Изучение нового материала.     |    Откроем тетради, запишем на полях дату проведения урока.  Откроем учебники, с.55.  Прочитаем название новой темы, которую мы начинаем изучать.  Что же изображено на картинке рядом с заголовком?    Запишем в тетради тему урока.  (Слайд 1).      А что такое кровь?    (Слайд 2).          Сегодня мы постараемся понять, какую роль играет в организме кровь. Скажите, вы уже что-то знаете об этом – вы же изучали уже животных, имеете некоторые знания о нашем организме?      Прочитаем о значении крови в учебнике. Что вы поняли? Какую работу (какие функции) выполняет в организме кровь?    Чтобы лучше понять, посмотрим на экран.  (Слайды 3,4).  Итак, мы теперь знаем, для чего нужна кровь. Повторим ещё раз!  - 1) Кровь связывает воедино все клетки, ткани, органы,  2) разносит питательные вещества и кислород,  3) уносит к органам выделения углекислый газ и вредные вещества,  4) поддерживает постоянную температуру тела,  5) защищает организм от вредных микробов.      Сколько же у человека крови?    Найдите в учебнике и скажите!  Опишите, как выглядит кровь: цвет, прозрачность, вкус.  Вы знаете, что через несколько минут кровь сворачивается.    Чтобы изучить её состав, в пробирку обычно добавляют особые вещества. Если теперь оставить кровь стоять, мы увидим появление на дне пробирки осадка, а сверху будет жидкость желтоватого цвета, полупрозрачная.  (Слайд 5). Эту жидкость называют плазмой крови, а осадок образуют клетки крови.    (На доске прикрепляются таблички, из которых составляется схема).               Прочитаем статью «Плазма крови».     - Итак, какую функцию выполняет плазма крови?    (Слайд 6).           - С плазмой вроде разобрались… А что за клетки есть в крови?    (Слайд 7).    Клетки эти бывают разные: белые и красные. Больше всего в крови красных клеток. Они называются эритроцитами. (Прикрепляет к доске табличку с названием).  Прочитаем это слово, запомним, как оно пишется. «Цит» - значит «клетка». После буквы Ц пишется И. В русском языке есть правило: только в словах «цыц», «цыплёнок» и «цыган» после Ц пишется Ы, а в остальных словах – И.  Вот теперь подробнее об этих эритроцитах.  (Слайд 8).  Представить даже трудно, насколько малы эти клеточки. В куб. мм (это объём шарика на кончике ручки) их 5 миллионов!    Они красного цвета, т.к. содержат особое вещество – гемоглобин.  (Прикрепляет на доску карточку с названием).  Рассмотрим форму эритроцитов. Что они нам напоминают?    Такую форму называют двояковогнутой. (Пишет слово на доске).  Что не так с этими клетками? Посмотрите, чего у них не хватает?     - Да, у них нет ядра. Могут клетки без ядра жить долго?    Действительно, эритроциты живут всего 120 дней, то есть 4 месяца.    Для чего нужны эти клетки?    (Слайды 9, 10).    Эритроциты переносят газы по телу, работая, как такси: пришли они в лёгкие – кислород, который мы вдохнули, легко соединяется с гемоглобином и «едет» туда, где его с нетерпением ждут клетки тела. Там кислород «слезает», переходит в клетки, а вместо него в «такси» садится углекислый газ и едет в обратную сторону, к лёгким.    Понятно? Давайте прочитаем ещё про них в учебнике.     - Есть и белые кровяные клетки – лейкоциты. (Прикрепляет к доске табличку с названием).    (Слайд 11,12).    Рассмотрим, какие они. Размер, форма какие? Ядро у них на месте? Значит, могут жить долго?     - Форма у них может изменяться, они ползают, даже против тока крови, по организму, вылезают из кровеносных сосудов, просто раздвигая стенки их клеток, протискиваясь в крошечные щели. Они могут жить и несколько лет, но чаще живут не дольше нескольких дней… Потому что они – солдаты, защитники организма от заразных болезней (инфекций).    (Слайд 13).    Посмотрите-ка сюда! Что случилось?     - Да, а на занозе были микробы. И нервные окончания подали сигнал - больно, опасность! И тут же на него отреагировали лейкоциты. Они выползают из сосуда и устремляются к микробам. Одни из них выделяют вещества, убивающие микробов, а другие просто-напросто заглатывают    их. При этом многие лейкоциты погибают и в виде гноя скапливаются вокруг инородного тела. Воспаление – это защитная реакция организма.    Лейкоциты обеспечивают наш иммунитет. Вы слышали это слово? Его часто использует реклама.  (Слайд 14).    Иммунитет – это устойчивость организма к инфекциям. (Прикрепляется на доску табличка со словом). Обратите внимание, что это слово пишется с двумя буквами М.  (Слайд 15, 16).           |    Записывают дату.      Открывают учебники, находят нужную страницу.    Читают заголовок, рассматривают иллюстрацию.   - Сердце, сосуды, кардиограмма.  Записывают тему урока в тетрадях.      Дети вспоминают.  Дети повторяют: «Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая движется по сосудам».      Дети думают и пытаются ответить.                          Дети читают, отвечают.                           Дети повторяют.                                                   - У взрослого человека 5-6 л крови.       - Кровь - жидкость красного цвета, непрозрачная, солоноватая на вкус.      Слушают объяснение учителя.                                      Дети под руководством учителя прикрепляют к доске таблички, собирая схему строения крови.                  Читают статью вслух.  Отвечают:   - Плазма крови разносит по телу питательные вещества, уносит вредные вещества к органам выделения.  Рассматривают слайд.          Повторяют за учителем название, запоминают, как пишется слово эритроцит.                                      Рассматривают слайды, слушают объяснение учителя.                                  Пытаются ответить.                   - У этих клеток нет ядра.       - Нет.                  Рассматривают слайды, слушают объяснение учителя.                                      Читают статью «Красные кровяные клетки».                     - Форма может быть разная. Они крупнее эритроцитов. У них есть ядро. Они могут жить долго.                                               - Заноза вонзилась в кожу.                                                        Отвечают на вопрос.          Повторяют определение иммунитета.       |