ФИО педагога | Матвеева Галина Кронидовна |
Предмет, класс | Биология,7 класс |
Тип урока | Урок общеметодологической направленности |
Тема урока | «Живые объекты – прототипы современных технологий» |
Цели Предметная: Дидактическая: | Создание модели природного объекта. Создание условий для формирования понятия интеграции науки биологии и техники. |
Задачи | - понимание задач науки бионики; - обобщение и систематизация знаний о строении и особенностях жизнедеятельности основных групп живых организмов; - формирование путем интеграции разных наук единой естественнонаучной картины мира. - способствовать развитию познавательной активности, творчества, устной речи учащихся, умение представить результат работы группы; - создать условия для воспитания самостоятельности, ответственности. - создать условия для формирования коммуникативных навыков, умения работать в группах. |
Прогнозируемые результаты | Предметные результаты: научиться создавать бионическую модель на основе изученного о живых объектах; знать, что в военной технике «подсмотрено» в природе; Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности, толерантности в отношении другого мнения; Метапредметные результаты: Познавательные УУД: овладение основами анализа, синтеза, обобщения, прогнозирования; Регулятивные УУД: понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; Коммуникативные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи; умение слушать своих товарищей, уважительно относиться к позиции другого, совершенствование коммуникативных умений в процессе публичного выступления перед классом; формирование осознанного построения речевого высказывания в устной форме, аргументированных ответов на вопросы и обоснования своей точки зрения. |
Формы работы обучающихся | Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Сопроводительные материалы урока, оборудование | Презентация PowerPoint, дидактические материалы для групповой работы (модели, натуральные объекты, гербарии, коллекции, рабочие листы с текстами, белая бумага, фломастеры), белые халаты. |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Мультимедийный проектор, компьютер с колонками для прослушивания, экран. |
Этапы урока |
Наименование и содержание этапа урока | Время, мин | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Прогнозируемые результаты |
Организационный момент | 2 | До звонка играет музыка «До чего дошел прогресс» из кинофильма «Приключения электроника». Проверка готовности к уроку, приветствие | Рапорт, приветствие | |
Мотивация и актуализация | 3 | Я предлагаю посмотреть на самые передовые технологии, до чего действительно дошел прогресс. (показ видеофрагмента о японском роботе-андроиде). -Какая наука позволила создать такие технологии? (Бионика) - Чем занимается эта наука? Кто знает девиз этой науки? (Живые объекты – прототипы современных технологий). Это и будет темой нашего урока. | Учатся задавать исследовательские вопросы. Самоопределение учащимися темы. Выдвигают гипотезы. | Умение ставить исследовательские вопросы, выдвигать гипотезы. |
Целеполагание и создание проблемной ситуации | 6-7 | -Глядя на эмблему бионики определите цель этой науки и нашего сегодняшнего урока. (Создание модели природного объекта). Ставит перед обучающимися проблемную задачу: давайте начнем с простого задания – из 3 листов бумаги за 3 мин надо сделать подставку для 6 тетрадей. -Почему не получилось? (Не использовали то, что уже придумала природа). -Самая прочная конструкция – стебель злаков. -Хотите научиться? Тогда мы отправляемся в настоящую биотехнологическую лабораторию. | Целеполагание учащимися. Выполнение первой технологической задачи. Конфликт между поставленной задачей и нехваткой знаний. | Формулировка цели деятельности на уроке с помощью учителя. Понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Принятие учебно-познавательной задачи и сохранение её до конца учебных действий. |
Динамическая пауза | 2 | Лаборатория МО секретная, поэтому закройте глаза и шагаем по лесенкам, высоко поднимая ноги. Лаборатория на чердаке, поэтому теперь будем подниматься по канату на одних руках. Теперь откройте глаза и оденьте белые халаты. | Выполняют упражнения вслед за учителем. Одевают белые халаты. | Снятие усталости/напряжения. |
5. Исследование в малых группах | 7 | Ваша задача: используя полученные знания по разным группам живых организмов в этом году, создайте схему бионической модели нового прибора военной техники (на А3). Настраивает на поиск ответа на проблемный вопрос. Организует групповую работу, при необходимости консультирует. Раздает каждому заготовку таблицы «Изобретения человека заимствованные у природы». | Самостоятельно изучают дидактические материалы, обсуждают в группе, проводят наблюдения, рисуют схему. Готовят краткие сообщения для всего класса по своему тексту. | Умение анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием; умение работать по предложенному учителем плану; умение выделять существенную информацию из разных источников (тексты, предложенные учителем); развитие навыков сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи. |
6. Обмен информацией | 6-7 | Предлагает изложить результаты исследования по 2 человека из каждой группы: Бионика в аэродинамике, Бионика в военной медицине, Бионика в гидродинамике, Бионика в военной архитектуре. -А все остальные «ученые лаборатории» жадно фиксируют новые изобретения в таблице (приложение1). | Представляют собранные в ходе исследования материалы. Выступают перед классом по рисунку и слайдам презентации. Отчитываются о выполнении задания в тетради по таблице. | Умение представлять результаты работы в виде устного сообщения; умение слушать своих товарищей, уважительно относиться к позиции другого; совершенствование коммуникативных умений в процессе публичного выступления перед классом. |
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | 4 | - А теперь найдем среди вас самого внимательного «ученого», который записал в таблицу больше всех изобретений. | 2 суворовца читают свои записи. | Умение концентрировать внимание и выделять главное из большого объема информации. |
8. Подведение итогов. Рефлексия | 4 | Предлагает оценить, в какой мере достигнуто решение вопроса урока, какая группа в большей степени справилась с задачей. Учитель, принимая во внимание оценку суворовцев, дает оценку группам и выступающим. | Обсуждают, в какой мере удалось ответить на вопрос урока. Дают самооценку своей деятельности на уроке. | Умение осуществлять самооценку своей деятельности на уроке, оформлять свою мысль в устной форме, Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности. |
9. Домашнее задание | 2 | Даёт творческое задание (по списку предметов – приложение 2) , предлагает поискать информацию в энциклопедиях и др. источниках о возможных прототипах этих предметов в природе. | Записывают домашнее задание | Овладение способностью отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников. |