kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Концепция вида, его критерии.Популяция -структурная единица вида и эволюции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель :Сформировать знания о фактах свидетельствующих в пользу эволюции, дать характеристику критериям вида, развивать умения работать самостоятельно выполняя лабораторную работу.

1.Актуализация знаний по теме " Возникновение и развитие дарвинизма ".

2. Основная часть 2.1. Вид и его критерии 2.2.Популяция 2.3.Охрана видов ( сообщения учащихся).

3.Закрепление.Выполнение лабораторной работы :"Вид его критерии и структура ".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Концепция вида, его критерии.Популяция -структурная единица вида и эволюции.»

План конспекта к уроку

Концепция вида ,его критерий. Популяция – структурная единица вида и эволюции.

-Форма урока : комбинированный

-Вид деятельности : проблемно-поисковый и репродуктивный.

-Методы – словесные , наглядные , практические.

Цель: Сформировать знания о фактах свидетельствующих в пользу эволюции .Повторить материал и проконтролировать знания учащихся по теме «Возникновение и развитие дарвинизма».

Задачи:

Обучающая:

•Дать краткую характеристику биохимических , эмбриологических ,сравнительно-анатомических , палеонтологических и биогеографических доказательств эволюции.

•Дать понятие вид, критерии вида, популяция.

•Закрепление понятийного материала.

Развивающая :

•Развить умение делать выводы и обобщать ;

•Развивать умение применять знания на практике;

•Развивать умения работать самостоятельно , выполняя лабораторную работу.

Воспитательня :

•Воспитание коммуникативной культуры учащихся;

•Воспитание бережного отношения к природе .

Оборудование : демонстрационный материал по биологии, презентация , мультимедиа, оборудование для лабораторной работы.

1.Актуальные знания по теме :

«Возникновение и развитие дарвинизма»

1.1 Решение задач ( по карточкам )

1.1.1.Дайте объяснение с эволюционных позиций следующему выражению : «Отбору подвергаются не отдельные гены , а целостные фенотипы .Фенотип выступает не только объектом отбора , но и выполняет роль передатчика наследственной информациив поколениях»

1.1.2.Если на рыльце пестика случайно попадёт пыльца чужого вида растения , то она не прорастает. У разных видов дрозофилы после спаривания может происходить гибель мужских гамет в половых путях самки из-за иммунологической несовместимости. Как называются такие механизмы и каково их значение для эволюционного процесса ?

1.2. Беседа по вопросам.

1. Какой из видов борьбы за существование протекает более остро ? Почему ?

2. Какая форма ЕО действует обычно в популяциях видов , обитающих в относительно неизменных условиях среды ? Дайте ей характеристику .

3. Если в результате ЕО погибают , прежде всего , особи , уклоняющиеся в своём строение от нормы , то какая форма ЕО может иметь место в данном случае? Дайте ей характеристику .

1.3. Повторение опорных терминов .

Эволюция

Наследственность

Изменчивость

Борьба за существование

Естественый отбор

2.Основная часть .

2.1. Понятие вида .

Понятие вид ввёл английский ботаник Рей в конце 17 веке. (слайд №2)К.Линней считал, что число видов постоянно , виды неизменны и изначально целесообразны

(слайд № 3) . Ж.Б.Ламарк , увлёкшись идеей о градации , о постепенном и всеобщем изменении видов и превращений их в другие виды , одно время даже отрицал реальность существования видов в природе. (слайд № 4) Но виды существуют во времени , они возникают , распространяются , могут сохраняться в одних условиях длительное время и или исчезают , или образуют новые виды.

Вид- совокупность особей , обладающих наследственным сходством морфологических , физиологических , и биохимических особенностей , свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство , приспособленных к определённым условиям жизни и занимающим в природе определённую область – ареал ( слайд № 5 ) .

Вид является основной категорией биологической классификации.

2.2.Критерии вида :

Признаки по которым виды отличаются друг от друга , называются критериями вида (слайд № 6).

Морфологический : внешнее сходство особей , относящихся к одному виду(слайд №7).

Но иногда особи одного вида очень сильно отличаются ( болонка и ливретка )(слайд № 8) или , наоборот, есть виды – двойники , которые не скрещиваются , генетически изолированы ( два вида чёрных крыс 38 и 42 хромосомы ) (слайд № 9 ). Следовательно , для определения видовой принадлежности одного морфологического критерия

недостаточно .

Генетический : для каждого вида характерен свой хромосомный набор. ( слайд № )

Виды обычно отличаются по числу и строению хромосом .Именно этот критерий обеспечивает генетическую изоляцию , нескрещиваемость между особями разных видов. Но иногда и этот критерий подводит , так как плодовитое потомство может появляться при скрещивание особей относящихся к разным видам. ( слайд № )

Физиологический : сходство , физиологических процессов особей одного вида . Особенно важны отличия в физиологии размножения , в строение полового аппарата , в сроках размножения ( слайд № ).

Биохимический : сходство белков и НК особей одного вида или близких видов .

( слайд № ) Например гемоглобин шимпанзе по последовательности аминокислот не отличается от гемоглобина человека .

Географический:- это территория на которой обитает данный вид (ареала ).(слайд № )

У некоторых видов эндемиков ареал не большой , есть виды – космополиты , распространённые повсеместно .

Экологический : каждый вид приспособлен к определённым условиям существования , к определённым факторам окружающей среды ( слайд № ). Например ,белый медведь приспособлен к одним экологическим факторам , бурый – к другим .

Для установления видовой принадлежности нельзя опираться на один из критериев , необходимо учитывать их совокупность .


2.3.Популяция

Население любого вида распределено в пространстве крайне неравномерно , группами. Это объясняется разностью условий в пределах ареала , занимаемого видом

( ареал может быть большим и маленьким . Он сравнительно невелик , например , для видов , обитающих в Байкале , а для серой вороны он огромен и охватывает всю Восточную Европу и Западную Сибирь).К тому же внутри ареала могут быть самые разнообразные преграды ( реки, горы , пустыни ). Они препятствуют свободному скрещиванию особей одного и того же вида .

Для эволюции важны группы особей,длительное время сохраняющие устойчивость.

Подобные группы называют популяциями.

Популяция ( от греч. population – народ , население ) – совокупность особей одного вида, обладающих генофондом и занимающих определённую территорию , существующая относительно изолированно от других популяций ( термин был введён в науку В.Иогансеном в 1903 году ) . Генофонд – это совокупность всех генов всех особей данной популяции.

Таким образом , вид в пространстве представлен совокупностью популяций и по этой причине популяцию называют структурной единицей вида .

Популяция обладает определенными признаками :

• свободное скрещивание особей ;

• долгое проживание в одном ареале ;

• относительная обособленность от других популяций своего вида.

Внутри популяции происходит мутационный процесс , а в результате полового размножения происходит распространение возникающих мутаций по популяции . Мутации попадают под контроль естественного отбора , и генофонд популяции, состоящий из генотипов отдельных особей , постоянно изменяется . Относительная изоляция одной популяции от другой даёт возможность сохранить изменённый генофонд , если отличия становятся резкими , то образуется подвид , а если возникает репродуктивная изоляция – новый вид. ( слайд № )

Популяция –совокупность особей , длительно проживающих на определённой части ареала относительно обособленно от других совокупностей. ( слайд № )

2.4. Многообразие видов растений и животных на Земле ; тенденции уменьшения видов, её причины (сообщения учащихся ) .

2.5. Охрана видов .

Проведение мероприятий в нашей стране по сохранению видов : создание Красной книги , заказников , заповедников , национальных парков , службы слежения в биосферных заповедниках , принятие законов об охране природы , статьи в Конституции РФ (сообщения учащихся ) .

3.Закрепление

3.1. Выполнение лабораторной работы :

«Вид , его критерии и структура»

4.Задание на дом

Изучить текст параграфа , ответить на вопросы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Концепция вида, его критерии.Популяция -структурная единица вида и эволюции.

Автор: Акользина Анна Николаевна

Дата: 04.11.2015

Номер свидетельства: 247958


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства