Рабочая адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Математика», в рамках предметной области «Математика» в 3 классе составлена на основе рекомендаций специального ФГОС начального общего образования от 19.12.2014 г, в соответствии с положениями ФЗ РФ «Об образовании» и ФЗ РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»,
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом МИНИСТЕРСТВА образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599,
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (проект от 03.04.2015);
Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Рабочая ОАП рассчитана на контингент учащихся с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся в 3 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.
При изучении предмета «Математика» в 3 классе реализуется опора на имеющийся опыт учеников, учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей детей с нарушением интеллекта.
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели обучения математике обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ПрАООП (вариант 1) определяет следующие задачи, которые можно охарактеризовать соответственно как образовательные, коррекционные, воспитательные задачи:
• формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
• коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
• формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль
- знание числового ряда 1 - 100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100, с использованием счетного материала;
- понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания; умножения и деления;
- выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- знание названий геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; овал.
- счет присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100 с переходом через разряд;
- понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления;
- выполнение устных и письменных действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- решение и составление простых арифметических задач и кратко записывать содержание задач;
- знание названий геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; вычерчивание прямоугольника, квадрата на бумаге в клетку.
- владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- имеет навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи;
- проявляет мотивацию к выполняемой работе.
- выделяет некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- делает простейшие обобщения, сравнения, классификации на математическом материале;
- пользуется знаками, символами, предметами-заместителями при решении примеров и задач;
- наблюдает под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работает с несложной по содержанию и структуре арифметической (математической) информацией.
- вступает в контакт и работает в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
- использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем (здоровается, прощается, благодарит);
- слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- договаривается и изменяет свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
- адекватно соблюдает ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимает учебную задачу, и произвольно включатся в деятельность, следует предложенному плану;
- активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников;
- соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами, принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Обучение математике в 3 классе специальной (коррекционной) школы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости предполагает соблюдение основных принципов общей дидактики и коррекционной педагогики:
Для достижения планируемых результатов учителя используют дидактические средства: визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, муляжи, предметные картинки, сюжетные картины и т.д.; аудиальные (слуховые), включающие магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, компьютеры и т. д.
- практические – упражнения, опыты, проблемные ситуации (задачи).
Основными методами обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются (классификация методов по характеру познавательной деятельности):
Специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):
Контрольные задания предусмотрены авторами УМК и напечатаны в учебнике после каждого раздела.
- Белошистая А.В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе/Вопросы психологии. - 2002. - №6.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.- М.: Просвещение, 1990.
- Алышева Т.В. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч. 1. - Алышева Т.В. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч. 2.
- Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.- Ч. 1.
- Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.- Ч. 2.
- электронная форма учебника: Алышева Т.В. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.
- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал (шишки, желуди и пр.), геометрические фигуры и тела);
- индивидуальные оцифрованные ученические линейки.
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Планируемые образовательные результаты | Способы Контроля Деятельность обучающихся | Программно-практические работы, оборудование | Домашнее задание | Тип урока, технология |
личностные | предметные |
I четверть – 8 часов |
-
| | Второй десяток. Нумерация. | 1 | Осваивает социальную роль ученика и формирует положительное отношение к обучению математике. У учащихся будут сформированы: -положительное отношение и интерес к изучению математики; могут быть сформированы: -адекватная самооценка; -восприятие математики как части общечеловеческой культуры; | Знает все числа второго десятка. Умеет сравнивать числа второго десятка, выполнять простейшие действия сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток. Умеет ориентироваться в пространстве и во времени. | См. Фонд оценочных средств. Числовой ряд в пределах 20. Место каждого числа в числовом ряду. Получение следующего, предыдущего чисел. Однозначные, двузначные числа. Десятичный состав чисел 11–20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание в пределах 20 на основе десятичного состава чисел (10 + 3; 3 + 10; 13 – 3; 13 – 10), присчитывания и отсчитывания единицы (12 + 1; 1 + 12; 13 – 1), с использованием переместительного свойства сложения. Простые и составные арифметические задачи, содержащие задачи отношения «больше на …», «меньше на …» | Учебник с.5-10 Игры: «Радуга», «Подбери нужный цвет», «Какого цвета?». Презентация. Раскраски. | с.7 №10, с.8 №14 | Формирование новых знаний. Игровая технология. |
-
| | Линии Пересечение линий | 1 | Проявляет познавательный интерес. Осваивает социальную роль ученика и проявляет положительное отношение к школе. | Знает числовой ряд 1-20, правую, левую руку. Узнаёт линии: прямую, кривую, отрезок, луч. Умеет сравнивать числа, решать примеры и задачи в пределах 10, определять местоположение предметов в пространстве. | См. Фонд оценочных средств. Линии: прямая, кривая, луч, отрезок; их узнавание, называние, дифференциация Построение прямых линий через одну точку. Построение лучей из одной точки. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Сравнение отрезков по длине. Построение отрезка, равного по длине данному отрезку (такой же длины). Сравнение чисел, полученных при измерении длины одной мерой. | Игры, упражнения «Разложи по величине, «Найди одинаковые фигуры». Учебник, презентация, игрушки разных размеров. | С.13 №7 Инд. карточки | Комбинированный. Развивающая технология. |
-
| | Числа, полученные при измерении величин. | 1 | Оценивает результат своих действий, адекватно воспринимает оценку своей работы учителем, одноклассниками. | Определяет «правое – левое» в частях собственного тела. Знает последовательность чисел в прямом и обратном порядке. Умеет называть последующее и предыдущее число в пределах 20 «Соседей числа», ориентироваться в картинках учебника. | Фронтальный опрос Величины (стоимость, длина, масса, емкость, время), единицы измерения величин (меры). Сравнение чисел, полученных при измерении величин одной мерой. Сравнение предметов по длине, массе, емкости. Размен, замена монет. Дифференциация чисел, полученных при счете предметов Дифференциация чисел, полученных при измерении разных величин. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин одной мерой. Сравнение длины отрезков с 1 дм. Решение, составление простых арифметических задач на нахождение разности (остатка) (с числами, полученными при измерении величин). Решение арифметических задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении времени, с использованием понятий «раньше», «позже» | Игры, учебник, презентация, игрушки. | с.15 №8 с.18 №22 | Комбинированный. Развивающая технология. |
-
| | Сложение и вычитание без перехода через десяток | 1 | Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Знает состав чисел в пределах 20. Умеет решать примеры на основании знаний о составе числа. | См. Фонд оценочных средств. Сложение и вычитание двузначного числа с однозначным (13 + 2; 2 + 13; 13 – 2; 18 + 2; 20 - 2). Вычитание двузначных чисел (18 – 12; 20 – 12). Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц, с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения). Упорядочение чисел в пределах 20. Составление простых и составных задач по краткой записи, их решение. Построение отрезка, длина которого больше (меньше) длины данного отрезка (с отношением «длиннее на … см», короче на … см»). Построение пересекающихся, непересекающихся линий. Нуль как результат вычитания (15 – 15), компонент действия сложения (15 + 0; 0 + 15). Нуль как компонент вычитания (3 – 0 = 3) | Игры, упражнения «Расположи предметы по ширине», «Раздели на группы». Учебник, презентация, наглядные пособия. | С. 27№1,3 с.30 №18 | Комбинированный. Игровая технология. |
-
| | Сложение с переходом через десяток. | 1 | Проявляет познавательный интерес. Осваивает социальную роль ученика и проявляет положительное отношение к школе. | Знает десятичный состав чисел 11, 12, 13.Умеет записывать, называть числа, определять место в числовом ряду. | См. Фонд оценочных средств. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа. Таблица сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Присчитывание по 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20. Построение пересекающихся отрезков; нахождение точки пересечения, обозначение ее буквой | Игры, работа в тетради в клетку, учебник. | с.37 №10 с.39№8 | Сообщение новых знаний. Игровая технология. |
-
| | Углы. Четырёхугольники. | 1 | Самостоятельно выполняет проверочные задания. Сотрудничает с взрослым. | Умеет строить прямой, острый,тупой углы, решать задачи на увеличение (уменьшение ) числа на несколько единиц, кратко записывать содержание задачи. | Самостоятельная работа в тетради. Определение с помощью чертежного угольника видов углов. Построение прямого угла с помощью чертежного угольника с вершиной в данной точке; со стороной на данной прямой; с вершиной в данной точке и состороной на данной прямой | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | С.47 №45 с.60 №3 | Комбинированный. Развивающая технология. |
-
| | Вычитание с переходом через десяток. | 1 | Оценивает результат своих действий, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. | Понимает смысл уменьшения числа на несколько единиц (-). Умеет уменьшать число на несколько единиц. решать задачи, кратко записывать содержание задачи. | Самостоятельная работа в тетради. Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения вычитаемого на два числа. Отсчитывание по 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20. Определение видов углов на глаз с последующей проверкой с помощью чертежного угольника. | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | с.51 №8 с54 №15 | Комбинированный. Развивающая технология. |
-
| | Контрольная работа за 1 четверть Работа над ошибками | 1 | Оценивает результат своих действий, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Умеет решать задачи на увеличение (уменьшение ) числа на несколько единиц, кратко записывать содержание задачи, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Умеет решать задачи на увеличение (уменьшение ) числа на несколько единиц, кратко записывать содержание задачи, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | Самостоятельная работа в тетради.с.68№ Анализирует и исправляет ошибки. | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | - С.66№6 | Комбинированный. Личностно-ориентированная технология. Обобщение и систематизаия знаний. Игровая технология. |
II четверть – 8 часов |
-
| | Меры времени – год, Месяц. Треугольники. | 1 | Проявляет познавательный интерес. Проявляет положительное отношение к школе. Проявляет доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, в ходе сотрудничества с взрослыми и одноклассниками. | Знает меры времени – год, месяц. Умеет соотносить 1год=12мес. Знает приём вычитания чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Умеет решать примеры вида 15-3. Знает элементы тругольника, строит его по заданным точкам. | Самостоятельная работа в тетради. Знакомство с мерами времени – 1 год, 1 мес. Соотношение: 1 год = 12 мес. Название месяцев. Соотношение месяцев и сезонов года (времен года). Связь сезонных изменений природы, событий окружающей жизни с месяцами года Самостоятельная работа в тетради. Элементы треугольника. Построение треугольников по заданным точкам (вершинам) на бумаге в клетку. | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | с.67 №8,9 с.64 №13 | Комбинированный. Игровая технология. Комбинированный. Развивающая технология. |
-
| | Умножение чисел. Уножение числа 2. | 1 | Самостоятельно выполняет проверочные задания. Сотрудничает с взрослым. Оценивает результат своих действий, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. | Знает место десятков и единиц в числе. Умеет решать примеры данного вида, решать примеры и задачи в два действия. Умеет заменять сложение одинаковых чисел умножением. Моделирует данную ситуацию на предметных совокупностях. Знает название компонентов и результата умножения. Умеет составлять таблицу умножения на 2. | Знакомство с умножением как сложением одинаковых чисел (слагаемых). Знак умножения «×». Составление числового выражения (2 × 3) на основе соотнесения с предметно практической деятельностью (ситуацией) и взаимосвязи сложения и умножения («по 2 взять 3 раза»), его чтение. Замена умножения сложением одинаковых чисел (слагаемых), моделирование данной ситуации на предметных совокупностях. Название компонентов и результата умножения. Простые арифметические задачи на нахождение произведения, раскрывающие смысл арифметического действия умножения; выполнение решения задач на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи. | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | с.76 №9 с.86 №20 | Комбинированный. Игровая технология. |
-
| | Деление на равные части. Деление на 2. | 1 | Оценивает результат своих действий, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. | Умеет выполнять упражнения по делению предметных совокупностей на 2, 3, 4 равные части. Умеет выполнять моделирование действия деления в предметнопрактической деятельности. Знает название компонентов и результата деления. Умеет выполнять табличные случаи деления чисел на 2 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 2. | Знакомство с делением на равные части. Знак деления «:». Практические упражнения по делению предметных совокупностей на 2, 3, 4 равные части. Составление числового выражения (6 : 2) на основе соотнесения с предметно практической деятельностью (ситуацией) по делению предметных совокупностей на равные части («поровну»), его чтение. Моделирование действия деления в предметнопрактической деятельности. Название компонентов и результата деления. Простые арифметические задачи на нахождение частного, раскрывающие смысл арифметического действия деления (на равные части); выполнение решения задач на основе действий с предметными совокупностями | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | с.91 №8 с.99 №13 | Комбинированный. Игровая технология. |
-
| | Умножение числа 3 Деление на 3. | 1 | Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Умеет решать задачи на увеличение (уменьшение ) числа на несколько единиц, кратко записывать содержание задачи, выполнять умножение на 3 в пределах 20. Умеет выполнять составление таблицы деления на 3 (в пределах 20) на основе предметно-практической деятельности по делению предметных совокупностей на 3 равные части. | Составление таблицы умножения числа 3 (в пределах 20) на основе предметно-практической деятельности и взаимосвязи сложения и умножения, ее изучение, воспроизведение. Выполнение табличных случаев умножения числа 3 с проверкой правильности вычислений по таблицеумножения числа 3. Умножение чисел, полученных при измерении величин. Составление таблицы деления на 3 (в пределах 20) на основе предметно-практической деятельности по делению предметных совокупностей на 3 равные части, ее изучение, воспроизведение. Выполнение табличных случаев деления чисел на 3 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 3. Взаимосвязь табличных случаев умножения числа 3 и деления на 3. | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | С. 107 №9,12 С.108 №18 С.110 №6 С.112 №13 С.113 №19 | Сообщение новых знаний. Игровая технология. Комбинированный. Игровая технология. |
-
| | Умножение на 4. Деление на 4. | 1 | Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Умеет выполнять составление таблицы умножения на 4 (в пределах 20) на основе предметно-практической деятельности и взаимосвязи сложения и умножения. Умеет выполнять составление таблицы деления на 4 (в пределах 20) на основе предметно-практической деятельности по делению предметных совокупностей на 4 равные части. | Составление таблицы умножения числа 4 (в пределах 20) на основе предметно-практической деятельности и взаимосвязи сложения и умножения, ее изучение, воспроизведение. Выполнение табличных случаев умножения числа 4 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 4 Составление таблицы деления на 4 (в пределах 20) на основе предметно-практической деятельности по делению предметных совокупностей на 4 равные части, ее изучение, воспроизведение. Выполнение табличных случаев деления чисел на 4 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 4. Взаимосвязь табличных случаев умножения числа 4 и деления на 4 | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. Игры, загадки, наглядные пособия, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | с.118 №11 с.119 №15,17 с.121 №6 С.122 №11 с.123 №13 | Комбинированный. Личностно-ориентированная технология. Сообщение новых знаний. Игровая технология. |
-
| | Умножение на 5 и 6. | 1 | Проявляет познавательный интерес. Проявляет положительное отношение к школе. | Умеет выполнять составление таблицы умножения на 5 и 6 (в пределах 20) на основе предметно-практической деятельности и взаимосвязи сложения и умножения. | Составление таблиц умножения чисел 5 и 6 (в пределах 20) на основе предметно-практической деятельности и взаимосвязи сложения и умножения, их изучение, воспроизведение. Выполнение табличных случаев умножения чисел 5 и 6 с проверкой правильности вычислений по таблицам умножения | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | с.127 №11 с.128 №14 с125 №5 | Комбинированный. Игровая технология. |
-
| | Деление на 5 и на 6 | 1 | Проявляет познавательный интерес. Проявляет положительное отношение к школе. | Умеет выполнять составление таблицы деления на 5 и 6 (в пределах 20) на основе предметно-практической деятельности по делению предметных совокупностей на 5 и 6 равные части. | Составление таблиц деления на 5 и на 6 (в пределах 20) на основе предметно-практической деятельности по делению предметных совокупностей на 5, 6 равных частей, их изучение, воспроизведение. Выполнение табличных случаев деления чисел на 5 и на 6 с проверкой правильности вычислений по таблицам деления. Взаимосвязь умножения и деления | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку | С.130 №6 С.132 №12 С.133 №16 | Комбинированный. Игровая технология. |
-
| | Контрольная работа за 2 четверть Работа над ошибками | 1 | Оценивает результат своих действий, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. | Умеет выполнять умножение и деление на 2, 3, 4, 5 и 6 (в пределах 20) на основе предметно-практической деятельности по делению предметных совокупностей на равные части. | Самостоятельная работа в тетради. Анализирует и исправляет ошибки. | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | - С.133 №17 | Комбинированный. Личностно-ориентированная технология. |
Часть 2 |
III четверть – 11 часов |
-
| | Умножение и деление чисел (все случаи) | 1 | Устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Знает переместительное свойство умножения. Умеет составлять и выполнять решение составных арифметических задач в два действия (сложение, вычитание, умножение, деление) по предложенному сюжету (рисункам), краткой записи | Переместительное свойство умножения (практическое использование). Составные арифметические задачи в два действия (сложение, вычитание, умножение, деление): краткая запись, решение задачи с вопросами, ответ задачи. Составление составных арифметических задач в два действия (сложение, вычитание, умножение, деление) по предложенному сюжету (рисункам), краткой записи | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | с.3 №2 с.5 №11 с.7 №19 | Комбинированный. Развивающая технология. |
-
| | Шар, круг, окружность Центр, радиус окружности и круга | 1 | Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Знает и распознаёт окружность, дифференцирует шар, круг, окружность. Соотнесит формы предметов (обруч, кольцо) с окружностью (похожа на окружность). Умеет выполнять построение окружности с помощью циркуля Находит центр, радиус окружности и круга. Умеет выполнять построение окружности с данным радиусом, построение окружностей с радиусами, равными по длине, разными по длине. | Окружность: распознавание, называние. Дифференциация шара, круга, окружности. Соотнесение формы предметов (обруч, кольцо) с окружностью (похожа на окружность). Знакомство с циркулем. Построение окружности с помощью циркуля. Знакомство с центром, радиусом окружности и круга. Построение окружности с данным радиусом. Построение окружностей с радиусами, равными по длине, разными по длине | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | с.9№29 С.54 №27 | Комбинированный. Личностно-ориентированная технология. |
-
| | Круглые десятки | 1 | Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Умеет записывать и называть круглые десятки, выполнять присчитывание, отсчитывание по 10 в пределах 100, сравнение и упорядочение круглых десятков, сложение, вычитание круглых десятков и числа 10 (30 + 10; 40 – 10) | Образование круглых десятков в пределах 100, их запись и название. Ряд круглых десятков. Присчитывание, отсчитывание по 10 в пределах 100. Сравнение и упорядочение круглых десятков. Сложение, вычитание круглых десятков и числа 10 (30 + 10; 40 – 10) | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | с.15 №2 с.17 №12 | Комбинированный. Развивающая технология. |
-
| | Меры стоимости Мера длины – метр. | 1 | Оценивает результат своих действий, адекватно воспринимает оценку своей работы учителем, одноклассниками. | Знает меры стоимости: копейки, рубль, соотношение: 1 р. = 100 к., выполнять присчитывание, отсчитывание по 10 р. в пределах 100 р. Умеет выполнять размен монет достоинством 50 к., 1 р. монетами по 10 к., выполнять замену монет более мелкого достоинства (10 к.) монетой более крупного достоинства (50 к., 1 р.) Умеет решать задачи с числами, полученными при измерении длины. | Соотношение: 1 р. = 100 к. Присчитывание, отсчитывание по 10 р. в пределах 100 р. Сравнение круглых десятков, полученных при измерении стоимости, в пределах 100 р. Присчитывание по 10 к. в пределах 100 к. Замена 100 к. монетой достоинством 1 р. Знакомство с монетой 50 к. Размен монет достоинством 50 к., 1 р. монетами по 10 к. Замена монет более мелкого достоинства (10 к.) монетой более крупного достоинства (50 к., 1 р.) Знакомство с мерой длины – метром. Запись: 1 м.Знакомство с мерой длины – метром.Запись: 1 м. Соотношения: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм. Присчитывание, отсчитывание по 10 см в пределах 100 см (1 м). Изготовление модели метра. Сравнение модели 1 м с моделью 1 дм. Сравнение длины предметов с моделью 1 м: больше (длиннее), чем 1 м; меньше (короче), чем 1 м; равно 1 м (такой же длины). Измерение длины предметов с помощью модели метра (в качестве мерки). Сравнение чисел, полученных при измерении длины. Сложение и вычитание (в пределах 100 см) чисел, полученных при измерении длины, на основе десятичного состава двузначных чисел, присчитывания, отсчитывания по 1 см, 10 см. | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | с.17 №3 с.30 №60 | Комбинированный. Игровая технология. |
-
| | Числа 21 – 100 Получение двузначных чисел в пределах 100 из десятков и единиц. | 1 | Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Умеет читать и записывать числа в пределах 100, выполнять разложение двузначных чисел на десятки и единицы, откладывание (моделирование) чисел в пределах 100 с использованием счетного материала, на основе знания их десятичного состава. | Чтение и запись чисел в пределах 100. Разложение двузначных чисел на десятки и единицы. Откладывание (моделирование) чисел в пределах 100 с использованием счетного материала, на основе знания их десятичного состава. Моделирование чисел, полученных при измерении стоимости в пределах 100 р., с помощью монет достоинством 10 р., 1 р., 2 р., 5 р. на основе знания десятичного состава двузначных чисел. Числовой ряд в пределах 100. Присчитывание, отсчитывание по 1 в пределах 100. Получение следующего и предыдущего числа. Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 100. Счет в заданных пределах. Разряды: единицы, десятки, сотни. Место разрядов в записи числа. Разрядная таблица. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел в пределах 100 (по месту в числовом ряду; по количеству разрядов; по количеству десятков и единиц). Сложение и вычитание чисел в пределах 100 на основе десятичного состава чисел (30 + 2; 32 – 2; 32 – 30); на основе присчитывания, отсчитывания по 1 (29 + 1; 30 – 1). Нахождение значения числового выражения (решение примеров) в два арифметических действия на последовательное присчитывание, отсчитывание по 1 (38 + 1 + 1; 40 – 1 – 1), по 10 (50 + 10 + 10; 50 – 10 – 10). Решение простых и составных задач с числами в пределах 100. Составление и решение арифметических задач с числами в пределах 100 по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | с.21 №14 с.23 №23 | Комбинированный. Игровая технология. |
-
| | Числа 21 – 100 Получение двузначных чисел в пределах 100 из десятков и единиц. | 1 | Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Умеет читать и записывать числа в пределах 100, выполнять разложение двузначных чисел на десятки и единицы, откладывание (моделирование) чисел в пределах 100 с использованием счетного материала, на основе знания их десятичного состава. | Чтение и запись чисел в пределах 100. Разложение двузначных чисел на десятки и единицы. Откладывание (моделирование) чисел в пределах 100 с использованием счетного материала, на основе знания их десятичного состава. Моделирование чисел, полученных при измерении стоимости в пределах 100 р., с помощью монет достоинством 10 р., 1 р., 2 р., 5 р. на основе знания десятичного состава двузначных чисел. Числовой ряд в пределах 100. Присчитывание, отсчитывание по 1 в пределах 100. Получение следующего и предыдущего числа. Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 100. Счет в заданных пределах. Разряды: единицы, десятки, сотни. Место разрядов в записи числа. Разрядная таблица. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел в пределах 100 (по месту в числовом ряду; по количеству разрядов; по количеству десятков и единиц). Сложение и вычитание чисел в пределах 100 на основе десятичного состава чисел (30 + 2; 32 – 2; 32 – 30); на основе присчитывания, отсчитывания по 1 (29 + 1; 30 – 1). Нахождение значения числового выражения (решение примеров) в два арифметических действия на последовательное присчитывание, отсчитывание по 1 (38 + 1 + 1; 40 – 1 – 1), по 10 (50 + 10 + 10; 50 – 10 – 10). Решение простых и составных задач с числами в пределах 100. Составление и решение арифметических задач с числами в пределах 100 по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | с.25 №25 с.28 №51 | Комбинированный. Игровая технология. |
-
| | Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. | 1 | Проявляет познавательный интерес. Проявляет положительное отношение к школе. | Знает большую и маленькую стрелки, циферблат. Умеет измерять время в часах. | Самостоятельная работа в тетради, с учебником. Знакомится с большой и маленькой стрелками, циферблатом. Измеряет время в часах. | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | с.111 №25 | Комбинированный. Игровая технология. |
-
| | Сложение и вычитание круглых десятков | 1 | Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Умеет выполнять сложение и вычитание круглых десятков (30 + 20; 50 – 20), сложение и вычитание круглых десятков, полученных при измерении стоимости. | Сложение и вычитание круглых десятков (30 + 20; 50 – 20). Сложение и вычитание круглых десятков, полученных при измерении стоимости. Сложение и вычитание круглых десятков (30 + 20; 50 – 20). Сложение и вычитание круглых десятков, полученных приизмерении стоимости. Размен монеты достоинством 1 р. монетами по 50 к. Замена монет более мелкого достоинства (50 к.) монетой более крупного достоинства (1 р.) | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | С.43 №4 С.45 №17 | Комбинированный. Развивающая технология. |
-
| | Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел | 1 | Оценивает результат своих действий, адекватно воспринимает оценку своей работы учителем, одноклассниками. | Умеет выполнять сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку (34 + 2; 2 + 34; 34 – 2). | Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку (34 + 2; 2 + 34; 34 – 2). Увеличение, уменьшение на несколько единиц чисел в пределах 100, с записью выполненных операций в виде числового выражения (примера). Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисев пределах 100 без перехода через разряд приемами устныУвеличение, уменьшение на несколько единиц чисв пределах 100, с записью Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин (в пределах 100). Нахождение значения числового выражения (решение примеров) со скобками и без скобок в два арифметических действия (сложение, вычитание) в пределах 100. Нахождение значения числового выражения (решение примеров) без скобок в два арифметических действия (сложение (вычитание) и умножение; сложение (вычитание) и деление) в пределах 100 по инструкции о порядке действий. Сложение, вычитание чисел в пределах 100 с нулем (34 + 0; 0 + 34; 34 – 0; 34 – 34) | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | С.48 №3 С.52 №21 | Комбинированный. Развивающая технология. |
-
| | Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков | 1 | Оценивает результат своих действий, адекватно воспринимает оценку своей работы учителем, одноклассниками. | Умеет выполнять сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятковв пределах 100. | Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков в пределах 100 приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку (34 + 20; 20 + 34; 34 – 20). Увеличение, уменьшение на несколько десятков чисел в пределах 100, с записью выполненных операций в виде числового выражения (примера). Построение окружности с радиусом, равным по длине радиусу данной окружности (такой же длины) | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | С.62 №5 С.64 №17 | Комбинированный. Игровая технология. |
-
| | Контрольная работа за 3 четверть Работа над ошибками. | 1 | Устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Умеет работать самостоятельно, применяя изученны правила. Умеет нализировать допущенные ошибки. | Работает самостоятельно с.76 Самостоятельная работа в тетради. | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | - С.73 №20 | Комбинированный. Игровая технология. Комбинированный. Развивающая технология. |
IV четверть – 8 часов |
-
| | Числа, полученные при измерении величин двумя мерами | 1 | Проявляет познавательный интерес. Проявляет положительное отношение к школе. | Знает меры длины и меры стоимости. Умеет читать и записывать числа, полученные при измерении длины и стоимости двумя мерами. | Чтение и запись чисел, полученных при измерении длины двумя мерами (2 м 15 см). Чтение и запись чисел, полученных при измерении длины Измерение длины предметов в метрах и сантиметрах, с записью результатов измерений в виде числа с двумя мерами (1 м 20 см). Чтение и запись чисел, полученных при измерении стоимости двумя мерами (15 р. 50 к.). Моделирование числа, полученного при измерении стоимости двумя мерами, с помощью набора из монет достоинством 10 р., 1 р., 2 р., 5 р., 50 к., 10 к. | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | с.77 №7 с.79 №15 | Сообщение новых знаний. Игровая технология. |
-
| | Получение в сумме круглых десятков и числа 100 | 1 | Оценивает результат своих действий, адекватно воспринимает оценку своей работы учителем, одноклассниками. | Умеет выполнять сложение двузначного числа с однозначным в пределах 100, получение в сумме круглых десятков и числа 100 приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку (27 + 3; 97 + 3). Выполняет построение окружности с радиусом, который больше, меньше по длине, чем радиус данной окружности Сложение двузначного числа с однозначным в предела100, получение в сумме круглых десятков и числа 10приемами устных вычислений, с записью примеров строчку (27 + 3; 97 + 3). | Сложение двузначного числа с однозначным в пределах 100, получение в сумме круглых десятков и числа 100 приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку (27 + 3; 97 + 3). Сложение двузначных чисел в пределах 100, получение в сумме круглых десятков и числа 100 приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку (27 + 13; 87 + 13). Построение окружности с радиусом, который больше, меньше по длине, чем радиус данной окружности | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | с.85 №12 с.87 №20 | Комбинированный. Личностно-ориентированная технология. |
-
| | Вычитание чисел из круглых десятков и из числа 100 | 1 | Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Умеет выполнять вычитание однозначных, двузначных чисел из круглых десятков приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку (50 – 4; 50 – 24). | Вычитание однозначных, двузначных чисел из круглых десятков приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку (50 – 4; 50 – 24). Вычитание однозначных, двузначных чисел из числа 100 приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку (100 – 4; 100 – 24) | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | с.94 №9 с.97 №21 | Комбинированный. Личностно-ориентированная технология. |
-
| | Меры времени – сутки, минута | 1 | Устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Знает соотношение: 1 сут. = 24 ч. Умеет вести запись: 1 мин. Соотношение: 1 ч = 60 мин.,читать и записывать числа, полученные при измерении времени двумя мерами (4 ч 15 мин), определять время по часам с точностью до 5 мин; называть время двумя способами (прошло 3 ч 45 мин, без 15 мин 4 ч | Соотношение: 1 сут. = 24 ч. Знакомство с мерой времени – минутой. Запись: 1 мин. Соотношение: 1 ч = 60 мин. Чтение и запись чисел, полученных при измерении времени двумя мерами (4 ч 15 мин). Определение времени по часам с точностью до 5 мин; называние времени двумя способами (прошло 3 ч 45 мин, без 15 мин 4 ч) | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | с.98 №25 с.112 №28 | Комбинированный. Развивающая технология. |
-
| | Умножение и деление чисел | 1 | Проявляет познавательный интерес. Проявляет положительное отношение к школе. | Знает табличное умножение чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20), табличное деление чисел на 2, 3, 4, 5, 6 (на равные части, в пределах 20). Понимает взаимосвязь умножения и деления. | Табличное умножение чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20). Табличное деление чисел на 2, 3, 4, 5, 6 (на равные части, в пределах 20). Взаимосвязь умножения и деления | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | С.114 №2 С.115 №7 | Комбинированный. Игровая технология. |
-
| | Деление по содержанию Порядок действий в примерах. | 1 | Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Оценивает результат своих действий, адекватно воспринимает оценку своей работы учителем, одноклассниками. | Умеет выполнять упражнения по делению предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5, выполнять деление по содержанию. Умеет выполнять порядок действий в числовых выражениях без скобок, содержащих умножение и деление. | Знакомство с делением по содержанию. Практические упражнения по делению предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5. Составление числового выражения на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией) по выполнению деления предметных совокупностей по содержанию, его запись и чтение. Знакомство с делением по содержанию. Практические упражнения по делению предметных Составление числового выражения на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией) по выполнению деления предметных совокупностей по содержанию, его запись и чтение. Дифференциация (различение) двух видов деления (на равные части и по содержанию) на уровне практических действий; различение способов записи и чтения каждого вида деления. Простые арифметические задачи на нахождение частного, раскрывающие смысл арифметического действия деления (по содержанию); выполнение решения задач на основе действий с предметными совокупностями | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | с.123 №11 С.130 №9 (а), (б) | Комбинированный. Игровая технология. |
-
| | Итоговое повторение и закрепление знаний, полученных за год. | 7 | Выполняет правила безопасного поведения в школе. | Умеет выполнять порядок действий в числовых выражениях без скобок, содержащих умножение и деление. | Порядок действий в числовых выражениях без скобок, содержащих умножение и деление. Нахождение значения числового выражения (решение примера) в два арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление) | Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | с.132 №6,13 с.133 №17 | Обобщение и систематизация ЗУН Развивающая технология. |
-
| | Контрольная работа за 4 четверть. Работа над ошибками. | 1 | Устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Умеет работать самостоятельно, применяя изученны правила. Умеет нализировать допущенные ошибки. | Работает самостоятельно, применяя полученные знания. Самостоятельная работа в тетради. Анализирует и исправляет ошибки, допущенные в работе. | Сам. работа Игры, загадки, презентация, учебник, рабочая тетрадь в клетку. | - Инд. карт. | Комбинированный. Игровая технология. Комбинированный. Развивающая технология. |