Цели занятия: Создать условия осознания и осмысления новой учебной информации о процессе фотосинтез, его роли для живых организмов.
Деятельностная цель: способствовать усвоению умений самостоятельно в комплексе применять знания о роли растений в процессе фотосинтеза
Предметно- дидактическая цель: формирование представлений и раскрытие механизма фотосинтеза.
Планируемые результаты
Личностные: - реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
Метапредметные
Познавательные: умение работать с разными источниками биологической информации: анализировать и оценивать информацию;
Коммуникативные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания; развитие морального сознания на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для представления результата своей деятельности.
Регулятивные: овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Предметные: давать целостную характеристику механизма фотосинтеза; доказывать вклад К.А. Тимирязева в развитии биологической науки- раскрытие роли растений в процессе; умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
Тип занятия: Урок комплексного применения знаний: тестовые задания
Ход занятия:
этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Приветствие обучающихся
Приветствие учителя
Предъявление ключевой задачи
К. А. Тимирязев писал об этом процессе: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно — он решит, что вы над ним смеётесь».
- О каком процессе говорит ученый
Этими словами К.А.Тимирязев отражает сложность и фантастичность процесса фотосинтеза, который беспрестанно совершается в растениях. Почему этот процесс происходит именно в растениях? В каких органах?
Возможные ответы учащихся:
- фотосинтез
- воздушное питание растений
Объединение и работа в группах
Задание 1.Разгадайте ребус.
лист
Задание 2.Вспомните строение листа, вставьте пропущенные слова в предложениях
1.Зеленые пластиды называются ___________________ .
2.Проводящие пучки листа – жилки, состоящие из _____________, ситовидных трубок и волокон.
3. Замыкающие клетки и щель между ними называют _____________ .
____________ - один из видов покровной ткани растения.
Верхнюю часть основной ткани листа называют _____________ .
Под кожицей находится _________________ листа.
1.хлоропласты
2. сосудов
3.устьицем
4.Эпидермис
5. столбчатая
6. мякоть листа
Задание 3. Внимательно прочитайте текст: «Внутреннее строение листа», ответьте на вопросы
На поперечном срезе хорошо заметны клетки кожицы (или эпидермы). Клетки прозрачные легко пропускают свет, но задерживают только пыль, микробы и испарение воды. Среди клеток эпидермы есть щель – устьице, где происходит газообмен. Через открытые створки устьиц испаряется вода и растение охлаждается. Внутри листа находится – мякоть. Из-за большого количества хлоропластов мякоть листа имеет зеленый цвет. В мякоти листа различают два вида клеток. Столбчатые клетки плотно прилегают друг к другу, а губчатые – рыхлые, с большим количеством межклеточного пространства заполненного воздухом. В губчатой ткани происходит фотосинтез. На срезе листа помимо мякоти видны жилки, в которых находится проводящие и механические ткани. Проводящие ткани представлены древесиной (ксилемой) и лубом (флоэмой). Механическая ткань придает эластичность и упругость листу.
Ответьте на вопросы
1.Какую функцию выполняют устьица в листе?
2.Что придет цвет листу?
3.Перечислите виды клеток мякоти листа, назовите их строение
1. В устьице происходит газообмен.
2. Большое количество хлоропластов мякоть листа имеет зеленый цвет.
3. В мякоти листа различают два вида клеток: столбчатые и губчатые. Столбчатые клетки плотно прилегают друг к другу, а губчатые – рыхлые, с большим количеством межклеточного пространства заполненного воздухом. В губчатой ткани происходит фотосинтез.
Физкультминутка «Листопад»
Листья осенние тихо кружатся -кружатся на цыпочках, руки в стороны
Листья нам под ноги ложатся -приседают
И под ногами шуршат, шелестят -движения руками вправо - влево
Будто опять закружиться хотят -поднимаются кружатся.
Выполняют действия
Задание 4.Дайте название рисунку. Опишите происходящий процесс. Какое значение этот процесс имеет для организма?
Фотосинтез.
Значение фотосинтеза для растений: обеспечивает их органическим веществом и энергией для роста и развития.
Задание 5.Юннаты проделали такой опыт: поместили в сосуд с водой аквариумное растение элодею, закрыли его воронкой, а на её конец осторожно надели пробирку, наполненную водой. При этом пробирку зажали указательным пальцем, опустили её наполовину в воду и только тогда убрали палец с пробирки. Сосуд поставили на освещённое окно. На другой день в пробирке воды не оказалось, а был какой-то газ. Ответьте на вопросы:
1.Для чего юннаты заполняли пробирку водой и, опуская её на воронку, зажимали пальцем?
2.Почему сосуд с растением они поставили на освещённое окно?
3.Почему вода из пробирки вылилась?
4.Какой газ оказался в пробирке и как это доказать?
5.Какой вывод можно сделать на основании этого опыта?
Описан механизм фотосинтеза. Вывод: растения на свету выделяют кислород
Презентация и работа в группах
1.Обсуждение выполнения заданий
2.Сейчас в современно мире очень востребована профессия флориста или фитодизайнера. Фитодизайнер- занимается озеленением и украшением интерьеров с помощью растительных композиций.
Задание 6. Составьте букет или композицию (можно использовать живые или высушенные растения, гербарный материал, иллюстрации) (приложение1)
Ответы на задания
рефлексия
В завершении оцените свою работу, работу группы.
Для этого поднимаем руки.
Кто доволен работой – поднимает обе руки, был не активным – одну руку, ни чего не знал, работал плохо – двумя руками держится за голову.