Просмотр содержимого документа
«Развитие восприятия сенсорных эталонов у детей с ОВЗ»
МБОУ «Школа- интернат №9» г.Саров
Познавательно-творческий проект
«Развитие восприятия сенсорных эталонов (цвета, формы, величины)
у детей с ОВЗ посредством игр на липучках»
Паспорт познавательно – игровой, творческий проекта
1.
Полное название
«Развитие восприятия сенсорных эталонов (цвета, формы, величины)
у детей с ОВЗ посредством игр на липучках»
2.
По доминирующему методу
познавательно – игровой, творческий
3.
Участники проекта
Обучающиеся 1 класса возраста 9-10 лет, учитель, тьютор, учитель-дефектолог, психолог.
4.
Руководитель
Разумова Н.И. (тьютор)
5.
Цель проекта
создать условия для развития восприятия сенсорных эталонов у дошкольников с ЗПР
6.
Задачи
– формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.
– упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
– способствовать развитию у детей исследовательских умений и навыков;
– обогащать словарный запас;
– развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление) и мелкую моторику.
7.
Сроки реализации
Март 2023 год.
8.
Краткое содержание
1 этап Подготовительный
• Создание условий для реализации проекта, подбор методической литературы, пособий, подвижных игр, детской литературы, загадок, пословиц и поговорок, видео материалов, материально технической базы.
• Организация пространственно- развивающей среды, подбор пособий, подборка художественной литературы, иллюстраций.
• Подбор музыки для релаксации и отдыха, настольно-печатные игры, конспектов по двигательно-оздоровительной деятельности. Анализ литературы, изготовление пособий на липучках, разработка рекомендаций родителям и воспитателям группы
этап Основной (реализация проекта)
Приложение 1
Консультация для воспитателей «Дидактические игры для развития восприятия сенсорных эталонов у детей с ОВЗ»
учитель-дефектолог
октябрь
Консультации для родителей: «Развиваем ребенка в игре»
Проведение дидактических игр
«Найди пару», «Подбери такой же», «Подбери по образцу», «Разложи по домикам», «Разноцветные заборчики», «Рассели жучков», «Найди одинаковые», «Разноцветные мячи», «Большой – маленький», «Геометрическая палитра», «Рассели рыбок», «Бусы», «Продолжи ряд», «Геометрические закладки», «Составь узор из фигур» и др.
учитель-дефектолог
воспитатели группы
ноябрь –
апрель
Проведение практикума для родителей «Использование игр на липучках для развития восприятия сенсорных эталонов у детей с ОВЗ»
3 этап Заключительный (декабрь)
Обработка результатов по реализации проекта
Участие в празднике «Новогодний карнавал»
Оформление газеты «Новый год у ворот»
Оформление класса с использованием совместных работ детей и родителей
Представление опыта работы в ДОУ и на ГМО
9.
Материально-техническое обеспечение проекта
Альбомы для рассматривания; подборка художественных и музыкальных произведений по данной теме; дидактические, подвижные игры, физкультминутки; материал для продуктивной деятельности.
Актуальность проекта:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Через активное познание предметов, их сравнение происходит и интеллектуальное развитие детей с ОВЗ.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
У дошкольников с ЗПР недостаточно сформированы понятия формы, цвета, размера, дети затрудняются в выделении признаков предметов. Накопление представлений у детей с ОВЗ о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка, будет являться условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Реализация принципа интеграции
через систему задач по теме «Новый год у ворот»
Образовательная область
Образовательные задачи
Речевое развитие
Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог(для разговаривающих детей). Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение художественных произведений о новогоднем празднике.
Познавательное развитие
Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
Социально – коммуникативное развитие
Развивать умение общаться со сверстниками, работать в группе и индивидуально. Выполнять установленные нормы поведения во время совместной деятельности.
Художественно – эстетическое развитие
Развивать и совершенствовать творческие способности детей при использовании разнообразных изобразительных материалов. Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру. Упражнять в умении выполнить работу аккуратно, доводить её до завершения.
Физическое развитие
Формировать физические качества детей, умение координировать свои действия посредством их участия в подвижных, хороводных, пальчиковых играх.
Приложение 1
Планирование коррекционно-образовательной работы с детьми рамках проекта «Новый год у ворот»
Образовательная область
Непосредственно-образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных моментах
Речевое развитие
Ознакомление с окружающим «Снеговик – почтовик»
Беседы:
Беседа «Что такое Новый год?» Заучивание стихов и загадок по опорным картинкам.
Реч. игра «Расскажи, чем тебе нравится зима», «Что перепутал художник», «Расскажи, как ты украсил елочку дома».
Беседа «Опасный лед», «Как нужно одеваться зимой», «Осторожно, бенгальские огни!»
Пальч. Игры «Снежок» «Елка»
Познавательное развитие»
Эксп-ние «Снег и лед – вода, изменившая свое состояние под воздействием низкой температуры». «Освобождение бусинок от ледяного плена».
Изготовление построек на участке, изготовление цветных льдинок для украшения участка.
Трудовое поручение на прогулке «Помогаем взрослым украшать участок»
Дид. игра «Украсим елочку», «Какая игрушка по форме»
Физическое развитие
П/и «Попади в мишень», «Снежная баба»
Прогулки за территорию школы «В гости к елочке».
Итоговое мероприятие:Участие на новогоднем утреннике «Здравствуй праздник новый год».
Литература
1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
2. О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.
3. И.Г. Гаврилова. Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб «Детство Пресс» 2008г.
4.И.Н. Котова, А.С. Котова . Русские обряды и традиции .Народная Кукла .-СПб: «Паритет» 2008.
5.Е. В.Берестнёва Н. В.Догаева. Кукольный сундучок.- Москва «Белый город»
6.Т.Сысоева Кукольный календарь Каргополь 2006г.
7. Журнал Цветной мир. №1 2009 г. Народная игрушка. Москва.
8.Т.А. Бударина. О.Н. Корепанова. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб «Детство Пресс» 2008г.