3.Тема: «Многообразие живых организмов», № в теме 6
4.Базовый учебник: Пономарева И.Н.Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с.: ил.
5.Цели и задачи урока:
Образовательные: изучить особенности царства Животные
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение природы.
Регулятивные: выполнять самопроверку, взаимопроверку у корректировку учебных знаний.
Коммуникативные: формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины, рисунки учебника, управлять своей деятельностью, взаимодействовать со сверстниками и учителем.
Познавательные: раскрывать значение терминов и понятий, сравнивать объекты природы, определять их значение в природе и жизни человека.
В результате изучения темы урока у учащихся формируются умения:
Предметные: перечисляют основные признаки царства Животные, используя и раскрывая термины и рисунки учебника; объясняют особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных животных; объясняют значение влияния факторов неживой природы на животных; распознают одноклеточных и многоклеточных животных; характеризуют простейших по рисункам, называют части их тела, находят отличия и сходства в строении одноклеточных и многоклеточных животных, позвоночных и беспозвоночных; объясняют их роль в природе и жизни человека; сравнивают объекты природы.
Личностные: проявляют интерес к познанию окружающего мира; бережно относятся к природе, понимают свою успешность в изучении темы.
Метапредметные: оценивают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулируют и отстаивают свое мнение в рамках учебного диалога, используя термины, рисунки учебника; управляют своей деятельностью, взаимодействуя с учителем и сверстниками.
9. Тип урока: изучение нового материала.
10.Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3.Тема: «Многообразие живых организмов», № в теме 6
4.Базовый учебник: Пономарева И.Н.Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с.: ил.
5.Цели и задачи урока:
Образовательные: изучить особенности царства Животные
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение природы.
Регулятивные: выполнять самопроверку, взаимопроверку у корректировку учебных знаний.
Коммуникативные: формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины, рисунки учебника, управлять своей деятельностью, взаимодействовать со сверстниками и учителем.
Познавательные: раскрывать значение терминов и понятий, сравнивать объекты природы, определять их значение в природе и жизни человека.
В результате изучения темы урока у учащихся формируются умения:
Предметные: перечисляют основные признаки царства Животные, используя и раскрывая термины и рисунки учебника; объясняют особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных животных; объясняют значение влияния факторов неживой природы на животных; распознают одноклеточных и многоклеточных животных; характеризуют простейших по рисункам, называют части их тела, находят отличия и сходства в строении одноклеточных и многоклеточных животных, позвоночных и беспозвоночных; объясняют их роль в природе и жизни человека; сравнивают объекты природы.
Личностные: проявляют интерес к познанию окружающего мира; бережно относятся к природе, понимают свою успешность в изучении темы.
Метапредметные: оценивают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулируют и отстаивают свое мнение в рамках учебного диалога, используя термины, рисунки учебника; управляют своей деятельностью, взаимодействуя с учителем и сверстниками.
9. Тип урока: изучение нового материала.
10.Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная
Учитель: Окружающий нас живой мир разнообразен. Мы знаем, что ученые-систематики объединяют родственные группы организмов, например, в царства. Но что общего между дождевым червем и коровой, человеком и кошкой, бабочкой и лягушкой, ведь эти организмы такие разные, но относятся к одному царству – царству Животные? Вы знаете ответ на этот вопрос? (ответы детей)
На предыдущих уроках мы познакомились с царством Растения и царством Бактерии, по каким общим признакам их объединяют в самостоятельные царства? (ответы детей)
А теперь предложите собственную версию общих признаков, характерных для животных. (ответы детей).
II. Формулирование темы урока, постановка цели: (3 мин.)
Учитель: Обратите внимание на доску. Здесь изображены различные организмы. Задание: Объедините эти организмы в две группы по общим признакам. (Желающие выполнить задание по очереди выходят к доске). В какие группы вы объединили организмы? (Растения, Бактерии .(Или получается три группы, т.е. невозможно разбить организмы на две группы). Какие из них не вошли ни в одну из групп? Почему?)) (ответы детей)
Чтобы удостовериться в правильности ваших предположений, по поводу общих признаков, характерных для животных, мы с вами познакомимся с этим царством природы – царством Животные.
III. Изучение нового. (15 минут)
Учитель: для работы нам следует разбиться на 4 группы. Каждая группа будет выполнять задания. Как их надо выполнять? Во-первых, прочтите задания, если их много, то внутри группы распределите: кто что будет делать. Каждый, выполнивший задание, должен объяснить его выполнение внутри группы. Затем, о чем вы узнали, вы должны будете «поделиться» со всем классом.
(Задания для групп представлены в распечатанном виде в раздаточном материале).
Задание для 1 группы:
Прочтите текст §12 на стр.52, ответьте на вопрос, ответ обсудите в группе.
Чем животные отличаются от представителей других царств природы?
Примечание: за дополнительной информацией вы можете обратиться к компьютеру.
фауна
Задание для 2 группы:
Прочтите текст §12 на стр.52-53. Ответьте на вопросы, ответы обсудите в группе.
Кто такие простейшие?
Из каких частей состоит тело простейших? Рис.44.
Каково значение простейших в природе и жизни человека.
Примечание: за дополнительной информацией вы можете обратиться к компьютеру. простейшие
простейшие
Задание для 3 группы:
Прочтите текст §12 на стр. 53-55, обсудите в группе:
Каких животных называют многоклеточными?
Проанализируйте рис.46 и скажите, чем отличаются позвоночные животные от беспозвоночных?
Какова роль многоклеточных животных в природе и жизни человека?
Задание для 4 группы:
Прочтите текст §12, стр. 55, ответьте на вопрос. Ответ обсудите в группе.
1.Объясните влияние неживой природы на животных.
Задание для всех групп:
Ответьте на вопрос: В чем отличие и в чем сходство одноклеточных животных и многоклеточных?
(время на выполнение заданий – 5 мин., на изложение изученного материала группой - 2 мин., корректировка ответов – 2 мин.)
Физкультминутка. (2 мин.)
IV. Закрепление нового. (10 мин.)
Задание 1. На доске схема «Влияние неживой природы на организмы». Добавьте свои ответы вместо вопросительных знаков
изменение продолжительности светового дня
Энергия Солнца
увеличение
уменьшение
? ?
Задание 2. На доске. «Распределите животных по группам».
Группы: I. Одноклеточные, II.Многоклеточные, III.Позвоночные, IV. Беспозвоночные.
Представители: паук-крестовик, окунь, амеба, инфузория-туфелька, человек, майский жук, кошка, курица.
Объясните, по каким признакам вы выполнили распределение, почему одни и те же представители вошли сразу в две группы? Как вы это определили?
V. Контролирующее задание. (10 мин.)
Учитель: Итак, мы сегодня познакомились с особенностями царства Животные. Чтобы проверить достаточно ли вы усвоили пройденный материал, я предлагаю вам решить тестовые задания (раздаточный материал на столе).
Тест «Животные»
1.Организмы, состоящие из одной клетки, имеющей ядро и обладающей всеми признаками живого, называются:
А)вирусы Б) бактерии В) простейшие Г) молекулы
2. Животных, тела которых имеют разнообразные ткани, называют:
А) питаются готовыми органическими веществами, активно передвигаются, имеют органы чувств
Б) растут всю жизнь, малоподвижны, автотрофы
В) состоят из одной клетки, не имеющей ядра
4. Многие животные приносят пользу человеку, например:
А) переносят болезни
Б) дают продукты питания
В) поедают семена и плоды культурных растений
5. Сопоставьте первую колонку со второй, результаты внесите в таблицу.
Факторы неживой природы
Влияние природы на животных
1) увеличение продолжительности светового дня;
2) уменьшение продолжительности светового дня
А) прилет птиц с юга
Б) спячка животных
В) отлет птиц на юг
Г) запасание плодов, семян белками, мышами
Д) постройка гнезд
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
После того как вы выполнили все задания, поменяйтесь тетрадями, сравните правильность выполнения с эталоном на доске. Выставьте оценку своему товарищу.
VI.Рефлексия. (3 мин.)
Оцените свое настроение и поставьте флажок на смайлик. (дети оценивают свое настроение, объясняют свой выбор)