Учитель биологии: Гришина Н.М.
с.Боровое, 2025г.
коллекции раковин моллюсков, коллекция влажных препаратов морских животных, гербарные материалы водорослей.
Этап урока | Деятельность | УУД | ЭОР |
учителя | обучающихся | | |
Организационный этап | Добрый день. Внимательно посмотрите друг на друга, улыбнитесь; на соседа слева- улыбнитесь; на соседа справа- улыбнитесь; на меня. Улыбнемся друг другу. Пусть девизом нашей встречи будут следующие утверждения… Не бойся необычных идей и «сумасшедших» ответов! Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия. Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях! Сегодня у нас необычный урок , урок – путешествие, для того чтобы получить новые знания мы станем настоящими детективами. Детектив в своей работе, безусловно, должен опираться на знания, накопленный практический опыт, но и должен обладать определенным чутьем, интуицией, воображением и уметь оценивать свои действия. У вас на столе лежит индивидуальная карта оценки, в которой вы будете отмечать каждое выполненное задание. | Выполняют действия | Коммникативные: взаимодействие с учителем, одноклассниками. | |
Проверка доактуализация знаний | 1.Фронтальный опрос | Индивидуальная работа(5 обучающихся) с карточкой- заданием: «Дорогие, уральские друзья! На каникулах я ездил в тундру. Красота, какая: снег, северное сияние! Представляете, прямо за посёлком лес. Ели, тополя, пальмы, карликовые берёзы. С дерева на дерево белки, обезьяны прыгают, а под ними разгуливают павлины, птицы поют. Немного отойдёшь – озеро, в нём лебеди, страусы плавают, по берегам греются бурые медведи, тюлени, дикие кабаны. А вчера ездили на собаках в упряжке, видели моржей, котиков, белого медведя, вдали гуляло стадо зебр. А сколько здесь ягод: морошка, вишня, черника, малина. Вы не подумайте, что я врунишка, это письмо я написал специально с ошибками. Исправьте их, исключите лишнее. С уважением, друг с северных широт Филя» | Личностные: действия смыслообразования. Познавательные: слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы. Выдвигают гипотезу, обосновывают ее. Коммуникативные: взаимодействуют с учителем, слушают собеседника, строят понятные для собеседника высказывания. Регулятивные: контролируют правильность ответов предметные обучающихся, прогнозируют результат | |
Актуализация знаний | Мы с вами продолжаем изучать растительный и животный мир. На слайде фотографии: «Рыбы различных глубин», «Глубоководные рыбы», видеофрагмент: «Морские обитатели» Загадки. 1. Состоит он из морей Ну, давай, ответь скорей Это – не воды стакан, А огромный (океан) 2. Без конца и края Лужа Не страшна ей злая стужа. В Луже ходят корабли, Далеко им до земли (море) 3. И долга и коротка, А один одному не верит; Всяк сам по себе мерит. (жизнь) Ко мне обратились живые организмы (иллюстрации со слайда). На сегодняшний день неизвестно, где они должны находится. Надежда только обучающихся 5 класса нашей школы, задача которых распределить заблудившиеся организмы по своим этажам. Итак, тема нашего урока… | Разгадывают загадки. Определяют тему урока из слов океан, море, жизнь; опираясь на иллюстрации слайда. Уточняют и согласовывают тему урока. Ставят цель урока. Ставят проблему. «Как заселены живыми организмами моря и океаны» | Личностные: действия смыслообразования. Соблюдение нравственно- этических норм поведения при фронтальной работе. Уважительное отношение к иному мнению. Познавательные: Выдвигают предположения о теме урока. Определяют тему, цели урока. обосновывают ее. Коммуникативные: взаимодействуют с учителем, слушают собеседника, строят понятные для собеседника высказывания. Регулятивные: контролируют правильность ответов обучающихся. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. | Слайд 2- 4 Слайд 5 |
Восприятие и осмысление нового материала | 1.Бегло прочесть текст составить план изучения материала. | 1.План изучения материала: 1)Сообщество поверхности воды 2)Сообщество толщи воды 3)Донное сообщество 4)Сообщество кораллового рифа 5)Глубоководное сообщество | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. Коммуникативные: сотрудничество в поиске информации Регулятивные: планирование, прогнозирование, определение индивидуального маршрута. Предметные: называть природные сообществах. | Слайд 6 |
| 2.Используя текст, заполните таблицу: «Сообщества живых организмов» Сообщество Живых организмов | Животные, населяющие его | приспособления | | | | | 2.Заполняют таблицу, используя текст учебника | Личностные: действия смыслообразования. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. Коммуникативные: взаимодействовать с обучающимися в группе. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. Предметные: называть представителей и описывать условия обитания в природных сообществах. | Слайд 7 |
Первичное освоение учебного материала | Физкультминутка: «Гимнастика для глаз» Проверка заполнения таблицы | Ответы обучающихся | Личностные: уважительное отношение к иному мнению Познавательные: умения доказывать, аргументировать свою точку зрения Коммуникативные: понимать на слух ответы обучающихся Регулятивные: по мере необходимости исправляют, уточняют, дополняют ответы. Предметные: называть представителей и характеризовать условия обитания в природных сообществах. | Слайд 8 Слайд 9 |
Осознание и осмысление учебной информации | 1.Рассмотреть коллекции, влажные препараты с морскими организмами, информационные тексты. 2. Определить, к каким сообществам они принадлежат. 3.Занести данные в таблицу: Название сообщества | организмы | Поверхностных вод | | Толщи воды | | Донное | | Коралловых рифов | | глубоководное | | | 1.Работа в группах. 2. Ответы. | Личностные: уважительное отношение к иному мнению Коммуникативные: понимать на слух ответы, уметь использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Предметные: узнавать представителей и характеризовать условия обитания в природных сообществах. | Слайд 10 |
Первичного закрепления учебного материала | 1) Фронтальный опрос 1. Что называется планктоном? 2. Каким образом приспособлены к жизни обитатели поверхности воды? 3. Приведите примеры обитателей дна? 4. В какой зоне наблюдается наибольшее биологическое разнообразие. 2) На столах лежат иллюстрации морских животных, поместите их на карту (работа у доски), обоснуйте ответ. 3) Экологическая сказка. Жил -был старик со старухой у синего моря. Закинул дед невод. Пришёл невод с тиной морской, стеклянными бутылками и мусором. Закинул во второй раз, выловил рваный башмак и ржавые банки. А среди них золотая рыбка. Не отпускай меня старче в синее море, я там погибну. Грустная сказка? На самом деле это правда. Мы, люди, очень много грязи бросаем в океаны и моря. Приносим вред обитателям. Мир океана очень велик и прекрасен. Рассказать обо всех обитателях на одном уроке невозможно. Но охранять его не только возможно, но и необходимо. | 1.Ответы обучающихся 2. работа у карты 3.Ответы обучающихся | Личностные: уважительное отношение к иному мнению. Познавательные: анализируют, обрабатывают предложенную информацию. Коммуникативные: инициируют и осуществляют сотрудничество со сверстниками и учителем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль по результату. | |
Рефлексия | 1.Сегодня на уроке я научился___________ 2. Сегодня на уроке мне понравилось _______ 3.До начала урока я думал (а), что _______, а сейчас знаю ___________. 4. У меня не получилось __________, но я постараюсь______ . 5. Где будут необходимы изученные знания _______. | Ответы обучающихся | Личностные: действия смыслообразования Коммуникативные: достаточно полно и точностью выражать свои мысли. Познавательные: участвуют в беседе по обсуждению полученных результатов. | Слайд 11 |