Изучение нового материала. | Откроем тетради, запишем на полях дату проведения урока. Откроем учебники, с.55. Прочитаем название новой темы, которую мы начинаем изучать. Что же изображено на картинке рядом с заголовком? Запишем в тетради тему урока. (Слайд 1). А что такое кровь? (Слайд 2). Сегодня мы постараемся понять, какую роль играет в организме кровь. Скажите, вы уже что-то знаете об этом – вы же изучали уже животных, имеете некоторые знания о нашем организме? Прочитаем о значении крови в учебнике. Что вы поняли? Какую работу (какие функции) выполняет в организме кровь? Чтобы лучше понять, посмотрим на экран. (Слайды 3,4). Итак, мы теперь знаем, для чего нужна кровь. Повторим ещё раз! - 1) Кровь связывает воедино все клетки, ткани, органы, 2) разносит питательные вещества и кислород, 3) уносит к органам выделения углекислый газ и вредные вещества, 4) поддерживает постоянную температуру тела, 5) защищает организм от вредных микробов. Сколько же у человека крови? Найдите в учебнике и скажите! Опишите, как выглядит кровь: цвет, прозрачность, вкус. Вы знаете, что через несколько минут кровь сворачивается. Чтобы изучить её состав, в пробирку обычно добавляют особые вещества. Если теперь оставить кровь стоять, мы увидим появление на дне пробирки осадка, а сверху будет жидкость желтоватого цвета, полупрозрачная. (Слайд 5). Эту жидкость называют плазмой крови, а осадок образуют клетки крови. (На доске прикрепляются таблички, из которых составляется схема). Прочитаем статью «Плазма крови». - Итак, какую функцию выполняет плазма крови? (Слайд 6). - С плазмой вроде разобрались… А что за клетки есть в крови? (Слайд 7). Клетки эти бывают разные: белые и красные. Больше всего в крови красных клеток. Они называются эритроцитами. (Прикрепляет к доске табличку с названием). Прочитаем это слово, запомним, как оно пишется. «Цит» - значит «клетка». После буквы Ц пишется И. В русском языке есть правило: только в словах «цыц», «цыплёнок» и «цыган» после Ц пишется Ы, а в остальных словах – И. Вот теперь подробнее об этих эритроцитах. (Слайд 8). Представить даже трудно, насколько малы эти клеточки. В куб. мм (это объём шарика на кончике ручки) их 5 миллионов! Они красного цвета, т.к. содержат особое вещество – гемоглобин. (Прикрепляет на доску карточку с названием). Рассмотрим форму эритроцитов. Что они нам напоминают? Такую форму называют двояковогнутой. (Пишет слово на доске). Что не так с этими клетками? Посмотрите, чего у них не хватает? - Да, у них нет ядра. Могут клетки без ядра жить долго? Действительно, эритроциты живут всего 120 дней, то есть 4 месяца. Для чего нужны эти клетки? (Слайды 9, 10). Эритроциты переносят газы по телу, работая, как такси: пришли они в лёгкие – кислород, который мы вдохнули, легко соединяется с гемоглобином и «едет» туда, где его с нетерпением ждут клетки тела. Там кислород «слезает», переходит в клетки, а вместо него в «такси» садится углекислый газ и едет в обратную сторону, к лёгким. Понятно? Давайте прочитаем ещё про них в учебнике. - Есть и белые кровяные клетки – лейкоциты. (Прикрепляет к доске табличку с названием). (Слайд 11,12). Рассмотрим, какие они. Размер, форма какие? Ядро у них на месте? Значит, могут жить долго? - Форма у них может изменяться, они ползают, даже против тока крови, по организму, вылезают из кровеносных сосудов, просто раздвигая стенки их клеток, протискиваясь в крошечные щели. Они могут жить и несколько лет, но чаще живут не дольше нескольких дней… Потому что они – солдаты, защитники организма от заразных болезней (инфекций). (Слайд 13). Посмотрите-ка сюда! Что случилось? - Да, а на занозе были микробы. И нервные окончания подали сигнал - больно, опасность! И тут же на него отреагировали лейкоциты. Они выползают из сосуда и устремляются к микробам. Одни из них выделяют вещества, убивающие микробов, а другие просто-напросто заглатывают их. При этом многие лейкоциты погибают и в виде гноя скапливаются вокруг инородного тела. Воспаление – это защитная реакция организма. Лейкоциты обеспечивают наш иммунитет. Вы слышали это слово? Его часто использует реклама. (Слайд 14). Иммунитет – это устойчивость организма к инфекциям. (Прикрепляется на доску табличка со словом). Обратите внимание, что это слово пишется с двумя буквами М. (Слайд 15, 16). | Записывают дату. Открывают учебники, находят нужную страницу. Читают заголовок, рассматривают иллюстрацию. - Сердце, сосуды, кардиограмма. Записывают тему урока в тетрадях. Дети вспоминают. Дети повторяют: «Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая движется по сосудам». Дети думают и пытаются ответить. Дети читают, отвечают. Дети повторяют. - У взрослого человека 5-6 л крови. - Кровь - жидкость красного цвета, непрозрачная, солоноватая на вкус. Слушают объяснение учителя. Дети под руководством учителя прикрепляют к доске таблички, собирая схему строения крови. Читают статью вслух. Отвечают: - Плазма крови разносит по телу питательные вещества, уносит вредные вещества к органам выделения. Рассматривают слайд. Повторяют за учителем название, запоминают, как пишется слово эритроцит. Рассматривают слайды, слушают объяснение учителя. Пытаются ответить. - У этих клеток нет ядра. - Нет. Рассматривают слайды, слушают объяснение учителя. Читают статью «Красные кровяные клетки». - Форма может быть разная. Они крупнее эритроцитов. У них есть ядро. Они могут жить долго. - Заноза вонзилась в кожу. Отвечают на вопрос. Повторяют определение иммунитета. |