План урока самопознания
Школа____КГУ ОШ №117__Дата__23.11___Педагог_Плохотникова О.П.__
Класс__3 «Е»_Кол-во уч-ся___37_Тема _Начало начал__________________
Ценность ____любовь____Качества __забота, понимание, помощь________
Цель: раскрыть тему «Начало начал» через выявление общечеловеческой ценности «Любовь».
Задачи:
- раскрывать значение понятий «забота», «понимание», «помощь»;
- развивать ответственность в семейных отношениях;
- воспитывать уважительное отношение к себе и другим.
Ресурсы: учебник, проектор, музыкальная композиция «Хрустальная грусть», «Родительский дом», макет конфеты, краски
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой.
Концентрация на свет.
-Поделитесь своими впечатлениями.
Проверка домашнего задания.
Стр.37-38 В.Сухомлинский «Доброго вам здоровья, дедушка!»
1. Почему дедушка одинок?
2. Почему он приходит за водой в школу?
3. Как мы можем помочь одинокому человеку?
4. Помогали ли вы когда-нибудь одинокому человеку? Расскажите об этом.
Примечания
музыка
пересказ
Позитивное высказывание (цитата).
Где любовь да совет, там горя нет.
(народная мудрость)
- Как вы понимаете это высказывание?
чтение хором, по рядам
Рассказывание истории (беседа).
Две матери
Украинская легенда-быль
В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери — Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день. Обе матери были счастливы и мечтали о будущем своих сыновей.
— Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, — говорила Белокосая мать. — Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде…
— А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, — сказала Чернокосая мать. — Чтобы никогда не забывал матери и родного дома…
Каждый день к молодым матерям приходили отцы. Одетые в белые халаты, они садились на белые скамейки и, затаив дыхание, долго смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье и изумление. Потом они сидели у кроватей своих жен и долго о чем-то шепотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем — конечно, о счастливом.
Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жен и сыновей.
Прошло тридцать лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины — Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где три десятилетия назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и еще больше горя. Мужья их погибли на фронте, защищая Родину. Но почему-то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях.
Наконец, Чернокосая мать спросила:
— Кем же стал твой сын?
— Выдающимся музыкантом, — с гордостью ответила Белокосая мать. — Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? — И Белокосая мать назвала имя музыканта.
Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим.
— А твой сын кем стал? — спросила Белокосая.
— Хлеборобом. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живем мы в селе — километров сто отсюда. У сына двое детей — мальчик трех лет и девочка недавно родилась…
— Все-таки счастье тебя обошло, — сказала Белокосая. — Твой сын стал простым, никому не известным человеком. Простой крестьянин… Их миллионы…
И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате, он сел на белую скамейку и долго о чем- то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мед, масло.
«Поправляйтесь, мама»,— сказал он на прощанье и поцеловал ее.
А к Белокосой матери никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала: «У сына сейчас концерт… Если бы не концерт, он, конечно, пришел бы… »
На второй день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далекого села. Опять он долго сидел на белой скамейке, и Белокосая мать услышала, что в поле сейчас горячая пора, работают они день и ночь…
Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой женщины светилось и морщины расправились. К Белокосой матери никто не приходил. Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, а Белокосая тихо вздыхала, боясь, чтобы ее вздохи не услышала соседка.
На третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далекого села — привез два больших арбуза, виноград, яблоки… Вместе с сыном приехал трехлетний черноглазый внук. Белокосая мать услышала, как внук рассказывал бабушке: вместе с папой он вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна.
«Я тоже буду комбайнером», — сказал мальчик, и бабушка поцеловала его… Белокосая мать в эти мгновенья припомнила, что ее сын, отправляясь в поездки, «сдавал», как говорили в семье, маленького сына в какой-то интернат…
Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебороб из далекого села, привозил сыновнюю улыбку, и казалось, мать только от той улыбки выздоравливает.
К Белокосой матери так никто и не пришел.
Прошел месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: «Теперь вы совершенно здоровая женщина. В сердце нет ни шумов, ни перебоев». А Белокосой матери врач сказал: «Вам еще надо полежать. Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком». Говоря это, врач смотрел почему-то в сторону.
За Чернокосой матерью приехал сын. Он привез несколько больших букетов красных роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались.
1. У какой матери жизнь была счастливее? Почему?
2. Как вы думаете, если человек имеет интересную и творческую профессию и очень много работает, должен ли он все равно выделить время, чтобы навещать свою маму? Почему?
3. Будете ли вы помнить о своих родителях и помогать им, когда вырастите? Почему?
4. Расскажите о том, как вы заботитесь о своих родителях?
рассказывание
Творческая деятельность, групповая работа.
Кондитерская фабрика решила выпустить новый сорт шоколадных конфет «Счастливая семья». Работа в группе по 6 человек. Из ватмана сделаю макет конфеты, ученики красками нарисуют на ней фантик.
Музыкальное сопровождение, макет конфеты, краски
Групповое пение.
Слова: М.Рябинина, музыка: В.Шаинского «Родительский дом».
плюсовка песни
Домашнее задание.
Прочитать притчу «Самое большое желание» на стр.39-40 учебника.
Заключительная минута урока.
А теперь сядьте удобно, закройте глаза, вспомните все хорошее, что было на этом уроке, всё то, о чём мы говорили на уроке, поместите все это добро в свое сердце. До свидания!