Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс по теме: "Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с ОВЗ"»
МАСТЕР – КЛАСС
Тема: " Здоровьесберегающие технологии
в обучении детей с ОВЗ "
Цель: представление педагогической деятельности по здоровьесбережению учащихся начальной школы с ОВЗ в процессе обучения.
Задачи:
Познакомить с актуальностью проблемы здоровьесбережения
Представить способы её решения
Показать целесообразность использования здоровьесберегающих технологий
В рамках программы «доступная среда» в нашей школе в 2013году был оборудован учебный класс для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. На 2014-2015 учебный год был сформирован класс, куда вошли дети со следующими диагнозами:
детский аутизм, ДЦП,F-70, ДЦП, F-71, синдром Дауна, F-71,
У всех учащихся есть речевые нарушения.
Конечно, этим детям необходимо создавать особые условия для обучения, направленные на сохранение и укрепление их здоровья. На протяжении всего учебного процесса необходимо как можно чаще менять виды деятельности, чтобы они не утомлялись, не возбуждались, были им заинтересованы.
Поэтому в своей работе я использую всевозможные технологии, которые направлены на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Что же такое здоровьесберегающая технология – это система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения здоровья младших школьников.
Так же вы видите на слайде цель здоровьесберегающей технологии.
Основные составляющие этой системы:
Организация рационального двигательного режима учащихся
Непрерывный мониторинг узких специалистов о состоянии здоровья детей и своевременная помощь в коррекции возникающих отклонений.
Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ
Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей с ОВЗ.
При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:
- не навреди!
- принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;
- соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.
Важно отметить, что эффективность достижения целей здоровьесбережения зависит от совместной работы узких специалистов, педагогов и родителей.
Здоровьесберегающие технологии можно разделить на две группы:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Коррекционно - развивающие технологии
На своих уроках, а я их веду все от математики до физкультуры, использую разные виды здоровье
сберегающих технологий.
Виды здоровьесберегающих технологий, используемые мной в работе
Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:
- насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;
-повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;
- нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;
-развитие силы, плавности и длительности выдоха.
Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-развивающей среды (шарики, мыльные пузыри…).
В работе используем дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).
Сделать глубокий вдох, затем, наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (5 раз)
Развитие мелкой моторики.
Задачи:
-повышение работоспособности коры головного мозга;
-развитие активной речи ребенка.
1) Пальчиковая гимнастика.
Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Это игры и упражнения с пальчиками.
Игры с природным, бросовым материалом (пуговицы, шнурки…)
Игры с пособиями.
Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время
СУ-ДЖОК-терапия
Метод терапии су-джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие.
Массаж проводится до появления теплового эффекта.
Используется в течение всего дня и непосредственно в образовательной деятельности.
Например, на контрольной работе тщательно помассируйте с детьми большой палец. Мозг будет лучше работать и поможет им быстрее найти правильное решение.
Когда ваше сердце учащённо бьётся после сильного эмоционального напряжения или физических нагрузок, помассировав мизинец, вы поможете сердцу быстрее успокоиться и начать работать в привычном ритме.
После массажа встряхните кисти рук, словно сбрасываете с них капельки воды.
Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного дна.
Используется в любое свободное время, во время занятий для снятия зрительной нагрузки.
Движение глазами по траектории под счет. В зависимости от величины дорожки меняется длительность счета.
С помощью данного тренажера развиваются: зрительно – моторная реакция, различительно – цветовая функция, чувство локализации в пространстве.
Учащиеся крепко зажмуривают глаза, учитель в это время меняет расположенные на доске, на стене предметы. Открыв по сигналу глаза, отвечают на вопрос «Какие изменения произошли». Зажмурившись, дети максимально напрягают веки. Продолжительность – 1,5 минуты
Смотреть сначала на доску, затем на кончик пальца перед собой (5-6 раз) Руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать, глаза следят за пальцами (5-6 раз) Держа указательный палец перед собой, проводить рукой слева направо («маятник») (4-5 раз)
Смена динамических поз
Учебная деятельность происходит в положении сидя – стоя. (смена мест происходит через каждые 15 минут). На полу у детей, работающих за конторками, лежит массажный коврик, на который дети становятся без обуви. По мере накопления усталости в ногах дети перетаптываются ступнями ног по «горочке», а сидящие вытягивают ступни и проводят упражнение ступнями «к себе – от себя» - 30 секунд
По периметру класса на стенах, стендах, размещены карточки с рабочим материалом. При повторении, изучении нового дети обращаются к карточкам. Каждое упражнение базируется на зрительно – поисковых стимулах; в процессе такого поиска ребята совершают движения головой, глазами и туловищем.
Динамические паузы –использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.
Используется с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.
Заключение.
Применение в работе вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.