Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Речевая практика»1 класс на 2016 -2017 учебный год»
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе проекта Федерального Государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей, проекта примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, и реализует программу под редакцией Воронковой В.В. для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 1-4 классы.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
3. Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов», 26.12.2000 г.
4. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
Задачи:
—Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
—Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;
—Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
—Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
—Развитие навыков устной коммуникации;
—Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (букв, слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Содержание учебного курса «Речевая практика»
Аудирование и понимание речи.
Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных букв, слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам.
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
-восприятие на слух сказок и рассказов;
-ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
-выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
-участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
-ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
-понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
-активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование готовности к самостоятельной жизни
Учебно-методический комплекс, используемый для реализации рабочей программы.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 – 4 классы. Москва «Просвещение» 2011
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 – 4 классы. Москва «Просвещение» 2006
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М.Бгажноковой. – М.,Просвещение, 2013;
Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы (русский язык, математика). Под редакцией доктора психологических наук В.Г.Петровой Москва «Просвещение» 1982 .
В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина «Букварь» Москва «Просвещение» 2007
Программа соответствует Федеральному компоненту стандарта образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида, учебному плану КГБОУ «Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат», разработанному на основе примерной АООП (одобренарешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), Устава КГБОУ «Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат», с учетом требований, установленных СанПиНом, постановление от 10 июля 2015 года № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
Речевая практика 1 класс 1 четверть
(2 часа в неделю)
№
Содержание учебного материала
Кол час
Дата
1.
2.
3
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12
13.
14
15.
16.
17
День знаний
Добукварный период.
Беседа на тему «Игрушки».
Беседа на тему «Семья».
Беседа на тему «Режим дня школьника».
Беседа на тему «Сад».
Беседа на тему «Огород».
Беседа на тему «В лесу».
Работа по содержанию русской народной сказки «Репка»
Работа по содержанию русской народной сказки «Колобок».