Концепция вида, его критерии.Популяция -структурная единица вида и эволюции.
Концепция вида, его критерии.Популяция -структурная единица вида и эволюции.
Цель :Сформировать знания о фактах свидетельствующих в пользу эволюции, дать характеристику критериям вида, развивать умения работать самостоятельно выполняя лабораторную работу.
1.Актуализация знаний по теме " Возникновение и развитие дарвинизма ".
2. Основная часть 2.1. Вид и его критерии 2.2.Популяция 2.3.Охрана видов ( сообщения учащихся).
3.Закрепление.Выполнение лабораторной работы :"Вид его критерии и структура ".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Концепция вида, его критерии.Популяция -структурная единица вида и эволюции.»
План конспекта к уроку
Концепция вида ,его критерий. Популяция – структурная единица вида и эволюции.
-Форма урока : комбинированный
-Вид деятельности : проблемно-поисковый и репродуктивный.
-Методы – словесные , наглядные , практические.
Цель: Сформировать знания о фактах свидетельствующих в пользу эволюции .Повторить материал и проконтролировать знания учащихся по теме «Возникновение и развитие дарвинизма».
•Развивать умения работать самостоятельно , выполняя лабораторную работу.
Воспитательня :
•Воспитание коммуникативной культуры учащихся;
•Воспитание бережного отношения к природе .
Оборудование : демонстрационный материал по биологии, презентация , мультимедиа, оборудование для лабораторной работы.
1.Актуальные знания по теме :
«Возникновение и развитие дарвинизма»
1.1 Решение задач ( по карточкам )
1.1.1.Дайте объяснение с эволюционных позиций следующему выражению : «Отбору подвергаются не отдельные гены , а целостные фенотипы .Фенотип выступает не только объектом отбора , но и выполняет роль передатчика наследственной информациив поколениях»
1.1.2.Если на рыльце пестика случайно попадёт пыльца чужого вида растения , то она не прорастает. У разных видов дрозофилы после спаривания может происходить гибель мужских гамет в половых путях самки из-за иммунологической несовместимости. Как называются такие механизмы и каково их значение для эволюционного процесса ?
1.2. Беседа по вопросам.
1. Какой из видов борьбы за существование протекает более остро ? Почему ?
2. Какая форма ЕО действует обычно в популяциях видов , обитающих в относительно неизменных условиях среды ? Дайте ей характеристику .
3. Если в результате ЕО погибают , прежде всего , особи , уклоняющиеся в своём строение от нормы , то какая форма ЕО может иметь место в данном случае? Дайте ей характеристику .
1.3. Повторение опорных терминов .
Эволюция
Наследственность
Изменчивость
Борьба за существование
Естественый отбор
2.Основная часть .
2.1. Понятие вида .
Понятие вид ввёл английский ботаник Рей в конце 17 веке. (слайд №2)К.Линней считал, что число видов постоянно , виды неизменны и изначально целесообразны
(слайд № 3) . Ж.Б.Ламарк , увлёкшись идеей о градации , о постепенном и всеобщем изменении видов и превращений их в другие виды , одно время даже отрицал реальность существования видов в природе. (слайд № 4) Но виды существуют во времени , они возникают , распространяются , могут сохраняться в одних условиях длительное время и или исчезают , или образуют новые виды.
Вид- совокупность особей , обладающих наследственным сходством морфологических , физиологических , и биохимических особенностей , свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство , приспособленных к определённым условиям жизни и занимающим в природе определённую область – ареал ( слайд № 5 ) .
Вид является основной категорией биологической классификации.
2.2.Критерии вида :
Признаки по которым виды отличаются друг от друга , называются критериями вида (слайд № 6).
Морфологический : внешнее сходство особей , относящихся к одному виду(слайд №7).
Но иногда особи одного вида очень сильно отличаются ( болонка и ливретка )(слайд № 8) или , наоборот, есть виды – двойники , которые не скрещиваются , генетически изолированы ( два вида чёрных крыс 38 и 42 хромосомы ) (слайд № 9 ). Следовательно , для определения видовой принадлежности одного морфологического критерия
недостаточно .
Генетический : для каждого вида характерен свой хромосомный набор. ( слайд № )
Виды обычно отличаются по числу и строению хромосом .Именно этот критерий обеспечивает генетическую изоляцию , нескрещиваемость между особями разных видов. Но иногда и этот критерий подводит , так как плодовитое потомство может появляться при скрещивание особей относящихся к разным видам. ( слайд № )
Физиологический : сходство , физиологических процессов особей одного вида . Особенно важны отличия в физиологии размножения , в строение полового аппарата , в сроках размножения ( слайд № ).
Биохимический : сходство белков и НК особей одного вида или близких видов .
( слайд № ) Например гемоглобин шимпанзе по последовательности аминокислот не отличается от гемоглобина человека .
Географический:- это территория на которой обитает данный вид (ареала ).(слайд № )
У некоторых видов эндемиков ареал не большой , есть виды – космополиты , распространённые повсеместно .
Экологический : каждый вид приспособлен к определённым условиям существования , к определённым факторам окружающей среды ( слайд № ). Например ,белый медведь приспособлен к одним экологическим факторам , бурый – к другим .
Для установления видовой принадлежности нельзя опираться на один из критериев , необходимо учитывать их совокупность .
2.3.Популяция
Население любого вида распределено в пространстве крайне неравномерно , группами. Это объясняется разностью условий в пределах ареала , занимаемого видом
( ареал может быть большим и маленьким . Он сравнительно невелик , например , для видов , обитающих в Байкале , а для серой вороны он огромен и охватывает всю Восточную Европу и Западную Сибирь).К тому же внутри ареала могут быть самые разнообразные преграды ( реки, горы , пустыни ). Они препятствуют свободному скрещиванию особей одного и того же вида .
Для эволюции важны группы особей,длительное время сохраняющие устойчивость.
Подобные группы называют популяциями.
Популяция ( от греч. population – народ , население ) – совокупность особей одного вида, обладающих генофондом и занимающих определённую территорию , существующая относительно изолированно от других популяций ( термин был введён в науку В.Иогансеном в 1903 году ) . Генофонд – это совокупность всех генов всех особей данной популяции.
Таким образом , вид в пространстве представлен совокупностью популяций и по этой причине популяцию называют структурной единицей вида .
Популяция обладает определенными признаками :
• свободное скрещивание особей ;
• долгое проживание в одном ареале ;
• относительная обособленность от других популяций своего вида.
Внутри популяции происходит мутационный процесс , а в результате полового размножения происходит распространение возникающих мутаций по популяции . Мутации попадают под контроль естественного отбора , и генофонд популяции, состоящий из генотипов отдельных особей , постоянно изменяется . Относительная изоляция одной популяции от другой даёт возможность сохранить изменённый генофонд , если отличия становятся резкими , то образуется подвид , а если возникает репродуктивная изоляция – новый вид. ( слайд № )
Популяция –совокупность особей , длительно проживающих на определённой части ареала относительно обособленно от других совокупностей. ( слайд № )
2.4. Многообразие видов растений и животных на Земле ; тенденции уменьшения видов, её причины (сообщения учащихся ) .
2.5. Охрана видов .
Проведение мероприятий в нашей стране по сохранению видов : создание Красной книги , заказников , заповедников , национальных парков , службы слежения в биосферных заповедниках , принятие законов об охране природы , статьи в Конституции РФ (сообщения учащихся ) .