обучение по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения I вида (для глухих детей, имеющих задержку психического развития).
Занятия с психологом, логопедом, сурдопедагогом, сопровождение ПМПК - консилиума образовательного учреждения.
Наблюдение невролога, психолога, офтальмолога, кардиолога, лечение по назначению врача.
Анамнез
Родители здоровы, беременность протекала без осложнений, роды патологические - оперативные (ОКС), врожденная катаракта.
Раннее развитие
Развивался с отставанием, речь отсутствует.
Перенесенные заболевания
Страдает врожденной катарактой, снижение слуха с рождения
Состояние зрения, слуха
С рождения отмечено снижение слуха, перенес ПЭК инвалид по слуху с 2,5 лет
Наличие инвалидности, по какому заболеванию
Инвалид по слуху, глаукома, порок сердца
Общая осведомленность и социально - бытовая ориентировка
Сведениями о себе, своей семье не владеет. Родителей и близких узнает.
Особенности психофизического развития
Глазной контакт эпизодический, краткий. С трудом выдерживает учебную позу в течение 5 - 10 минут, после чего требуется «подкрепляющие стимулы» в виде игр. Внимание крайне неустойчивое, непроизвольное. Особенности памяти: объем запоминаемого материала низкий, сохранение непрочное.
Работоспособность низкая, утомляемость высокая. Зрительно - моторная координация нарушена. Существенные признаки не выделяет. Операции абстрагирования и обобщения не сформированы. Причинно - следственные отношения не устанавливает. Предметную классификацию не раскладывает. Отмечается незрелость эмоциально - волевой сферы в сочетании с повышенной аффективной возбудимостью, двигательной расторможенностью. Учебная деятельность возможна совместно с педагогом в виде выполнения практических заданий «рука в руке».
Сформированность учебных навыков:
Математика: счет на основе практических действий в пределах 100, соотнесение цифры и количества с помощью учителя. Геометрические формы различает с помощью объемных пазлов.
Чтение: читает, усваивает дактильное обозначение букв. Составляет слова из набора букв по образцу с помощью учителя.
Письмо: Навыками письма владеет самостоятельно. Доступен способ письма «рука в руке» - прописи с печатными буквами и элементами строчных букв.
Особенности устной речи
Речь отсутствует, при движении стереотипные вокализации
Общие трудовые умения
Трудовые навыки развиты
Особенности обучаемости
Учебные действия возможны при совместной практической деятельности педагогом
Эмоционально - поведенческие особенности, проблемы коммуникации, взаимоотношения с родителями, обучающимися, учителями
Отмечается незрелость эмоционально - волевой сферы в сочетании с повышенной аффективной возбудимостью, двигательной расторможенностью. У воспитанника не сформированы ни игровая, ни конструктивная деятельность вследствие нарушенного восприятия.
Мальчик нуждается в пошаговом контроле деятельности, в организующей и направляющей помощи педагога. Познавательный интерес снижен, деятельность стереотипна, не целенаправленна, требуется значительная помощь для ее организации.
Другие особенности ребенка, необходимые для написания адаптированной программы
У ребенка ярко проявляются особенности поведения при умственной отсталости. Поэтому обучение возможно по адаптированной программе в виде индивидуального обучения на дому. Смена домашней обстановки в виде комбинированной формы обучения в школе вызывает интерес у мальчика, он всегда бежит в класс, запомнил маршрут к месту учебы и местоположение своих учебных принадлежностей. С детьми не контактирует.
2. Цели и задачи программы
Цели:
-введение
речи, развитие слухового восприятия;
- воспитание навыков самообслуживания; обучающегося в культуру общества;
- развитие личности ребенка на основе освоения универсальных способов деятельности;
- обретение духовно - нравственного опыта и социальной компетентности в условиях усвоения системы знаний, умений, навыков;
-создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.
Задачи:
- формирование речи и понятийного мышления, словесной памяти, создание условий для расширения возможностей компенсации дефекта как за счет развития и использования слуховых данных, так за счет других сохранных анализаторов;
-повышение уровня общего и речевого развития на основе принципа речевой коммуникации при широком использовании остаточного слуха;
- формирование устной и письменной речи, слухового восприятия;
-воспитание навыков самообслуживания;
- развитие общения ребёнка со сверстниками и взрослыми.
3. Специальные условия для получения образования
1.Организационное обеспечение
Нормативно-правовая база ОО (образовательной организации)
Внесение в Устав пункта по организации обучения детей с нарушением слуха
Образовательная программа, включающая коррекционно-развивающую программу для детей с нарушением слуха
Договор с родителями
Локальный акт о зачислении ребёнка и ОО
Договор с обществом глухих (при необходимости)
Организация медицинского обслуживания
Организация комнат охраны слуха в ОО (при необходимости)
По потребности или индивидуальным особенностям ребёнка
Организация взаимодействия с родителями
На основе договора
Организация взаимодействия с ППМС - центром
На основе договора (при необходимости)
Взаимодействие образовательной организацией для детей с нарушением слуха
Индивидуальное обучение на дому в комбинированной форме
Организация взаимодействия с МСЭ
При необходимости
Организация взаимодействия с ПМПК
Консультативная помощь специалистам и родителям
Организация взаимодействия с органами социальной защиты
При необходимости
2.Материально- техническая база общеобразовательного учреждения
Архитектурная среда (выбрать необходимое)
Внеучебное пространство
Учебное пространство
Стенды на стенах образовательного учреждения с предварительным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности и т.д.
Телефон ОО (учителя) с функцией работы в режиме СМС - сообщений и доступ к интернету для контакта с родителями, сверстниками, получения информации.
Звукоизолированный кабинет сурдопедагога для проведения индивидуальный и групповых занятий (не менее 15 м2 ).
Кабинет психолога для индивидуальных и подгрупповых занятий.
Специальное оборудование
«Бегущая строка» (на этажах). Световая индикация начала и окончания урока в помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т.д.).
Индикатор звучания ИНЗ.
Компьютер с колонками и выходом в Internet. Средства для хранения и переноса информации (USB накопители), принтер, сканер. Наглядный материал по изучаемым темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы).
Специальная литература по сурдопедагогике и сурдопсихологии.
3.Организация образовательного процесса
Программно- методическое обеспечение образовательного процесса
Адаптированные образовательные программы
Программа «Обучение с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007г.
Т.С.Зыкова. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида (для глухих детей). Сборник 1. Подготовительный, 1-7 классы. М., «Просвещение», 2005
Проект ФГОС для глухих детей и для детей с нарушениями аутического спектра, 2014. http:|//fgos-ovz.herzen.spb.ru/
Дополнительные программы (для включения в адаптированную образовательную программу)
Парциальные программы:
Кукушкина О.И., Федосова И.Ф. Состав слова. - М.: Полиграф - сервис, 1944.-4Мб
Кукушкина О.И., Федосова И.Ф., Гончарова Е.Л. Развивающие игры в среде Logo. – М.: Полиграф – сервис, 1994.-1Мб
Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Королевская Т.К. Мир за твоим окном. Версия 3.0 М.: Полиграф-сервис, 1999.. -6,5 Мб
Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Королевская Т.К. Моя жизнь и мои настроения. – М.: Полиграф – сервис, 1991. -50 Мб.
Кукушкина О.И. Больших И.В, Состав числа// цикл специализированных компьютерных программ «математика для тех, кому трудно» версия 3.0. – М.: Полиграф - сервис, 2002. -10 Мб
Учебный план
Учебный план разрабатывается с учетом особенностей психофизического развития обучающегося, обеспечивает получение обучающимися образования и предпрофессиональной трудовой подготовки.
Учебный план включает перечень учебных предметов, обязательных для изучения на всех ступенях обучения, отражает коррекционную направленность образовательного процесса и определяет соотношение нагрузки между образовательными и коррекционными курсами.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ УМСТВЕННУ. ОТСТАЛОСТЬ
(индивидуальное обучение на дому)
Образовательные области
Учебный предмет
Кол-во часов в неделю
Язык
Развитие речи
2
Математика
Математика
3
Окружающая жизнь
Социально - бытовая ориентировка
2
Чтение
Чтение
2
Итого:
9
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Настоящая программа (шестой класс) разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Рабочая программа включает в себя элементы ФГОС и концепции ФГОС для детей с ОВЗ. Рабочая программа построена на основе программы для шестого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида под редакцией Т.С. Зыковой М.: Просвещение, 2005, в соответствии с примерным речевым материалом по развитию слухового восприятия обучающихся 6 класса под редакцией Е.П. Кузьмичевой, адаптирована для Муштенко Евгения, обучающегося по плану индивидуального надомного обучения.
Основной задачей обучающегося на занятиях в 6 классе является формирование устной речи. Содержание работы по восприятию речи обучающегося выражено в регулярной тренировке восприятия на слух слов, словосочетаний, фраз, учитывая индивидуальные особенности и психо - физиологические особенности неслышаших детей.
Обучающийся, имеющий недостаток слуховой функции, учится воспринимать, воспроизводить речевой материал с последующим его воспроизведением с соблюдением ритмико - интонационной структуры и звукового состава в пределах психофизических возможностей ребенка.
В соответствии с учебным планом внутришкольного контроля проводится учет уровня восприятия и воспроизведения обучающимся контрольного речевого материала. Результаты контрольно - измерительных действий отражены в протоколах ассистентов проверок, в документации педагога в форме сравнительных диаграмм. Материал программы считается освоенным, если обучающийся воспринимает и воспроизводит предложенные речевые конструкции в объеме 60%.
Основной задачей формирования у обучающегося по программе 6 класса является формирование произносительных навыков.
Математика
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:
Программы 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида под редакцией Т.С. Зыковой;
Учебного плана областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа - интернат» для детей с ограниченными возможностями здоровья»;
Проекта федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с нарушениями развития;
Программа рассчитана на 78 часов: 3 часа в неделю.
Основной задачей обучения математики является - преодоление недостатков в познавательной деятельности и эмоционально - волевой сфере учащихся с нарушением интеллекта, а также их подготовка к трудовой деятельности, коррекция интеллекта и личности учащихся, социальная адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе.
Содержание занятий
Математика
Формирование понятий «много», «один», «больше», «меньше», «столько же».
Повторение чисел 2,3,4,5 (название, последовательность, обозначение и написание первых пяти чисел натурального ряда).
Введение чисел 6,7,8,9,10.
Изучение геометрических фигур.
Ребенок должен манипулировать с различным количеством мелких и крупных предметов, пересчитывать пальчиком предметы, картинки от 1 до 10, затем самостоятельно, выполнять поручения «дай один, два…).
Геометрический материал: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг: обведение по шаблону.
Требования к знаниям и умениям обучающегося на конец учебного года
Сравнивать группы предметов по количеству в пределах 10: «один», «много», «больше», «меньше», «столько же».
Считать предметы в пределах 10 (пересчитывая пальцем).
Писать цифры от 1 до 10.
Различать геометрические фигуры.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Таблицу умножения однозначных чисел (на 2,3,4,5,6,7,8,9) и соответствующие случаи деления;
Количество дней в месяце;
Порядок выполнения действий в примерах, содержащих не более двух действий;
Названия геометрических фигур;
Учащиеся должны уметь:
Выполнять четыре арифметических действий в пределах 100;
Чертить квадрат и прямоугольник (по произвольным размерам);
Вычислять сумму длин сторон квадрата (прямоугольника);
Решать указанные в программе задачи.
Математика
2 четверть - 3 часа в неделю (17 часов)
Темы
Ч.
Даты
Содержание занятий
Универсальные учебные действия
Умножение шести и деление на шесть. Решение задачи примеров.
3
17.11
18.11
23.11
Умножение, деление,
пример на деление. Увеличь число…. в ….раз.
Уменьши число … в … раза.
Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения, работать с таблицами, схемами, цепочками.
Овладение устной и письменной математической речью, первоначальными основами логического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, наглядного представления данных, исполнение алгоритмов.
Временные понятия: 1 мес. = 28(29,30,31) дней;
календарь
3
24.11
25.11
30.11
Сколько дней в месяце?
В месяце…дней. Календарь. Посмотри в календаре, сколько дней в октябре?
Умножение семи и деление на семь. Решение задач и примеров.
3
1.12
2.12
7.12
О чём задача?
Какой главный вопрос задачи? Сколько вопросов в задаче?
Сколько действий в задаче?
Умножение восьми и деление на восемь. Решение задач и примеров
2
8.12
9.12
Умножение, деление,
пример на деление. Увеличь число…. в ….раз.
Уменьши число … в … раза.
Умножение девяти и деление на девять. Решение задач и примеров.
4
14.12
15.12
16.12
21.12
Практическая работа.
Умножение, деление,
пример на деление. Увеличь число…. в ….раз.
Уменьши число … в … раза.
Геометрический материал: черчение прямоугольника по заданным размерам; выбор прямоугольника из других фигур. Решение задач в 1-3 вопроса
2
22.12
23.12
Назови фигуру. Сколько у …углов, сторон? Покажи равные стороны прямоугольника.
3 четверть - 3 часа в неделю (30 часов)
Темы
Ч.
Даты
Содержание занятий
Универсальные учебные действия
Умножение и деление на 1
4
11.01
12.01
13.01
18.01
При умножении любого числа на 1 получится это число.
Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения, работать с таблицами, схемами, цепочками.
Овладение устной и письменной математической речью, первоначальными основами логического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, наглядного представления данных, исполнение алгоритмов.
Умножение нуля, на нуль и деление нуля (невозможность деления на нуль). Решение задач
4
19.01
20.01
25.01
26.01
Запомни, на нуль делить нельзя.
Меры времени
5
27.01
1.02
2.02
3.02
8.02
Индивидуальные задания
Использование приема перестановки
( 3*12=12*3)
4
9.02
10.02
15.02
16.02
Умножение, деление,
пример на деление,
пример на умножение.
Геометрический материал: вычисление суммы длин сторон квадрата. Решение задач на все арифметические действия.
4
17.02
22.02
23.02
24.02
Вычисли (найди сумму сторон квадрата)
Использование приема перестановки (3*12=12*3)
5
29.02
1.03
2.03
7.03
8.03
Умножение, деление,
пример на деление,
пример на умножение.
Внетабличное умножение на однозначное число
4
9.03.
14.03
15.03
16.03
Реши пример на деление. Прочитай ответ.
4 четверть - 3 раза в неделю (24 часа)
Темы
Ч.
Даты
Содержание занятий
Универсальные учебные действия
Геометрический материал
5
30.03
04.04
05.04
06.04
11.04.
Покажи угол (боковую сторону, основание) Начерти
прямоугольник со сторонами 7см и 2см. Вычисли сумму длин сторон.
Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения, работать с таблицами, схемами, цепочками.
Овладение устной и письменной математической речью, первоначальными основами логического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, наглядного представления данных, исполнение алгоритмов.
Деление с остатком (8:3, 34:8 и т.д.)
6
12.04
13.04
18.04
19.04
20.04
25.04
Остаток, прочитай ответ.
Умножение, деление,
пример на деление,
пример на умножение.
Внетабличное умножение на однозначное число
6
26.04
27.04
02.05
03.05
04.05
9.05
Повторение случаев деления с остатком и внетабличного умножения на однозначное число, а также деления
Внетабличное деление вида 51:3
Решение задач в 1-3 действия, включающих умножение и деление
6
10.05
11.05
16.05
17.05
18.05
23.05
О чём задача?
Какой главный вопрос задачи? Сколько вопросов в задаче?
Сколько действий в задаче? Придумай вопрос к задаче.
Геометрический материал: вычисление суммы длин сторон прямоугольника
2
24.05
25.05
Покажи угол (боковую сторону, основание) Начерти
прямоугольник со сторонами 7см и 2см. Вычисли сумму длин сторон.
Социально - бытовая ориентировка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету: «социально - бытовая ориентировка» составлен на основании следующих нормативно - правовых документов:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида под редакцией Т.С. Зыковой;
Учебного плана областного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат I и II вида»;
Программы обучения для глубоко умственно отсталых детей (Составитель: НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1984 год) по предмету «Социально - бытовая ориентировка» 4-8 классы;
Проекта федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с нарушениями развития;
Программа рассчитана на 50 часов: 2 раза в неделю
Основная цель занятий по социально- бытовой подготовке учащихся коррекционного класса в нашей школе - помочь детям приобрести жизненны опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у учащихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
Главное условие успешности решения поставленных задач по социально - бытовой подготовке учащихся - разнообразная ежедневная практическая деятельность учащихся. Материал программы по СБО дает учителю возможность интересно и разнообразно строить занятия, выбирая те формы и методы работы, которые наиболее эффективны в плане коррекции недостатков развития глухих детей с РДА.
Задачи:
Программа предполагает развитие эмоционального отношения к общественному окружению путем развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми;
Формирование уверенности в себе, способности познавать себя;
Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне;
Развитие ориентации в социально - бытовых отношениях, формирование умения включаться в них, утверждать себя и участвовать в созидательной деятельности;
Формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.
Содержание тем учебного курса по социально - бытовой ориентировке
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Одним из важнейших принципов обучения является принцип расширения социальных связей. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыками общения. Несомненно, что расширению социальных связей воспитанников должна способствовать вся коррекционно - воспитательная работа с ними. Цель учебного процесса - сформировать у детей определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей.
Успешное формирование у воспитанников адекватных представлений об окружающем во многом определяется умением учителя правильно строить педагогический процесс, используя разные формы и методы обучения. Многочисленными исследованиями доказано, что развитие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда, когда их обучение строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Поэтому занятия с детьми по бытовой ориентировке организуются, главным образом, в форме экскурсий и уроков, которые проходят в виде сюжетно - ролевых игр. Именно при таком построении учебной работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в обучении обучающихся.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность, с одной стороны, постепенно усложнять содержание тем, с другой - постоянно повторять пройденное. Закреплению и повторению материала отводится значительная часть времени на каждом уроке.
Большую роль в выработке учащихся умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. Их необходимо организовывать там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых. Пассивные, не сопровождаемые целенаправленными действиями наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни малоэффективны в работе с такими детьми.
Результативность занятий обеспечиваются только при условий тесной связи учителя с родителями.
Стирка и утюжка изделий из цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей
2
8.12
14.12
Предметные картинки, предметы одежды
Одежда. Уход за одеждой.
2
15.12
21.12
Практическая работа по чистке одежды
Обувь. Левая и правая нога. Умение шнуровать и застегивать обувь
1
22.12
Предметные картинки. Практическая работа по уходу за демисезонной обувью.
3 четверть - 2 раза в неделю (20 часов)
Состав семьи. Родственные отношения. Взаимоотношения в семье.
6
11.01
12.01
18.01
19.01
25.01
26.01
Знать состав своей семьи, иметь представление о родственных отношениях, проведении семейных праздников; умение взаимодействовать с малышами
Поиграем с малышами
4
1.02
2.02
8.02
9.02
Разучивание игр, проведение их с младшими школьниками
Продукты
2
15.02
16.02
Работа с набором карточек
Продукты. Чистка овощей и фруктов. Практическая работа
2
22.02
23.02
Работа с ножом
Внешний вид человека
4
29.02
1.03
7.03
8.03
Предметные картинки, предметы одежды
Порядок надевания одежды
2
14.03
15.03
Работа с дидактическим материалом
4 четверть - 16 часов
Туалетные принадлежности
5
4.04
5.04
11.04
12.04
18.04
Игра «пузыри», работа с сюжетными картинками, обсуждение ситуаций
«Мойдодыр» просмотр мультфильма «Мойдодыр»
3
19.04
25.04
26.04
Повторение названий туалетных принадлежностей
Чистота в помещении. Уборка класса
4
2.05
3.05
9.05
10.05
Использование веника, совка
Чистота в помещении. Влажная уборка
2
16.05
17.05
Использование мокрой тряпки, швабры
Повторение пройденного за год.
2
23.05
24.05
Развитие речи
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету: «Развитие речи» составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида под редакцией Т.С. Зыковой;
Учебного плана областного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат I и II вида»;
Проекта федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с нарушениями развития.
Программа рассчитана на 50 часов: 2 раза в неделю.
Обучение ребенка с тяжелой умственной отсталостью чтению и письму представляет собой особую сложность. У Евгения отсутствует речь и реакция на обращенную речь. Поэтому необходим длительный подготовительный период, в течение которого устанавливается эмоциональный контакт с ребенком, подбираются невербальные способы общения. Предполагается применение дактильного обозначения букв.
Обучение проводится без использования учебников, а с крупным печатным материалом (буквы, слова, картинки) для опоры на визуальную память. Карточек применяется много, они должны покрывать самые разнообразные тематики, быть удобными и надежными. Ведь это не только метод познания мира, но и средство общения и самовыражения до того момента пока он не сможет говорить или писать. Основные наборы: «предыдущее - следующее» (необходимое действие, затем приятное), «план- действий» (картинный план, переходящий в отчет), «шпаргалка действий» (порядок мытья рук, например), «буква - картинка» (предмет на эту букву)
Особенностью занятий является их кратковременноть и частая прерываемость.
Предполагаемые результаты обучения узнавание и дактильное обозначение нескольких букв, собирание коротких слов из набора букв по образцу, произнесение звуков по подражанию, соотнесение предмета, картинки и таблички с его названием, печатание коротких слов «рука в руке».
Развитие речи
Установление контакта с обучающимися, положительной реакции на встречу, на совместные действия. Приучение к учебной позе на короткое время, смена поз по указанию учителя, опираясь на таблички «встань», «сядь».
Рассматривание книг с картинками сидя за партой.
Содержание занятий:
Составление слов из разрезной азбуки;
Соотнесение картинок к словам;
Чтение словаря по теме;
Составление слов и букв по образцу с помощью учителя;
Составление своего имени из набора букв;
Соотнесение табличек с картинками.
Развитие речи
2 четверть - 2 часа в неделю (12 часов)
Тема занятий
Ч.
Даты
Содержание занятий
Составление предложений из данных слов
3
18.11
23.11
25.11
«Мой город»
Работа над диалогом
2
30.11
2.12
В каком городе ты живёшь? (учишься)
Назови главную площадь (улицу)города? Какие ещё улицы ты знаешь? На какой улице находится наша школа? Какой транспорт есть в нашем городе?
Работа над текстом «наш город»
1
7.12
О каком городе рассказывал папа? Какой город Киев?
Сравни с Курском. Ты любишь г. Курск? Курск – мой родной город.
Составление рассказа по картинке «Правила дорожного движения»
2
9.12
14.12
Ответы на вопросы. Первичное умение оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.
Слушать вопрос, понимать его, отвечать на вопросы
Текст «Профессия родителей»
2
16.12
Где работает твоя мама? Кем работает мама? Какая профессия тебе нравится?
Текст «Начало зимы»
2
21.12
23.12
Какое время года наступило?
Назови зимние месяцы?
Что произошло в природе, пока Вася спал? Придумайте заглавие?
3 четверть - 2 часа в неделю
Беседа «как я провел зимние каникулы»
6
11.01
13.01
18.01
20.01
25.01
27.01
Какие были каникулы?
Сколько дней вы отдыхали?
Что вы делали на каникулах?
Словарь: зимние каникулы,
я отдыхал…..дней.
Описание зимних явлений природы
4
1.01
3.02
8.02
10.02
…,спроси у…, какое сейчас время года? Это начало, середина или конец зимы? Пурга(метель), гололедица, гололёд, снегопад(подбор картинок)
Составление рассказа по картинке
2
15.02
17.02
…,спроси у…, какое сейчас время года? Это начало, середина или конец зимы? Пурга(метель), гололедица, гололёд, снегопад(подбор картинок)
Работа над текстом «четыре желания»
2
22.02
24.02
О чём говорится в рассказе? На сколько частей можно разделить рассказ? О чём говорится в каждой части рассказа? Озаглавь каждую часть рассказа, составь план рассказа.
Выделение в предложении пары слов, обозначающих предмет и его качество с помощью вопросов:
Ответы на вопросы. Составление предложений устно и письменно.
Какая погода была вчера? (сегодня)
Какой снег шел вчера? (Какой был ветер вчера (сегодня)
4 четверть - 2 раза в неделю
Весенние каникулы
3
30.03
4.04
6.04
Сколько дней продолжались весенние каникулы? Где ты провёл(а) весенние каникулы? Чем ты занималась (занимался) на каникулах? Какое событие во время каникул тебе особенно запомнилось?
Работа по иллюстрации на тему: «Занятия детей во время весенних каникул»
3
11.04
13.04
18.04
….пекли пирог. …играли….. …учился кататься на велосипеде. ….сделали скворечник.
Приметы весны. Работа над деформированным текстом «Весна»
3
20.04
25.04
27.04
Вот наступила… Появилась….травка. Ёжик…. Из-под хвороста.
Работа с иллюстрациями по теме: «школьники посадили сад»
2
2.05
4.05
Словарь: решили посадить, собрались около школы, принесли инструменты.
Работа над текстом «Журка»
1
9.05
Журавлёнок, журавль, Журка
Словарь: ранен в крыло, выздоровел – поправился, стал ручным, взмахнул крыльями.
Текст «Кто был на войне»
2
11.05
16.05
Кто разговаривает? О чём разговор? Кого вспоминают? Кем были они на войне? Как они воевали?
Учебный год закончился. Летние каникулы
2
18.05
23.05
Прочитай текст. О чём говорится в тексте?
Ответь на вопрос устно.
Когда заканчивается учебный год?
Что ты будешь делать в июне? (июле, августе) Спроси у …..,куда поедут отдыхать….? Ты будешь писать им письма?
Чтение
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету: «Чтение» составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида под редакцией Т.С. Зыковой;
Учебного плана областного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат I и II вида»;
Проекта федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с нарушениями развития.
Программа рассчитана на 50 часов: 2 раза в неделю.
Обучение ребенка с тяжелой умственной отсталостью чтению и письму представляет собой особую сложность. У Евгения отсутствует речь и реакция на обращенную речь. Поэтому необходим длительный подготовительный период, в течение которого устанавливается эмоциональный контакт с ребенком, подбираются невербальные способы общения. Предполагается применение дактильного обозначения букв.
Обучение проводится без использования учебников, а с крупным печатным материалом (буквы, слова, картинки) для опоры на визуальную память. Карточек применяется много, они должны покрывать самые разнообразные тематики, быть удобными и надежными. Ведь это не только метод познания мира, но и средство общения и самовыражения до того момента пока он не сможет говорить или писать. Основные наборы: «предыдущее - следующее» (необходимое действие, затем приятное), «план- действий» (картинный план, переходящий в отчет), «шпаргалка действий» (порядок мытья рук, например), «буква - картинка» (предмет на эту букву)
Особенностью занятий является их кратковременноть и частая прерываемость.
Предполагаемые результаты обучения узнавание и дактильное обозначение нескольких букв, собирание коротких слов из набора букв по образцу, произнесение звуков по подражанию, соотнесение предмета, картинки и таблички с его названием, печатание коротких слов «рука в руке».
Чтение
2 четверть - 2 часа в неделю (12 часов)
Темы занятий
Ч.
Даты
Содержание занятий
Басня «Стрекоза и муравей» И.Крылов
3
17.11
18.11
24.11
Изображать содержание прочитанного рассказа (отдельных предложений) в рисунках (с помощью учителя, самостоятельно).
Подписывать свои рисунки предложениями из текста.
Рассказ «Почему» В. Осеева
2
25.11
1.12
Чтение текста по частям.Словарная работа.
Ответы на вопросы.
Стихотворение «Кто разбил большую вазу?» А. Кушнир