Использование игровых технологий во внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста
Использование игровых технологий во внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста
В образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста приобщение к труду осуществляется своеобразно. Основным содержанием труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки самообслуживания, ребенок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого. Однако самообслуживание для малышей представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности. В процессе обучения навыкам самообслуживания педагоги часто обращаются к игровой ситуации. Иногда используется какая-либо игрушка: мишка или кукла, «которые смотрят, как чисто умываются дети, аккуратно вешают свою одежду на спинку стула».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий во внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста»
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К САМООБСЛУЖИВАНИЮ
В образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста приобщение к труду осуществляется своеобразно. Основным содержанием труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки самообслуживания, ребенок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого. Однако самообслуживание для малышей представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности. В процессе обучения навыкам самообслуживания педагоги часто обращаются к игровой ситуации. Иногда используется какая-либо игрушка: мишка или кукла, «которые смотрят, как чисто умываются дети, аккуратно вешают свою одежду на спинку стула».
Проследим, какая связь устанавливается между трудом и игрой детей этого возраста. Вначале детей заинтересовывает не сам процесс самообслуживания, а игровой образ. Через него дети осваивают навык, приобретают уверенность движений. По мере формирования навыков складывается деятельность самообслуживания.
Поэтому в современной теории и практике дошкольного образования, активно обсуждается проблема необходимости использования игровых технологий в процессе приобщения к труду.
Обозначим основные дефиниции - «технология», «игровые технологии».
Технология – это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.
Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:
по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология и т. д.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность воспитанников. К таким технологиям можно отнести различные технологии. Среди них можно назвать игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии и др.
Игровая технология – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо.
Концептуальные основы игровых технологий:
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации;
Игра-форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе);
Игра-пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский);
Игра-свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев);
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности;
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
Реализация в образовательном процессе игровых технологий опирается на следующие дидактические принципы:
В игре взрослый работает па паритетных началах с детьми, выполняя одну из игровых ролей;
Игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы;
Игра позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо;
Игровой процесс вариативен, он не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
Игровые технологии создают широкие возможности для формирования у детей трудовой культуры.
Для детей дошкольного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Поэтому дошкольники легко вовлекаются в игровую деятельность.
Дети действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию воспитателя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию образования, помогает активизировать образовательный процесс, осваивать ряд образовательных элементов. Разрабатывать игровые технологии из отдельных игр и элементов – это забота каждого педагога.
В данной статье мы предлагаем примерный вариант перспективного плана по воспитанию навыков самообслуживания в процессе использования игровых технологий (табл. 1).
Таблица 1
Перспективное планирование образовательной работы по воспитанию навыков самообслуживания у младших дошкольников в процессе использования игровых технологий
Квартал
Режимные процессы
Образовательные задачи
Элементы игровых технологий
1 квартал
Культурно- гигиенические навыки
-Учить самостоятельно, мыть руки по мере загрязнения и перед едой;
Таким образом, представленный перспективный план может выступить основой образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста по их приобщению к самообслуживанию. Он отражает постепенное усложнение содержания, технологических методов и приемов педагога и форм организации режимных процессов с детьми трех-четырех лет.
Итак, использование игровых технологий открывает большие педагогические возможности в приобщении младших дошкольников к самообслуживанию.