Просмотр содержимого документа
«Игровое занятие "Экологический калейдоскоп"»
ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №2 г.Энгельса»
Проект «Мы с природой дружим»
Урок-викторина «Экологический калейдоскоп»
Подготовила и провела
учитель Блюменштейн М.А.
2024 год
Пояснительная записка.
В настоящее время проблема экологии Земли стоит на первом месте среди всех остальных проблем. Стали активно уничтожаться запасы пресных вод, вырубаться леса, загрязняться атмосфера. Человечество уже столкнулось с последствиями своей деятельности – озоновые дыры, перепады температуры, таяния ледников, различного рода болезни и многочисленные эпидемии. Сейчас нужно твердо ставить вопрос о восстановлении экологического равновесия планеты Земля. И это должны понять все люди, каждый человек. И в первую очередь начать необходимо с экологического воспитания детей.
1.1) Тематическое направление - экологическое воспитание.
1.2) Тема методической разработки воспитательного мероприятия-«Экологический калейдоскоп». Актуальность данной темы велика, т.к. в наши дни проблемы экологии приобрели особо важное значение. В становлении экологического сознания велика роль школы. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
1.3)Целеваяаудиториявоспитательногомероприятия. Воспитательное мероприятие предназначено для учащихся 2-5 классов, 8-11 лет.
1.4) Рольиместовоспитательногомероприятиявсистемеработы классного руководителя очень велико. Главной целью экологического направления является обучение учащихся пониманию взаимодействия человека и природы. Данная методическая разработка реализуется в плане воспитательной работы школы в рамках экологического месячника. В этот экологический месячник, мною были включены ряд мероприятий, такие кА классные часы по теме, связанные с экологией и здоровьем, викторины, экскурсии, беседы. Все мероприятия планируются с учетом возрастных особенностей учащихся. Я считаю, что экологическое воспитание помогает привлечь учащихся к экологической работе и решению экологических проблем своей местности, основанную на проведении совместных мероприятий экологической направленности, воспитать любовь и уважение к природе, нравственной и гражданской ответственности за её благополучие, приобрести навыки и умения в первичной помощи природе, воспитать способность видения окружающего мира.
1.5) Цель: начало формирования у детей экологической культуры, приобретение экологических знаний. Вызвать интерес к объектам окружающего мира, потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, развивать представление детей о правилах, нормах взаимодействия с природой.
Задачи:
1)Образовательные:
– сформировать у учащихся знаний по экологии, о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека;
2) Воспитательные:
-прививать интерес к науке – экологии и желание изучать ее закономерности в дальнейшем
-воспитание культуры общения;
-воспитание культуры правильного поведения в природе;
3) Развивающие:
-развитие мышления,
-памяти, внимательности;
-развитие познавательного интереса.
Планируемые результаты:
-воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю;
-осознание обучающимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности;
-привить понимание необходимости бережного отношения к младшим «братьям»;
-воспитать чувство ответственности за красоту и чистоту природы.
1.6) Форма проведения воспитательного мероприятия: урок-викторина «Экологический калейдоскоп». Мероприятие направлено на формирование экологической культуры, бережного отношения и культурного поведения в природе. Сценарий мероприятия включает стихи экологической направленности, викторину, сообщения детей о растениях и животных, занесённых в «Красную книгу» нашего края (дополнительное задание). Экологические проблемы лучше воспринимаются и осознаются через творческие и практические задания, в которых раскрываются конкретные проблемы, дети имеют возможность как бы взглянуть, на себя со стороны, что даёт им возможность понять, осознать и оценить свои поступки, поступки своих друзей и родственников. При выполнении заданий разных конкурсов, дети понимают, что нельзя рвать цветы, ловить животных, загрязнять водоёмы, оставлять мусор. Нужно помогать животным, особенно если они попали в беду. Задумываются над тем, что они могут сделать для улучшения экологии в своём родном селе.
1.8) Ресурсы,необходимыедляподготовкиипроведениямероприятия: компьютер, музыка «Звуки природы» и других исполнителей, цветные карандаши и фломастеры, жетоны-листики, листы для рисования, карточки с кроссвордами.
1.9)Рекомендациипоиспользованиюметодическойразработки в практике работы классных руководителей. Данная методическая разработка адресована учителям начальных классов для реализации внеурочной работы по экологическому воспитанию обучающихся, учителями биологии для урочной и внеурочной деятельности, внеклассной работы.
2. Основная часть.
2.1) описание подготовки мероприятия;
-сформировать 2 команды обучающихся;
-придумать названия команд;
-подготовить жетоны-листики, карточки для кроссворда;
-подготовка сообщений о растениях, занесённых в Красную книгу» нашего края;
-найти картинки любого животного и растения для конкурса капитанов;
-разучивание стихов и реплик ведущего по теме мероприятия;
- подбор тематической музыки к мероприятию;
2.2) описаниепроведениявоспитательногомероприятия
Сценарий мероприятия
Звучит песня О.Газманова «Красная книга»
Ведущий:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни…
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы собрались с вами сегодня, чтобы ещё раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живём, угрожает опасность, но в наших силах спасти её. Мы часто слышим такие слова, как «экология», «экологическая катастрофа». На улице можно услышать такое выражение «Как там у вас с экологией». А вы ребята знаете, что такое экология. Объясните мне, пожалуйста!
(Ответы детей)
Экология – это наука, которая учит нас бережно относится к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. Но любимый цвет экологов – зеленый. Он стал символом защиты Земли. Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом – говорят экологи. Но не все в порядке в нашем Зеленом доме. И мы очень хотим стать заботливыми жителями своей планеты, помочь ей стать чище и сохранить красоту, заботиться о ней, беречь ее.
Ведущий: Чтобы не допустить ошибок и не навредить окружающей природе надо много о ней знать. И сегодня мы составили свой калейдоскоп вопросов, конкурсов, игр, викторин. Мы узнаем сегодня много нового и интересного. Играя, соревнуясь друг с другом, мы вспомним, что уже знаем о растительности и животных, задумаемся о том, что же нам делать чтобы наша Земля была зеленой и цветущей, научимся беречь нашу природу. За правильные ответы вы будете получать жетончики-листики. Желаем Вам успехов и хороших ответов! Мы начинаем нашу викторину «Экологический калейдоскоп».
Ведущий: Мы сейчас разделимся на 2 команды. Ваша задача-придумать название команды.
Ведущий: Итак, команды, вы готовы? Представьте свои названия. 1команда-«Чистюли», 2 команда- «Экологический патруль».
Ведущий: И первый наш конкурс называется «Экологический эрудит». Вам нужно быстро ответить на вопросы.
Вопросы для I команды.
1. Первый месяц зимы (декабрь).
2. Название нашей страны (Россия).
3. Птичий домик (гнездо).
4. Плод дуба (жёлудь).
Мудрая ночная птица (сова).
Сколько на Земле океанов? (4).
Что теряет лось каждую зиму? (рога).
Плавают по небу, похожие на вату (облака).
Лесная «гадалка» (кукушка).
Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
Кто спит вниз головой? (летучая мышь).
В кого превратился «гадкий» утенок? (в лебедя).
«Ёж» в горшочке (кактус).
Какая птица летает выше всех? (орел).
Сколько ног у паука? (8).
Кто бежит задними ногами вперед? (заяц).
Какую траву и слепой знает? (крапива).
Много цветов вместе (букет).
Углубление в дереве, в котором живет белка (дупло).
Вопросы для II команды.
То чем мы дышим (воздух).
Усатая рыба (сом).
Жилище бобра (хатка)
Гриб в горошек (мухомор).
Сколько материков на Земле? (6).
Домик для пчёл (улей).
Плавающий фонтан (кит).
Как называется нос у слона? (хобот).
«Живой» будильник (петух).
Головной убор гриба (шляпка).
Где у кузнечика ухо (на ноге).
Колючее животное (ёж).
Какую птицу наших лесов называют лесным доктором (дятел).
Кто свой дом на себе носит ? (улитка).
У кого щека вместо мешка? (у хомяка).
Разноцветные грибы (сыроежки).
Сколько ног у жука? (6).
Самое высокое животное на Земле (жираф).
Царица цветов (роза).
Ведущий: Молодцы, ребята!
Ведущий: И следующий наш конкурс. Назовите животных нашего края, занесённых в «Красную книгу».
Ведущий: Следующий конкурс «Экологический аукцион». Лес-это бесценная кладовая природы. Какие вкусные, питательные блюда можно приготовить из лесных даров: ягод, грибов, орехов? Вы должны поочерёдно называть блюда. Кто последним назвал, та команда побеждает.
Ведущий: Конкурс «Музыкальный».
Участникам предлагается вспомнить и напеть песни, в которых упоминаются названия животных (или назовите песни, в которых речь идет о птицах и др.)
Ведущий: Молодцы, ребята!
Ведущий: Следующий конкурс-пантомима: изображаем животных без слов. Первая команда должна придумать и изобразить одного лесного животного, а другая команда должна отгадать, и наоборот.
Ведущий: Станция «Экологический знак «Берегите природу!»
Каждая команда рисует свой знак на листе бумаги цветными карандашами или фломастерами.
Ведущий: Конкурс «Экокроссворд». Командам предлагается отгадать кроссворд и назвать ключевые слова.
1. Была река, текла река —
Вдруг, на глазах исчезнув,
Она нырнула свысока,
С обрыва, словно в бездну.
В. Кремнев
2. Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит.
3. Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца.
Т. Дмитрук
4. По пустыне гонит ветер
Горы желтого песка.
Как зовутся горы эти,
Вы подумайте слегка.
Т. Дмитрук
5. От дождей, текучих вод
Он растет из года в год.
Он полей равнинных враг.
Как зовут его? ...
Т. Дмитрук
6. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
В. Фетисов
7. Носит бабка
Снежную шапку.
Каменные бока
Закутаны в облака.
В. Мусатов
8. Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
9. Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
10. Кругом вода,
А с питьем беда.
11. Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
12. Зимой молчат,
Весной зажурчат,
Жителей лесных
Водой напоят.
Ведущий: «Конкурс капитанов».Атеперь пришла пора уже вашим лидерам - капитанам показать свои личные знания в экологии. Ведь командир - это лицо команды. Капитанов приглашаем, и этот конкурс начинаем. Будут трудные задачи, пожелаем им удачи!« Кто это?» На спину одного из капитанов прикрепляют изображение животного или растения. Он задает вопросы, на которые другой капитан может отвечать только «да» или « нет» без подсказок других членов команды.
Ведущий: Предлагаю Вам поиграть в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить свои действия, а Вы отвечайте, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет!»
Если я приду в лесок
И сорву ромашку?(НЕТ)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку?(НЕТ)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю?(ДА)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю?(ДА)
Если разведу костёр,
А тушить не буду? (НЕТ)
Если сильно насорю
И убрать забуду?(НЕТ)
Если мусор уберу?(ДА)
Банку закопаю? (НЕТ)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!(ДА)
Ведущий: Молодцы, ребята! Попрошу капитанов сосчитать собранные жетоны- листочки. Определяется команда победительница. Вы все, ребята, молодцы! Вы доказали, что являетесь истинными друзьями и знатоками природы. Не важно, кто победил, кто проиграл. Важно, чтобы каждый человек любил и оберегал свой Дом. Нужно жить в ладу с природой, чувствовать свою ответственность за планету Земля.
Ведущий: Я думаю, что наша встреча сегодня не пройдёт даром. Вы станете настоящими защитниками и знатоками природы.
«Давайте друзья, везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям!».
(Подводятся итоги игры. Победителям вручают грамоты)