kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок здоровья "Яблоки и мед"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок расширяет представление обучающихся о веществах, развивает интерес к познанию химии и биологии, демонстрирует значение наук в жизни современного общества, повышает общий уровень культуры обучающихся. В ходе урока обучающиеся совместно с ведущим  и научным специалистом выясняют пользу яблок и меда, как продуктов питания, и подтверждают теоретические данные на опытах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок здоровья "Яблоки и мед"»

Урок здоровья «Яблоки и мед».

(яблоки и мёд с химической точки зрения, их воздействие на организм)


Цели: - расширение представлений учащихся о веществах;

- развитие интереса к познанию химии, биологии;

- демонстрация значения наук в жизни современного общества;

- повышение общего уровня культуры обучающихся.

Оборудование: яблоки разных сортов, настойка йода, уксусная кислота, крахмал, вода, пробирки, чашки Петри, разные сорта мёда.

Ход урока.

Ведущий: Что такое здоровье знают все. Всем также известно, насколько полезны для нашего организма яблоки и мед. А что такое химия? Часто мы слышим: «Там же одна химия!». Неужели химия приносит только вред? Конечно же нет! Сегодня мы рассмотрим яблоки и мед с химической точки зрения, поговорим об их химическом составе и биологическом значении для человека.

Сегодня у нас в гостях научный специалист в области питания, то кто знает о яблоках и мёде всё.

Поговорим о яблоках. Чем же полезны яблоки? Кто знает о яблоках всё? Выходите. (Выходит обучающийся, рассказывает всё, что знает о яблоках).

Научный специалист: На определенном этапе развития науки всестороннему изучению были подвергнуты яблоки. Ученые исследовали их состав и воздействие на организм человека. В специализированных лабораториях был изучен химический состав яблок. Было установлено, что в любом яблоке есть витамины В1, В2, В5, РР, С, К, Е, Р, каротин. Витамин Е в сочетании с витаминами А и С помогает организму противостоять раковым заболеваниям. Витамин РР оказывает укрепляющее действие на капилляры. В нем нуждаются люди, страдающие гипертонией. Также яблоки с высоким содержанием витамина РР полезны людям с повышенной ломкостью кровеносных сосудов (склерозом). Яблоки рекомендуют употреблять при заболеваниях выделительной системы, так как они выводят из организма мочевые камни оксалаты.

Ведущий: А ещё говорят, что кроме витаминов, в яблоках есть минеральные вещества. Что вы можете сказать об этом? (вопрос к обучающимся). А что же нам скажет специалист?

Научный специалист: Большое значение для организма имеет соотношение ионов калия и натрия в клетках. В свежих овощах и фруктах всегда много калия и мало натрия. Натрий, как известно, задерживает воду в организме, а калий, наоборот, способствует её удалению. Тем самым калий способствует снижению повышенного артериального давлении. Вот почему увеличение потребления овощей и фруктов, и в частности яблок, можно рассматривать как существенную меру предупреждения болезней сосудов головного мозга.

В яблоках также содержится железо, фосфор, магний, сера, бор, ванадий, йод, медь, молибден, фтор, хром, цинк.

Ведущий: А давайте определим, есть ли в наших яблоках железо?

(Опыт с яблоками на определение железа).

Вывод: не все яблоки богаты железом.

Вопросы обучающихся: Что такое пектины и есть ли они в яблоках?

Ведущий: А давайте спросим у нашего специалиста.

Научный специалист: Да в яблоках содержатся пектиновые вещества. Пектины – это высокомолекулярные углеводы, которые содержатся в клеточном соке. Пектиновые вещества не перевариваются в желудочно-кишечном тракте. Они адсорбируют ядовитые вещества, которые затем выводятся из организма. Именно поэтому сырые тертые яблоки – одно из лучших средств от расстройства желудка. Способствует лечению таких заболеваний наличие в яблоках, особенно в антоновке, антимикробных соединений типа лизоцима. Также пектины обладают способностью связывать и выводить из организма ядовитые тяжёлые металлы (медь, свинец, кобальт). Поэтому яблочная диета полезна людям, которые работают на вредных производствах.

Ведущий: А правда ли, что яблоки можно употреблять людям, страдающим сахарным диабетом? Ведь там есть углеводы?

Научный специалист: В яблоках содержится сбалансированный комплекс сахаров. Глюкоза, фруктоза и сахароза не вызывают перенасыщение крови сахаром, поэтому потребление яблок не противопоказано людям, страдающим сахарным диабетом.

Ведущий: О яблоках можно говорить ещё долго. Но на самые главные вопросы мы получили ответы. А теперь пришло время поговорить о мёде. Мед, легче усваивающийся организмом, чем обычный сахар, - ценный диетический продукт. Известно множество диетических блюд, содержащих мед. Наибольшую ценность из них представляют те, приготовление которых не требует нагревания выше 60 С. Например, полезно добавлять мед к различным кашам.

Обращение к обучающимся: А что же такое мёд и кто его вырабатывает? Выходите. (Выходит обучающийся и рассказывает о жизни пчел и выработке мёда).

Сообщение обучающегося: Мёд – продукт, вырабатываемый медоносными пчелами, главным образом, из нектара цветущих растений. Пчелы живут семьями. В каждом улье живет одна семья, которая состоит из одной матки, нескольких сотен трутней (пчел-самцов) и нескольких десятков тысяч рабочих пчел-тружениц. Пчелиная матка откладывает яйца, роль трутней сводится лишь к её оплодотворению. Наиболее разнообразную работу в пчелиной семье выполняют рабочие пчелы. Они ухаживают за маткой, вскармливают личинок, поддерживают чистоту и порядок в улье, строят соты, собирают цветочную пыльцу, которую переносят в улей, укладывают в сотовые ячейки и заливают мёдом. Наконец, пчелы-труженицы собирают с медоносных растений нектар, который и служит исходным продуктом для получения мёда. Чтобы получить 100 г мёда, пчела должна собрать нектар почти с миллиона цветков. Пчела-труженица собирает нектар в свой медовый желудочек, затем несет в улей, где передаёт его пчеле-приемщице. Пчела-приемщица многократно выпускает капельку нектара на хоботок и снова заглатывает её. При этом значительная часть воды, содержащейся в нектаре, испаряется. Затем, пчела помещает капельку нектара в свободную ячейку сот, а другие пчелы переносят её много раз из одной ячейки в другую. Испарение воды продолжается, нектар густеет и превращается в мёд.

Ведущий: Таким образом, мёд – продукт превращения нектара. А что же входит в состав меда? Спросим у нашего специалиста.

Научный специалист: Мед почти полностью состоит из нектара растений, только некоторые компоненты попадают в мед из организма пчелы. В состав меда входит более 300 различных веществ, основу его составляют простые сахара - глюкоза и фруктоза. В меде содержится до 20 аминокислот, из витаминов преобладают В1, В2, В6,РР, С, К, Е. Кроме витаминов и углеводов в состав меда входят ферменты: инвертаза, диастаза, каталаза, кислая фосфатаза и др. Ферменты попадают в мед как с пыльцой медоносных растений, так и из организма пчел (главным образом, глоточных желез). Из минеральных веществ в состав меда входят соли кальция, натрия, магния, железа, серы, йода, хлора, фосфора. Следует подчеркнуть, что количество многих минеральных веществ в меде почти такое же, как и в крови человека. Кальций, например, является составной частью костной ткани, железо входит в состав гемоглобина крови и т.д. Мед содержит и микроэлементы, такие, как марганец, кремний, алюминий, бор, хром, медь и др. Микроэлементам принадлежит огромная роль в нормальной деятельности многих систем. Так, например, медь необходима для нормального кроветворения и при её недостатке развивается малокровие. Йод требуется для нормальной работы щитовидной железы. Мед включает и ряд органических кислот (яблочная, винная, лимонная, молочная, щавелевая).

Ведущий: А давайте определим наличие в меде фермента диастазы, чтобы знать, как в домашних условиях отличить натуральный мед от искусственного. ( Проведение опыта на наличие диастазы в меде).

Описание опыта: в пробирку налить 10 мл водного раствора меда (1:2), прибавить немного 1 % -ного раствора крахмала, взболтать и поместить смесь на час в водяную баню с t=45 C.после чего в охлажденную пробирку добавит 1-2 капли настойки йода. Если мед натуральный, смесь окрасится в синий цвет.

Вопрос обучающегося: На столе стоят разные образцы меда и темный и светлый, даже янтарный. От чего зависит такое разнообразие?

Ведущий: А давайте спросим у ребят и проконсультируемся у специалиста.

Научный специалист: Цвет и название меда зависят от вида растений, с которых собран нектар. Например, гречишный, подсолнечниковый, донниковый, липовый, вересковый. Название меда также может быть связано с местностью, где пчелы собирают нектар (к примеру, луговой, лесной, дальневосточный). По видам мед делят на монофлерный и полифлерный. Мед называется монофлерным (липовый, гречишный), если 40 % нектара собрано с одного медоноса. Максимум эти проценты могут доходить до 60–ти, так как пчелу невозможно заставить летать только на один вид медоносов. Кроме того период сбора такого меда должен совпадать с периодом цветения только одного растения. Полифлерный мёд (лесной, полевой, горный, степной) – сборный мед, вырабатываемый пчелами из нектара, собранного с растений разных видов.

Вопрос обучающегося: Я слышал, что есть «пьяный» мед. Что это такое?

Научный специалист: Ядовитый мед назван «пьяным» в народе за сходство признаков отравления этим медом с признаками алкогольного опьянения. При употреблении 20 - 100 г такого меда наблюдается повышение t тела, обильное потоотделение, мышечные боли, расширение зрачков, общая слабость и даже потеря сознания. Такой мед собирали пчелы с ядовитых растений. Если нагреть «пьяный» мед до t 60 C, то все отрицательные свойства исчезают.

Вопрос обучающегося: А почему иногда мед расслаивается?

Ведущий: Может быть, кто-то из аудитории попытается ответить на этот вопрос? Попросим помощи у специалиста.

Научный специалист: Иногда при хранении меда обнаруживаются два слоя – снизу закристаллизовавшийся, а сверху сиропоподобный. Это указывает на незрелость меда, на его повышенную влажность. Такой мед не пригоден для длительного хранения. Мед нужно правильно хранить. Лучше всего в деревянной, стеклянной, керамической или пластмассовой таре. Мед очень гигроскопичен, поэтому его нужно хранить при температуре 5 –10 С в сухом, хорошо проветриваемом помещении.

Ведущий: Давайте попробуем определить качество меда имеющихся образцов. (Эксперимент на определение зрелости меда, его качества, помогают провести обучающиеся).

Методы определения качества меда:

  1. Для того, чтобы определить зрелость жидкого (не засахарившегося, свежего) меда, в него опускают ложку и начинают вращать его. Незрелый мед стекает с ложки, а зрелый – наматывается, ложась на ложку складками, как лента.

  2. Возьмите жидкий незасахарившийся мед на пробу, опустив в емкость тонкую палочку. Если это настоящий мед, то он тянется вслед за палочкой длинной непрерывной нитью, а когда эта нить прервётся, то она целиком опустится, образуя на поверхности меда башенку, которая затем медленно разойдется. Фальшивый же мед поведет себя как клей: будет обильно стекать и падать с палочки вниз, образуя брызги.

  3. Качественный мед не должен пениться. Пенистость свидетельствует о брожении, то есть о порче мёда.

  4. Со временем мёд мутнеет и густеет (засахаривается) – это верный признак хорошего качества. Жидкий мед засахаривается через 1-2 месяца в зависимости от сорта.

Ведущий: А сейчас поговорим о пользе меда. (Ответы обучающихся).

Научный специалист: Мед обладает бактерицидным действием, усиливает обмен веществ, повышает регенерацию тканей, оказывает противовоспалительное, рассасывающее и тонизирующее действие. Мед нормализует деятельность желудочно – кишечного тракта, стимулирует работу внутренних органов, предупреждает склероз, нормализует сон, стимулирует защитные силы организма. При наружном применении было обнаружено, что мёд убивает всех микробов, стафилококков и др. Сотовым медом можно лечить катаракту глаз.

Ведущий: Я помню еще из уроков истории, что мед использовали при бальзамировании трупов. Так, в одной из египетских пирамид был обнаружен сохранившийся труп младенца, помещенный в сосуд с медом. А в годы ВОВ медом смазывали наружные раны, чтобы предотвратить загноение. Может быть, кто-то поделится рецептами лечения медом?

Рецепты лечения медом:

- Мед нейтрализует спирты, поэтому им можно вылечит алкоголизм. Нужно давать столовую ложку меда каждые полчаса выпившему человеку, в каком бы состоянии он не находился. При этом вырабатывается отвращение к спиртному.

- Мед прекрасная профилактика стоматитов, гингивитов и кариеса. Нужно жевать мед в сотах до полного исчезновения медового привкуса. Затем, брать и жевать новую порцию сотового меда.

- Медом можно лечить заболевания верхних органов дыхания. Для этого 1 столовую ложку меда нужно рассасывать во рту маленькими дозами, как конфетку, стараясь, чтобы он максимально пребывал во рту и гортани. Не ранее чем через 20 мин можно выпить чая.

- Если зубы смазывать мёдом 3-4 раза в месяц, то они становятся белыми.

Ведущий: Таким образом, и яблоки, и мёд широко используют в лечебных целях, для приготовления разнообразных блюд, в косметологии.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Урок здоровья "Яблоки и мед"

Автор: Береснева Татьяна Евгеньевна и Ефремова Ольга Николаевна

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312495

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Конспект урока по химии: «Роль металлов и их соединений в природной среде и в живых организмах (биогенны и загрязнители). "
    ["seo_title"] => string(132) "konspiekt-uroka-po-khimii-rol-mietallov-i-ikh-soiedinienii-v-prirodnoi-sriedie-i-v-zhivykh-orghanizmakh-bioghienny-i-zaghriaznitieli"
    ["file_id"] => string(6) "183459"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425884390"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "урок самопознания 3 класс"
    ["seo_title"] => string(23) "uroksamopoznaniia3klass"
    ["file_id"] => string(6) "285914"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454257295"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "конспект урока Гигиена питания "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-gighiiena-pitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "119435"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413428885"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Классный час "Азбука здоровья" "
    ["seo_title"] => string(30) "klassnyi-chas-azbuka-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "231124"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442390481"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект внеклассного мероприятия "День здоровья""
    ["seo_title"] => string(48) "konspekt_vneklassnogo_meropriiatiia_den_zdorovia"
    ["file_id"] => string(6) "475304"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1532541685"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства