урок - исследовательский проект, на котором изучаются особенности строения и жизнедеятельности водорослей, формируются понятия об усложнении и развитии растений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Водоросли и их значение»
Тема урока: Водоросли и их значение.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: Познакомить учащихся с характеристикой отдела Водоросли, его отдельными представителями.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности водорослей, как наиболее просто организованных представителей растительного мира;
2. Объяснение способов размножения водорослей;
3. Показать значение водорослей в природе и жизни человека.
Оборудование: Таблица “Водоросли”, презентация темы (мультимедийное сопровождение) “Водоросли”, индивидуальные карточки, рисунки водорослей, рецепт салата из водорослей.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие детей и гостей. Настрой на урок.
II. Изучение нового материала.
Учитель: Здравствуйте!
Прежде чем озвучить тему сегодняшнего урока, я хотела бы, чтобы вы обратили внимание на экран.
Ален Бомбар решил доказать, что человек, оказавшись за бортом судна без пищи в океане, может выжить. Он совершил легендарное путешествие через Атлантический океан в одиночку, питаясь только тем, что смог выловить в верхних слоях воды (большое количество водорослей). – показ фото
Какие питательные вещества содержат одноклеточные водоросли, которые являются кормом для морских животных и могут быть пищей человеку? (крахмал)
Для сведения: очень много белка – известно, что лучшие сорта бобовых содержат до 30% белка, пшеница – около 20%, хлорелла – 50%.
На экране показ слайдов с изображением различных водорослей.
Посмотрите, в морских глубинах, в пресных водоемах встречается огромное разнообразие растений. Они относятся к отделу Водоросли.
Тема нашего урока: «Водоросли и их значение».
Обращение к классу: Как вы считаете, какова цель нашего урока?
(изучить особенности строения водорослей, определить значение водорослей)
Задание классу: вставить пропущенные слова в тексте рабочей тетради ( с. № )
После выполнения - проверка. Учащиеся зачитывают текст, а на доске открываются правильные слова.
Вопросы:
Ребята, давайте вспомним на какие группы делятся все растения?
(высшие и низшие)
Какие растения относятся к высшим?
Почему они относятся к высшим, а водоросли – к низшим?
(имеют лист, стебель – органы растения, сложного строения, сложность заключается в наличии тканей)
Что такое ткань?
Какие ткани вы знаете?
Краткая характеристика водорослей:
Вывод: Многоклеточные зеленые водоросли относятся к низшим растениям, так как их тело не имеет органов, нет листьев, стеблей. Клетки не образуют тканей.
Многоклеточное тело водорослей называется слоевище.
Слайд с изображением зеленого пруда.
Учитель: Ребята! А кому из вас приходилось летом видеть зеленую гладь пруда или тихую изумрудную заводь реки?
Про такую ярко – зеленую воду говорят, что она «цветет». Но никаких цветов мы не видим. И если зачерпнуть ладонью «цветущую» воду, окажется, что она прозрачна. Это множество одноклеточных зеленых водорослей, плавающих в воде, придают ей изумрудный оттенок.
Учитель: Давайте рассмотрим строение одноклеточной водоросли – хламидомонады. Какой вопрос? Цель просмотра?
Показ – видео(адоб ридер)
Хламидомонада (с греческого “простейший организм, покрытый одеждой-оболочкой”. Имеет грушевидную форму, движется в воде при помощи 2-х жгутиков.
Строение (стр. 35 хламидомонада и хлорелла) снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма с ядром, красный “глазок” (светочувствительное тельце красного цвета), крупная вакуоль (заполненная клеточным соком), и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие пигменты находятся в хроматофоре.
Учитель: Хорошо известная всем тина, ярко-зеленая, скользкая, есть не что иное, как большое скопление различных видов многоклеточных нитчатых водорослей, среди которых часто встречаются спирогира и улотрикс.
Строение нитчатых водорослей
Зеленые водоросли обитают в проточных водоемах, прикрепленных к подводным камням и корягам (улотрикс).
У многоклеточных представителей зеленых водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. У харовых водорослей имеются ризоиды (с греческого “риза” – корень и “Эйдос” – вид) бесцветные ветвистые нитевидные клетки. С помощью их прикрепляются к грунту.
Динамическая пауза (движение водорослей при течении)
Учитель: давайте вспомним, какие типы размножения характерны для растений?
(половое и бесполое)
Просмотр анимации
Учитель: Давайте посмотрим как размножаются водоросли. Посмотрите анимацию и ответьте на вопросы (на экран).
1. какие типы размножения характерны для водорослей?
2. Как происходит бесполое размножение улотрикса?
3. За счёт каких клеток происходит половое размножение?
Работа с учебником. Значение водорослей.
III. Закрепление изученного материала.
Задание на экране.
Вставить пропущенные слова в тексте.
Широко распространена в природе шаровидная одноклеточная водоросль -…………
В цитоплазме располагаются ядро и один хлоропласт - ……………В нем содержится хлорофилл. Среди одноклеточных водорослей есть подвижные формы. Например, …………Органом ее движения служат …………………- тонкие выросты цитоплазмы.