Методическая разработка занятия по функционально грамотности естественно- научное направление
Учитель биологии: Гришина Н.М.
2024г.
Этап урока | Деятельность | УУД | ЭОР |
учителя | обучающихся |
Организационный этап | Добрый день. Внимательно посмотрите друг на друга, улыбнитесь; на соседа слева- улыбнитесь; на соседа справа- улыбнитесь; на меня. Улыбнемся друг другу. Пусть девизом нашей встречи будут следующие утверждения… Не бойся необычных идей и «сумасшедших» ответов! Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия. Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях! Сегодня у нас необычный урок , урок – путешествие, для того чтобы получить новые знания мы станем настоящими детективами. Детектив в своей работе, безусловно, должен опираться на знания, накопленный практический опыт, но и должен обладать определенным чутьем, интуицией, воображением и уметь оценивать свои действия. У вас на столе лежит индивидуальная карта оценки, в которой вы будете отмечать каждое выполненное задание. | Выполняют действия | Коммникативные: взаимодействие с учителем, одноклассниками. | |
Актуализация знаний | Прежде чем мы с вами перейдем к изучению новой темы, я попрошу вас внимательно послушать стихотворение: «Благодарность» Приехала как-то семья на пикник – В реке поплескаться, пожарить шашлык. Лес встретил их щедро, как добрых друзей: Малиной попотчевал, пел соловей. И как благодарность, на месте стоянки... Остались пакеты, бутылки и банки. Ох, лесом сейчас быть совсем нелегко. Ему бы за вредность давать молоко! (А. Сметанин) Как вы думаете, почему это стихотворение называется «Благодарность»? Благодарны ли мы планете Земля? Мозговой штурм -Давайте вспомним, какие условия есть для жизни на Земле? - Везде ли на планете Земля одинаковые условия обитания? - рассмотрите иллюстрации на слайде назовите организмы и условия, в которых они обитают Итак, тема нашего урока… | -вода, температура, свет, воздух, наличие озонового экрана, и т.д -разные условия, приводят примеры Называют тему урока, опираясь на иллюстрации слайда. Уточняют и согласовывают тему урока. Ставят цель урока. Ставят проблему: «Как заселены живыми организмами среды обитания» | Личностные: действия смыслообразования. Соблюдение нравственно- этических норм поведения при фронтальной работе. Уважительное отношение к иному мнению. Познавательные: Выдвигают предположения о теме урока. Определяют тему, цели урока. обосновывают ее. Коммуникативные: взаимодействуют с учителем, слушают собеседника, строят понятные для собеседника высказывания. Регулятивные: контролируют правильность ответов обучающихся. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. | приложение 1 |
Восприятие и осмысление нового материала | 1.с.25 I абзац прочитать текст, выписать среды обитания. Дать определение понятию место обитания. 2. Сегодня мы дадим вместе с Вами характеристику каждой из сред. Объединяемся в творческое коллективы- исследовательские группы. Каждая группа получает задание (карточка заданием) распределяет обязанности, на выполнение работы 12 минут Среды обитания живых организмов Название среды | условия | Приспособления У организмов | кислород | вода | температура | свет | | | | | | | | Ответы учащихся 1. Читают материал в учебнике с.26-28, с.31-33; дополнительный текст(кейс- технологии) 2. Вписывают данные в таблицу 3. Отвечают на вопросы | Личностные: действия смыслообразования. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. Коммуникативные: сотрудничество в поиске информации, взаимодействовать с обучающимися в группе. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу; планирование, прогнозирование, определение индивидуального маршрута. Предметные: называть условия обитания в разных средах обитания | |
Первичное освоение учебного материала | Физкультминутка: «Гимнастика для глаз» 1.Просмотреть видеофрагмент, дополнить таблицу недостающими данными 2.Проверка заполнения таблицы Среды обитания живых организмов Название среды | условия | Приспособления у организмов | кислород | вода | Температура | свет | водная | Мало, растворен в воде | много | Без резких колебаний | Чем глубже, тем меньше | Обтекаемая форма тела, конечности- плавники, ласты. Придонные животные- уплощенная форма тела. | Наземно-воздушная | достаточно | Количество зависит от климата | Резкие перепады | много | Обитатели пустынь: растения- глубокая корневая система, узкие листья или колючки; животные- летняя спячка, метаболическая вода. | почвенная | мало | Зависит от осадков и времен года | Более постоянна, чем на поверхности | нет | тело покрытое слизью- у дождевого червя, у землеройки и крота тело вытянутое, овальное покрыто мягкой шерстью. Зрение практически отсутствует | организменная | недостаточно | нет | постоянная | нет | Специальные приспособления для паразитического образа жизни | | Ответы обучающихся | Личностные: уважительное отношение к иному мнению Познавательные: умения доказывать, аргументировать свою точку зрения Коммуникативные: понимать на слух ответы обучающихся Регулятивные: по мере необходимости исправляют, уточняют, дополняют ответы. Предметные: называть представителей и характеризовать условия обитания в разных средах жизни. | Приложение 2 |
Осознание и осмысление учебной информации | 1.Рассмотреть гербарные коллекции, иллюстрации, информационные тексты. 2. Определить, в каких средах обитают данные организмы 3.Установить соответствие (работа у доски) Среда обитания | Пример организма | Водная | | Наземно-воздушная | | Почвенная | | Организменная | | | 1.Работа в сменных группах. 2. Ответы. | Личностные: уважительное отношение к иному мнению Коммуникативные: понимать на слух ответы, уметь использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Предметные: узнавать представителей и характеризовать условия обитания в разных средах обитания. | |
Первичного закрепления учебного материала | 1) Фронтальный опрос 1. Дайте определение понятию среда обитания 2. Кратко охарактеризуйте условия жизни в разных средах. 3. Перечислите приспособления организмов к различным средам обитания 4. Приведите примеры обитателей разных сред? 2) Индивидуальная работа Составить кластер: «Среды обитания живых организмов» 3) Фронтальный опрос Как заселены живыми организмами среды обитания | Ответы обучающихся | Личностные: уважительное отношение к иному мнению. Познавательные: анализируют, обрабатывают предложенную информацию. Коммуникативные: инициируют и осуществляют сотрудничество со сверстниками и учителем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль по результату. | Приложение 3 |
Рефлексия | 1.Сегодня на уроке я научился___________ 2. Сегодня на уроке мне понравилось _______ 3.До начала урока я думал (а), что _______, а сейчас знаю ___________. 4. У меня не получилось __________, но я постараюсь______ . 5. Где будут необходимы изученные знания _______. | Ответы обучающихся | Личностные: действия смыслообразования Коммуникативные: достаточно полно и точностью выражать свои мысли. Познавательные: участвуют в беседе по обсуждению полученных результатов. | |
https://yandex.ru/video/preview/?text=планеты%20Земля%20_%20Биология%205%20класс%20%2317%20_%20Инфоурок