kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Значение крови и её состав

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок по теме «Кровь. Кровообращение». Цель урока - познакомить обучающихся с ролью, которую играет кровь в организме, её составными частями; функциями плазмы и клеток крови; формирование понятия об иммунитете.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Значение крови и её состав»

Конспект

урока биологии в 9 классе ГОУ ЯО «Пошехонская школа-интернат»

учителя Баскаковой Л.В.


Тема: Значение крови и её состав.

Тип урока: вводный урок по теме «Кровь. Кровообращение».

Цель урока. Познакомить обучающихся с ролью, которую играет кровь в организме, её составными частями; функциями плазмы и клеток крови; формирование понятия об иммунитете.

Задачи урока:

  1. Образовательная:

Расширять словарный запас детей, развивать умение работать с текстом и иллюстрациями, заполнять сравнительные таблицы.

  1. Воспитательная:

Развивать интерес к изучению биологии, доказывая необходимость полученных знаний в жизни.

  1. Коррекционная:

Коррекция представлений о форме, объёме; развитие приёма сравнения объектов между собой по нескольким показателям.

Оборудование: презентация «Значение и состав крови», карточки для словарной работы, «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека», печатные тетради, карточки для самостоятельной работы.

Структура урока

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

  3. Физкультминутка.

  4. Закрепление.

  5. Рефлексия, подведение итогов урока.












Ход урока

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие друзья! А что означает слово «здравствуйте»?

- Итак, мы пожелали друг другу здоровья и улыбнулись.

Порядок на столе,

Порядок в голове.

Как всегда, мы снова

Начать урок готовы.

- Пожелание здоровья.

  1. Изучение нового материала.

Откроем тетради, запишем на полях дату проведения урока.

Откроем учебники, с.55.

Прочитаем название новой темы, которую мы начинаем изучать.

Что же изображено на картинке рядом с заголовком?

Запишем в тетради тему урока.

(Слайд 1).


А что такое кровь?

(Слайд 2).



Сегодня мы постараемся понять, какую роль играет в организме кровь. Скажите, вы уже что-то знаете об этом – вы же изучали уже животных, имеете некоторые знания о нашем организме?


Прочитаем о значении крови в учебнике. Что вы поняли? Какую работу (какие функции) выполняет в организме кровь?

Чтобы лучше понять, посмотрим на экран.

(Слайды 3,4).

Итак, мы теперь знаем, для чего нужна кровь. Повторим ещё раз!

- 1) Кровь связывает воедино все клетки, ткани, органы,

2) разносит питательные вещества и кислород,

3) уносит к органам выделения углекислый газ и вредные вещества,

4) поддерживает постоянную температуру тела,

5) защищает организм от вредных микробов.


Сколько же у человека крови?

Найдите в учебнике и скажите!

Опишите, как выглядит кровь: цвет, прозрачность, вкус.

Вы знаете, что через несколько минут кровь сворачивается.

Чтобы изучить её состав, в пробирку обычно добавляют особые вещества. Если теперь оставить кровь стоять, мы увидим появление на дне пробирки осадка, а сверху будет жидкость желтоватого цвета, полупрозрачная.

(Слайд 5). Эту жидкость называют плазмой крови, а осадок образуют клетки крови.

(На доске прикрепляются таблички, из которых составляется схема).

Кровь


плазма

клетки крови


Прочитаем статью «Плазма крови».

- Итак, какую функцию выполняет плазма крови?

(Слайд 6).



- С плазмой вроде разобрались… А что за клетки есть в крови?

(Слайд 7).

Клетки эти бывают разные: белые и красные. Больше всего в крови красных клеток. Они называются эритроцитами. (Прикрепляет к доске табличку с названием).

Прочитаем это слово, запомним, как оно пишется. «Цит» - значит «клетка». После буквы Ц пишется И. В русском языке есть правило: только в словах «цыц», «цыплёнок» и «цыган» после Ц пишется Ы, а в остальных словах – И.

Вот теперь подробнее об этих эритроцитах.

(Слайд 8).

Представить даже трудно, насколько малы эти клеточки. В куб. мм (это объём шарика на кончике ручки) их 5 миллионов!

Они красного цвета, т.к. содержат особое вещество – гемоглобин.

(Прикрепляет на доску карточку с названием).

Рассмотрим форму эритроцитов. Что они нам напоминают?

Такую форму называют двояковогнутой. (Пишет слово на доске).

Что не так с этими клетками? Посмотрите, чего у них не хватает?

- Да, у них нет ядра. Могут клетки без ядра жить долго?

Действительно, эритроциты живут всего 120 дней, то есть 4 месяца.

Для чего нужны эти клетки?

(Слайды 9, 10).

Эритроциты переносят газы по телу, работая, как такси: пришли они в лёгкие – кислород, который мы вдохнули, легко соединяется с гемоглобином и «едет» туда, где его с нетерпением ждут клетки тела. Там кислород «слезает», переходит в клетки, а вместо него в «такси» садится углекислый газ и едет в обратную сторону, к лёгким.

Понятно? Давайте прочитаем ещё про них в учебнике.

- Есть и белые кровяные клетки – лейкоциты. (Прикрепляет к доске табличку с названием).

(Слайд 11,12).

Рассмотрим, какие они. Размер, форма какие? Ядро у них на месте? Значит, могут жить долго?

- Форма у них может изменяться, они ползают, даже против тока крови, по организму, вылезают из кровеносных сосудов, просто раздвигая стенки их клеток, протискиваясь в крошечные щели. Они могут жить и несколько лет, но чаще живут не дольше нескольких дней… Потому что они – солдаты, защитники организма от заразных болезней (инфекций).

(Слайд 13).

Посмотрите-ка сюда! Что случилось?

- Да, а на занозе были микробы. И нервные окончания подали сигнал - больно, опасность! И тут же на него отреагировали лейкоциты. Они выползают из сосуда и устремляются к микробам. Одни из них выделяют вещества, убивающие микробов, а другие просто-напросто заглатывают

их. При этом многие лейкоциты погибают и в виде гноя скапливаются вокруг инородного тела. Воспаление – это защитная реакция организма.

Лейкоциты обеспечивают наш иммунитет. Вы слышали это слово? Его часто использует реклама.

(Слайд 14).

Иммунитет – это устойчивость организма к инфекциям. (Прикрепляется на доску табличка со словом). Обратите внимание, что это слово пишется с двумя буквами М.

(Слайд 15, 16).



Записывают дату.


Открывают учебники, находят нужную страницу.

Читают заголовок, рассматривают иллюстрацию.

- Сердце, сосуды, кардиограмма.

Записывают тему урока в тетрадях.


Дети вспоминают.

Дети повторяют: «Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая движется по сосудам».


Дети думают и пытаются ответить.







Дети читают, отвечают.







Дети повторяют.













- У взрослого человека 5-6 л крови.


- Кровь - жидкость красного цвета, непрозрачная, солоноватая на вкус.


Слушают объяснение учителя.










Дети под руководством учителя прикрепляют к доске таблички, собирая схему строения крови.





Читают статью вслух.

Отвечают:

- Плазма крови разносит по телу питательные вещества, уносит вредные вещества к органам выделения.

Рассматривают слайд.



Повторяют за учителем название, запоминают, как пишется слово эритроцит.










Рассматривают слайды, слушают объяснение учителя.









Пытаются ответить.





- У этих клеток нет ядра.


- Нет.





Рассматривают слайды, слушают объяснение учителя.










Читают статью «Красные кровяные клетки».





- Форма может быть разная. Они крупнее эритроцитов. У них есть ядро. Они могут жить долго.












- Заноза вонзилась в кожу.














Отвечают на вопрос.



Повторяют определение иммунитета.


  1. Физкультминутка.

- А не засиделись ли мы? Давайте-ка проделаем несколько простых упражнений, которые помогут нам взбодриться и чуть-чуть отдохнуть.

1. Быстро потереть ладони друг об друга.

2. Гимнастика для глаз (по Ше Я Линь).

А) 8 раз нажать слегка большими пальцами рук на точки посередине между внутренним углом глаза и верхними точками переносицы.

Б) Круговой массаж орбиты глаза: большие пальцы на точках за бровями, указательные обводят вокруг глаза.

В) Лёгкое надавливание 4 раза на точку внизу под глазом «Сы-бай».

Г) «Сухое умывание».

3. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.





Выполняют упражнения вместе с учителем.

  1. Закрепление.

  1. Отвечаем на вопросы (слайд 17).

  • Какое значение имеет кровь?

  • Каков состав крови?

  • Что такое плазма и какие у неё функции?

  • Какое значение имеют клетки крови?

  • Чем отличаются друг от друга красные и белые клетки крови?

  • Что такое иммунитет?

  1. Выполняем задание на карточках.

  2. Записываем в тетрадях определение иммунитета.


Дети отвечают на вопросы. Если забыли – ищут в учебниках.










Заполняют таблицу для сравнения клеток крови, выписывают определение иммунитета в тетрадь.

  1. Подведение итогов урока.

О чём же мы узнали сегодня? Узнали что-то новое? Что вас заинтересовало?

Как работали на уроке?

(Учитель оценивает работу на уроке).

Я желаю вам всем здоровья и успехов. До новых встреч!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Значение крови и её состав

Автор: Баскакова Людмила Валентиновна

Дата: 05.12.2019

Номер свидетельства: 530305

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Внутренняя среда организма. Значение и состав крови человека "
    ["seo_title"] => string(70) "vnutrienniaia-srieda-orghanizma-znachieniie-i-sostav-krovi-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "221800"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435583660"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "разработка урока "Группы крови и переливание крови" "
    ["seo_title"] => string(52) "razrabotka-uroka-gruppy-krovi-i-pierielivaniie-krovi"
    ["file_id"] => string(6) "165836"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422882024"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "план - конспект урока "Группы крови. Резус - фактор. Механизмы свертывания крови" 8 класс"
    ["seo_title"] => string(87) "plan-konspiekt-uroka-gruppy-krovi-riezus-faktor-miekhanizmy-sviertyvaniia-krovi-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "295536"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455820401"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Кровь и кровообращение. "
    ["seo_title"] => string(26) "krov-i-krovoobrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "131649"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416201155"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Кровь и кровообращение. 9 класс"
    ["seo_title"] => string(34) "krov_i_krovoobrashchieniie_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "384267"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485455019"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства