Тема «Генетика» - является наиболее интересной и сложной для понимания детей темой в общей биологии. Она изучается и в 9, и в 10 классах, но достаточного количества часов на отработку умения решать задачи в программе не предусмотрено. Поэтому данные учебные задания можно использовать как на уроке, так и для закрепления знаний. Для подготовки к С части ЕГЭ (задания №5 и 6).
С целью проверки основных понятий по разделу можно использовать кроссворд «Генетические термины».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Задачи по генетике »
Прохоровский район Белгородская область
Районный конкурс учителей биологии
«Методическая копилка»
Номинация «Школьный задачник»
Общая биология. Генетика.
Подготовила Смолякова Инна Вячеславна
МБОУ «Лучковская СОШ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема «Генетика» - является наиболее интересной и сложной для понимания детей темой в общей биологии. Она изучается и в 9, и в 10 классах, но достаточного количества часов на отработку умения решать задачи в программе не предусмотрено. Поэтому данные учебные задания можно использовать как на уроке, так и для закрепления знаний. Для подготовки к С части ЕГЭ (задания №5 и 6).
С целью проверки основных понятий по разделу можно использовать кроссворд «Генетические термины».
Кроссворд «Генетические термины»
14
11
9 10
8
7
6
13
5
15
4 12
1 3 2
Совокупность внешних и внутренних признаков организма
место расположения гена в хромосоме
общее свойство всех организмов приобретать новые признаки в пределах вида
особь, в генотипе которой находятся одинаковые аллели одного гена
наука о наследственности и изменчивости
особь, в генотипе которой находятся разные аллели одного гена
объекты, с которыми проводил свои опыты Т. Морган
гены, обеспечивающие развитие альтернативных признаков
совокупность генов, полученная организмом от родителей
основоположник генетики
общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам
одна особь гибридного поколения
признак, подавляющий другие
подавляемый признак
хромосомы, по которым у самцов и самок нет различий.
Какие пары наиболее выгодно скрещивать для получения платиновых лисиц, если платиновость доминирует над серебристостью, но в гомозиготном состоянии ген платиновости вызывает гибель зародыша?
Ответ: наиболее выгодно скрещивать серебристых и платиновых гетерозиготных лисиц.
Задача 2.
При скрещивании двух белых тыкв в первом поколении ¾ растений были белыми, а ¼ - желтыми. Каковы генотипы родителей, если белая окраска доминирует над желтой?
Ответ: родительские растения гетерозиготны.
Задача 3.
Розовидный гребень доминантный признак у кур, простой - рецессивный. Каким будет потомство, если скрестить гетерозиготных кур с розовидными гребнями и гомозиготных петухов с простыми?
Ответ: ½ Аа, ½ аа
Задача 4.
У овса устойчивость к головне доминирует над восприимчивостью. Растение сорта, восприимчивого к головне, скрещенного с растением, гомозиготным по устойчивости к этому заболеванию. Каким будет потомство?
Ответ: Аа
Задача 5.
У фасоли черная окраска семенной кожуры А доминирует над белой а. Определить окраску семян у растений, полученных и результате следующих скрещиваний: а) Аа х Аа б) АА * Аа; в) аа * АА; г) Аа х аа
Ответ: а)3:1, б)1:1, в)все черные, г)1:1
Задачи на дигибридное скрещивание.
Задача 6.
Если женщина с веснушками (доминантный признак) и волнистыми волосами (доминантный признак), у отца которой были, прямые волосы и не было веснушек, выйдет замуж за мужчину с веснушками и прямыми волосами (оба его родителя с такими же признаками), то какими могут быть у них дети?
Ответ: все дети в этой семье будут с веснушками, а вероятность рождения их с прямыми и волнистыми волосами – по 50%
Задача 7.
Каковы генотипы родительских растений, если при скрещивании красных томатов (доминантный признак) грушевидной формы (рецессивный признак) с желтыми шаровидными получилось: 25% красных шаровидных, 25% красных грушевидных, 25% желтых шаровидных, 25% желтых грушевидных?
Ответ: генотипыродительских растений Аавв и ааВв.
Задача 8.
Скрещивались две морские свинки: черная с гладкой шерстью и белая с волнистой шерстью. Определите генотипы и фенотипы потомства.
Дано: В – черн. в - бел. С – гладк. с – волн. P: ♀ВВсс ♂ ввСс -------------- F1 - ?
Решение: P: ♀ВВсс х ♂ ввСс
G: Вс вС вс
F1 : ВвСс, Ввсс
Ответ: все свинки будут черными, из них 50% с гладкой шерсть и 50% - с волнистой
Задачи на неполное доминирование.
Задача 9.
При скрещивании между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой курицы?
Ответ: половина цыплят будет белых, а половина пестрых
Задача 10.
Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое возникнет потомство при скрещивании между собой гибридов с розовыми ягодами?
Ответ: половина потомков будет с розовыми ягодами и по 25% с белыми и красными.
Задачи на наследование групп крови.
Задача 11.
Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?
Ответ: вероятность рождения детей с 4 группой крови – 50%, со 2 и 3 – по 25%.
Задача 12.
Можно ли переливать кровь ребёнку от матери, если у неё группа крови АВ, а у отца – О?
Ответ: нельзя.
Задача 13.
У мальчика 4 группа крови, а у его сестры – 1. Каковы группы крови их родителей?
Ответ: 2 и 3.
Задача 14.
В родильном доме перепутали двух мальчиков (Х и У). У Х – первая группа крови, у У – вторая. Родители одного из них с 1 и 4 группами, а другого – с 1 и 3 группами крови. Кто чей сын?
Ответ: у Х родители с 1 и 3 группами, у У – с 1 и 4.
Задачи на наследование, сцепленное с полом.
Задача 15.
У попугаев сцепленный с полом доминантный ген определяет зелёную окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Зелёного гетерозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Какими будут птенцы?
Ответ: половина самцов и самок будут зелеными, половина – коричневыми.
Задача 16.
У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?
Ответ: вероятность рождения самцов и самок с разным цветом глаз – по 50%.
Задача 17.
У здоровых по отношению к дальтонизму мужа и жены есть
сын, страдающий дальтонизмом, у которого здоровая дочь,
здоровая дочь, у которой 2 сына: один дальтоник, а другой – здоров,
здоровая дочь, у которой пятеро здоровых сыновей
Каковы генотипы этих мужа и жены?
Ответ: генотипы родителей ХD Хd, ХD У.
Задача 18.
Кошка черепаховой окраски принесла котят черной, рыжей и черепаховой окрасок. Можно ли определить: черный или рыжий кот был отцом этих котят?
Ответ: нельзя.
Задача 19.
У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зреня,в семье муж и жена страдают дальноз. однако матери обоих супругов имеют нормальное зрение. а)ск-ко типов гамет обр. у жены? б)ск-ко разных генотипов может быть у детей в данной семье? в)ск-ко фенотипов может быть у детей в данной семье? г)какова вероятность рождения в этой семье ребенка с нормальным зрением? д)какова вероятность рождения в этой семье ребенка страдающим дальноз.?
Задача 20.
У людей любопытство-признак рецессивный(а) по отношению к равнодушию,сцепленный с полом. Любопытный юноша женился на равнодушной девушке. Отец девушки отличается любопытством,а мать и все ее предки были людьми равнодушными. Какова вероятность того,что дочери от такого брака будут людьми равнодушными?
Ответ:
Дано: ХА - равнодушие Ха - любопытство Р: ♂ ХА У ♀ Ха Ха F1 - ?
Решение: Р: ♂ ХА У х ♀ Ха Ха
G ХА У Ха
F1: ♂ Ха У , ♀ ХА Ха
Ответ: все дочери от этого брака будут любопытными, а сыновья равнодушными, то есть вероятность рождения равнодушных дочерей - 0%)
Задачи на анализирующее скрещивание
Задача 21.
Рыжая окраска у лисы – доминантный признак, чёрно-бурая – рецессивный. Проведено анализирующее скрещивание двух рыжих лисиц. У первой родилось 7 лисят – все рыжей окраски, у второй – 5 лисят: 2 рыжей и 3 чёрно-бурой окраски. Каковы генотипы всех родителей?
Ответ: самец черно-бурой окраски, самки гомо – и гетерозиготны.
Задача 22.
У спаниелей чёрный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть – над длинной. Охотник купил собаку чёрного цвета с короткой шерстью и, чтобы быть уверенным, что она чистопородна, провёл анализирующее скрещивание. Родилось 4 щенка:
2 короткошерстных чёрного цвета,
2 короткошерстных кофейного цвета. Каков генотип купленной охотником собаки?
Ответ: купленная охотником собака гетерозиготная по первой аллели.