• развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;
• развивать координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Воспитывать любовь и заботу по отношению к членам семьи, доброжелательность.
Ход занятия:
I. Орг. момент.Что такое семья?
Семья - это мама и папа, и дед, Бабуля нам вкусный готовит обед. В семье еще братья и сестры бывают, Семья - это я. И меня называют - Котенок и лапочка, заинька, птичка; Мне кто-то - братишка, а кто-то - сестричка.
Взгляни на рисунок - у нас получилась солнышко, а каждый член семьи это лучик. Не зря слово семья состоит из семи Я, то есть, семь таких же как и я, не даром иногда члены некоторые члены семьи похожи друг на друга, как внешне так и по характеру.
Семьи бывают разные, в некоторых семьях есть всего один родитель, это не беда, от этого такая семья не становиться хуже, она может стать самой лучшей, если в ней будет царить, взаимопонимание и забота. А кого еще можно назвать родственником (тетю, дядю и т.д.).
Семья – это такое же теплое слово, как и солнышко. Что такое семья, как ты понимаешь? Семья это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Каждый человек творец своего счастье, а оно рождается в семье. А что значит счастливая семья, какая по-твоему? Ты еще не совсем взрослый, но от этого твоя роль в семье не становиться меньше, ты можешь стать опорой и надеждой своей семье. Как ты думаешь, что ты можешь сделать для своей семьи? Правильно, помощь родителям, уважительное отношение к ним, забота о младших с вашей стороны именно это, станет вашем не заменимым вкладом в укрепление семьи, ее защите и сохранении. Ты тоже можешь слепить свое семейное счастье.
Логопед читает стихотворение:
По соседству от меня живет дружная семья.
В ней кот Мурзик, попугай, а еще щенок Мазай
Дочка, сын, отец и мать, всех их нужно сосчитать.
-Сколько человек в семье?-(ответы детей)-в семье 4 человека
-Сколько всего в семье живет членов?-7 еще кот, попугай и щенок.
Пальчиковая гимнастика: «Моя семья».
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!
Активизация словаря. Образование сущ-х с ум.-ласк. суффиксами, сравнительной степени прилагательных, антонимов.
1. Образование сущ-х с ум.-ласк. суффиксами. Саша живет в дружной семье. Как члены семьи обращаются ласково друг к другу?
«Назови ласково членов семьи».
мама – мамочка и т. д. папа, бабушка, дедушка, дочь, сын, брат, сестра.
2. «Кто кем приходится?»
Кто девочка для мамы? (дочка) Кто мальчик для мамы? (сын) Кто мальчик для девочки? (брат) Кто мама для папы? (жена) Кто девочка для дедушки? (внучка) Кто мальчик для бабушки? (внук) Кто мама для бабушки? (дочь) Кто папа для мамы? (муж) Кто папа для бабушки? (сын)
Образование сравнительной степени прилагательных. Кто в Сашиной семье старше, а кто младше?
“Кто старше (младше)?” Кто старше девочка или мама? Кто младше мальчик или мама? Кто старше девочка или дедушка? Кто младше мальчик или бабушка? Кто старше мама или бабушка?
Употребление антонимов. Назовите противоположные качества людей.
Игра “Наоборот”
Мальчик полный – (мальчик худой). Человек больной – (здоровый). Пожилой – (молодой). Веселый - (грустный). Старший – (младший). Толстый – (тонкий). Высокий – (низкий). Взрослая – (маленькая). Добрый – (злой). Сильный – (слабый).
Катя, мама не злая, а ...
Никита, папа не низкий, а..
Ярик, папа не старый, а…
Ира, дедушка не грустный, а...
Стёпа, ты не маленький, а...
Динамическая пауза «Семейная зарядка».
Что нужно делать, чтобы быть сильными и здоровыми? – делать зарядку. Предлагаю выполнить несколько упражнений.
Осенью, весною, Летом и зимой. Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг, и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает. Папа бодро приседает. Повороты вправо-влево Делает мой братик Сева. А я сам бегу трусцой И качаю головой.
Игра “Чей, чья, чьё, чьи”. Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин) Папа носит галстук. Галстук чей? (папин) У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин) У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин) Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина) Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина) Таня носит платье. Платье чьё? (Танино) Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино) Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины) Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)
« Маму я свою люблю, я всегда ей помогу. Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю, Пол я чисто подмету и дрова ей наколю. Маме надо отдыхать, маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, ни словечка не скажу».
Делаем ромашки из заготовок.
На плакате прикрепляем ромашки (символ семьи) сделанные своими руками