Просмотр содержимого документа
«Рекомендация для родителей о методах семейного воспитания»
«МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»
Методы воспитания превращают в реальность наши лучшие надежды, планы, мечты, обращенные к детям.В точном переводе «метод» означает «способ», а данном случае – способ, прием, путь воздействия на растущую , постоянно меняющуюся и всегда неповторимую человеческую индивидуальность с целью формирования развитой личности. Методы воспитания самая волнующая для родителей проблема. Как преодолеть лень ребенка? Как заставить сына быть послушным ? Как бороться с грубостью детей? Как воспитывать чувство ответственности? Как приучить к аккуратности, подтянутости, собранности? Как? Вопрос, как именно можно и должно все это сделать, и есть вопрос метода воспитания. В расположении родителей и учителей множество средств воспитания, среди них и такие, как воздействие воспитательным словом, убеждение, организация жизни и деятельности детей, создание воспитывающей ситуации, одобрение и осуждение. Каковы пути, правила применения каждого из них?
Слово- тончайший инструмент человеческого общения.
Как заставить его служить искусству воспитания? Слово может быть осуждающим , суровым и холодным; поощрительным, ласковым и ироничным. Слово обладает огромной силой, которую мы часто недооцениваем. Грубый окрик пугает и отталкивает ребенка, озлобляет его. А вот наша ирония по поводу с трудом завоеванной четверки неожиданно для нас убивает радость ребенка, и веру в себя, и стремление к лучшему результату. А если вместо иронии будет наше спокойное одобрительное замечание, то в ответ мы прочтем в глазах ребенка затаенную радость и удовлетворение. Слова очень живучи. Они живут не только в тот момент, когда звучат, но и много лет спустя. Ваша манера общения с детьми , тон отношения между членами семьи имеют большое значение для создания определенного стиля жизни, который быстро закрепляется в вашем доме и передается иногда из поколения в поколение. Но не всегда мы умеем использовать богатейшие возможности слова как орудия воспитания. Казалось бы , чего проще побеседовать с ребенком. Но подростки , например, всегда сопротивляются всяким явным попыткам воспитывать его. А умение воспитателя в том и состоит, чтобы сделать незаметной цель беседы. Не всегда нам удается построить беседу так, чтобы заставить задуматься, посмотреть на себя новым взглядом, чтобы беседа стала для ребенка стимулом совершить хорошие поступки и дела. Нужно продуманно и требовательно относиться к каждому специальному разговору с детьми. Прежде чем начать разговор, подумайте, что конкретно вы скажите своему ребенку. Значение имеет не только каждый довод, аргумент, пример, но и тон. Спокойный, доброжелательный, а может быть, с долей иронии, а может быть, оправданно возмущенный. Когда вы хотите говорить- сразу после поступка или намеренно отложите разговор на денек-другой. Как собираетесь вы строить свою беседу- наедине или в присутствии товарищей, семьи, педагогов. Специально организуйте беседу ( сегодня мне нужно серьезно поговорить с тобой) или воспользуйтесь случаем, как бы между прочим. А, возможно, подумав, вы вообще решите пока воздержаться от какого-либо разговора , присмотреться, понаблюдать, как будет ваше чадо вести себя дальше.
Вот ситуация: сын скрыл от родителей несколько двоек, тщательно подчистив дневник . Разгневанный отец возвращается с родительского собрания, горя непреодолимым желанием вылить гнев и ярость на виновника отцовского позора. На мальчишку обрушивается поток упреков, обвинения в неблагодарности родителям, угрозы, что не получит он желанного компьютера. Отец требует , чтобы сын завтра же публично извинился перед учителями. А сын со слезами в голосе говорит, что не станет извиняться перед ними , и не надо ему вашего подарка. « А если вы собираетесь меня переводить в другую школу , то и переводите , мне все равно» Если эту сцену положить , по выражению Макаренко , «под микроскоп», сколько педагогических ошибок здесь мы с вами обнаружим. Подняли уставшего за день парнишку с постели, ни о чем ни о чем не спросили , пригрозили лишением подарка, да еще переводом в другую школу. Кроме того, во все глаза и уши взирал на это младший сын. И, наконец, традиционное требование просить извинения и обещать исправиться. Вспоминается совет известного педагога, жены и соратника А,С, Макаренко: «Не делайте из ребят клятвопреступников, не принуждайте к обещаниям исправиться, и ,обещая это, дети тогда не бывают уверены, что не сдержат слов. И мы тем самым невольно воспитываем лжецов». Такое воспитание не ликвидирует проступок. А создает почву для нового. Цель же воспитательного воздействия иная- добиться осознания аморальности проступка, такого действия, которое не допускало бы подобного бы явления.
«Моральность мотивов поведения не должна заслоняться ощущением страха».- говорил замечательный русский ученый И.М.М